Локтева Елена Александровна
МБОУ «ООШ с. Подстепное»
Учитель математики
Урок математики в 5-м классе «Задачи на движение»
«Чему бы ты не учился, ты учишься для себя»
Петроний
Тема урока: «Задачи на движение»
Тип урока: формирования знаний по данной теме
Цель урока: формирование умения решать различные типы задач на движение.
Задачи:
Образовательная: Выработать навыки решения задач на встречное движение, движение в противоположные стороны и движение в одну сторону. Обеспечить условия для усвоения всеми учащимися понятий скорости сближения и скорости удаления.
Развивающая: Развивать умение сравнивать, анализировать, обобщать полученные знания. Развивать внимание, память, логическое мышление, речь и творчество учащихся.
Воспитательная: Воспитание у учащихся чувства уверенности в своих силах, положительной мотивации к учению. Привитие умений оценивать свою работу путём рефлексии.
Оборудование и используемые учебные пособия:
1.Учебник,С.М.Никольский, М.К.Потапов, Н.Н.Решетников «Арифметика». 5 класс, М.: Просвещение, 2003.
2.Карточки для самостоятельной работы
3. Компьютер
План урока:
-
Организация начала занятий.
-
Проверка домашнего задания.
-
Мотивация
-
Актуализация опорных знаний.
-
Усвоение новых знаний и способов действий. Восприятие, осмысление и первичное запоминание нового материала. Проверка усвоения знаний и способов действий.
-
Первичное закрепление знаний и способов действий.
-
Контроль и самопроверка усвоения полученных знаний и способов действий
-
Подведение итогов урока. Рефлексия.
-
Домашнее задание и его инструктаж.
Ход урока
I. Организация начала занятий
II. Проверка домашнего задания
Задание заранее решено на доске.
ΙΙΙ. Целеполагание и мотивация
— Как вы думаете, какой будет тема нашего сегодняшнего урока?
Для этого нам необходимо отгадать шифровку.
В результате мы составим слово, которое подскажет нам тему урока.
72 + 32 =
2 *17 *5 =
84 * 9 + 16* 9 =
13 *125 * 8 =
25 * 32 =
6 * 25 *4 *125 *0 =
800 – а; 1300 – и; 58 –а; 170 –д; 900 – ч; о — з .
— Расположите числа в порядке возрастания.
— У нас получилось слово «Задача». А какие мы будем решать задачи?
— Давайте отгадаем загадки:
1. Не похож я на коня,
А седло есть у меня.
Спицы есть. Они, признаться,
Для вязанья не годятся.
Не будильник, не трамвай,
Но звоню я то и знай. (велосипед)
— Какое действие выполняет велосипед?
2. Пьет бензин, как молоко,
Может бегать далеко.
Возит грузы и людей.
Ты знаком, конечно, с ней? (машина)
— Какое действие выполняет машина?
3. Трещит, а не кузнечик,
Летит, а не птица,
Везет, а не лошадь. (самолет )
— Какое действие выполняет самолет?
4. Братцы в гости снарядились,
Друг за друга прицепились
И помчались в путь далек,
Лишь оставили дымок. (поезд)
— Какое действие выполняет поезд?
5. Паровоз без колес!
Вот так чудо- паровоз!
Не с ума ли он сошел –
Прямо по морю пошел! (пароход)
— Догадались с каким видом задач мы сегодня будем работать? Молодцы, конечно, с задачами на движение.
Ученики записывают число и тему урока в тетрадь.
А как вы думаете, какие учебные задачи нам нужно сегодня на уроке выполнить?
Формулируют задачи урока
— повторить, что такое скорость и как она находится;
— как найти скорость по течению и скорость против течения;
— повторить, что такое время, и как оно находится;
— повторить, что такое расстояние, и как оно находится;
— решать задачи разными способами;
— составлять задачи;
— Мы уже решали задачи по теме «Движение». Сегодня на уроке мы повторим и закрепим те знания, которые приобрели по этой теме, а также познакомимся с такими понятиями как скорость сближения и скорость удаления, рассмотрим более сложные задачи на движение в процессе их составления и решения.
ΙV. Актуализация опорных знаний
— Но прежде чем решать сложные задачи на движение, давайте вспомним, какие три величины характеризуют движение.
—Движение характеризуют скорость, время, расстояние.
Задача 1
Туристы прошли 18 км, двигаясь со скоростью
6 км/ч. Что можно узнать?
Задача 2
Теплоход был в пути 6 ч, проходя каждый час
25 км. Что можно узнать?
Задача 3
Какое расстояние пройдет теплоход по течению реки за 3ч, если его собственная скорость 25 км/ч, а скорость течения реки 5 км/ч?
