Конструкт урока по математике
5 класс
Омарова Гульнара Кавыевна
МКОУ «СОШ №13»
с. Мариинск
ГО Ревда
Пояснительная записка.
Отличительной особенностью нового стандарта является его деятельностный характер, ставящий главной целью развитие личности учащегося. Система образования отказывается от традиционного представления результатов обучения в виде знаний, умений и навыков, формулировки стандарта указывают реальные виды деятельности, которыми учащийся должен овладеть к концу обучения. Требования к результатам обучения сформулированы в виде личностных, метапредметных и предметных результатов.
Неотъемлемой частью ядра нового стандарта являются универсальные учебные действия (УУД). Под УУД понимают «общеучебные умения», «общие способы деятельности», «надпредметные действия» и т.п. Для УУД предусмотрена отдельная программа – программа формирования универсальных учебных действий (УУД). Все виды УУД рассматриваются в контексте содержания конкретных учебных предметов. Наличие этой программы в комплексе Основной образовательной программы общего образования задает системно-деятельностный подход в образовательном процессе школы.
Цель: Разработать конструкт урока по математике, с учетом требований ФГОС.
Задачи:
-
Изучить нормативные документы, научно – методическую литературу, раскрывающую ФГОС.
-
Создать конструкт урока по развитию учебных универсальных действий (УУД) обучающихся при изучении темы «Уравнение. Понятие корня уравнения. Алгебраический способ решения задач»
-
Создать условия для реализации УУД обучающихся на уроке математики.
Объект: математическое образование в основной школе.
Предмет: развитие УУД обучающихся средствами урока
Планируемый результат: создание конструкта урока по математике.
Конструкт урока математики
5 класс.
Тема урока: «Уравнение. Понятие корня уравнения. Алгебраический способ решения задач»
Тип урока: Урок «открытия» нового знания.
УМК: Математика: 5 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений / Н.Я. Виленкин, В.И. Жохов, А.С. Чесноков, С.И. Шварцбурд. М.: Мнемозина, 2010 г
Цель урока: Сформировать способности учащихся к новому способу действий – решению задач с помощью уравнений; расширить базу понятий за счет включения в нее новых элементов: «корень уравнений», «алгебраический способ решения».
Задачи урока: образовательные (формирование познавательных УУД):
— актуализация знаний учащихся об уравнениях; определить понятие корня уравнения; изучить алгебраический способ решения задач.
развивающие (формирование регулятивных УУД) — уметь обрабатывать информацию и ранжировать ее по указанным основаниям; развить навыки самостоятельной работы; формировать умение анализировать, делать выводы, давать оценку деятельности.
воспитательные (формирование коммуникативных и личностных УУД): — формировать умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем; воспитывать ответственность и аккуратность.
Оборудование: компьютер, проектор, интерактивная доска, учебник.
Планируемые результаты: Предметные: — знать определение «уравнения», «корня уравнения»; — уметь находить неизвестные компоненты уравнения; — применять навыки решения уравнений при решении алгебраических задач. Личностные: -умение ясно, точно, грамотно излагать свои мысли в устной и письменной речи, понимать смысл поставленной задачи; -инициатива, находчивость, активность при решении математических задач. Метапредметные: — умение видеть математическую задачу в контексте проблемной ситуации; — умение находить информацию, необходимую для решения математических проблем; — умение самостоятельно ставить цели и задачи, выбирать и создавать алгоритмы для решения учебных математических проблем.
