Кубасова Людмила Евгеньевна
Учитель начальных классов
МБОУ СОШ № 5 г.Королёва Московской области
Открытый урок по математике в 3 классе
Учитель: Кубасова Л.Е.
Тема урока: Формула произведения.
Цель урока: построить формулу произведения a = b*c. выражающую общие свойства взаимосвязей между величинами в формулах пути (s = v * t)б стоимости (C = a *n), работы (A = V * t) и др.
Задачи урока:
1. Образовательная:
Систематизировать знания детей об алгоритмах решения простых и меода поиска алгоритмов решения составных задач.
Тренировать способность детей к решению составных задач на изученные виды зависимостей между величинами.
Закрепить алгоритм умножения многозначного числа на трехзначное.
Повторить и закрепить решение уравнений, понятие делителя и кратного, зависимость между компонентами и результатами арифметических действий и отрабатывать вычислительные навыки.
2. Развивающая:
Систематизировать знания взаимосвязей между величинами в формулах пути, стоимости и работы.
На основе имеющихся знаний, построить новую формулу произведения a = b * c.
Развитие памяти, логики, мышления.
3. Воспитательная:
Воспитывать интерес к предмету, умение работать в коллективе, плюс чувство коллективизма, умение внимательно слушать собеседника, умение отстаивать свое решение.
Оборудование: таблицы.
1. Оргмомент (2 минуты)
Приветствие. Кто отсутствует? (почему?) Откройте дневники: запишем Д/З. стр. 55, №7 (оставшийся), с. 54, №2 (г). Понятно как решать задачу? Открыли учебники, посмотрели таблицу, прочитали условие. Вот на уроке мы и выведем формулу для решения задач с общими свойствами и научимся применять ее для решения таких задач.
2. Постановка учебной задачи.
2.1. Устный счет (2 мин.)
Устный счет проведем в форме дидактической игры — соревнования «Чей ряд быстрее и правильнее решит примеры» (на каждый ряд по 8 примеров. Учитель выявляет победителей).
2.2. Практика Д/З (1 мин.)
Что было задано на дом? №53 )а(, № 56 (3 стр.). Проверяем. Корень уравнения чему равен? № 53 (а) назовите произведения, которые получились в номере № 56.
2.3. Закрепление и повторение.
Записываем число, классная работа и проверяем, как вы научились решать сложные уравнения и умножать трехзначные числа.
Работа по вариантам.
1в. № 7 (и); №5 (а)
2в. №7 (м); №5 (б)
2.4 Вопросно-ответная беседа:
Какие формулы мы использовали для решения задач на прошлых уроках?
2.5. Решение типовых задач с использованием формул. Работа в парах.
На листочке вы получаете задание. На них нужно написать формулы по данным величинам, используя их зависимость между собой.
Здесь будут уже известные всем формулы и неизвестные ранее формулы. Выполнив задание, вы прикрепляете свой ответ на доску и комментируете его.
3. Постановка проблемы.
Самое интересное задание: за 1 минуту придумать задачу с таким же решением, но с другими величинами.
Давайте порассуждаем: почему нам трудно это сделать? Как определить, какие величины подойдут, а какие нет? Постановка проблемы: для решения этого задания нужно найти общее свойство рассматриваемых величин и построить формулу. Эту формулу называют формулой произведения. А почему, вы мне сами объясните в ходе урока. Итак, тема урока: «Формула произведения». Записываем в тетрадях тему урока.
4. «Открытие» учащимися нового задания.
Обратимся к нашим работам на доске и порассуждаем.
Вопросы:
1) Что общего у величин этой таблицы?
2.) Попробуйте записать эти формулы одним равенством, можно другими буквами, привычными нам.
Вот и вывели мы формулу произведения. Запишем эту формулу в терадь. Прочитаем в учебнике на стр. 53 правило.
А вот теперь, придумаем задачу, используя свои примеры величин, связанных такой же зависимостью.
5. Физкультминутка (2 минуты).
Дидактическая игра «Делители и кратные» и «Самый внимательный».
6. Первичное закрепление.
А сейчас применим эту формулу для решения более сложных задач.
Задача №2 (а), стр. 53. Объяснение на доске. Таблица на доске. Разбор задачи с комментированием:
1) 32 + 24 = 56 (км) — всего
2) 56 : 14 = 4 (км/ч) — скорость
3) 32 : 4 = 8 (ч) — время 1д.
4) 24 : 4 = 6 (ч) — время 2д.
Ответ:
6.1 Самостоятельная работа.
Первичное закрепление. Работа по группам («четверки»). Один из четверки выбирается «консультантом». Он защищает работу всей «четверки» у доски. Решить задачу и объяснить решение у доски.
Оценить работу «четверок».
7. Итог урока.
Домашнее задание.
А сейчас перевернем страницу учебника и посмотрим на задачу, которая задана на дом. Все смогут ее решить? Какая же формула поможет нам ее решить? Как она записывается?
8. Заключение. (1 минута)
Отметить работу учащихся на уроке.
Список литературы:
1. Алмазова О. В., Сосунова Е. А. «Сборник задач и примеров по математике». 1-3 кл., «Аквариум», 1997 г.;
2. Узорова О.В. «3000 задач и примеров по математике», « АСТ », М., 2010 г.;
3. Петерсон Л.Г., Математика 3 кл., «Ювента», М., 2008 г.;
4. Петерсон Л. Г., Горячева Т. С., «Самостоятельные и контрольные работы для начальной школы» 3 кл. «Ювента», М., 2008 г.;
5. Петерсон Л. Г. Математика 3 кл. Методические рекомендации. « Ювента», М., 2004 г..