Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Гимназия №8» г.Перми
Конспект урока по музыке
в 6 классе
«Ф.Шопен — жизнь и творчество»
подготовила
учитель музыки
Попова Татьяна Викторовна
г. Пермь
2015
Тип урока: Изучение нового материала и закрепление знаний, полученных
учащимися при подготовке Д/З (самостоятельное изучение жизненного
пути Ф. Шопена).
Вид урока: комбинированный.
Цель: Формирование музыкальной культуры учащихся средствами творчества
Фредерика Шопена. Расширить представления о значимости классической
музыки в воспитании подрастающего поколения.
Цель учителя:
-
Оказание помощи во время проблемной дискуссии в поиске и приобретении своего индивидуального типа и темпа учебной деятельности, в раскрытии и развитии индивидуальных познавательных процессов, интересов; содействие формированию и развитию творческих способностей учащихся.
-
Создание учителем ситуации успеха с использованием форм диалога с речевыми оборотам: «Я считаю, что …», «Я полагаю, что…», « Мне кажется, что…», « По моему мнению…», «Я думаю…».
Цели ученика:
-
Обогащение собственного жизненного опыта. Самореализация себя как личности через активность в дискуссии. Овладение приёмами и методами дискуссии. Научиться анализировать и обобщать приобретённые знания.
Задачи:
-
Образовательные: познакомить учащихся с жизнью и творчеством композитора.
-
Развивающие: развитие познавательного интереса учащихся, умение вслушиваться в музыку.
-
Воспитательные: осуществлять нравственное воспитание, прививать культуру слушателя.
Методы обучения:
— метод эмоциональной драматургии,
— метод художественного контекста,
— метод сравнения,
— метод размышления о музыке,
— словесные методы: диалог, беседа, разъяснение.
Основные понятия, изучаемые на уроке: экспромт, вальс, прелюдия, этюд,
Выразительные средства музыки,
музыкальный образ, героический образ,
образ Родины.
Оборудование: компьютер, экран, наглядный материал (слайды).
Музыкальный материал: “Фантазия-экспромт” до # минор, Вальс до # минор,
Прелюдия № 24 ре — мин, “Революционный” этюд № 12
до минор.
Основные этапы работы:
I. Организационный момент – Приветствие, введение в тему урока.
II. Основная часть — Беседа по теме урока, знакомство с новыми произведениями
(слушание) и их обсуждение.
Ш. Итог урока
Ход урока:
I. Организационный момент – Приветствие, введение в тему урока.
Учитель: — Здравствуйте дорогие ребята, сегодня мы познакомимся с жизнью и
творчеством великого человека.
(слайд с изображением портрета Ф. Шопена)
(Краткая биография с участием учеников)
Учитель: — Кто этот человек?
Ученики: — Фредерик Шопен, великий польский композитор и пианист.
Учитель: — Место и дата рождения?
Ученики: — Родился в местечке Желязова Воля – под Варшавой 22.02.1810 —
17.10.1849 гг.
(слайды с изображением портретов родителей Ф. Шопена и дома, где он родился)
II. Основная часть — Беседа по теме урока, знакомство с новыми произведениями
(слушание) и их обсуждение.
Учитель: — Что интересного вы узнали о Шопене?
Ученики: — Уже в детские годы Фредерик проявлял необыкновенные музыкальные способности. Когда ему было 7 лет, он написал свои два полонеза и «Военный марш», который стал исполняться на всех варшавских парадах.
Ученики: — Молодого Шопена учили музыке, возлагая на него большие надежды, которые, как показало время, он оправдал. Его учителя всегда восторженно отзывались о нём. Так, пианист Войцех Живный который начал заниматься с 9-летним мальчиком, отмечал, что исполнительский талант мальчика развивался настолько быстро, что к 12-ти годам Шопен не уступал лучшим польским пианистам. В итоге, Живный отказался от занятий с юным виртуозом, заявив, что ничему больше не может научить его.
(слайд с портретом учителя Фредерика – В. Живного)
Ученики: — В шестнадцать лет Шопен был принят в Варшавскую консерваторию,
по окончании которой, в 1829г. директор консерватории – Юзеф Эльснер,
сделал следующую запись: «Удивительные способности. Музыкальный
гений».
