Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Кюсюрская средняя общеобразовательная школа»
Булунского района Республики Саха (Якутия)
Конспект урока по математике
в 5 классе.
«Транспортир. Измерение углов»
подготовила
учитель математики
Скрыбыкина Елена Петровна
Кюсюр
2010
Скрыбыкина Елена Петровна
учитель математики 2 категории
МОУ «Кюсюрская средняя общеобразовательная школа»
Булунского района Республики Саха(Якутия).
Тема: «Транспортир. Измерение углов».
Математика. 5 класс.
Тип урока: формирование новых знаний.
Цели урока:
Познакомить с терминами: центр транспортира, шкала транспортира, деление шкалы, начало отсчёта;
учить находить величину угла при помощи транспортира;
развивать память, мышление, пространственное воображение и речь учащихся, умение анализировать и делать выводы;
воспитывать умение работать в коллективе (группах, парах); воспитывать старание, прилежание и ответственность.
Оборудование:
транспортиры, угольники, карточки для самостоятельной работы.
Ход урока.
1. Организационный момент.
2. Название темы урока, постановка цели.
Сегодня мы будем продолжать работать с углами.
3. Повторение.
Дополните предложения:
-
Угол – это фигура, образованная … (двумя лучами имеющими общее начало)
-
Углы бывают…(прямые, тупые, острые, развернутые)
-
Прямой угол – это угол у которого …(один луч лежит вертикально, а другой горизонтально)
-
Острым углом называют угол, который… (меньше прямого)
-
Тупым углом называют угол, который … (больше прямого)
-
Угол обозначается … (одной или тремя буквами)
-
Стороны угла – это …(лучи)
-
Вершина угла – это …(общее начало).
Углы можно измерять как и отрезки, но не только угольником, но и другим инструментом – транспортиром.
4. Новая тема
Транспортир – это специальный чертёжный прибор для измерения углов.
На нём есть шкала, которая расположена на полуокружности.
А центр на нём отмечен чёрточкой – делением. Всего их 180.
Одно деление равно 1°.
Градус – единица измерения угла .И записывается так 1°. Градус — доля развернутого угла. Значит, развернутый угол равен , прямой угол равен , острый угол меньше , тупой угол больше , но меньше .
Мы сегодня научимся определять градусную меру угла. Рассмотрите свои транспортиры. Найдите центр, шкалу. Для того, чтобы научиться определять градусную меру познакомимся с алгоритмом:
1. Совместить вершину угла с центром на транспортире.
2. Один из лучей совместить с нулевой отметкой на транспортире.
3. Посмотреть, через какую отметку проходит другой луч, и назвать градусную меру луча.
Рассмотрим рис. 174 по учебнику. Вершина О угла АОВ находится в центре полуокружности; луч ОА проходит через нулевую отметку(начало отсчета), а луч ОВ проходит через отметку 110. Поэтому угол АОВ равен .
Если у транспортира есть две шкалы, то надо смотреть на отметку той шкалы, через ноль которой проходит одна из сторон угла.
5. Закрепление.
На доске: 1. Прочитайте: .
2. № 1649 по очереди, №1651 самостоятельно с устной проверкой.
Прочитайте «Говорите правильно» на стр. 251 учебника.
3. Самостоятельная работа (работа в парах).
Карточки. Приложение 1.
Проверка самостоятельной работы.
1 пара: задание 1.
2 пара: задание 2.
3 пара: задание 3.
4 пара: задание 4.
Вывод: острый угол меньше прямого угла, тупой угол больше прямого угла.
6. Итог урока. Рефлексия.
Выставление отметок.
С какими понятиями сегодня познакомились?
Что больше всего вам понравилось?
6. Домашнее задание: прочитать п.42, №1660, 1661,1687.
Приложение 1.
Карточки.
1. Измерьте углы и подпишите градусные величины углов.
2. Определите виды углов по заданию 1.
3. Угол, равный , является …
А) острым; Б) тупым; В) прямым; Г) развернутым.
4. По заданиям 1-3 сделайте вывод.
Использованные материалы:
1. Учебник: «Математика 5». Н.Я. Виленкин и др.
«Мнемозина», Москва, 2008 год.
2. Лекции по курсу «Методика преподавания наглядной геометрии учащимся 5-6 классов». Л.О. Рослова. 2009-2010 гг., Москва.
3. Математика по учебнику Н.Я.Виленкина и др. Волгоград, 2006г.
4. Интернет ресурсы:
http://portfolio.1september.ru/ .