Конспект комплексного урока по музыке для 2 класса.

Учитель музыки Никулина Т.И.

ГОУ прогимназия №1667

«Как родилась музыка».

Цель урока: Формирование у детей представления о природе и истоках

возникновения музыкальных звуков, об истории развития

музыкального искусства;

формирование музыкальных и творческих способностей детей

с учётом возможностей каждого ребёнка в процессе музыкальной

деятельности различных видов (слушание музыки, пение, игра на

музыкальных инструментах, импровизация, сочинение ).

Задачи урока: Образовательные — знакомство с историей музыки, с образцами

музыкального народного творчества;

развивающие – развитие метро-ритмических , вокально-хоровых ,

импровизационных навыков, умения игры на музыкальных инструментах;

воспитательные – воспитание любви к музыке, личностной значимости

нравственных и эстетических свойств музыки , повышения мотивации к

образовательной деятельности на уроках музыки.

Аудиоматериалы: русские народные колыбельные и частушки в детском исполнении,

духовный стих «Христос родился»,

С.Ермолова «Юный художник».

Атрибуты: музыкальные и шумовые инструменты,

народная кукла,

портреты композиторов.

I.Орг. момент, приветствие.

Дети входят в класс и рассаживаются произвольно на две равные команды.

Здравствуйте, ребята. Рада видеть вас в хорошем настроении. Сегодня мы совершим путешествие во времени. Но сначала мне хотелось бы спросить вас, как вы думаете, что такое музыка и откуда она берётся?(рассуждения детей).

II. Где живёт музыка?

Цели этапа — формирование УУД:

общеучебные: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели,

структурирование знаний,

анализ и сравнение , выявление причинно-следственных связей,

построение логического рассуждения на основе синтеза и обобщения фактов;

моделирование ритмической импровизации;

регулятивные: планирование, контроль, оценка собственных действий в процессе

индивидуальной и групповой работы;

личностные: смыслообразование , нравственно-этическая ориентация;

осознание ценности личного вклада в творчество коллектива;

коммуникативные: участие в продуктивном диалоге,

способность к самовыражению,

умение работать в группе.

Как вы думаете, когда появилась музыка? (ответы детей )

Давайте отправимся в прошлое.

С древних времён люди слышали звуки окружающего мира. Вы их назовёте?

(шум дождя, шелест листвы, шуршание набегающей волны, биение сердца и т.д.)

Они наделяли мистической силой природные явления и стихии. Поклоняясь

им, древние люди придумывали ритуальные танцы и песни, они подражали звукам природы.

Сейчас мы с вами попробуем воспроизвести такой ритуальный танец. Одна команда будет исполнять аккомпанемент на музыкальных инструментах , а другая придумает танец.(После недолгой подготовки исполняется ритмическо-танцевальная импровизация)

Правда, получился отличный обрядовый танец? Поглядите-ка в окно – даже

солнышко выглянуло! Как вы думаете, то, что вы изобразили, можно назвать музыкой? Или чего-то не хватает?(не хватает мелодии) Мелодия тоже родилась в природе. Где человек может её услышать?( гул ветра, пение птиц, журчание ручейка)

Итак, музыка – это мелодия и ритм.

III. Сочиняем и играем.

Цели этапа — формирование УУД:

общеучебные: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели,

структурирование знаний о народном творчестве,

анализ и сравнение музыкальных примеров,

создание модели песни для последующего воспроизведения в творчестве,

реегулятивные: планирование, контроль, оценка собственных действий в процессе

индивидуальной и групповой работы;

оценка результата творческой работы,

личностные: нравственно-этическая ориентация;

осознание ценности личного вклада в творчество коллектива;

осмысление ценности устного народного творчества,

коммуникативные: умение участвовать в продуктивном диалоге,

умение работать в группе.

Человек живёт в окружении звуков и мелодий. В радости и в печали его окружает музыка. С рождения малыш слышит мамины песни, какие?