Задача 4
Найдите скорость теплохода против течения реки, если его скорость по течению реки 28 км/ч, а собственная скорость 25 км/ч.
Задача 5
За 2 ч самолёт пролетел 800 км. Что можно узнать?
Самостоятельная работа с взаимопроверкой
Заполните таблицу самостоятельно.
|
|
|
|
|
|
| |
S | 164 км |
| 490км | 960км |
|
|
|
V | 82 км/ч | 12км/ч |
| 320км/ч | 27км/ч |
|
|
t |
| 9ч | 7ч |
| 4ч |
|
|
— Поменяйтесь листочками с соседом по парте и проверьте задание по образцу
Физкультминутка
Дружно с вами мы считали и про числа рассуждали,
А теперь мы дружно встали, свои косточки размяли.
Дружно встали, улыбнулись,
Выше-выше подтянулись.
Ну-ка плечи распрямите,
Поднимите, опустите.
Вправо, влево повернитесь,
Рук коленями коснитесь.
На счет раз кулак сожмем, на счет два в локтях согнем.
На счет три — прижмем к плечам, на 4 — к небесам
Хорошо прогнулись, и друг другу улыбнулись
Про пятерку не забудем — добрыми всегда мы будем.
На счет шесть вздохнули дружно.
Нам урок продолжить нужно.
Подравнялись, тихо сели
И на доску посмотрели.
V. Усвоение новых знаний и способов действий.
№399 стр.86
Два пешехода вышли одновременно в противоположных направлениях из одного пункта. Скорость первого 4 км/ч, скорость второго 5 км/ч. Какое расстояние будет между ними через 3 часа?
4 км/ч ?км 5 км/ч
3ч
Решим задачу двумя способами.
Ι способ
1) 3* 4 =12 (км) прошел 1 пешеход за 3 часа;
2) 3 * 5 = 15 (км) прошел 2 пешеход за 3 часа;
3) 12+ 15 = 27 (км) расстояние между пешеходами через 3 часа.
Попробуем записать решение задачи, составив числовое выражение. Как это сделать?
-Вынести общий множитель 3 за скобки: 3* 4 + 3 * 5 = 3 *(4 +5) =27
Как вы думаете, что показывает сумма 4 +5?
— Она показывает, на сколько километров в час два пешехода удаляются друг от друга
Эту величину называют скоростью удаления .
Тогда ΙΙ способ
1) 4 +5 =9 (км/ч) скорость удаления;
2) 9 * 3 = 27 (км) расстояние между пешеходами через 3 часа.
Какой способ вам показался проще?
№ 400 а) стр.87
Из одного пункта в противоположных направлениях выехали две автомашины. Их скорости 60 км/ч, и 80 км/ч. Определите скорость удаления автомашин.( устно разбирается решение Vудал = 140 км/ч)
А теперь предположим, что наши пешеходы вышли одновременно навстречу друг другу из пунктов, расстояние между которыми 27 км. Через сколько часов они встретятся, если у них такие же скорости 4км/ч и 5км/ч?
— Что произойдет с расстоянием между пешеходами?
— Уменьшится
-Почему? ( Они движутся навстречу друг другу.)
— Какое расстояние было между ними в самом начале? 27 км.
— Какова их скорость сближения?
Vсбл = 4 + 5= 9 км/ч
— Что показывает скорость сближения 9 км/ч?
— Она показывает, что пешеходы за каждый час сближаются на 9 км.
— Как узнать, каким стало расстояние через 1 час?
— Надо из 27 – 9 км, получим 18 км.
— Что будет происходить дальше?
— Они сблизятся ещё на 9 км и т.д.
— Как же определить расстояние через 2 часа? 3 часа?
— Нужно из 27 – 9 ∙ 2, или 27- 9 ∙3.А как определить время, через которое пешеходы встретятся?
27 : (4 + 5) = 3(ч)
— Интересно, какое будет расстояние между пешеходами через 3ч , если они будут идти в одном направлении в одну сторону или в другую.
Рассмотрим рисунок.
27км
— Расстояние между ними будет уменьшаться или увеличиваться, если они будут двигаться вдогонку?
— Уменьшаться
— Почему?
— Скорость второго пешехода больше, чем скорость первого
— Какое расстояние пройдет первый пешеход за 3ч?
4∙ 3 = 12 км
— Какое расстояние пройдет второй пешеход за 3ч?
5 ∙ 3 = 15 км
— Сколько км осталось второму пешеходу до пункта А?
27 – 15= 12 км
— Тогда на каком расстоянии будут пешеходы?
12 + 12 = 24 км.
— Можно ли эту задачу решить другим способом?
И останется ли расстояние между пешеходами таким же , если первый пешеход будет двигаться за вторым?
