Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
cредняя общеобразовательная школа № 4 им.И.С.Черных
634 061, г. Томск, ул. Лебедева,6, тел 26-53-46.
Методическая разработка урока в 5 классе
по теме: В САДУ ОБЫКНОВЕННЫХ ДРОБЕЙ.
Разработала: Коржова Людмила Дмитриевна
учитель математики.
2012 год
Поверь, лишь тот знаком
С душевным наслажденьем,
Кто приобрёл его трудами и терпеньем.
В. Гёте
Цель урока:
— ОБУЧАЮЩАЯ: 1) Обобщить и систематизировать знания и умения по данной теме.
2) Проверить умение применять знания обязательных результатов
обучения при решении заданий по данной теме, а также умение
применять полученные знания при решении нестандартных
заданий.
3) Ликвидировать пробелы в знаниях и умениях учащихся,
связанных с понятием ,, обыкновенной дроби,,
— РАЗВИВАЮЩАЯ: Повышение интереса к предмету, с помощью интерактивных
методов в обучении на уроках математики.
— ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ: Развитие личностных качеств учащихся, их коммукативных
характеристик, чувства товарищества, ответственность каждого
учащегося за выполнение заданий, развитие упорства в
достижении поставленных целей.
Задачи урока: развитие логического и мышления, культуры речи, воспитание качеств личности, обеспечивающих социальную мобильность, способность принимать самостоятельные решения; формирование качеств мышления, необходимых для адаптации в современном информационном обществе; развитие интереса к математическому творчеству
Формы работы учащихся: групповая, фронтальная, индивидуальная.
Оборудование: Приготовленные плакаты, рисунки с деревьями на каждую группу, клей, таблицы для баллов. Напечатанные задания.
Базовый учебник: «Математика 5 класс» Н. Я. Виленкин и другие
Ход урока:
1) Организационный момент ( объяснение правил игры )
2) Актуализация опорных знаний. ( на I этапе урока )
3) Применение знаний, полученных при изучении данной темы, в решении
задач, предложенных учителем в каждой группе, сформированной с учётом
дифференцированного подхода. ( на II этапе )
4) Оценивание знаний учащихся. ( наглядное оценивание в виде собранных
фруктов, которые приклеивают на приготовленных заранее яблонях и груше.)
Рядом с каждой яблоней прикреплена оценка, в соответствии с количеством
собранных фруктов.
I. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ:
Сегодня мы совершим увлекательную прогулку по саду- обыкновенных дробей. Вам необходимо собрать за урок как можно больше урожая, в виде фруктов. Собирать урожай можно на протяжении всего урока, выполняя соответствующие задания на каждом этапе.
Чтобы не заблудиться нам нужны путеводители. Предлагаю пригласить фрукты для того, чтобы они помогли наше путешествие сделать увлекательным. Вы не возражаете, чтобы они пришли к нам на урок.
ВХОДЯТ ФРУКТЫ. У КАЖДОГО ИЗ КОТОРЫХ В СЕРЕДИНЕ ПЛАКАТА ИЗОБРАЖЕНИЕ ДРОБЕЙ. ( входят в произвольном порядке) Ребята самостоятельно заранее приготовили красивые плакаты с изображением фруктов.
II Актуализация знаний учащихся.
Учитель: Входите, пожалуйста, будете гостями.
Входят дроби, переминаясь с ноги на ногу, встают в неопределённом порядке.
Учитель: Что толпитесь, встаньте в ряд. ( дроби становятся в порядке: ананас ,
яблоко, груша, ананас )
ДРОБИ: вместе синхронно говорят: ВМЕСТЕ МЫ ФРУКТОВЫЙ САД.
Одна из дробей: — Здравствуйте, мы дроби, которые путешествуют по фруктовому саду. Увлекаясь прогулкой мы случайно потеряли свои паспорта, помогите нам, пожалуйста, восстановить данные. Назовите для каждой из нас подробную характеристику.
