Государственное бюджетное образовательное учреждение лицей 395 Красносельского района Санкт-Петербурга
Методическая разработка урока по теме «Пропорция» в контексте требований ФГОС
Тип урока: урок первичного предъявления новых знаний
Автор разработки: учитель математики
Семеошенкова О.В.
Санкт-Петербург
2014 год
Анкета
Семеошенкова Ольга Валентиновна, учитель математики
Государственное бюджетное образовательное учреждение лицей 395 Красносельского района города Санкт-Петербурга
Методическая разработка урока по теме « Пропорция», математика, 6 класс
Работа состоит из следующих частей:
-
Данный файл
-
Презентация к уроку математики по теме « Пропорция»
-
Приложение 1
-
Приложение 2
Аннотация
Авторская разработка урока объяснения нового материала с элементами исследования по теме « Пропорция» (математика, 6 класс).
Предмет математика по своему содержанию и организации способов учебной деятельности даёт огромные возможности для формирования у учащихся личностных, регулятивных, познавательных, а так же коммуникативных УУД.
В разработке дан сценария урока .На уроке используется презентация по теме « Пропорция».
Сценарий урока по математике в 6 классе.
Тема урока «Пропорция».
Цели урока:
-
активизировать познавательную деятельность учащихся;
-
познакомить учащихся с понятиями: пропорция, члены пропорции; верная и неверная пропорции;
-
познакомить учащихся с основным свойством пропорции и сформировать навык по определению верной пропорции.
Задачи урока:
Образовательные( формирование познавательных УУД):
-
объяснить понятие пропорции, ее крайних и средних членов; рассказать правила прочтения и записи пропорции;
-
показать правила составления пропорций из заданных чисел;
-
организовать деятельность учащихся по приобретению необходимых умений и навыков;
-
в течение урока развивать у учащихся навык чтения и записи пропорций, проверки верности пропорций, а также развивать умение самостоятельно делать выводы;
-
тренировать способность к использованию выведенного алгоритма.
Воспитательные( формирование коммуникативных и личностных УУД):
-
содействовать развитию познавательного интереса учащихся к предмету;
-
прививать учащимся навыки организации самостоятельной работы;
-
умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие, воспитывать ответственность и аккуратность;
Развивающие задачи урока: (формирование регулятивных УУД)
-
развивать умения учащихся анализировать, делать выводы, определять взаимосвязь и логическую последовательность мыслей;
-
развивать умения слушать и исправлять речь своих товарищей;
тренировать способность к рефлексии собственной деятельности и деятельности своих товарищей.
Развивающие:
-
содействовать развитию воображения, математической интуиции, памяти, критического мышления, формирование правильной математической речи;
-
развивать умения учащихся анализировать, делать выводы, определять взаимосвязь и логическую последовательность мыслей;
-
развивать умения слушать и исправлять речь своих товарищей.
Формы работы учащихся:
групповая – обсуждение и выведение правила: что такое пропорция, как называют числа в пропорции, основное свойство пропорции; фронтальная – ответы на вопросы, чтение пропорции, выделение крайних и средних членов пропорции, проверка верности пропорции; индивидуальная – выполнение заданий из учебника и выполнение самостоятельной работы.
Принципы обучения: доступность, научность, наглядность, сознательность и творческая активность; развивающий и воспитывающий характер обучения, последовательность и систематичность.
Методы обучения:
словесные – беседа, рассказ;
наглядные – демонстрация презентации;
практические – решение задач, практическая работа
Прогнозируемый результат:
Знать определение пропорции, основное свойство пропорции.
Уметь находить крайние и средние члены пропорции.
Уметь применять определение пропорции и основное свойство пропорции для нахождения верной или неверной пропорции.
Тип урока : урок первичного предъявления новых знаний.
Форма урока: урок-исследование
Формы работы учащихся: Фронтальная, в парах, групповая, индивидуальная
Оборудование: компьютер, интерактивная доска, раздаточный материал для лабораторно- практической работы, компьютерная презентация в Microsoft PowerPoint.
Современные образовательные технологии:
-
информационно-коммуникационная (компьютерная демонстрация презентации к уроку);
-
технология поэтапного формирования знаний;
-
технология уровневой дифференциации (за счет вопросов учащимся:придумай, сформулируй, сделай вывод т.д и адресных вопросов более слабоподготовленным учащимся);
-
здоровьесберегающая технология (физкультминутка, создание позитивного эмоционального настроя на работу всех учеников в ходе урока ; организация различных форм деятельности учащихся ,организация урока с учетом временного восприятия и усвоения учебного материала).
.
План урока
-
Организационный этап урока.
-
Мотивация учебной деятельности. Постановка цели и задач урока.
