Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 40»,
г. Новоуральска Свердловской области
Методическая разработка урока геометрии для учащихся 7 класса по теме «Признаки равенства прямоугольных треугольников»
подготовила
учитель математики
Гуляева Светлана Валерьевна
г. Новоуральск
2014
Методическая разработка урока геометрии для учащихся 7 класса
Гуляева Светлана Валерьевна,
учитель математики
МАОУ «Средняя общеобразовательная школа № 40»,
г. Новоуральска Свердловской области
Тема урока: Признаки равенства прямоугольных треугольников.
Цели урока:
Дидактическая цель:
-
организовать деятельность учащихся по восприятию, осмыслению, первичному запоминанию и закреплению знаний.
Образовательная цель:
-
способствовать формированию знаний о признаках равенства прямоугольных треугольников на основе признаков равенства треугольников;
-
учить выявлять и применять признаки для определения равных прямоугольных треугольников по чертежу.
Развивающая цель:
-
развивать умения анализировать, сопоставлять, обобщать.
Воспитательная цель:
-
способствовать воспитанию положительного отношения к знаниям, к способности адекватно оценивать результаты своей работы.
-
воспитывать чувства ответственности, культуры диалога.
Тип урока: урок усвоения новых знаний.
Формы организации познавательной деятельности: фронтальная, индивидуальная, парная, коллективная.
Оборудование: компьютер, плазменный экран, презентация, технологическая карта урока, раздаточный материал.
Компьютерное программное обеспечение: программа Microsoft Office PowerPoint 2010
Ход урока
I. Мотивация учебной деятельности (слайд 1)
На уроке вам понадобятся знания признаков равенства треугольников, умение отличать прямоугольный треугольник от произвольного, умение сравнивать чертежи и находить на них одинаковые элементы. Каждое задание, которое вы выполняете самостоятельно, будет оценено вами же. В конце урока мы подведем итоги с помощью технологической карты урока.
II. Актуализацию опорных знаний
Устная работа (в форме фронтальной беседы).
-
Какой треугольник называется прямоугольным?
-
Назовите элементы прямоугольного треугольника.
-
Какими свойствами обладают элементы прямоугольного треугольника?
-
Сформулируйте признаки равенства треугольников (слайды 2,3,4).
Работа с технологической картой.
Работа с индивидуальными карточками.
Задание 1. Начертите произвольный треугольник ABC и проведите в нем высоту BD . Заполните таблицу:
Гипотенуза | Катеты | |
ADB |
|
|
DDC |
|
|
Задание 2. На индивидуальных карточках учащихся начерчены три прямоугольных треугольника.
На чертеже а) обозначьте гипотенузу буквами A и C.
На чертеже б) обозначьте катет буквами M и K.
На чертеже в) обозначьте малыми буквами гипотенузу a и катеты b и c.
Задание 3. Определите градусные меры острых углов α и β прямоугольного треугольника, если:
а) α = 20°, б) β = 45°
Работа с технологической картой (слайд5).
III. Постановка задачи
Используя признаки равенства треугольников, сформулируйте признаки равенства для прямоугольных треугольников.
На экране появляются два произвольных треугольника, равных по первому признаку. Затем — два прямоугольных треугольника, у которых выделены равные катеты; катет и прилежащий острый угол; катет и противолежащий острый угол.
Выяснить, будут ли равны эти треугольники.
Учащиеся самостоятельно обосновывают равенство таких треугольников и формулируют первый и второй признаки равенства прямоугольных треугольников.
В
А
С
В1
С1
А1
Сформулируйте 1 признак равенства треугольников (слайд 6).
В1
С1
А1
В
С
А
Докажите равенство треугольников и сформулируйте 1 признак равенства прямоугольных треугольников по двум катетам (слайд 6).
В1
С1
А1
В
С
А
Докажите равенство треугольников и сформулируйте 2 признак равенства прямоугольных треугольников по катету и прилежащему острому углу (слайд 6).
В1
С1
А1
В
С
А
Докажите равенство треугольников и сформулируйте признак равенства прямоугольных треугольников.
Обязательно ли надо уточнять взаимное расположение катета и острого угла прямоугольного треугольника?
Ещё раз дать формулировку второго признака по катету и острому углу (слайд 6).
На экране появляются два произвольных треугольника, равных по второму признаку. Затем — два прямоугольных треугольника, у которых выделены равные гипотенуза и острый угол.
В1
С1
А1
В
А
С
Сформулируйте 2 признак равенства треугольников (слайд 7).
В1
С1
А1
В
С
А
Возникла проблема: будут ли равны прямоугольные треугольники по гипотенузе и острому углу?