За каждый правильный ответ команда получает 1 фрукт.
Первый: ананас: ( ) ученики дают ответ, зарабатывая фрукты.( плакат№ 1)
Второе яблоко: ( на рисунке яблоко разделили на части) (плакат № 2)
..Я ТРИ В ОДНОЙ,, Достаёт долю и говорит:
— Вот одна из моих дробей, а вместе нас три. Перечислите все дроби,
содержащиеся в таком аппетитном фрукте.
Какие дроби можно ещё увидеть во мне? () и ()
Третья груша: я – груша, которую можно скушать. Назовите сколько груш,
которые указаны, можно съесть? (плакат № 3)
Как называется дробь. Составьте подробную характеристику.
Четвёртая: ананас: (плакат № 4)
ПОСЛЕ ТОГО КАК СКАЖУТ, ЧТО ДРОБЬ СОКРАТИМАЯ
ЭТОТ АНАНАС ВСТАЁТ РЯДОМ С ПЕРВЫМ И ГОВОРЯТ:
МЫ — БЛИЗНЕЦЫ.
Учитель: Ребята, почему они называют себя близнецами?
Отвечает Один ученик , зарабатывая фрукты для своей команды. (1фрукт)
ОДНА ИЗ ДРОБЕЙ:
Ребята, вы очень подробно назвали для каждой из нас характеристику, откуда вы получаете такие знания?
Один из учеников: Из учебника.
ВАЖНО ВХОДИТ УЧЕБНИК (ученик с плакатом, на котором изображение учебника. Плакат заранее рисуют сами ребята), встаёт рядом с дробями.
УЧЕНИК:
— Нам учебник этот мил,
Мы им очень дорожим,
Вместе с автором Виленкиным
Любые задания решим.
УЧЕБНИК: — ЧТОБЫ МЕНЯ НЕ ПОДВЕСТИ,
СЕЙЧАС ВСЕ ЗАДАНИЯ
РЕШИТЬ ВЫ ДОЛЖНЫ.
Пока учебник и ученик проговаривают свои слова, можно записать сколько фруктов заработала каждая команда, после чего проговариваются результаты разминки.
III Формирование умений и навыков.(каждая группа получает приложение№1)
СБОР УРОЖАЯ.
Команды решают задания ( 20 — 25 мин)
У первых проверяем ответы, если всё правильно, получаем фрукты:
1-4 задание по 1 фрукту;
5-6 задание по 2 фрукта;
КОЛИЧЕСТВО ФРУКТОВ:
1-4 задание — по 1 фрукту за верно выполненные задания;
5-6 задание — по 2 фрукта за верно выполненные задания;
ВСЕГО: 8 фруктов.
( можно заработать фрукты, если успеть выполнить дополнительные задания,
в оставшееся время, зарабатывая по 1 фрукту) Приложение №6 и №3.
В ЭТО ВРЕМЯ У ДОСКИ РАБОТАЮТ САДОВНИКИ:
Каждый садовник(капитан команды) получает приложение №5.Заполняется таблица №2.
ЕСЛИ ЗАДАНИЕ ВЫПОЛНЕНО ПРАВИЛЬНО, ТО ОН ЗАРАБАТЫВАЕТ 2 фрукта
ДЛЯ КОМАНДЫ. ЕСЛИ ЕСТЬ ОШИБКА, ТО ЕЁ НАДО ИСПРАВИТЬ, ПОЛУЧИВ
ПРИ ЭТОМ ТОЛЬКО 1 фрукт. ЕСЛИ КАПИТАН НЕ МОЖЕТ ИСПРАВИТЬ, ТО 1
фрукт ПОЛУЧАЕТ КОМАНДА, КОТОРАЯ ИСПРАВИЛА ЕЁ.
РЕЗУЛЬТАТЫ ЗАПИСЫВАЕМ В ТАБЛИЦУ. ВЫДАЁМ ФРУКТЫ, ученики приклеивают ИХ НА ДЕРЕВЬЯ.