-
Актуализация опорных знаний (устные упражнения)
-
Первичное усвоение новых знаний.
-
Первичное закрепление нового материала.
-
Инструктаж по домашнему заданию.
-
Рефлексия (подведение итогов урока).
I. Организационный этап урока
— Здравствуйте, уважаемые коллеги! Здравствуйте, ребята! Я рада вас видеть в хорошем настроении.
Проверьте, пожалуйста, наличие раздаточного материала у вас на парте, а также свою готовность к уроку. Откроем тетради , запишем : число, классная работа.
II. Мотивация учебной деятельности. Постановка цели и задач урока.
— На прошлых уроках мы изучали тему Отношения. Сегодня мы продолжаем изучение большого раздела курса математики. Тема нашего урока… Какая? Давайте посмотрим на экран (демонстрация ролика).
-Выразите свое мнение о просмотренном, используя слова «красота», «гармония», «порядок», «соразмерность»…
-Можно ли описать математикой гармонию? Да, считал Леонардо да Винчи.
Это — несложное математическое соотношение, содержащее в себе « закон звезды и формулу снежинки, длину ветвей дерева и музыку ноктюрна
-А может быть кто-нибудь из вас может сказать , о каком математическом понятии сегодня пойдет речь? (возможные ответы учащихся).
— С пропорциями связываются представления о красоте, порядке и гармонии.
—Итак, запишем тему сегодняшнего урока «Пропорция».
—Представим себе, что сегодня наш класс – научно-исследовательский институт. А вы, ученики, — сотрудники различных лабораторий по проблемам математики. Вас всех пригласили принять участие в заседании учёного совета этого НИИ, чтобы обсудить с вами тему «Пропорция». Давайте пройдемся по лабораториям.
-Как вы думаете ,на какие вопросы мы сегодня должны дать ответы:
Цели урока:
закрепить изученный материал, усвоить новые знания, умения, показать уровень усвоения темы, разобраться в непонятных ранее моментах, проконтролировать и оценить свои знания.
-
повторение вопросов, связанных с отношением
-
дать определение пропорции
-
члены пропорции
-
верные и неверные прпорции
-
основное свойство пропорции
-
применение в математике и жизни
III. Актуализация знаний учащихся. Подготовка к активной учебно-познавательной деятельности на основном этапе урока.
Лаборатория вопросов и ответов.
1)Пожалуйста, предложите классу вопросы, связанные с прошлой темой?
(Предполагаемые вопросы:
— Что такое отношение?
— На какие вопросы отвечает отношение?
— Как можно записать отношение двух чисел?
— Чем можно заменить знак делания?)
2) Какой знак действия надо подставить вместо * , чтобы получилось верное равенство:
3)Незнайка решил найти отношение массы мышки к массе слона. Мышка весит 25г, слон – 5т. “Составляем отношение: 30/5, — сказал Незнайка. – Мышка в 6 раз тяжелее слона!” В чем ошибся Незнайка (использовал разные единицы массы). Найдите во сколько раз масса слона больше массы мышки.
На практике мы часто встречаемся с отношениями величин. Как называется отношение:
а) пройденного пути к затраченному времени? (Скорость)
б) стоимости товара к его количеству? (Цена)
— Как вы думаете, зачем мы повторили эти понятия?
— Они помогут нам при изучении новой темы.
IV. Усвоение новых знаний.
Лаборатория раскрытия тайн.
Давайте заглянем в следующюю лабораторию. Здесь работают над проблемой определений.
Практическая работа
-Проверим результат практической работ. По какому признаку вы сгруппировали данные отношения?
(Ответы учащихся :Значения отношений равны.)
— Полученные равенства называются пропорцией.
-Подумайте и дайте определение пропорции.
(Прогнозируемые ответы учащихся : Пропорция – это равенство двух отношений.)
Посмотрим на толкование слова пропорция в словаре русского языка Ожегова С.И. “Пропорция — определенное соотношение частей между собой, соразмерность. В математике – равенство двух отношений”. Слово пропорция произошло от латинского слова proportio – соразмерность.
В общем виде можно записать так: a: b=c:d
— А сейчас мы узнаем, как называются числа, из которых состоит пропорция.
-Числа a, b, c, d называются членами пропорции
-Назовите первый и последний член пропорции? (а и с)
-А как можно назвать первого и последнего одним словом?А как обычно (в жизни) -называют первого и последнего? (крайние)
-Значит, члены a и b называются …? ( крайними)
-А где находятся члены с и b? ( в середине)
-И как называются члены с и b? (средними)
Красным цветом выделим какие члены? (крайние)
Синим цветом (средние) члены.
-Верно ли утверждение: члены пропорции любые числа .Все ли значения могут принимать числа a,b,c,d?