Каким свойством обладают острые углы прямоугольного треугольника?
Обоснуйте признак равенства треугольников по гипотенузе и острому углу. Сформулируйте признак (слайд 7).
Признак равенства прямоугольных треугольников по гипотенузе и катету учащиеся формулируют по готовому чертежу (слайд 8).
В1
С1
А1
В
С
А
Работа с технологической картой.
IV. Первичное закрепление новых знаний
Устно (в форме фронтальной беседы).
Выберите на чертежах пары равных треугольников и укажите признак, на основании которого можно утверждать, что треугольники равны.
| 4 |
| 7 |
| |
2 |
| 5 |
| 8 |
|
3 |
| 6 |
| 9 |
|
Работа в парах
На каждую парту выдаются пять карточек с треугольниками. Нужно записать пары равных треугольников и указать, какой признак равенства был применен.
Работа с технологической картой.
V. Самостоятельная работа
Определите признак равенства треугольников.
Вариант 1
Вариант 2
Работа с технологической картой.
VI. Итог урока. Рефлексия.
Вопросы классу:
-
Отличаются ли признаки равенства треугольников произвольных и прямоугольных?
-
Сколько признаков равенства у каждого вида треугольников? Назовите их.
Заполняется технологическая карта урока, подводится итог и выставляется отметка за урок.
Домашнее задание: знать определение прямоугольного треугольника и его элементов, формулировки признаков равенства прямоугольных треугольников. Прочитать по учебнику и рассмотреть доказательства признаков.
Задача. Дано: Δ ABC — равносторонний, высоты AD и CE пересекаются в точке K. Докажите, что а) ΔADC= ΔАEC; б) ΔAKE = ΔCDK.
Закончим урок словами великого ученого Галилео Галилея: «Геометрия является самым могущественным средством для изощрения наших умственных способностей и дает нам возможность правильно мыслить и рассуждать».
КАРТА УРОКА
Учащийся ________________________________________________________
Баллы | |
Я сформулировал три признака равенства треугольников. | 3 |
Я сформулировал два признака равенства треугольников. | 2 |
Я сформулировал один признак равенства треугольников. | 1 |
Я затрудняюсь сформулировать признаки равенства треугольников. | 0 |
2. Я знаю названия сторон и свойство углов прямоугольных треугольников | Баллы |
Я выполнил все задания верно. | 3 |
Я верно записал только названия сторон прямоугольного треугольника. | 2 |
Я верно использовал только свойство углов прямоугольного треугольника. | 1 |
Я не справился с заданием. | 0 |
3. Я могу сформулировать признаки равенства прямоугольных треугольников | Баллы |
Я верно записал все признаки равенства прямоугольных треугольников. | 4 |
Я верно записал три признака равенства прямоугольных треугольников. | 3 |
Я верно записал два признака равенства прямоугольных треугольников. | 2 |
Я верно записал один признак равенства прямоугольных треугольников. | 1 |
Мне трудно выполнить задание самостоятельно. | 0 |
4. Я могу применять признаки равенства прямоугольных треугольников при решении задач | Баллы |
Я верно решил все задачи. | 4 |
Я справился с двумя задачами. | 3 |
Я верно решил одну задачу. | 2 |
Я решил задачи с помощью учителя. | 1 |
Я не справился с решением задач. | 0 |
Мои баллы: __________
Максимальное кол-во баллов – 14
13 – 14 баллов — оценка «5»
10 – 12 баллов — оценка «4»
7 –9 баллов — оценка «3»
Менее 7 баллов — нужно прийти на консультацию, материал еще не усвоен.
Список использованной литературы
-
Геометрия, 7 – 9: учеб. для общеобразоват. учреждений /[ Л.С. Атанасян, В.Ф. Бутузов, С.Б. Кадомцев и др.]- 15-е изд.- М.:Просвещение, 2005. – 384 с.: ил.
-
Рабинович Е.М.. Задачи и упражнения на готовых чертежах. 7 – 9 классы. Геометрия. – М.: Илекса, Харьков: Гимназия, 1998, — 56 с .
-
Изучение геометрии в 7 – 9 классах: Метод. рекомендации к учеб.: Кн. Для учителя / Л.С. Атанасян, В.Ф. Бутузов, Ю.А. Глазков и др. – 3 –е изд. – М.: Просвещение, 2000. – 255 с.: ил.
-
Ершова А.П.; Голобородько В.В… Устные проверочные и зачетные работы по геометрии для 7-9 класса. – М.: Илекса, 2004, — 176 с