5

Урок математики в 6 классе.

Тема урока : «Признаки делимости на 2, 5, 10».

Учитель : Корытникова Т. В.

Цель урока: изучить признаки делимости на 10, на 5 и на 2; ввести определение чётных и нечётных чисел; развивать логическое мышление учащихся, — развивать математическую речь, математическую зоркость, вычислительные навыки, память, — воспитывать интерес к изучению математики, самостоятельность, трудолюбие.

Тип: изучение нового материала.

Оборудование: учебник, карточки, презентация.

План урока.

  1. Сообщение темы и цели урока. (2 мин.)

  2. Повторение, обобщение основных сведений, необходимых для восприятия нового материала. (5 мин.)

  3. Изучение нового материала. ОМС. Историческая справка (10 мин.)

  4. Первичное закрепление материала. (10 мин.)

  5. Домашнее задание (1 мин.)

  6. Применение приобретенных знаний. Работа в группах, индивидуальные задания, самостоятельная работа. Коррекция знаний. (10-12 мин.)

  7. Итог урока. (2 мин.)

Ход урока.

  1. Организационный момент. Проверка домашнего задания. Тема урока: «Признаки делимости на 2, 5, 10». Мы изучим признаки делимости, узнаем, какие числа являются чётными, а какие — нечётными. Для того, чтобы узнать, делится ли одно число на другое, не всегда нужно выполнять деление. Существуют признаки, позволяющие в некоторых случаях получить ответ на этот вопрос уже по самой записи числа. Напомню, что под термином «число» подразумеваем натуральное число, а под термином «делится» — делится нацело. (Слайд 1).

  2. Актуализация опорных знаний учащихся. Повторение, обобщение основных сведений, необходимых для восприятия нового материала. (5 мин.)

  • Как вы понимаете утверждение: а – делитель в, в кратно а?

  • Презентация слайд 2. Даны числа 0 и а. Как с помощью циркуля можно отметить числа, кратные числу а? обратите внимание на запись кратных чисел. Что о них можно сказать? (делятся на а). вместо буквы а может стоять любая другая буква п, к, т.

Старинная восточная притча:

Давным-давно жил-был старик, который, умирая, оставил своим трем сыновьям 19 верблюдов. Он завещал старшему сыну половину, среднему – четвертую часть, а младшему – пятую. Не сумев найти решения самостоятельно (ведь задача в «целых верблюдах» решения не имеет), братья обратились к мудрецу.

— О мудрец!- сказал старший брат. — Отец оставил нам 19 верблюдов и велел разделить между собой: старшему – половину, среднему – четверть, младшему – пятую часть. Но 19 не делится ни на 2, ни на 4, ни на 5. Можешь ли ты , о достопочтенный, помочь нашему горю, ибо мы хотим выполнить волю отца?

— Нет ничего проще, — ответил им мудрец. – Возьмите моего верблюда и идите домой.

Братья дома легко разделили 20 верблюдов пополам, на 4 и на 5.Старший брат получил 10, средний – 5, а младший – 4 верблюда. При этом один верблюд остался (10+5+4=19).Раздосадованные, братья вернулись к мудрецу и пожаловались :

— О мудрец , опять мы не выполнили волю отца! Вот этот верблюд – лишний.

— Это не лишний, — сказал мудрец,- это мой верблюд. Верните его и идите домой.

  1. Изучение нового материала. ОМС. Историческая справка (10 мин.)

(№808). Используя таблицу умножения, скажите, какой может быть последняя цифра произведения числа на 2; на 5. а на 10? Запишите в тетради

на 2: ____________

на 5: ____________

на 10: _____________

Какую закономерность вы увидели? №809 стр. 178 (1 – 3 вопросы).ОМС.

(Слайд 3.)

понятие чётного и нечётного числа. (Слайд 4)

Формула чётного числа п=2к

Формула нечётного числа п=2к + 1.

Работа с учебником. Страница 180. Правило «Проверь себя».