—В дальнейшем будем считать, что все члены пропорции отличны от нуля.
Выполняем номер из учебника №760
Какую тайну раскрыла нам лаборатория? (что такое пропорция, члены пропорции, чтение пропорции)
III Первичное закрепление новых знаний
Лаборатория исследований.
Практическая работа.
Заполните таблицу:
= | 72 : 9 = 16 : 2 | |
Крайние члены | 3; 20 | 72; 2 |
Средние члены | 4; 15 | 9; 16 |
Произведение крайних членов | 60 | 144 |
Произведение средних членов | 60 | 144 |
Какой вывод можно сделать?
Вывод: В пропорции произведение крайних членов равно произведению средних
Перед вами пять равенств. Все ли они являются пропорциями?
Подчеркните пропорции.
= ; 72 : 9 = 16 : 2; = 20 : 4;
Все уверены в том, что здесь три пропорции? Ведь в последнем равенстве произведение крайних членов не равно произведению средних. Вернемся к определению пропорции (Пропорция – равенство двух отношений). Третье равенство является равенством двух отношений? (является). По определению это пропорция? (да). А произведение крайних членов равно произведению средних? (нет). Значит, это пропорция…? (неправильная). Такая пропорция называется неверной. Значит, бывают пропорции неверные и …? (верные). Сформулируйте основное свойство пропорции, используя полученные знания. (В верной пропорции произведение крайних членов равно произведению средних).
Лаборатория испытаний
Испытание 1
762(а,б) Прочитайте пропорции и проверьте, верные ли они, используя основное свойство пропорции
а) :=36:26
б) 3:7,5=:
А как еще можно определить верная пропорция или неверная? (найти значение отношений)
в)
В дальнейшем мы будет говорить о верных пропорциях.
Испытание2
Используя основное свойство пропорции, составьте верную пропорцию из следующих чисел: 4, 5, 12, 15. Сколько верных пропорций можно составить?
4 : 12 = 5 : 15 |
12 : 4 = 15 : 3 |
5 : 4 = 15 : 12 |
Учащиеся с помощью учителя делают вывод: если в верной пропорции поменять местами средние члены или крайние члены, то получившиеся новые пропорции тоже верны.
IV. Контроль и самопроверка знаний
Физкультминутка. У нас перерыв, как и в каждом НИИ
Лаборатория исправления ошибок
Математический диктант
-
Запишите пропорцию: Число 18 так относится к 4, как 27 относится к 6.
-
Запишите пропорцию: Отношение трех к пяти равно отношению двух к семи.
-
Запишите средние члены пропорции: 1,5 : 2 = 4,5 : 6
-
Запишите крайние члены пропорции: 2/1,9 = 3/2,8
-
Верна ли пропорция 1,5 : 2 = 4,5 : 6
-
Верно ли высказывание: Из любых четырех натуральных чисел можно составить пропорцию? (ДА. Составить пропорцию можно, но она не обязательно будет верной).
При проверке задать вопрос: Исключите одно слово, чтобы утверждение стало неверным (Натуральных. Число 0 не может являться членом пропорции)
V. Рефлексия (Подведение итогов урока).
Лаборатория рефлексии.
Какие ассоциации вызывает у вас слово пропорция?
VI. Информация о домашнем задании и инструктаж по его выполнению
П.21, №№ 760, 781, 782, 783 (а)
Источники информации
Математика. Еженедельное учебно-методическое приложение к газете “Первое сентября” №42, 2000.
Дюрер А. Трактаты. Дневники. Письма.-Азбука, 2000.
Стахов А. П. Коды золотой пропорции-М: Радио и связь, 1984.
Ковалев Ф. В. Золотое сечение в живописи-К: Выща школа, 1989.
Математика – 6, Виленкин Н.Я. и др. 6-е издание
Информация из интернета
Дидактические материалы по математике для 6 класса. Авторы А.С. Чесноков, К.И. Нешков.
История математики в школе. Автор: Г.И. Глейзер
Приложение 1
Практическая работа
-
Перед вами несколько отношений. Найдите значение этих выражений и впишите справа в таблицу. ( необходимые вычисления можно выполнить сбоку)
4 : 0,5=
=
5 : 10 =
=
8 : 1 =
2,5 : 5 =
-
Сгруппируйте отношения по определенному признаку и составьте соответствующие равенства.
= | 5 : 10 = 2,5 : 5 |
3) Сделайте вывод, по какому признаку вы сгруппировали данные отношения?
Приложение 2
Практическая работа 2
Заполните таблицу:
= | 72 : 9 = 16 : 2 | |
Крайние члены |
|
|
Средние члены |
|
|
Произведение крайних членов |
|
|
Произведение средних членов |
|
|
Какой вывод можно сделать?