IV. Итог урока:
а) Объявление результатов.
Собранные фрукты подсчитывают и объявляют результаты. На доске вывешивают все фруктовые деревья, вместе с собранным урожаем.
б) Заключительное слово:
ПРЕДОСТАВЛЯЕТСЯ СЛОВО «УЧЕБНИКУ»(т.е. ученику, который выходил с плакатом учебника.)
,,Спасибо, вам ребята. Вы оправдали мои ожидания и хорошо справились с заданиями,,
ПРОИЗНОСИТ ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНОЕ СЛОВО — ПОЖЕЛАНИЕ:
НАМ ВМЕСТЕ БЫТЬ НЕМАЛО ЛЕТ,
НЕ ЗНАТЬ НИ ГОРЕСТИ, НИ БЕД.
ВО ВСЕХ САДАХ ВАМ ПОБЫВАТЬ,
ЧТОБЫ ГИА УСПЕШНО СДАТЬ.
Спасибо за творческую работу на уроке, за отличный сбор урожая. Урок окончен. До свидания!
Приложение №1
ТАБЛИЦА ОТВЕТОВ:
Сбор урожая ,, красных яблок,,
1
| 2
| 3
| 4
| 5
| 6 | |
Ответ: |
|
|
|
|
|
|
Оценивание: 1 – 4 задание по 1 фрукту за каждый правильный ответ.
5 – 6 задание по 2 фрукта за каждый правильный ответ.
ТАБЛИЦА ОТВЕТОВ:
Сбор урожая ,, жёлтых яблок,,
1
| 2
| 3
| 4
| 5
| 6
| |
Ответ: |
|
|
|
|
|
|
Оценивание: 1 – 4 задание по 1 фрукту за каждый правильный ответ.
5 – 6 задание по 2 фрукта за каждый правильный ответ.
ТАБЛИЦА ОТВЕТОВ:
Сбор урожая ,, зелёных яблок,,
1
| 2
| 3
| 4
| 5
| 6
| |
Ответ: |
|
|
|
|
|
|
Оценивание: 1 – 4 задание по 1 фрукту за каждый правильный ответ.
5 – 6 задание по 2 фрукта за каждый правильный ответ.
ТАБЛИЦА ОТВЕТОВ:
Сбор урожая ,,спелых груш,,
1
| 2
| 3
| 4
| 5
| 6
| |
Ответ: |
|
|
|
|
|
|
Оценивание: 1 – 4 задание по 1 фрукту за каждый правильный ответ.
5 – 6 задание по 2 фрукта за каждый правильный ответ.
Приложение №2
КОНКУРС САДОВНИКОВ.
Груши |
Зелёные яблоки |
Красные яблоки |
Жёлтые яблоки | |
Кол-во собранных фруктов |
|
|
|
|
Приложение №3
ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ ЗАДАНИЯ:
Урожай ,, красных яблок,,
1
| 2
| 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | |
Ответ: |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Оценивание: по 1 фрукту за каждый правильный ответ.
ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ ЗАДАНИЯ:
Урожай ,, жёлтых яблок,,
1
| 2
| 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | |
Ответ: |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Оценивание: по 1 фрукту за каждый правильный ответ.
ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ ЗАДАНИЯ:
Урожай ,, зелёных яблок,,
1
| 2
| 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | |
Ответ: |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Оценивание: по 1 фрукту за каждый правильный ответ.
ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ ЗАДАНИЯ:
Урожай ,,спелых груш,,
1
| 2
| 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | |
Ответ: |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Оценивание: по 1 фрукту за каждый правильный ответ.
Приложение №4
КАРТОЧКА ,, спелых груш..
1. Вычислить: (3 + 2) – 1.
2. Решите уравнение: Х — = .
3. Запишите в виде неправильной дроби число 7.
4. Выберите наименьшее из чисел:
а) ; б) ; в) ; г) .
5. Выразите в метрах: 3 дм.
