Попова Ирина Викторовна
Учитель начальных классов
ГБОУ гимназия №66 Центрального района Санкт-Петербурга
Конспект открытого урока по математике
Математический КВН
УМК: Школа России
Предметная область: математика
Класс: 3
Технология: игровая
Продолжительность: 45 минут
Цели урока: проверить умение применять полученные знания в нестандартных ситуациях.
Задачи: способствовать самостоятельному добыванию знаний;
развивать умение согласовываться со своими товарищами по команде; развивать творческие способности ученик.
Оборудование: эмблемы, ребусы, видеоклипы, компьютерные файлы (музыка КВН), гитара, CD/DVD плейэр, DVD диск, плакаты, головоломки, портреты Пифагора и М. В. Ломоносова, счетные палочки, лабиринт, геометрические фигуры, разрезные буквы из цветного картона, цветные магниты.
Ход КВН
1.Начало КВН
Звучит музыка «Начало КВН». Входят дети, останавливаются.
У. Экипаж корабля «Дружный» продолжает 11 -летнее путешествие по океану Знаний. Сегодня остановка на Острове «Математический КВН». Мы приветствуем дорогих гостей. Займите свои места.
Почему торжественность вокруг? Почему притихли сразу вдруг? Потому что в воздухе витает Дух царицы всех наук.
Звучат фанфары.
Входит Царица наук Математика.
Математика: Не всех я жалую своим вниманием, а только умных, сообразительных, внимательных и вместе с тем веселых и находчивых. Повелеваю КВН в мою честь начать!
У. Ваше величество, мы оправдаем Ваше доверие, порадуем Вас! Правда, дети? В КВН (КВНЕ) принимают участие 3 команды:
-
команды — квадрат
-
команда — круг
-
команда — треугольник
Капитан команды ■ —
Капитан команды • —
Капитан команды ▲ —
Хочу представить жюри, строгое, но справедливое:
И.Приветствие команд Квадрат:
Рекомендуюсь, я — Квадрат,
Любую площадь я измерить рад.
С глубокой древности я мера площадей.
Она в квадрате стороны моей
Имею я четыре стороны,
И все они равны.
Мы вас приветствуем друзья, Мы вам сердечно рады. Сейчас в находчивости нам Соревноваться надо!
Круг:
Часть плоскости окружность
Заключает круг.
Круг — циферблат часов,
Которые всегда идут.
И солнца круг
Ты видишь тут.
Мы вас приветствуем друзья! Сразиться с нами предлагаем. Команда дружная у нас. На все вопросы отвечаем.
Треугольник:
Зовусь я треугольник.
Любой запомнит школьник:
Три стороны и тори угла
И столько же вершин.
И трижды трудные дела
Мы трижды совершим.
Здравствуйте, Круг и Квадрат!
Я вас приветствовать сердечно рад.
Играйте, не унывайте!
Не вышло — рук не опускайте.
III.Разминка
— Чтобы не было заминки, Проведем-ка мы разминку.
1. Какую форму имеет планета Марс:
-
Прямоугольную
-
квадратную
-
шарообразную
-
треугольную
2. Какое из этих слов не обозначает геометрическую фигуру:
-
куб
-
колдрекс
-
конус
-
трапеция
3. Сколько цветов у Российского флага:
-
на нем нет цветов, одни ягодки
-
3
-
по праздничным дням 12
-
по рабочим дням 7
-
4. Горело 10 свечей, все кроме 10 погасли. Сколько свечей осталось:
5. 1
-
10
-
9
-
0
9. Какое из этих слов не обозначает математическое понятие:
-
уравнение
-
луч
-
слагаемое
-
угол
10.Какой из этих компонентов не является компонентом разности?
-
уменьшаемое
-
разность
-
сумма
-
вычитаемое
У. Конкурс команд
1. Отгадайте ребусы (таблицы на доске)
2. Догадайтесь, какие числа спрятаны в следующих предложениях:
Сколько птиц было в курятнике, в который хотела пробраться голодная лиса?
Сколько платков фокусник достал из пустого кармана?
(Предложения зачитываются. Листки раздаются командам.)
— Ребята, вы правильно отвечаете на вопросы, потому что думаете, обсуждаете, принимаете решение вместе, дружно. Давайте отдохнем. Замечательная, талантливая, мама Кирилла Яблокова, Ольга Олеговна, просим вас.