27 км
Vудал.= 5- 4 =1(км/ч)
— За з часа расстояние увеличится на 3 км, т.е. станет 30 км.
— Какой можно сделать вывод после решения одной и той же задачи, но изменяя направления движения?
Вывод: ( ученики высказывают свое мнение)
VΙ. Первичное закрепление знаний и способов действий.
Решить задачи №403 а) и № 406 а) с проверкой у доски
Два велосипедиста выехали одновременно навстречу друг другу из двух пунктов, расстояние между которыми 36 км. Скорость первого 10км/ч, а второго 8км/ч. Через сколько часов они встретятся?
1) 10 + 8 = 18 (км/ч) скорость сближения;
2) 39: 18 = 2 (ч).
Велосипедист и мотоциклист выехали одновременно из одного пункта в одном направлении. Скорость мотоциклиста 40км/ч, а велосипедиста 12 км/ч. Какова скорость удаления их друг от друга? Через сколько часов расстояние между ними будет 56 км?
1) 40 – 12 =28(км/ч) скорость удаления;
2) 56:28 = 2 (ч)
VΙΙ. Контроль и самопроверка усвоения полученных знаний и способов действий
— Ребята, давайте проверим, хорошо ли мы повторили алгоритмы решения задач на движение. Сейчас нам нужно разбиться на группы. Каждая группа будет составлять задачу по определенному условию, а затем моделировать её в конструкторе. Для этого нам понадобиться программа – конструктор для составления задач.
Для моделирования задачи необходимо выполнить её решение. В конце урока мы рассмотрим ваши работы.
Задание №1:
Из города в противоположных направлениях …(выехали, вышли, вылетели)……(объект 1) и …(объект 2). Скорость одного …..км/ч .Скорость другого…км/ч. Какова скорость удаления их друг от друга? Найдите расстояние между ними через …. часа
Задание № 2:
Из города А в город Б одновременно …(выехали, вышли, вылетели)……(объект 1) и …(объект 2). Скорость одного …..км/ч. Скорость другого…км/ч. Найдите расстояние между ними через …… часа.
Задание № 3:
Из двух городов, расстояние между которыми ….. км, одновременно навстречу друг другу … (выехали, вышли, вылетели)……(объект 1) и …(объект 2). Какова скорость их сближения? Найдите расстояние между ними через …. Часа . Через сколько часов они встретятся?
Каждая группа демонстрирует свое задание.
— Все задачи были интересны. Молодцы! Задача какой группы вам понравилось больше? Почему? Карандашом поставьте себе оценку за урок.
VΙΙ. Подведение итогов урока. Рефлексия .
— Ребята, подумайте, что во время урока у вас получалось хорошо, а что не очень? Сделайте для себя выводы . Ученики оценивают свою работу.
-
Сегодня на уроке я познакомился с…
-
Было интересно…
-
Было трудно…
-
Я научился…
-
Я затрудняюсь…
-
Меня удивило…
-
Мне захотелось…
-
Хотелось бы…
— Как вы считаете, мы выполнили задачи, поставленные вначале урока?
-С каким настроением вы работали на уроке? Изобразите карандашом своё настроение в виде смайлика.
VΙΙΙ. Домашнее задание.
№409 стр.89, *Составить свою задачу на движение.
Приложение 1
|
|
|
|
|
|
| |
S | 164 км | 108 км | 490км | 960км | 108 км |
|
|
V | 82 км/ч | 12км/ч | 70 км/ч | 320км/ч | 27км/ч |
|
|
t | 2ч | 9ч | 7ч | 3 ч | 4ч |
|
|
Приложение 2
Задание №1:
Из города в противоположных направлениях …(выехали, вышли, вылетели)……(объект 1) и …(объект 2). Скорость одного …..км/ч .Скорость другого…км/ч. Какова скорость удаления их друг от друга? Найдите расстояние между ними через …. часа
Задание № 2:
Из города А в город Б одновременно …(выехали, вышли, вылетели)……(объект 1) и …(объект 2). Скорость одного …..км/ч. Скорость другого…км/ч. Найдите расстояние между ними через …… часа.
Задание № 3:
Из двух городов, расстояние между которыми ….. км, одновременно навстречу друг другу … (выехали, вышли, вылетели)……(объект 1) и …(объект 2). Какова скорость их сближения? Найдите расстояние между ними через …. часа . Через сколько часов они встретятся?
Приложение 3
http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/e25532a4-cc87-4640-80e5-cc545d8d230f/MotionSetup.exe
Приложение
Памятка решения простых задач на движение.
-
Вспомни, как взаимосвязаны величины скорость, время, расстояние.
-
Установи, что тебе нужно найти.
-
Если не сможешь чётко уловить вопрос задачи, запиши данное условие в таблицу.
t | s | |
|
|
|
|
|
|