Конспект урока по математике в 6 классе
разработала учитель математики УВК «Уютненская школа-гимназия»
Костюкова Ольга Владимировна, Республика Крым , Сакский район , с.Уютное
Тема урока: Противоположные числа. Модуль числа.
Цель: закрепить понятие о противоположных числах, ввести понятие модуля числа, сформировать навык вычисления модуля отрицательных и положительных чисел. Навык решения простейших уравнений , содержащих модуль; развивать культуру математической речи, логическое мышление, расширять кругозор у учащихся.
Оборудование: карточки, магнитная доска, лото , таблички с именами выдающихся женщин-математиков и годами их жизни.
Ход урока.
-
Мотивация учебной деятельности учащихся:
За окном весна. Это слово женского рода. И, когда мы его произносим , то вспоминаем женщину, которая выступает в роли матери, сестры , бабушки, подруги. Однако, как мало мы знаем о женщинах – математиках, женщинах – ученых. Именно про женщин – математиков мы сегодня на уроке и будем говорить.
2.Активизация познавательной деятельности учащихся:
В качестве проверки домашнего задания предлагается выполнить следующее:
а) Отметьте на координатной прямой следующие точки: П( -5 ), О( 8 ), Г( 6,5), Р( 11), И( -2), А(2) ,Ф(-1). ( на координатной прямой точки образовали слово «Пифагор», небольшое сообщение учителя о жизни ученого, о школе «пифагорианцев, о том, что в его школе могли учиться только мужчины, женщинам было запрещено заниматься науками, а тем более получать образование)
б) Найдите точки, координаты которых являются противоположными числами,
в) Назовите числа, которые являются противоположными для остальных точек,
г) вычислите значение выражений: — (-7), — ( + 3 ), — ( — х ) , — ( + 2х ), — ( + 10 ) .
3. Изучение нового материала:
Из пункта А в противоположных направлениях выехали два автомобиля, один проехал 40 км , а второй – 50 км.
В(-50) О А(40)
Вопрос: Какой из них проехал больше?
Сравнивая расстояния, нас интересует лишь величина их пройденного пути , а не направление. Величина пути измеряется положительным числом. Таким образом, расстояние от точки О до В( -50) равно 50 , а расстояние от точки О до А(40) равно 40.И в том и в другом случаях расстояние будет положительным числом.
В математике слово «расстояние» принято заменять понятием «модуль»,(учащиеся знакомятся с определением модуля по учебнику).
Модулем числа а называют расстояние от точки ,изображающей это число , до начала отсчета.
Обозначают: , читают: «модуль числа а».
Вопрос: Чему равны модули противоположных чисел? и
Вывод: Модули противоположных чисел равны, т.е. = .
= , = 0
– положительное число
Вопрос: Чему равен модуль нуля? = 0 .
4. Закрепление изученного материала:
а)Устно : .
б) задание : игра-лото ( на магнитной доске в ряд расположены карточки, выполняя задание ,их переворачиваем и появляется слово «Гортензия»):
.
Ученик делает сообщение о Лепот Николь Гортензии (на доске появляется табличка):
Лепот Николь Гортензия
1723 – 1788
Б) работа с учебником на закрепление материала( разбираются примеры, уравнения с модулем, в ходе решения учитель обращает внимание на возникшие трудности в решениях).
5.Самостоятельная работа в группах :(учащиеся рассаживаются по степени подготовленности):
Карточка1
1.Какое из данных чисел противоположно числу -5?
А) о б) 5 в) -4
2.Какое число является решением уравнения: = 5
А) -5 ; 5 д) 5 г) 8
3.Найдите значение выражения: .
Д) 5 Р) 11 В) 10
4. Какое из равенств верно?
А) –(-3) = -3 И) –(+7)= -7 у) -(+6)=6
Карточка2
1.Какое из данных чисел противоположно числу 8?
А) 0 Т) — 8 Б) – 3
2. Какое число является решением уравнения = 4 ?
Л) 5 Е ) -4 ; 4 Д) 4
3. Найдите значение выражения
А) 8 И ) 2 У) 7
4.Какое из данных равенств верно?
Н) – ( -5 ) = 5 Р ) – ( + 2 ) = 2 Г ) – ( -7 ) = -7
5. между какими числами находится число -7 ?
А) -5 и -6 О ) -8 и -6 К ) 6 и 8
Карточка 3
-
Какое из утверждений верно? 2. Какое из данных равенств верно?
Г) –(-7,2) = 7,2 А) 7,2 = -7,2 Д) -7,2 = 7,2 С) –( -15) = — 15 И) – (+2) = -2 Н) – (-6)= — 6
3.Сколько целых чисел находится между числами -6,5 и 1,5 ?
О) 6 П ) 8 В) 7 К) 10
4. Решите уравнение = 18 5.Найдите значение выражения
К) 18 В) -18 Л) нет решения А) -18 ; 18 А) -13 М) 11 У) -11 Т) 13
6.Какое из данных чисел противоположно числу -5 ?
Е) 0 В) -5 Д) – ( + 5 ) И) – ( -5 )
7. Между какими двумя числами расположено число -8 ?
О) -7,5 и -6,5 Я) -9 и -7 А) -8,5 и -9
В ходе выполнения заданий из полученных вариантов ответов получают новые имена женщин-математиков: Гипатия, Теано, Бари.( учитель делает сообщения о интересных фактах из жизни этих ученых:
Теано была ученицей и внимательной слушательницей в школе Пифагора , единственной женщиной, допущенной к обучению в его школе. Это имя первой женщины-математика, которое встречается в воспоминаниях о Пифагоре.
Гипатия.Трагична судьба этой женщины. Она была дочерью александрийского математика Теана. Занималась составлением астрономических таблиц, написала комментарии к работам Аполлония и Диофанта. Есть сведения , что Гипатия изобрела ареометр – прибор для определения плотности и астролябио – прибор для определения долготы и широты в астрономии, с помощью которого можно вычислять восход и заход небесных светил. В 412 году архиепископом Александрии стал Кирилл. Он ненавидел кружок, которым руководила Гипатия. В марте 415года, когда в городе убили одного христианина, он распустил слухи, что это сделали члены её кружка. Толпа разъяренных фанатиков встретила ночью колесницу, в которой Гипатия возвращалась домой , подвергли её пыткам , а затем сожгли на костре.
Гипатия
( 370 – 415 )
Теано ( 6 век до н.э.)
Об ученом Бари ученикам предлагается составить сообщение на следующий урок самостоятельно.
6. Итог урока:
-Что называется модулем?
— Чему равен модуль отрицательного числа?
— Чему равен модуль положительного числа?
— Чему равен модуль нуля?
Загадка: Задумано отрицательное число, модуль которого равен 3 .какое это число?
Загадка: Задумано положительное число, модуль которого равен 7 . Чему равно это число?
Загадка: Задумано положительное число, модуль которого совпадает с модулем числа -4 .
Какое число задумано?
Софья Васильевна Ковалевская
1850 — 1891
А теперь еще одна загадка. Прослушайте стихотворение (ученик читает стихотворение С.В. Ковалевской) Затем ученикам предлагается прослушать эпизоды её биографии, после чего необходимо расшифровать её имя.
На доске вывешивается табличка
В этом году отмечают 163года со дня её рождения.
А
Я
О
Л
А
С
В
К
В
Е
Мы упомянули лишь несколько имен выдающихся женщин-математиков. Я надеюсь, что кто-то из вас заинтересуется математикой, и математика станет для вас делом жизни.
6. Домашнее задание: подготовить сообщение о Бари, и задания из учебника, на изученный материал.