Технологическая карта изучения темы
Деятельность учащихся | Формируемые УУД | |||||||||||||||||||||||||||||
1. Мотивирование к учебной деятельности. Формулирование темы, постановка цели урока. (4-5мин) | ||||||||||||||||||||||||||||||
Приветствие, проверка готовности учащихся к уроку. Организация внимания детей. Направляющие вопросы. Ребята, запишите, пожалуйста, в тетрадь число, классная работа. Чтобы определить тему урока, предлагаю вам выполнить следующее задание. Рассмотрите равенства (на экране записаны уравнения) x-12=48 Р 30-x=17 Е х – 18 =20 Ч 40=x+26 Н 39-х=15 И х +25 =58 З x+47=63 В х – 38 = 60 Д 55-x=30 А x+25=45 У
— Решите равенства и занесите в таблицу соответствующую букву. Ведет опрос получившихся ответов. — Как вы думаете, а почему именно эти слова я зашифровала в таблице? — А почему слово задача взято именно со словом уравнение? — Кто может сформулировать тему нашего урока? — Запишите тему урока в тетрадь (Уравнение. Корень уравнения. Алгебраический способ решения задач)
| Включаются в деловой ритм урока. Проверяют готовность рабочего места.
Решение уравнений. Формулирование цели урока
Ответы детей. -Называют слова. — Мы будем сегодня говорить об уравнениях и задачах -Потому что мы будем говорить о задачах, которые решаются с помощью уравнения. — Решение задач с помощью уравнения.
| Личностные: самоопределение.
Регулятивные: целеполагание.
Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества, умение выражать свои мысли.
| ||||||||||||||||||||||||||||
2. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии. (4-5 мин) | ||||||||||||||||||||||||||||||
Помогает осмыслить, какие знания уже есть для решения поставленной задачи. Подводит к формулированию задач урока Вспомните: что вам уже известно об этой теме? — Давайте посмотрим, умеете ли вы решать простые уравнения? Рассмотрите уравнения (на экране записаны уравнения) 374+у=520 y-708=202 x+456=1000 511-x=308 Запишите решение на доске. Теперь внимательно посмотрите на тему и подумайте: какие учебные задачи нам нужно будет решить сегодня на уроке?
| Актуализируют знания, полученные в начальной школе. Решают простые уравнения. Исходя из темы, формулируют задачи урока. Ответы детей: Что такое уравнение. Как проверить, правильно ли решено уравнение. Как найти неизвестное.
Ответы детей: (В виде вопросов записываются на доске) Что такое корень уравнения? Как его найти? | Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстником. Познавательные: самостоятельное выделение-формулирование познавательной цели; формулирование проблемы. | ||||||||||||||||||||||||||||
3. Построение проекта выхода из затруднения . (6-7мин) | ||||||||||||||||||||||||||||||
Направляет на путь решения проблемы (учебник) -Где мы можем найти ответ на эти вопросы? 1. Работа со статьей учебника. —Прочитайте статью учебника на стр. 58-60. -Закройте учебник. Проверьте себя: что вы поняли из прочитанной статьи? — Заполните промежутки в предложениях. (На экране предложения с недостающими словами). Уравнение – равенство, содержащее букву, значение которой надо найти. Корень уравнения – значение буквы, при котором из уравнения получается верное числовое равенство. Решить уравнение – значит найти все его корни. — Продолжите предложения. Чтобы найти неизвестное слагаемое, надо …… Чтобы найти неизвестное уменьшаемое, надо ….. Чтобы найти неизвестное вычитаемое, надо….. Чтобы проверить, правильно ли решено уравнение, надо …… 2. Самостоятельная работа стр. 60 № 372 Акцентирует внимание на ключевых понятиях темы после решения № 372 Чему равен корень уравнения? Как называются неизвестные компоненты? Как можно найти неизвестное? | Ответы детей: В учебнике Работают со статьей учебника, отвечают на вопросы по статье учебника.
3 человека решают уравнения у доски, остальные – в тетради, отвечают на вопросы учителя. | Регулятивные: целеполагание.
Коммуникативные: постановка вопросов. Познавательные: смысловое чтение, поиск информации.
Личностные: самоопределение
| ||||||||||||||||||||||||||||
4. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи. (5-6 мин) | ||||||||||||||||||||||||||||||
Мотивирует учащихся на решение задачи. Помогает формулировать определение «алгебраический способ решения задач»
-Ребята, умеете ли вы читать чужие мысли? А хотите? Давайте попробуем. -Я задумала число, из этого числа вычла 17 и получила 32. Какое число я задумала? -Чем является число 49 для данного уравнения? — Подумайте, а для чего нам нужно научиться решать уравнения? -Правильно. А давайте рассмотрим задачу в учебнике на стр. 60, № 373 (а). -При решении таких задач необходимо обозначать буквой то, что требуется найти. Кто может самостоятельно составить уравнение для решения этой задачи? Попробуйте. —Данный способ решения задачи называется алгебраическим. | Самостоятельно составляют уравнение, решают его и объясняют. Делают выводы.