6. Задача: За два дня велосипедист проехал 272 км, причём в первый день он
проехал всего пути. Сколько километров он проехал во второй день?
—————————————————————————————————-
КАРТОЧКА ,, зелёных яблок,,
1. Вычислить: — ( + ).
2. Выберите наибольшее из чисел:
а) ; б) ; в) ; г) .
3. Запишите в виде неправильной дроби число 6.
4. Решите уравнение: — = .
5. На сколько больше от числа 115, чем от числа 147 ?
6. Задача: Рыбаки поймали 56 рыб. Среди них: караси – 12, окуни составляли —
всех пойманных рыб, а остальные были щуки. Сколько было поймано
щук?
Приложение №4
КАРТОЧКА ,, красных яблок,,
1. Вычислить: — + —.
2. Выделите целую часть из неправильной дроби .
3. Выразите: в километрах: 5м 4 дм;
4. Решите уравнение: + — Х — = .
5. Какую часть часа составляют 4 мин 13сек?
6. Задача: В баке был бензин. Перед поездкой в него налили 15 л бензина.
За время поездки было истрачено части находившегося там
бензина. Сколько бензина было в баке первоначально, если во время
поездки было истрачено 24 л
—————————————————————————————————
КАРТОЧКА ,, жёлтых яблок,,
1. Вычислить: .
2. Выделите целую часть из неправильной дроби .
3. Какую часть часа составляют 2 мин 7 сек?
4. Решите уравнение: + = .
5. Какую часть суток составляют 2 ч 31 мин?
6. Задача: Пятачок и Вини – Пух принесли Кролику трёхкилограммовый торт.
Вини – Пух съел торта, Кролик — остатка, а остальное – Пятачок.
Сколько граммов торта съел каждый?
Приложение №5
ЗАДАНИЕ ДЛЯ САДОВНИКА:
Решите уравнение: .
Количество заработанных
фруктов: 2
——————————————————————————————————————-
ЗАДАНИЕ ДЛЯ САДОВНИКА:
Решите уравнение: .
Количество заработанных
фруктов: 2
——————————————————————————————————————-
ЗАДАНИЕ ДЛЯ САДОВНИКА:
Решите уравнение: .
Количество заработанных
фруктов: 2
_________________________________________________________________________
ЗАДАНИЕ ДЛЯ САДОВНИКА:
Витя и Петя играли в баскетбол.
Витя попал в кольцо 4 раз из 10 бросков,
а Петя попал 2 раза из 11 бросков.
Чей результат лучше?
Количество заработанных
фруктов: 2
Приложение №6
ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ ЗАДАНИЯ:
1. Выделите целую часть из дробной части чисел : 4.
2. Запишите в виде неправильной дроби смешанные числа, взяв единицу
из целой части: 4.
3. Запишите в виде неправильной дроби натуральные числа:
6 и 13 со знаменателем 8.
4. Запишите в виде смешанных чисел: 9 : 5.
5. 6 кг желе разлили в 11 банок. Сколько килограммов желе в одной банке?
6. Выразите: а) в дециметрах: 6дм 2 см;
7. Вычислите: 6 — 1.
8. Вычислите: 17 — 2 + 1.
9. Положили сушить 150 кг вишни. После сушки их масса уменьшилась на
. Сколько килограммов вишни получилось после сушки?
10. Найдите скорость теплохода, если путь длиной 276 км он прошёл за 8
часов?
11. Какая дробь больше: и .
12. В коробке части карандашей – зелёные, а 150 оставшихся – жёлтые.
Сколько всего карандашей в коробке?
13. В парке растёт 242 дерева – липы, берёзы и ели. Берёзы составляют всех деревьев,
елей – 43. Сколько лип растёт в парке?
14. Решите уравнение: у — 8 + 1 = 6.
Плакат № 1
Плакат № 2 Одна зелёная доля вырезанная и ученик достаёт её
отдельно.
Плакат № 3
Плакат № 4