Историческая справка.

  1. Первичное закрепление материала. (10 мин.)

819 на доске и в тетрадях

а) 78/87=26/29; б)18/130=9/65; в) 125/150=5/6; г) 152/216=19/27.

Слайды. 6 – 10 –вместе,

11 – в тетрадях, совместно, 12-самостоятельно, проверка.

  1. Домашнее задание §28, №815, 818, 821(в), 828(а), 836(а).

  2. Применение приобретённых знаний

821 (а, б) с комментированием.

А) 5*6 = 30 (руб.) заплатила Маша за картофель.

Б) 12*2=24 (руб.) заплатили за молоко;

24+11 = 35 (руб.) заплатили за молоко и кефир вместе.

Работа в группах. 4 группы работают на заранее заготовленных листах.

  • №825(б) Укажите наибольшее натуральное число, кратное 5, удовлетворяющее неравенству 255 ≤ х < 350. Ответ: 345.

  • Сколько целых чисел, кратных 2, содержится в числовом промежутке (-5; 4]? Ответ: 5.

  • №828(б) Запишите все чётные числа, для которых верно неравенство:

157 < у < 161. Ответ: 158, 160.

  • №827(б) Запишите все нечётные числа, для которых верно неравенство:

138 < у ≤ 145. Ответ: 139,141, 143, 145.

Самостоятельно. Тестирование. (тест №3, с 11 – 13 задания)

Вариант 1.

1. Укажите выражение, которое делится на 5.

А. 35 + 40. В. 30 + 12.

Б. 1 + 100. Г. 3 + 70.

2. Какое из следующих чисел кратно одновременно 2 и 5?

А. 25. Б. 35. В. 30. Г. 105.

3. Укажите наименьшее натуральное число, кратное 5, удовлетворяющее неравенству 324 < х < 348.

А. 345. Б. 330. В. 320. Г. 325.

Вариант 2.

1. Укажите выражение, которое делится на 5.

А. 100 ─ 10. В. 40 – 11.

Б. 20 + 96. Г. 90 – 8.

2. Какое из следующих чисел кратно одновременно 2 и 5?

А. 22. Б. 70. В. 85. Г. 93.

3. Укажите наименьшее натуральное число, кратное 5, удовлетворяющее неравенству 234 < х < 239.

А. 234. Б. 235. В. 238. Г. 240.

Вариант 3.

1. Укажите выражение, которое делится на 5.

А. 75 + 15. В. 16 + 30.

Б. 37 – 50. Г. 35 + 4.

2. Какое из следующих чисел кратно одновременно 2 и 5?

А. 34. Б. 40. В. 37. Г. 85.

3. Укажите наименьшее натуральное число, кратное 5, удовлетворяющее неравенству 674 < х < 678.

А. 674. Б. 670. В. 675. Г. 678.

Вариант 4.

1. Укажите выражение, которое делится на 5.

А. 95 ─ 25. В. 21 ─ 15.

Б. 34 + 80. Г. 25 ─ 3.

2. Какое из следующих чисел кратно одновременно 2 и 5?

А. 65. Б. 62. В. 61. Г. 80.

3. Укажите наименьшее натуральное число, кратное 5, удовлетворяющее неравенству 924 < х < 929.

А. 930. Б. 925. В. 928. Г. 924.

Коррекция знаний.

1

2

3

Вариант 1

А

В

Г

Вариант 2

А

Б

Б

Вариант 3

А

Б

В

Вариант 4

А

Г

Б

  1. Итог урока.

    • Что нового узнали на уроке?

    • Чему научились?

    • Где могут пригодиться полученные знания?

    • Как по записи натурального числа определить, делится оно без остатка на 10 или не делится на 10?

    • Как по записи натурального числа определить, делится оно без остатка на 5 или не делится на 5?

    • Как по записи натурального числа определить, делится оно без остатка на 2 или не делится на 2?

Оценки за урок.

Спасибо за урок!

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here