План – конспект урока математики
(класс для учащихся, обучающихся по программе С(к)ОУ VIII вида, 3 класс)
Учитель начальных классов – Катаева Елена Викторовна | |
Краткая характеристика класса | В классе обучаются дети по программе 3 класса для СКОУ VIII вида. Наполняемость класса – 8 человек |
Тема | Знак деления. Деление на равные части. |
Цель | Знакомить со знаком и записью действия деления, способом решения арифметических задач на деление на равные части |
Задачи |
|
Тип урока | Урок ознакомления с новыми знаниями и умениями |
Оборудование |
|
Методы | По источнику передачи и восприятия учебной деятельности: словесные, наглядные, практические; По степени самостоятельности мышления: репродуктивные; По степени управления учебной работой: под руководством учителя; По логике передачи и восприятия информации: индуктивный |
Учебник: В. В. Эк. Математика. Учебник для 3 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида (стр. 65 — 66).
Деятельность участников образовательного процесса | |
| |
— Какое сегодня число? День недели? Кто дежурный? |
|
| Число, классная работа записываются в тетрадь |
| |
|
|
— У Маши и Миши яблоки. |
|
| На 1 части доски изображения Маши и Миши. Между ними 6 яблок. |
— Сколько всего яблок у детей? (шесть) Я раздам яблоки детям |
|
| Яблоки переставляются (одному – 2, другому – 4) |
— Поровну я раздала детям яблоки? (нет) — Сколько яблок у Маши? (два) — Сколько яблок у Миши? (четыре) — У Маши больше или меньше яблок? (меньше) — У Миши больше или меньше яблок? (больше) — Что нужно сделать, чтобы яблок у ребят стало поровну? (взять 2 яблока у Миши, взять одно яблоко у Миши и отдать Маше, дать Маше 2 яблока) — Теперь яблок у ребят поровну? — Что значит «поровну»? Каким другим словом можно заменить слово «поровну»? (одинаково, равно, равное количество, одинаковое количество, равные части) |
|
| На доске совершаются манипуляции с яблоками в соответствии с предложениями детей |
— Ещё, ребята, можно сказать, что мы поделили яблоки между детьми поровну — на равные части |
|
____________________________________________________ | Доска переворачивается . На доску выносится понятие «равные части» |
— Что вы видите на доске? (примеры) — Выйди к доске, …, реши тот пример, который хочешь | На 2 части доски примеры записанные вразброс (по количеству присутствующих в классе): 2*2= ,2*3= , 2*4= , 2*5= , 3:2= |
| Учащиеся выходят по одному к доске читают и решают примеры на умножение |
— Посмотрите, ребята, у нас остался один нерешённый пример |
|
| Учитель обращает внимание детей на пример с неизвестным действием (деление) |
— Что необычного в этом примере? Какой не знакомый нам знак, который мы ещё не использовали? Как он выглядит? (знак деления, две точки, которые ставятся одна под другой) |
|
| Учитель выносит на доску карточку со знаком «:» |
— Это знак деления. Он будет нам помогать записывать математические выражения с действием деления |
|
| Учитель выносит на доску карточку с надписью «деление» Доска переворачивается |
| |
— Может быть кто – нибудь попробует сформулировать тему нашего урока? С чем мы сегодня познакомимся? Чему научимся? (познакомимся с действием деления, научимся решать задачи на деление)
|
|
| Детям раздаются конверты с раздаточным геометрическим материалом |
— Сейчас вы будете работать в парах. Пара – это сколько человек? (два) — На каждой парте у вас конверт. Содержимое всех конвертов одинаковое. Откройте конверты, посмотрите, что внутри? (это фигуры) |
|
| Дети называют фигуры, лежащие в конверте, их цвет, форму, размер |
— Каждая пара должна разделить свои фигура на две части так, как вам хочется, так, как вы договоритесь |
|
| Дети делят фигуры на 2 группы (по цвету, по форме, по размеру) |
— На какие 2 группы вы раздели фигуры? По сколько фигур в каждой группе? Сколько фигур в первой группе? Сколько во второй? Равные ли у вас получились части? (…) |
|
| Учитель работает с каждой парой учащихся. |
— Посмотрите, ребята, фигуры во всех конвертах были одинаковые, а вы разделили их по-разному, на разные группы, части. Соберите фигуры в конверты и уберите на край парты. |
|
| Учитель подводит итог: даёт точную формулировку цели урока |
— Наша задача на сегодня научиться делить на две равные части. |
|
| Учитель активизирует внимание детей на опорные слова на доске |
| |
— У меня несколько карандашей и две баночки – карандашницы. Давайте попробуем разделить карандаши на две равные части – разложить карандаши в две баночки поровну. |
|
| На столе 2 карандашницы и 6 карандашей. Ученик по желанию выходит раскладывать карандаши |
-Посчитай карандаши. Один карандаш положи в первый стаканчик. Затем, чтобы не спутаться, второй карандаш положи во второй стаканчик. Куда положим следующий третий карандаш? (снова в первый) Куда положим четвёртый, пятый карандаш? (…) Делить надо до тех пор, пока не останется ни одного карандаша. |
