“ ВЫ СПРАШИВАЛИ ОБ ЭТОМ”
8 КЛАСС
Тема занятия : Построения на клетчатой бумаге.
Цели занятия :
-
вскрыть достоинства и возможности “листа в клетку”;
-
учить пользоваться подручным материалом;
-
прививать интерес к математике.
Ход занятия.
-
Организационный момент.
-
Сообщение темы занятия и его целей.
-
Вступительное слово учителя.
С бумагой в клетку каждый из вас имеет дело практически с первых дней изучения математики, а может быть и раньше. Однако вы вряд ли представляете себе, насколько мощным инструментом для геометрических построений является наличие на бумаге квадратной сетки.
Условимся, пользуясь вольностью речи, разделять линии сетки на два вида горизонтальные и вертикальные. Горизонтальными будем считать все параллельные линии сетки, имеющие какое-то фиксированное направление, а вертикальными — все остальные параллельные линии сетки, перпендикулярные горизонтальным линиям.. Точки пересечения линий сетки будем называть узлами, а расстояние между соседними узлами на одной линии — шагом сетки, причем по определению длину шага примем за единицу.
Важную роль при построениях играет возможность расположить фигуру так, все её вершины или как можно большее их количество оказались в узлах сетки. В таких случаях построение можно выполнить без каких-либо чертёжных инструментов, а лишь с помощью подсчёта числа шагов вдоль линий сетки.
При решении задач стоит задуматься о том, чтобы предложенные вами способы построения использовали минимум технических средств. Линейка используется для проведения прямых линий между двумя заданными точками, но никак не для измерения расстояний между этими точками.
4.Практическая часть.
-
Середина отрезка.
На клетчатой бумаге нарисован отрезок, концы которого находятся в узлах сетки. Вас нужно найти его середину. Укажите, при каких положениях отрезка это можно сделать, не проводя дополнительных линий, а используя лишь точки пересечения отрезка с линиями сетки?
Как с помощью линейки найти середину отрезка при других его положениях?
-
Решение. Если хотя бы одна из проекций данного отрезка АВ — горизонтальная АС или вертикальная АD— имеет чётную длину, не равную однако нулю, то середина Е отрезка АВ лежит на его пересечении с линией сетки проходящей через середину F этой проекции перпендикулярно ей (рис.1).Если обе указанные проекции имеют чётную длину, то середина отрезка даже совпадает с некоторым узлом сетки (рис. 2). Если же ни одна из проекций не имеет чётной положительной длины, то можно отступить от одного конца отрезка АВ на несколько клеток в одну сторону , от другого конца на столько же клеток в противоположную сторону и провести прямую через полученные точки С и D (рис.3). Точка Е пересечения этой прямой с исходным отрезком и будет его серединой. Это вытекает из того факта что четырёхугольник ADBC является параллелограммом, ибо имеет пару равных и параллельных противоположных сторон AC и DB (точки C и D, конечно, всегда можно выбрать не лежащими на прямой AB).
D В
D B
D N B
Е
E E
A F C А F C A C
Рис.1 Рис.2 Рис.3
-
Медианы треугольника.
В данном треугольнике с вершинами в узлах сетки проведите медианы, пользуясь одной лишь линейкой.
Обязательно ли точка пересечения медиан является узлом сетки?
-
Решение. Пользуясь методами, изложенными в решении предыдущей задачи можно построить середины сторон треугольника ABC а затем провести его медианы. Точка Е пересечения медиан не обязательно попадёт в узел, даже если середины всех трёх сторон треугольника являются узлами сетки (рис.4). Можно доказать, что это попадание произойдёт тогда и только тогда, когда сумма горизонтальных, равно как и сумма вертикальных проекций отрезков AB и AC, кратно 3.
В
F C
Рис. 4 А
-
Вершины квадрата.
Докажите, что если две заданные соседние вершины квадрата находятся в узлах сетки то и остальные две его вершины находятся в узлах сетки.
Найдите эти вершины, не проводя никаких линий.
-
Решение. Рассматриваются равные прямоугольные треугольники. Доказывается их равенство. Следовательно, получен четырехугольник ABCD –ромб. Доказывается, что градусная мера угла А равна 900. Итак, ABCD-квадрат (рис. 5).
C
D
B
A Рис. 5
5.Итог занятия.
Использование подручного материала и имеющихся знаний при выполнении построений на бумаге и на местности.