(слайд с портретом Ю. Эльснера)
Ученики: — Но вот Высшая школа окончена. Эльснер, понимая, что рамки Варшавы
уже становятся тесными для гениального юноши, убеждает его
отправиться в чужие края – посмотреть, послушать, показать себя. Первое
путешествие состоялось в Вену. Оно принесло успех. И Шопен
новое большое путешествие, которое должно завершиться в Италии. Путь
Шопена лежал через Вену. Но на этот раз столица Австрии оказалась не
столь гостеприимной. Шопену охотно предоставляли возможность
выступать перед публикой, но…. бесплатно, а он нуждался в деньгах. А из
Польши шли известия, заставлявшие его горько сожалеть об отъезде.
Осенью 1830г — вскоре после отъезда Шопена — в Варшаве вспыхнуло
восстание. Среди повстанцев были близкие друзья Шопена, и Фредерик
рвался на родину, чтобы быть в их рядах. Остановило его письмо отца,
который считал, что долг сына служить родине своим искусством. И
Шопен остался в Вене, а потом поехал в Париж, где и прожил до конца
своей недолгой жизни.
Ученики: — Всю свою жизнь Шопен писал почти только для фортепиано. Его
творческое наследие очень огромно – это этюды, прелюдии, сонаты,
вальсы, полонезы, мазурки. Любое музыкальное произведение Шопена
(мазурка, полонез, вальс…) – это художественные музыкальные поэмы,
глубокие, разнообразные и вдумчивые. Ф. Шопен выразил в них все
человеческие чувства.
2. Слушание
Учитель: — Дорогие ребята, сейчас мы послушаем самые известные в мире
произведения польского композитора Ф. Шопена.
(звучит “Фантазия-экспромт” до # минор)
Учитель: — Что чувствовал Шопен, создавая это произведение?
Ученики: — Смятение, любовь, страдание и т.д. (обсуждение).
Ученики: — Экспромт — это моментальная мысль; короткая речь, произнесённая
без подготовки.
(Дальнейшая работа с произведениями Шопена — Вальс до # минор, Прелюдия № 24 ре минор, “Революционный” этюд № 12 до минор – прослушивание и обсуждение). (Связь с разными этапами жизни Шопена).
Ш. Итог урока
Учитель: — Шопену шёл всего 21-й год, когда Роберт Шуман сказал: “Я низко
склоняю голову перед таким гением, перед таким полётом, перед таким
мастерством». А А.Г. Рубинштейн (русский композитор) отметил талант
Фредерика словами: “Каждая нота у Шопена – чистое золото”.
Учитель: — На этом мы приостанавливаем знакомство с жизнью и творчеством
великого польского композитора и пианиста Ф. Шопена. Мне бы хотелось,
чтобы дома вы ещё раз прослушали произведения, прозвучавшие на уроке.
Я уверенна, что вы откроете новые грани музыки композитора.
На следующем уроке мы продолжим наше знакомство с творчеством
Шопена.
До новых встреч!
Список литературы:
-
Алексеева Л., Григорьев В. Страницы зарубежной музыки XIX века. М., Знание, 1983
-
Галацкая В.С. Музыкальная литература зарубежных стран. Вып.3. М., Музыка, 1974
-
Друскин М. История зарубежной музыки. М., Музыка, 1976
-
Замятина Т. Современный урок музыки. М., Глобус, 2007
-
Нейгауз Г. Об искусстве фортепианной игры. М., Музыка, 1982
-
Роллан Р. Музыкально — историческое наследие. М. Музыка. 1986
-
Способин И.В. Музыкальная форма. М., Музыка, 1984
-
Шорникова М. Музыкальная литература, 2 год обучения. Ростов — на — Дону, Феникс,
2012
Ссылки на источники в сети Интернет:
-
Ф. Шопен
Желязова Воля Сестра Людвика
Фредерик Сёстры Изабелла и Эмилия
Учёба в училище
Шопен за роялем Шопен и Аврора Дюдеван (Жорж Занд)
Аврора Дюдеван (Жорж Занд) Ф. Шопен
Предсмертное исполнение «Траурного марша» Ф. Шопена Памятник Ф. Шопену
Музей Шопена