Урок математики в 6 классе.
Тема урока : «Признаки делимости на 2, 5, 10».
Учитель : Корытникова Т. В.
Цель урока: изучить признаки делимости на 10, на 5 и на 2; ввести определение чётных и нечётных чисел; развивать логическое мышление учащихся, — развивать математическую речь, математическую зоркость, вычислительные навыки, память, — воспитывать интерес к изучению математики, самостоятельность, трудолюбие.
Тип: изучение нового материала.
Оборудование: учебник, карточки, презентация.
План урока.
-
Сообщение темы и цели урока. (2 мин.)
-
Повторение, обобщение основных сведений, необходимых для восприятия нового материала. (5 мин.)
-
Изучение нового материала. ОМС. Историческая справка (10 мин.)
-
Первичное закрепление материала. (10 мин.)
-
Домашнее задание (1 мин.)
-
Применение приобретенных знаний. Работа в группах, индивидуальные задания, самостоятельная работа. Коррекция знаний. (10-12 мин.)
-
Итог урока. (2 мин.)
Ход урока.
-
Организационный момент. Проверка домашнего задания. Тема урока: «Признаки делимости на 2, 5, 10». Мы изучим признаки делимости, узнаем, какие числа являются чётными, а какие — нечётными. Для того, чтобы узнать, делится ли одно число на другое, не всегда нужно выполнять деление. Существуют признаки, позволяющие в некоторых случаях получить ответ на этот вопрос уже по самой записи числа. Напомню, что под термином «число» подразумеваем натуральное число, а под термином «делится» — делится нацело. (Слайд 1).
-
Актуализация опорных знаний учащихся. Повторение, обобщение основных сведений, необходимых для восприятия нового материала. (5 мин.)
-
Как вы понимаете утверждение: а – делитель в, в кратно а?
-
Презентация слайд 2. Даны числа 0 и а. Как с помощью циркуля можно отметить числа, кратные числу а? обратите внимание на запись кратных чисел. Что о них можно сказать? (делятся на а). вместо буквы а может стоять любая другая буква п, к, т.
Старинная восточная притча:
Давным-давно жил-был старик, который, умирая, оставил своим трем сыновьям 19 верблюдов. Он завещал старшему сыну половину, среднему – четвертую часть, а младшему – пятую. Не сумев найти решения самостоятельно (ведь задача в «целых верблюдах» решения не имеет), братья обратились к мудрецу.
— О мудрец!- сказал старший брат. — Отец оставил нам 19 верблюдов и велел разделить между собой: старшему – половину, среднему – четверть, младшему – пятую часть. Но 19 не делится ни на 2, ни на 4, ни на 5. Можешь ли ты , о достопочтенный, помочь нашему горю, ибо мы хотим выполнить волю отца?
— Нет ничего проще, — ответил им мудрец. – Возьмите моего верблюда и идите домой.
Братья дома легко разделили 20 верблюдов пополам, на 4 и на 5.Старший брат получил 10, средний – 5, а младший – 4 верблюда. При этом один верблюд остался (10+5+4=19).Раздосадованные, братья вернулись к мудрецу и пожаловались :
— О мудрец , опять мы не выполнили волю отца! Вот этот верблюд – лишний.
— Это не лишний, — сказал мудрец,- это мой верблюд. Верните его и идите домой.
-
Изучение нового материала. ОМС. Историческая справка (10 мин.)
(№808). Используя таблицу умножения, скажите, какой может быть последняя цифра произведения числа на 2; на 5. а на 10? Запишите в тетради
на 2: ____________
на 5: ____________
на 10: _____________
Какую закономерность вы увидели? №809 стр. 178 (1 – 3 вопросы).ОМС.
(Слайд 3.)
понятие чётного и нечётного числа. (Слайд 4)
Формула чётного числа п=2к
Формула нечётного числа п=2к + 1.
Работа с учебником. Страница 180. Правило «Проверь себя».
Историческая справка.