(потешки, пестушки, колыбельные)В них – вся мамина ласка, любовь и забота.

Без музыки не обходились ни детские забавы, ни народные гуляния и праздники. Давайте вспомним такие песни (плясовые, хороводные, частушки).

Сейчас мы послушаем, как звучат колыбельная и частушки, а затем вы в командах попробуете сочинить свои. (девочки в обеих командах сочиняют колыбельную песенку для народной куклы, а мальчики — придумывают тексты частушек при помощи учителя, затем-исполняют их ) Вот какие у нас получились замечательные колыбельные, а задорные частушки – как на настоящих посиделках! (тексты, придуманные детьми):

Баю-баюшки, баю, Баю-баюшки, баю,

Очень я тебя люблю. Я Алёнушку люблю.

Пусть приснятся сладки сны, Спи, малюточка моя,

Спи, малышка, спи, спи, спи. Спать ты будешь до утра.

Рыбки спят, и птички спят, Спят зайчишки и сова.

Моей детке спать велят. Уже поздно, спать пора.

Частушки:

Ученица как-то раз В нашей школе снова праздник,

Принесла ежонка в класс. Принесли цветы с утра.

А потом он убежал, С одноклассниками встреча

А куда — он не сказал. Очень радостна всегда.

Мы с вами услышали и даже сочинили сами примеры устного народного творчества. А почему оно так называется? (потому что народная мудрость

передавалась из уст в уста).

IV. Кто такие композиторы?

Цели этапа — формирование УУД:

общеучебные: осмысление и анализ слуховой информации,

выделение и формулирование проблемы,

регулятивные: планирование, контроль, оценка собственных действий в процессе

индивидуальной и групповой работы;

личностные: смыслообразование ,

нравственно-этическое ориентирование в вопросе музыкальной культуры,

мотивация к познавательной деятельности,

коммуникативные: участие в продуктивном диалоге,

умение слушать собеседника,

умение работать в группе.

С приходом Христианства на Русь появилась духовная музыка , которая прославляла Господа, укрепляла веру, сопровождала обряды. Послушайте Христославную песню, которая пелась на Рождество. Какие чувства вы испытали при прослушивании этой песни? (…)

В эти времена появляется письменность, алфавит, становится возможным записывать на бумаге песнопения. Стали появляться авторы, сочиняющие музыку. Как называются такие люди?(композиторы)

Предлагаю вам посоревноваться в знании отечественных композиторов. Викторина по именам композиторов России.

V. Музыка – всем.

Цели этапа — формирование УУД:

общеучебные: анализ и понимание дирижёрских жестов,

воплощение в деятельности усвоенных музыкальных принципов,

регулятивные: планирование, контроль, оценка собственных действий в процессе

индивидуальной и групповой работы по развитию вокально-хоровых навыков,

личностные: смыслообразование , нравственно-этическая ориентация;

осознание ценности личного вклада в творчество коллектива;

коммуникативные: участие в продуктивном диалоге,

умение работать в вокальном коллективе.

В середине XIX века началась техническая революция. Попробуйте объяснить этот термин.(…) Музыку стало возможным записывать и прослушивать с помощью технических устройств, какие вы знаете?(граммофон, патефон, магнитофон) Появились цифровые носители информации. Благодаря этому,

Музыка стала доступна всем людям. С развитием цивилизации музыкальное наследие человечества невероятно обогатилось, и мы с вами ещё узнаем много красивых мелодий и песен, сочинённых разными авторами, в том числе и нашими педагогами. Давайте вспомним и споём одну из них.

Исполнение песни С.А.Ермоловой «Юный художник».

VI. Заключение, рефлексия.

Ну что ж, вот и подошло к концу наше путешествие во времени. Узнали ли вы что-то новое? Что вам понравилось? А что для вас было наиболее трудным? Я хочу отметить вашу дружную работу в командах, ваши замечательные творческие способности, ваш задор и энергию. Спасибо.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here