|
| Ученик раскладывает карандаши по карандашницам |
— Сколько карандашей было? (шесть) — На сколько равных частей делили? Сколько баночек было? (две) — Как делили? По сколько карандашей складывали каждый раз в стаканчик? (по одному) — Сколько карандашей в каждом стаканчике? (три) — Поровну ли мы разделили карандаши? (да) |
|
___________________________________________________ | На столе 8 тетрадей. Ученику предлагается раздать тетради поровну двум детям |
— У меня здесь несколько тетрадей. Необходимо их раздать двум ученикам поровну. |
|
| Ученик по желанию выходит раздавать тетради двум детям с первой парты |
— Посчитай тетради. Дай одну тетрадь Данилу. Теперь одну тетрадь Вадику. У них тетрадей поровну? (да) — Остались у тебя ещё тетради? (да) — Дай ещё одну тетрадь Данилу и ещё одну Вадику? У них тетрадей поровну? (да) И т. д. |
|
| Ученик раздаёт тетради детям |
— Сколько тетрадей у тебя было (восемь) — На сколько частей мы их делили? Сколько детей получили тетради? (два) — Как делили? По сколько тетрадей давали каждый раз ребятам? (по одной) — Сколько у тебя, Данил, тетрадей? (четыре) — Сколько у тебя, Вадик тетрадей? (четыре) — У вас равное количество тетрадей? Мы поровну разделили? (да) — Остались ещё тетради? (нет)
|
|
| |
— Попробуем сформулировать правило. |
|
| Активизация учителем внимания детей |
— Что нужно сделать, чтобы разделить некоторое количество предметов поровну, на равные части? (нужно брать по одному предмету и раскладывать на нужное количество частей) |
|
| Повторение правила хором, затем 2 – 3 человека индивидуально |
| |
| Гимнастика |
| |
— Откройте учебник на странице 65 |
|
| Страница выносится на доску |
— В тетради запишите задача 24 (а). |
|
| На доску выносится запись «Задача 24 (а)» |
— Отложите ручки. Посмотрите в учебник. Слушаем меня и следим за тем, что я читаю |
|
| Активизация учителем внимания детей |
| Чтение задачи учителем |
— Прочитайте самостоятельно условие задачи. |
|
| 2 – 3 человека читают условие задачи вслух |
— Попробуем пересказать задачу |
|
| 2 – 3 человека пересказываю задачу Учитель закрепляет на доске изображения 8 ложек |
— Сколько ложек было по условию задачи? (восемь) |
|
| Учитель активизирует внимание детей на доску |
— Сколько столов, на которые нужно разложить ложки? (два). Обозначим их двумя крестиками |
|
| Учитель отмечает на доске два крестика |
— Что нам нужно сделать? (разложить ложки поровну) — Что значит «поровну»? (на каждом столе должно быть одинаковое количество ложек) |
|
— Какой вопрос в задаче, прочитайте? |
|
| 2 – 3 ученика читают вопрос к задаче. Учитель выносит вопрос на доску |
— Как мы делим на две равные части? (берём по одному предмету) |
|
| От первой ложки проводим стрелку к первому крестику, от второй ложки – ко второму крестику |
— Ещё ложки остались? Будем продолжать делить? (да) |
|
| От третьей ложки проводим стрелку к первому крестику, от четвёртой ложки – ко второму крестику |
— Нужно ли ещё продолжать делить? И т. д. |
|
— Сколько ложек было? (восемь) |
|
| На доску выносится «8 л» |
— Что мы делали с ложками? (делили) — Слово «делили» запишем знаком «:» |
|
| На доску выносится знак «:» |
— На сколько равных частей делили? На сколько столов раскладывали? (на два) |
|
| На доску выносится «2» |
— Сколько получили? Сколько ложек на каждом столе? (четыре) |
|
| На доску выносится «= 4» |
— Так будет выглядеть решение нашей задачи. 8 ложек разделили поровну на две части, получилось 4 ложки. — Какой ответ будет в нашей задаче? (на каждый стол положили 8 ложек) |
|
| Ответ выносится на доску учителем |
— Итак, в тетради запишем нашу задачу. Обозначим ложки кружочками. Сколько кружочков нарисуете? (восемь) |
|
И т. д. | Дети делают рисунок к задаче в тетради под руководством учителя и с опорой на доску записывают решение и ответ |
| |
— Итак, подведём итоги. Закрыли тетради, отложили в сторону ручки. Посмотрели на меня, на доску. |
|
| Дети организуют порядок на рабочем месте |
— Что значит «поровну», «равные части»? (…) — С каким знаком мы сегодня познакомились? Как он выглядит? (…) — Что нужно сделать, чтобы разделить предметы на две равные части? (…) — Что показалось особенно сложным и непонятным на уроке? (…) — Вы сегодня очень хорошо работали на уроке. Особенно мне понравилась работа…. |
|
| |
— Дома необходимо выполнить задание на листах.
|
|
| Дети обращают внимание на задание на листах. |
| Учитель читает задание, даёт необходимые разъяснения |
-
Раздели листья поровну между двумя деревьями.
Запиши решение
|
|
|
|
|
|
-
Раздели снежинки поровну между двумя Морозами
Запиши решение
|
|
|
|
|
|
РАВНЫЕ |
ЧАСТИ |
План – конспект урока математики на тему «Знак деления. Деление на равные части.» Страница
Катаева Е. В.