УМК «Гармония» 1 класс

Тема:

«Точка. Прямая и кривая линии»

Автор: Хохлова Ирина Борисовна, учитель

начальных классов

МБОУ «Гимназия №166 г.Новоалтайска

Алтайского края»

Тема: Точка. Прямая и кривая линии.

1 класс

Тип урока: урок введения нового знания.

Цели урока: Сформировать представление о понятиях «точка», «кривая линия», «прямая линия».

Задачи урока:

  • Учить различать прямые и кривые линии.

  • Учить чертить кривые линии и прямые линии через заданные точки по линейке.

  • Способствовать развитию приёмов умственной деятельности: классификация, сравнение, анализ, обобщение.

  • Воспитывать толерантное отношение друг к другу, взаимное сотрудничество.

Методы работы: объяснительно – иллюстративные, частично – поисковые, словесные, наглядные, практические.

Педагогические технологии:

— личностно – ориентированного обучения;

— объяснительно – иллюстративного обучения;

— словесной продуктивной и творческой деятельности;

— педагогика сотрудничества (учебный диалог, учебная дискуссия);

Ожидаемые результаты:

— умение детьми различать и чертить прямые и кривые линии;

— повышение активности на уроках;

— улучшение результатов обучения;

Структура

Цель

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1. Психологический настрой учащихся.

Организационный момент.

Создание благоприятной

рабочей обстановки.

Включение учащихся в деятельность.

-Посмотрите друг на друга, улыбнитесь, пожелайте успешной работы себе, соседу, всему классу.

-Что необходимо нам для успешной работы на уроке?

-Покажите своей посадкой, что вы готовы работать.

Дети вспоминают правила «рабочего» человека.

2.Постановка учебной задачи.

Создание условия

для выявления «Что знаем и чего ещё не знаем?»

-Отгадайте загадку:

Палочка волшебная

Есть у меня, друзья,

Палочкою этой

Могу построить я

Башню, дом и самолет,

И большущий пароход!

Учитель держит в руках большой карандаш.

-Это не простой Карандаш, а волшебный. Он знает много нового и интересного и познакомит нас с жителями страны Геометрии.

Слайд №2

-Разгулялся как-то карандаш и оставил на бумаге следы своего присутствия.

-Кто знает, что же получилось?

-А кто из вас может сказать тему нашего урока.

-Молодцы! Действительно о точках и линиях пойдёт речь у нас на уроке.

-Рассмотрите внимательно линии. На какие группы можно распределить линии?

Слайд №3

-Укажите число прямых и кривых линий. Число точек?

-Как вы думаете, почему одни линии прямые, а другие – кривые? От чего это зависит? Какой «инструмент» помог карандашу начертить прямые линии?

-А как же начертить кривые линии? Нужна тоже линейка?

-Это карандаш.

-Получились линии и точки.

Предположения детей: тема нашего урока — различные линии и точки.

-Линии можно распределить на прямые и кривые.

Дети считают, показ цифры на числовом «веере».

-3-прямых линий, 5- кривых линий и 4-точки.

-Помогла линейка.

-Думаем, что кривые линии можно начертить без линейки.

3.Составление плана для достижения учебной задачи.

4. Физминутка.

Поиск оптимального решения учебной задачи.

Создание условий для психоэмоциональной разгрузки учащихся.

-Чему будем учиться?

Составления плана (на доске):

-Какие бывают линии (этот пункт предлагает учитель, если не назовут дети);

-Как начертить прямые линии с помощью линейки.

-Как начертить кривые линии без линейки.

-Как начертить прямые линии через 1 точку, через 2 точки.

-Как начертить кривые линии через 1 точку, через 2 точки.

-Учимся различать кривые и прямые линии.

-Проверять и оценивать свою работу.

-Проверять и оценивать учителю.

(Два последних пункта предлагает учитель).

Для глаз:

1.Быстро поморгать, закрыть глаза и посидеть спокойно, медленно считая до 5. Повторить 4-5 раз.

2.Крепко зажмурить глаза

(считать до 3), открыть, посмотреть вдаль (считать до 5).

Повторить 4-5 раз.

Учитель проговаривает стихотворение:

Мы — веселые мартышки,

Мы играем громко слишком.

Все ногами топаем,

Все руками хлопаем,

Надуваем щечки,

Скачем на носочках.

Дружно прыгнем к потолку,

Пальчик поднесем к виску

И друг другу даже

Язычки покажем!

Шире рот откроем ,

Гримасы все состроим.

Как скажу я слово три,

Все с гримасами замри.

Раз, два, три!

Высказывания детей: как начертить прямые линии, как начертить кривые линии.

Дети проговаривают стихотворение и имитируют действия мартышек.

5.Реализация плана.

Практическая работа.

6.Физминутка.

Формирование умений соблюдать последовательность действий при коллективном выполнении учебной задачи.

Создание условий для психоэмоциональной разгрузки учащихся.