-
Первичное закрепление материала. (10 мин.)
№ 819 на доске и в тетрадях
а) 78/87=26/29; б)18/130=9/65; в) 125/150=5/6; г) 152/216=19/27.
Слайды. 6 – 10 –вместе,
11 – в тетрадях, совместно, 12-самостоятельно, проверка.
-
Домашнее задание §28, №815, 818, 821(в), 828(а), 836(а).
-
Применение приобретённых знаний
№821 (а, б) с комментированием.
А) 5*6 = 30 (руб.) заплатила Маша за картофель.
Б) 12*2=24 (руб.) заплатили за молоко;
24+11 = 35 (руб.) заплатили за молоко и кефир вместе.
Работа в группах. 4 группы работают на заранее заготовленных листах.
-
№825(б) Укажите наибольшее натуральное число, кратное 5, удовлетворяющее неравенству 255 ≤ х < 350. Ответ: 345.
-
Сколько целых чисел, кратных 2, содержится в числовом промежутке (-5; 4]? Ответ: 5.
-
№828(б) Запишите все чётные числа, для которых верно неравенство:
157 < у < 161. Ответ: 158, 160.
-
№827(б) Запишите все нечётные числа, для которых верно неравенство:
138 < у ≤ 145. Ответ: 139,141, 143, 145.
Самостоятельно. Тестирование. (тест №3, с 11 – 13 задания)
Вариант 1.
1. Укажите выражение, которое делится на 5.
А. 35 + 40. В. 30 + 12.
Б. 1 + 100. Г. 3 + 70.
2. Какое из следующих чисел кратно одновременно 2 и 5?
А. 25. Б. 35. В. 30. Г. 105.
3. Укажите наименьшее натуральное число, кратное 5, удовлетворяющее неравенству 324 < х < 348.
А. 345. Б. 330. В. 320. Г. 325.
Вариант 2.
1. Укажите выражение, которое делится на 5.
А. 100 ─ 10. В. 40 – 11.
Б. 20 + 96. Г. 90 – 8.
2. Какое из следующих чисел кратно одновременно 2 и 5?
А. 22. Б. 70. В. 85. Г. 93.
3. Укажите наименьшее натуральное число, кратное 5, удовлетворяющее неравенству 234 < х < 239.
А. 234. Б. 235. В. 238. Г. 240.
Вариант 3.
1. Укажите выражение, которое делится на 5.
А. 75 + 15. В. 16 + 30.
Б. 37 – 50. Г. 35 + 4.
2. Какое из следующих чисел кратно одновременно 2 и 5?
А. 34. Б. 40. В. 37. Г. 85.
3. Укажите наименьшее натуральное число, кратное 5, удовлетворяющее неравенству 674 < х < 678.
А. 674. Б. 670. В. 675. Г. 678.
Вариант 4.
1. Укажите выражение, которое делится на 5.
А. 95 ─ 25. В. 21 ─ 15.
Б. 34 + 80. Г. 25 ─ 3.
2. Какое из следующих чисел кратно одновременно 2 и 5?
А. 65. Б. 62. В. 61. Г. 80.
3. Укажите наименьшее натуральное число, кратное 5, удовлетворяющее неравенству 924 < х < 929.
А. 930. Б. 925. В. 928. Г. 924.
Коррекция знаний.
1 | 2 | 3 | |
Вариант 1 | А | В | Г |
Вариант 2 | А | Б | Б |
Вариант 3 | А | Б | В |
Вариант 4 | А | Г | Б |
-
Итог урока.
-
Что нового узнали на уроке?
-
Чему научились?
-
Где могут пригодиться полученные знания?
-
Как по записи натурального числа определить, делится оно без остатка на 10 или не делится на 10?
-
Как по записи натурального числа определить, делится оно без остатка на 5 или не делится на 5?
-
Как по записи натурального числа определить, делится оно без остатка на 2 или не делится на 2?
-
Оценки за урок.
Спасибо за урок!