Физкультминутка Песня «Дружба».
Слово жюри:
Итоги приветствия и разминки.
3. Вам надо вспомнить фразеологизмы, в которых встречаются старинные
русские меры длины. Найдите неправильные выражения и исправьте их.
Про Колю.
(Текст зачитывается и раздается командам. Потом листы с ответами отдаются жюри и У. зачитывает правильные ответы.)
4. Слово нашему спецкорреспонденту обаятельной, заботливой, доброй
мамочке Вепхвадзе Реваза. Ани и Лизы, Наталье Венеаминовне
-
Над рекой летели птицы: голубь, щука, две синицы, два стрижа и пять
угрей. Сколько птиц? Скажи скорей. (5 птиц) -
Назовите 5 дней недель, не называя их по именам.
-
Две сардельки варятся 6 минут. Сколько времени варятся 6 сарделек?
5. Ребята, вы знаете, что 2008 год — год Крысы. Давайте её задобрим.
Помогите крысе добраться по лабиринту. (Лабиринты раздаются)
6. И последнее задание в конкурсе команд: Сделайте для крысы домик:
-
Соберите из 5 палочек 2 треугольника
-
Соберите из 7 палочек 2 квадрата
У. Жюри может подвести итоги Конкурса Команд.
V. Конкурс Капитанов
-
Какие два месяца в году, идущие друг за другом, имеют по 31 дню?
-
Сколько концов у двух с половиной палок?
-
Как надо сложить бумажный треугольник, чтобы потом одним взмахом
ножниц отрезать от него четырехугольник?
Жюри оценивает конкурс капитанов.
У. Вот мы и подощли к последнему конкурса нашего математического КВН.
VI. Домашнее задание.
1. У. Ребята, большинство знаменитых людей совершивших великие открытия, были в жизни рассеянными, чудоковатыми.
О смешном случае из жизни древнегреческого ученого Пифагора, расскажет древнегреческий ученик Михаил Страусов.
У. Пифагора были две кошки, которого рано по утрам будили своего
хозяина. Чтобы обе кошки — большая и малая — могли выбегать во двор, не
потревожив хозяина, он пропилил в двери 2 отверстия по размерам
животных.
— А как вы бы решили эту проблему.
Когда на следующий день, он рассказал об этом соседу, тот заметил, что
достаточно было бы большого отверстия. «А ведь верно!» — воскликнул
Пифагор — «Мне эта мысль не пришла в голову!»
(Демонстрация на примере)
2. У. Друзья и подружки
А не спеть ли нам частушки?
■ : Математика наука —Замечательная штука, Будем, будем изучать, Математику на 5
• : Если стала ты решать, Нужно сразу забывать, Про конфеты, эскимо, Телевизор и кино.
▲ : На уроке очень тихо. Пишет, пишет детвора
А на парте Вова чертит чертиков с утра.
Вместе: В наше время, чтобы строить И машиной управлять, Прежде нужно в нашей школе Математику познать.
У. Молодцы, дети! Сегодня все мы убедились, что вы любите математику и
твердо знаете, для чего это надо.
Стихотворение Ю. Яковлева: «Давайте, ребята учиться считать»
Давайте ребята
Учиться считать!
Делить,
Умножать,
Прибавлять,
Вычитать.
Запомните все,
Что без точного счета
Не сдвинется с места
Любая работа.
Без счета
Не будет на улице света
Без счета
Не сможет
Подняться ракета.
Без счета письмо не найдет
Адресата.
И в прятки
Сыграть
Не сумеют
Ребята.
Беритесь, ребята, скорей за работу!
Учитесь считать,
Чтоб не сбиться со счету.
Литература:
-
Е. Ефимовский «Человек придумал счет», СПб., «Папирус», 2005.
-
«1000 заданий для умников и умниц», М, «Аст-Пресс Книга», 2005
-
Большой фразеологический словарь, М., «Олма Медия Групп», 2007
-
И. Сухин «Книга затей для учеников и учителей», М., «Астрель», 2004
-
О. Хухлаева «Тропинка к своему я», М., «Генезис», 2006
-
Внеклассные мероприятия, М., «ВАКО», 2004.