-Давайте посмотрим на наш план.

Что из него мы уже узнали?

-Чему будем учиться дальше?

— Как пользоваться линейкой?

Учитель показывает на доске, комментируя:

-Линейку прижимаем посередине, крепко. «Опираясь на линейку, проводим прямую линию карандашом.

Попробуйте сами начертить такую линию.

-Прямая линия бесконечна, её можно продолжить как вправо, так и влево.

Слайд №4

-А вот задание трудное. Поставьте точку на листе бумаги и попробуйте провести через неё прямую линию.

-Попробуйте провести ещё линию, ещё одну линию.

— Сколько у вас получилось линий?

-Поставьте две точки. Проведите прямую линию.

-Как вы думаете, сколько прямых линий можно провести через эти две точки?

-Вернёмся к плану: что мы узнали?

Не забывайте контролировать выполнение своей работы, если возникают ошибки, постарайтесь их исправлять.

Слайд №5

Поставьте точку на листе бумаги и попробуйте провести через неё кривую линию.

-Попробуйте провести ещё линию, ещё одну линию.

— Сколько у вас получилось линий?

-Поставьте ещё 2 точки

-Проведите кривую линию.

-Можно ли через эти 2 точки провести ещё другие кривые линии?

-Попробуйте. Используйте цветные карандаши.

-Вернёмся к плану: что мы узнали?

-Кто скажет, чем прямые линии отличаются от кривых?

Для глаз: 1. Быстро поморгать, закрыть глаза и посидеть спокойно, медленно считая до 5. Повторить 4-5 раз.

2.Крепко зажмурить глаза (считать до 3), открыть, посмотреть вдаль (считать до 5). Повторить 4-5 раз.

3. -С добрым утром, глазки! (поглаживают веки глаз)

Вы проснулись? (смотрим в бинокль)

С добрым утром, ручки! (поглаживаем)

Вы проснулись? (хлопаем)

С добрым утром, ножки!

Вы проснулись? (топают)

С добрым утром, солнце! (Раскрывают руки навстречу солнцу)

-Мы узнали, что линии бывают прямые и кривые.

-Будем учиться чертить прямые линии.

(Дети чертят прямую линию)

Выполнение детьми.

-Много

-?

Учащиеся пробуя, приходят к выводу, что прямые линии провести больше нельзя.

-Узнали, как проводится прямая линия и что через одну точку можно провести несколько линий, а через две точки можно провести только одну линию.

-Много.

Учащиеся пробуя, приходят к выводу, что можно провести несколько кривых линий.

Узнали, как проводятся кривые линии и что через одну и две точки можно провести несколько таких линий.

-Прямые лини проводят по линейке, кривые – от руки.

Через 2 точки можно провести только одну прямую линию, а кривых много.

7.Первичное закрепление.

Распознавание линий на практике.

-Чему будем учиться дальше?

— Ребята, посмотрите, я бросила тесёмку на стол. Какая линия получилась?

— А сейчас пусть Жанна возьмётся за один конец верёвки, а Данила за другой и будут натягивать верёвку. Какая линия получилась?

-А теперь проконтролируем себя.

Игра «Угадай, что это за линия?»

-Я загадаю загадку, вы отгадаете и определите, из каких линий состоят предметы- отгадки.

Слайд №6

— Крашеное коромысло

Над рекой повисло.

-Кто всю ночь по крыше бьёт да постукивает, и бормочет, и поёт, убаюкивает?

-Висит сито – не людьми свито.

-В зоопарке,

Верь, не верь,

Проживает

Чудо-зверь.

У него рука — во лбу

Так похожа на трубу!

Страну чудес откроем мы

И встретимся с героями

В строчках

На листочках,

Где станции на точках.

-Будем учиться распознавать линии.

Получилась кривая линия.

Получилась прямая линия

Дети внимательно слушают загадку, отгадывают её, смотрят на экран и контролируют себя в определении линий предметов — отгадок.

-Радуга, чтобы нарисовать её, необходимо провести кривые линии.

-Дождь, состоит из прямых линий; лучи солнца состоят из прямых линий.

-Паутина, прямые и кривые линии.

-Слон, состоит из кривых линий.

-Книга, прямые и кривые линии.

8.Итог урока. Рефлексия.

Развитие умений соотносить цель и результат.

Осознание учащимися своей учебной деятельности и всего класса.

— С чем познакомились?

-Чему учились на уроке?

-Что узнали нового?

Продолжите предложение:

-Я понял, что…

-Было интересно…

-Было трудно…

-Мне захотелось…

-У меня получилось…

-На следующем уроке мы…

Слайд №7

На какой ступеньке лесенки вы бы хотели сейчас стоять?

  • Ничего не понятно на уроке.

  • Все понятно на уроке, затруднений нет.

  • Хочу знать больше.

— Молодцы! Спасибо всем за урок.

Высказывания детей.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here