Муниципальное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 18
с углублённым изучением отдельных предметов
г. Орехово-Зуево, Московская область
Конспект урока по математике
в 6 классе
«Математика и витамины»
подготовила
учитель математики МОУ СОШ №18 с УИОП
Понежа Татьяна Константиновна
г.о. Орехово-Зуево
2013
Тип урока: обобщение и систематизация знаний.
Предварительная подготовка к уроку: учащиеся по желанию готовят небольшие сообщения о витаминах.
Цели:
— образовательные: повторение действий с дробями; закрепление умений и навыков нахождения процентов от числа; применение полученных знаний при выполнении практических заданий;
— воспитательные: формирование организованности, дисциплинированности, аккуратности, навыков здорового образа жизни;
— развивающие: формирование логического мышления, познавательного интереса, умения работать с различными источниками информации.
Ход урока.
-
Организационный момент.
-
Устная работа. Давайте начнем наш урок с кроссворда. Отгадав его загадки, мы узнаем, с чем сегодня связан наш урок математики:
1
2
3
4
5
6
7
8
По горизонтали:1. Красный сапог в земле горит? (свекла)
2.Мечтал он быть Томатом
Большим аристократом,
Но его- то с давних пор
Дразнят просто …? (помидор)
3.Сто одёжек, все — без застёжек? (капуста)
4. Знают этот фрукт детишки.
Любят есть его мартышки.
Родом он из жарких стран
В тропиках растёт …? (банан)
5.Сверху зелено,
Снизу красно,
В землю вросло? (морковь)
6. Жёлтый цитрусовый плод
В странах солнечных растёт
Но на вкус кислейший он,
А зовут его …? (лимон)
7.Далеко на юге где-то
Он растёт зимой и летом.
Удивит собою нас
Толстокожий …? (ананас)
8. В огороде – жёлтый мяч.
Только не бежит он вскачь,
Он как полная луна.
Вкусные в нём семена? (тыква)
По вертикали: в выделенных клетках мы увидим слово с которым связаны задачи нашего урока сегодня. Правильно, это витамины.
3. Работа по теме урока.
Известно около полутора десятков витаминов. Они необходимы для полноценной жизни человека. В организм человека они поступают главным образом с пищей. Сегодня на уроке мы рассмотрим только некоторые из них и будем решать задачи. Давайте вспомним единицы измерения массы: 1мг = 0,001г
1мкг = 0,000001г
Прошу обращать внимание на разные единицы измерения при решении задач и при необходимости осуществлять переход между ними. Итак, начинаем:
Витамин А (ретинол) предохраняет от куриной слепоты и слабого зрения, повышает сопротивляемость инфекциям органов дыхания, способствует росту и укреплению костей, здоровью кожи, волос, зубов. Лучшие его натуральные источники – рыбий жир, печень, морковь, яйца, молоко.
Задача 1
Известно, что в 100 г говяжьей печени содержится 8,2 мг витамина А, а его суточная норма потребления для подростков – около 800 мкг. Сколько граммов печени составит суточную норму? (9,8 г)
Витамин В1 (тиамина хлорид) способствует росту, нормализует работу нервной системы, мышц и сердца. Содержится более всего в цельной пшенице, сухих дрожжах, большинстве овощей, молоке.
Задача 2
В 100г пшеничного хлеба содержится 0,27 мг витамина В1, в 300 г помидоров – 0,18мг, а в 200г сливочного масла – 0,3 мг. Определите минимальную необходимую массу каждого продукта отдельно для удовлетворения суточной потребности в данном витамине, составляющей для подростка 1,3 мг? ( 481,5г хлеба или 2,2кг помидоров или 866,7г масла)
Витамин В2 (рибофлавин) сохраняет здоровыми кожу, ногти, волосы, улучшает зрение, способствует росту. Лучшие натуральные источники – молоко, печень, сыр, рыба, яйца.
