Урок литературного чтения в 3 классе.
Тема: Обобщение по разделу «Поэтическая тетрадь №2».
Цели урока: обобщить знания учащихся по пройденной теме; развивать познавательные способности детей, их интеллект, творческие способности и кругозор; воспитывать ответственность перед товарищами, умение прислушиваться к мнению окружающих.
Оборудование: жетоны, портреты: Бунина, Бальмонта, Некрасова; названия станций: «Узнавай-ка», «Разминай-ка», «Отдыхай-ка», «Поправляй-ка», «Угадай-ка», «Вспоминай-ка», «Проверяй-ка»; карточки для конкурса «Узнавай-ка», «Поправляй-ка», «Проверяй-ка» — по количеству групп; карточки с названием стихотворений, именами, фамилиями поэтов; выставка книг.
Ход урока
I. Организационный момент.
(Дети делятся на 3 группы и садятся за отдельные столики.)
Для ребят звенит звонок ,
Начинается урок.
Время даром не теряйте,
На вопросы отвечайте,
Не пройдёт ваш даром труд,
Знания пользу принесут.
II. Сообщение темы и целей:
-Ребята, сегодня мы подведём итог по изученному разделу «Поэтическая тетрадь №2», совершим небольшое путешествие по станциям в «Поэтический уголок», проверим ваши знания по изученной теме.
— В пути нам пригодятся знания, смекалка и сообразительность, внимание, память, а также взаимовыручка.
— Путешествовать мы будем тремя группами. За правильные ответы вы будете получать жетоны, а в конце урока мы подведём итог и выявим лучших знатоков изученных произведений.
— И так, в путь!
III Путешествие по станциям.
-
«Разминай-ка»
-
Мастер по приготовлению пищи. (Повар.)
-
Снежные глыбы, которые обрушиваются с гор. (Лавина.)
-
Мастер по починке часов.(Часовщик.)
-
Тот, кто любит собирать грибы.(Грибник.)
-
Еловый лес (Ельник.)
-
Листы бумаги, на которых напечатаны сообщения о жизни в стране и за рубежом. (Газета.)
-
В золотой клубочек спрятался дубочек. (Жёлудь)
-
Сосновый лес.(Сосняк. Сосновый бор.)
-
Раздел по литературе, который мы только что изучали.(Поэтическая тетрадь 2.)
2). «Узнавай-ка «.
— Вот мы оказались в Поэтическом уголке. Остановка называется «Узнавай-ка» — на доске прикрепляется карточка с названием остановки.
— Вам необходимо соотнести портрет писателя с его фамилией и полным именем.
На доске появляются портреты и карточки с фамилиями и именами.
— От каждой группы выходит представитель, но вы можете советоваться с товарищами.
Некрасов Константин Дмитриевич
Бунин Николай Алексеевич
Бальмонт Иван Алексеевич
— И так, узнали писателей, а теперь по отрывку из автобиографии определяем, о ком идёт речь .
Задание 1 группе.
Читать он научился рано и впоследствии говорил, что не помнит, как и когда именно. До 10 лет у него был домашний учитель, который увлекательно рассказывал о литературе, музыке, живописи. Под его влиянием будущий писатель приобщался к чтению книг, к занятиям живописью. По его воспоминаниям его писательская жизнь «началась должно быть в тот бесконечно давний день в нашей деревенской усадьбе в Орловской губернии, когда я, мальчик лет восьми, вдруг почувствовал горячее, беспокойное желание немедленно сочинять, что-то вроде стихов или сказки…»
(И.Бунин.)
(Дополнительное сообщение)
Писатель этот родился в обедневшей дворянской семье в имении родителей под Воронежем. До 11 лет воспитывался дома, а в 1881 году поступил в Елецкую уездную гимназию, но через 4 года из-за финансовых затруднений семьи вернулся домой, где продолжил образование под руководством брата. Он с увлечением читал Пушкина, Гоголя, Лермонтова, а в семнадцатилетнем возрасте начал писать стихи сам. Не имея средств к существованию, он в 1891 году идет работать корректором в местную газету «Орловский вестник». В 1891 году в Орле выходит его первый сборник стихотворений. Долгим и нелегким был его путь в поэзии. Бунин умер в Париже и похоронен на Русском кладбище.
Задание 2 группе.
Первые 10 лет своей жизни он прожил в деревне и потом часто вспоминал об этом времени:
Я вспоминал. Младенческие годы.
Деревня, где родился я и рос.
Мой старый сад. Речонки малой воды.
В огнях цветов береговой откос.
Первые свои стихи он сочинил в 9 лет. Им создано 35 поэтических сборников, написано 20 книг. В историю русской литературы он вошел и как переводчик (он переводил на русский язык американскую, немецкую, болгарскую, литовскую, армянскую, испанскую, грузинскую литературу).
(Дополнительное сообщение)
Для своей дочери Нины он сочинил «Фейные сказки».В стихотворных сказках К.Бальмонта среди «мошек и букашек», пьющих капельки с ромашек», живёт нежная фея, «занятая делом», она проверяет росинки, разрешает споры между насекомыми и растениями.
