Назиева А.П. учитель математики
МБОУ Петрово-Дальневской СОШ
Красногорского района Московской области.
Математический утренник в 6 классе
«Возникновение счета»
-
Жил когда-то человек
Древний, но разумный 1 ведущий
Хоть и каменный был век
Но мечтал он, думал
Математику создал он
Ну, а ей благодаря, 2 ведущий
Изучаем лес и космос
Горы, реки и моря.
Каждый знает человек-
Мы живем в двадцатый век 1 ведущий
Век машин и луноходов,
Математических расчетов.
3 ведущий
-
В повседневной жизни человеку постоянно приходится сталкиваться с задачами, решать которые можно только, зная законы математики, свойства различных геометрических фигур.
Люди умели считать и занимались изучением геометрических фигур еще в те времена, не научились писать. С возникновением письменности появились числа, а вслед за ними высокоразвитая математика.
Математика в древности помогала определять навигаторам положения судна в море, землемерам – измерять земельные участки, астрономам – составлять календари, и служила многим другим земным целям.
Но с самого начала математика вышла далеко за пределы практических потребностей человечества. Игра с числами и фигурами была не только средством, но и самоцелью. Так называемая «чистая» математика всегда далеко опережала свои приложения. В математике ничто не принимается на веру.
Постепенно математику все шире стали использовать другие науки – химия, физика, биология, астрономия. Без математики люди не смогли бы полететь в космос, не смогли бы построить сложнейшие приборы и машины.
Недаром говорят, «математика – царица наук»
А все началось с самых простых и самых маленьких цифр.
Уже 5000 лет тому назад народы древнего мира (вавилоняне и египтяне) обучали детей началам арифметики, знаками и с некоторыми сведениями из геометрии.
Вот некоторые числа древней египетской нумерации.
(плакат, на котором представлены числа)
Эти числа были неудобны и постепенно совершенствовались.
4 ведущий
Изучая историю счета, ученые пришли к выводу, что вначале человек различал понятия «много» и «один». Затем возникло число «два», которое означало у китайцев тоже, что и «уши», а у индейцев было созвучно со словом «глаза». Индейцы из племени тотонако из Северной Америки пользовались при счете пальцами рук и ног. Вместо «один» они говорили «пами» и при этом они протягивали один палец, а вместо «два» — два пальца и т.д.
Пять – рука
Шесть –рука и палец
Одиннадцать – две руки и палец
Пятнадцать – нога и две руки
Двадцать – человек
Сорок – два человека.
Наша система – десятичная, позиционная.
Цифр всего десять (0;1;2;3;4;5;6;7;8;9), что, несомненно, связано с пальцами рук человека.
Учитель:
Ребята, а теперь послушайте немного о числовых великанах вокруг и внутри нас.
Они присутствуют всюду, нужно лишь уметь рассмотреть их. Небо над головой, песок под ногами, воздух вокруг нас, кровь в нашем теле скрывают в себе невидимых великанов из мира чисел.
(сообщение ученика из книги Перельмана «Живая математика», стр. 107-111)
Учитель:
А теперь послушайте стихотворение «Треугольник и квадрат»
(из книги Петрова «Математические вечера». Сценку разыгрывают трое учащихся)
Учитель:
Сейчас предложу вам несколько математических фокуса.
-
«В какой руке какая монета» (из книги Перельмана «В царстве смекалки»);
-
«Пролезь через открытку»;
-
«В отверстие диаметром двухкопеечной монеты просунуть монету в 5 копеек».
Учитель:
Иногда можно услышать слова: «Зачем доказывать теорему, если истинность ее вытекает из чертежа?»
Вашему вниманию предлагается проверить, можно ли верить глазам своим?
а) Какой из отрезков длиннее: a или b?
б) Какой четырехугольник построен на чертеже?
Учитель:
А теперь давайте все посмотрим сценку из комедии Фонвизина «Недоросль»
«Как учился Митрофанушка»
(сценку ставят учащиеся)
Учитель:
Может и среди вас есть такие Митрофанушки?
А теперь поищем самого внимательного в зале. Кто быстрее назовет по таблице числа от 1 до 20.
-
1
12
14
7
16
5
19
9
10
17
3
20
8
6
11
15
13
4
18
2
Математика – царица всех наук
Безмерна роль ее в открытии законов, 4 ведущий
В создании машин, воздушных кораблей.
Пожалуй, трудно нам пришлось бы без Ньютонов
Каких дала история до наших дней.
Пусть ты не станешь Пифагором
Каким хотел бы, может быть 5 ведущий
Но будешь ты рабочим, может и ученым
И будешь честно Родине служить.
Учитель:
А теперь – ВИКТОРИНА.
Вопросы:
-
Может быть так, чтобы в одно и то же время Иван стоял позади Ильи, а Илья – позади Ивана?
(да, они стоят спиной к друг другу)
-
Разделить 100 наполовину. Сколько при этом получится?
(100: = 200)
-
Какие числа при перевертывании не изменяются?
(8; 88; 888;…)
-
В двух карманах имеется поровну денег. Из левого кармана в правый переложили 1 рубль. На сколько рублей в правом кармане стало больше, чем в левом?
(на два рубля)
-
Скорость течения реки 2 км/ч. Пароход идет против течения реки. На сколько км/ч его скорость по течению будет больше скорости против течения?
(на две скорости течения, т.е. 4 км/ч)
-
Какое число обращается в бесконечность без всяких математических действий?
(8 → ∞)
-
Какое математическое обозначение было введено благодаря типографской опечатке?
(В 1685 году, в Париже, c/o %)
-
На сколько нужно разделить число 3, чтобы получить 9?
(на 3 : = 9)
-
У каких чисел сумма и произведение равны?
(2+2 = 2∙2; 1+2+3 = 1∙2∙3)
-
Сколько км в 1м?
(1 м = км)
-
У меня в кармане две монеты на сумму 5 копеек, причем одна из монет не трехкопеечная. Может ли такое быть?
(да, 2 копейки)
Далее- подведение итогов, награждение.