Задача 3
1000г коровьего молока содержит суточную норму потребления витамина В2 для подростка, составляющую 1,5 мг. Сколько миллиграммов этого витамина содержится в 100 г жирного творога, если содержание В2 в нем в два раза выше, чем в молоке? (0,3 мг)
Витамин С (аскорбиновая кислота) необходим для заживления ран, ожогов, предохраняет от многих вирусных и бактериальных инфекций, увеличивает продолжительность жизни. Больше всего содержится в цитрусовых, ягодах, зеленых овощах, помидорах, картофеле.
Задача 4
Содержание витамина С в лимоне 40 мг на 100 г продукта, а шиповника – в 117,5 раз больше. Найти массу лимона и шиповника, которые достаточно употреблять каждый день по отдельности, чтобы восполнить суточную норму в 50 мг? (125 г лимона или 1,1 г шиповника)
Витамин Д («витамин солнца») организм получает посредством солнечного света или с пищей. Необходим для укрепления костей и зубов, при совместном приеме с витаминами А и С помогает профилактике простудных заболеваний. Содержится больше всего в рыбьем жире, молоке.
Задача 5
Содержание витамина Д в курином яйце составляет 2,2 мкг на 100 г продукта, молока – 0,05 мкг. Определите минимальное количество яиц и молока в отдельности, необходимых для удовлетворения суточной потребности организма в 2,5 мкг витамина Д(масса одного яйца – 60 г)?
(2 яйца или 5000г молока)
Витамин Е(токоферол) снижает утомляемость, ускоряет заживление ожогов. Лучшие натуральные источники – растительные масла, листовая зелень, цельные злаки, яйца.
Задача 6
Содержание витамина Е на 100 г подсолнечного масла составляет 67мг, в моркови – 0,63 мг. Суточная потребность для подростка составляет 10 мг. Удовлетворит ли эту потребность блюдо, приготовленное из 200г свежей моркови и 2 соловых ложек подсолнечного масла? В одной столовой ложке умещается 20 г масла. (28,1 мг; да)
Витамин К (менадион) помогает в предупреждении внутренних кровоизлияний, способствует правильной свертываемости крови. Содержится больше всего в йогурте, яичном желтке, соевом масле, рыбьем жире.
Задача 7
В 100 г земляники содержится 0,12 мг витамина К. Суточная потребность потребления витамина К для подростка составляет 45 мкг. Какое минимальное количество этой ягоды в граммах достаточно съесть, чтобы восполнить необходимую норму? (37,5 г)
-
Проверим себя. Задание: соединить название витаминов и их значение –
Витамин А предохраняет от куриной слепоты и слабого зрения, повышает
сопротивляемость инфекциям органов дыхания.
Витамин В1 необходим для заживления ран, ожогов, предохраняет от многих вирусных и
бактериальных инфекций.
Витамин В2 снижает утомляемость, ускоряет заживление ожогов.
Витамин С помогает в предупреждении внутренних кровоизлияний, способствует
правильной свертываемости крови.
Витамин Е способствует росту, нормализует работу нервной системы, мышц и сердца.
Витамин К сохраняет здоровыми кожу, ногти, волосы, улучшает зрение.
5. Подведение итогов. Выставление оценок. Задание на дом.
Однако одних только витаминов недостаточно, необходимы еще и минеральные вещества, такие как кальций, йод, железо и другие. Поэтому такое важное значение имеет полноценная и здоровая пища.
Сегодня на уроке мы еще раз убедились, что математика повсюду с нами рядом. Вы молодцы, справились с задачами и узнали много нового о витаминах и о их значении в нашей жизни.
Все заслужили только хорошие и отличные оценки. Спасибо за урок!
Список использованной литературы:
-
Математика 5-9 классы, Проблемное и игровое обучение / авт.-сост. Л.Р.Шафигулина- Волгоград : Учитель, 2012
-
Загадки / сост. Г.М.Науменко – М: « Планета детства»,1999
-
Миндел Э Справочник по витаминам и минеральным веществам /пер. с англ. – М: Тех. Лит., 1997