Солнечной Нинике со светлыми глазками –
Этот букетик из тонких былинок.
Ты позабавишься фейными сказками,
После- блеснешь мне зелеными глазками,
В них не хочу я росинок.
Вечер далек, и до вечера встретится
Много нам: гномы, и страхи, и змеи.
Чур, не пугаться – а если засветятся
Слезки, пожалуюсь Фее.
Задание 3 группе.
Это поэт, прозаик, критик, издатель. Родился в селе Немирово Каменец-Подольской губернии. Детство поэта прошло на Волге, близ Ярославля. Отец его отставной офицер, был жестоким помещиком, внушавшим страх крестьянам и собственной семье
(Дополнительное сообщение)
Детство и юность великого русского поэта прошло на Волге. Еще ребенком увидел Некрасов, которые согнувшись медленно брели вдоль реки и тянули за собой тяжелую баржу. Их изнурительный безрадостный труд волновал мальчика до слез. Очень рано он испытал то острое сочувствие к людским страданиям, которое и сделало его великим русским поэтом-гражданином. Он посвятил всю свою жизнь борьбе за освобождение народа, за его счастье. Некрасов призывал каждого быть гражданином – борцом за свободу, за счастье народа. «Поэтом можешь ты не быть, но гражданином быть — обязан»,- писал он.
3) «Поправляй-ка»
Текст стихотворения записан на доске, а слова-рифмы – на карточках. Детям раздаются тексты со стихотворением и даётся время на обдумывание.
— Попробуйте восстановить текст стихотворения Бунина по рифмам: метели – ели, сияет – тает, берёз – Мороз.
Ночью в полях, под напевы … (метели),
Дремлют, качаясь, березки и … (ели)…
Месяц меж тучек над полем …(сияет), —
Бледная тень набегает и … (тает)…
Мнится мне ночью: меж белых … (берез)
Бродит в туманном сиянье … (Мороз).
— Давайте прочтём получившееся стихотворение.
— Как вы понимаете значение слова «мнится»?
МНИТСЯ – предполагается, кажется, мерещится.
4) «Отдыхай-ка» физминутка
5) «Угадай-ка»
— Вам необходимо определить из какого стихотворения эти строки, найти произведение в учебнике и зачитать четверостишье.
1.Видят они не огни, а таинственный
Вечных созвездий узор золотой…
-
Славная осень! Здоровый, ядрёный
Воздух усталые силы бодрит…
3. Родилась на воле, залила луга,
Затопила поле, стёрла берега.
4.Вот след его. Здесь натоптал тропинок,
Здесь ёлку гнул и белым зубом скрёб…
5. … Идёт – по деревьям шагает,
Трещит по замёрзлой воде…
6. … Было потехи у баб, ребятишек
Как прокатил я деревней зайчишек…
6) «Вспоминай-ка»
— А теперь, выберите стихотворение, которое вам больше всего понравилось и прочитайте его выразительно.
7) «Сочиняй-ка»
-Как вы думаете, чем мы займёмся на этой станции? Правильно! Мы попробуем сочинить строчки по заданным рифмам.(мороз-нос; солнце-оконце; лужа-стужа)
8) «Проверяй-ка».
— Мы обобщили ваши знания по разделу «Поэтическая тетрадь №2», а теперь пришло время проверить их (тестовая работа).
Тест
1. В стихотворении «Славная осень!..» Некрасов сравнивает листья с…
а) постелью;
б) ковром;
в) паласом.
2. Кто автор этих строк?
«Идёт-по деревьям шагает,
Трещит по замёрзлой воде,
И яркое солнце играет
В косматой его бороде…»
а) Бальмонт
б) Н.Некрасов ;
в) И.Бунин.
3. Автором какого из стихотворений является И.А.Бунин?
а) Полевые цветы;
б) Дед Мазай и зайцы;
в) Золотое слово.
4. В каком стихотворении И.А.Бунина говорится о «солнечных палатах»?
а) Полевые цветы;
б) Детство;
в) Густой зелёный ельник у дороги.
5. В каких строках И.А. Бунина говорится о полевых цветах?
а) «Пышно цветут дорогие цветы…»
б) «Сердцу и взору родные они…»
в) «Их не пугают метели холодные…»
Ключ:1б, 2б, 3а,4б,5б
IV. Работа с выставкой книг.
— Мы завершаем наше путешествие, и в конце, я хотела бы обратить ваше внимание на выставку книг. Прочитав их, вы сможете познакомиться с новыми произведениями уже знакомых писателей.
V. Итог. Рефлексия.
— Вот мы и закончили наше путешествие.
Подсчитывание набранных балов каждой командой. Выявление команды-победителей.
-В одном из своих стихотворений И.Бунин писал:
«О счастье мы всегда лишь вспоминаем,
А счастье всюду. Может быть оно
Вот этот сад осенний за сараем
И чистый воздух, льющийся в окно…»
-Давайте и мы с вами будем радоваться каждому прожитому дню.
-А я счастлива тем, что у нас сегодня очень хорошо прошел урок, на котором вы показали свои знания, проявили творчество, сообразительность.