Ответы детей: —Задуманное число 49. На доске 1 ученик выполняет проверку. 49-17=32 32=32 Ответы детей: корнем уравнения. Ответы детей: Для того чтобы уметь решать жизненные проблемы, задачи.
Учащиеся решают задачу в тетрадях, 1 ученик решает у доски с подробным объяснением. | Регулятивные: контроль, оценка, коррекция.
Познавательные: умение структуризировать знания, выбор наиболее эффективных способов решения задач, рефлексия способов и условий действия. Коммуникативные: управление поведением партнера, умение выражать свои мысли. | ||||||||||||||||||||||||||||
5. Самостоятельная работа с взаимопроверкой по эталону. (4-5мин) | ||||||||||||||||||||||||||||||
Опосредованно помогает справиться со сложностями. -Попробуйте самостоятельно решить задачу с последующей взаимопроверкой по вариантам: 1 вариант – стр. 60, № 373 (б), 2 вариант – стр. 60, № 373 (г) — Что было сложно для вас, когда вы решали задачу? -Кто поможет нам разобраться с трудностями | Самостоятельно решают задачи), осуществляют взаимопроверку, формулируют вопросы, с которыми возникли сложности.
Ответы детей: что нужно принять за х; как составить уравнение; решить уравнение; и т.д. Объясняет тот, кто понял. | Регулятивные: контроль, коррекция, выделение и осознание того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения; Личностные: самоопределение
| ||||||||||||||||||||||||||||
6. Включение в систему знаний и повторение. (7-8 мин) | ||||||||||||||||||||||||||||||
Предлагает на выбор задания разного уровня сложности. Выслушивает тех, кто работает с опережением. 1. А теперь, предлагаю вам каждому выбрать для себя задание по уровню сложности. 1. Придумайте задачу на составление уравнения и выполните к ней рисунок. 2. По уравнению 27-х=10 составьте задачу и выполните рисунок. 3. У Кати было ____ конфет, а у Пети на _____ конфет было меньше. Вместе у них было ____ конфет. Составьте задачу и решите уравнение, выполните рисунок. 2. Кто выполнил раньше других, рассмотрите задание на стр 62, № 379 (устно). Будете готовы – поднимите руку. (Учитель выслушивает ответ, пока другие ребята справляются с заданием | Индивидуально работают с разноуровневыми заданиями. Те, кто закончил раньше, выполняют задание на смекалку. | Личностные: самоопределение. Познавательные: общеучебные: знаково-символические; моделирование; логические: анализировать и осмысливать текст и выбор задачи;
| ||||||||||||||||||||||||||||
7. Рефлексия учебной деятельности на уроке (итог) . (2-3 мин) | ||||||||||||||||||||||||||||||
Выясняет степень удовлетворенности учащихся уроком. —Напомните, какие задачи мы ставили в начале урока. — Мы их достигли? — Я заканчиваю урок в хорошем настроении, потому вы усвоили тему урока, научились решать сложные задачи, с которыми можете встретиться в жизни. А с каким настроением заканчиваете урок вы? | Соотносят поставленные цели, задачи урока с результатами. Дети показывают смайлики.
| Познавательные: оценка процесса и результатов деятельности. Коммуникативные: умение выражать свои мысли. Регулятивные: волевая саморегуляция, прогнозирование | ||||||||||||||||||||||||||||
8. Домашнее задание. Выставление оценок. (1-2 мин) | ||||||||||||||||||||||||||||||
Выставляет оценки, дает домашнее задание. -Запишите дом. задание. с.58 -п. 10, с. 65- № 397а, б, в | Выставляют в дневники оценки, записывают домашнее задание. Анализируют свое настроение |
|