Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №12 с углубленным изучением отдельных предметов» г. Губкин, Белгородской области
Методическая разработка урока математики в 1 классе
«Нумерация чисел от 1 до 10»(закрепление).
подготовила
учитель начальных классов
Морозова Валентина Ивановна
2011 год
Класс: 1
УМК: «Школа России»
Учебный предмет: математика
Авторы учебника, учебных пособий, тетрадей: Моро М. И., Бантова М. А. Математика: учебник для 1 класса: в 2 ч. – М.: Просвещение, 2007.
Моро М. И., Бантова М. А. Тетрадь по математике для 1 класса: в 2 ч. – М.: Просвещение, 2009
Тема урока: «Нумерация чисел от 1 до 10» (закрепление)
Цели урока в соответствии с ФГОС НОО:
1.Образовательные:
— закрепление знания о нумерации чисел в пределах 10, о сложении и вычитании в пределах 10;
— формирование умения анализировать арифметические задачи, составлять по рисунку, решать их;
— формирование навыка каллиграфического письма.
2.Развивающие:
— развитие познавательной активности учащихся;
— развитие мелкой моторики кистей рук;
— развитие наблюдательности;
— развитие потребности в познании окружающего мира.
3.Воспитательные:
— воспитание бережного отношения к природе и животным;
— воспитание активности, усидчивости, прилежания, любознательности, заинтересованности и пытливости в процессе учения.
Цели урока направлены на формирование и развитие УУД.
На данном уроке каждый ученик получит возможность совершенствовать и развивать:
личностные действия:
-
развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
-
навыки сотрудничества с учителем и сверстниками в различных социальных ситуациях, находить выходы из спорных ситуаций;
-
мотивация к творческому труду, к работе на результат.
регулятивные действия:
-
умение планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации
-
определять наиболее эффективные способы достижения результата.
познавательные действия:
-
активное использование речевых средств для решения коммуникативных и познавательных задач;
-
логические действия, установление аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений.
коммуникативные действия:
-
готовность слушать собеседника и вести диалог;
-
готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою;
-
излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения;
-
участвовать в коллективном (групповом) обсуждении проблем.
Тип урока: закрепление полученных знаний.
Оборудование урока в соответствии с ФГОС НОО: мультимедийный проектор, компьютер, раздаточный материал (конверты со счётным материалом), кленовые листики с примерами, карточки обратной связи.
СТРУКТУРА (ПЛАН) УРОКА:
1.Организационный момент.
Мотивирование к учебной деятельности.
2. Сообщение темы и цели урока.
3. Актуализация знаний.
Устные упражнения.
-
Работа в парах.
-
Числовой ряд.
-
Игра «Не зевай».
-
Назови «соседей числа»
-
Задача на смекалку.
-
Состав чисел.
4. Физкультминутка.
5.Применение полученных знаний и умений.
-
Игра «Собери букет».
-
Деление фигур по разным признакам (форме, размеру, цвету).
-
Составление задач по рисунку.
-
Работа по учебнику.
-
«Чей путь короче?»
6.Физкультминутка.
7. Отработка алгоритма действия.
-
Самостоятельная работа в тетради на печатной основе.
-
Проверка работы (карточки обратной связи).
8. Рефлексия.
9.Итог урока.
ХОД УРОКА:
Деятельность учащихся | Формируемые УУД | |
1.ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ. | ||
— Улыбнитесь друг другу. Какие у вас замечательные улыбки! У всех хорошее настроение, все готовы работать!(Слайд 1) | Дети настраиваются на урок, улыбаются друг другу. | Коммуникативные УУД, регулятивные УУД
|
МОТИВИРОВАНИЕ К УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ |
| |
Скажите, ребята, с какой целью вы пришли на урок математики?
А что вы уже узнали на уроках математики, чему научились?
| Узнавать цифры и числа, учиться решать примеры и задачи, учиться думать. Знаем числа от 1 до 10, умеем с ними решать примеры, знаем арифметические знаки, сравниваем числа и выражения… | Регулятивные УУД, личностные УУД. |
2.СООБЩЕНИЕ ТЕМЫ И ЦЕЛИ УРОКА. | ||
Чтение стихотворения. (Слайд 2) ОСЕНЬ Поспевает брусника, стали дни холоднее. И от птичьего крика в сердце только грустнее. Стаи птиц улетают прочь, за синее море. Все деревья блистают в разноцветном уборе. (К. Бальмонт.) – Какое время года поэт описывает в стихотворении? – Как вы догадались? Сегодня мы закрепим изученное по теме « Нумерация чисел от 1 до 10. Ребята, мы с вами сейчас отправляемся на математическую экскурсию в лес, где нас ждет немало интересных встреч. (Слайд 3) — Представьте, что мы с вами подходим к лесу. Чувствуете, как запахло прелой травой, пожухлой листвой, спелыми грибами. — Делаем глубокий вдох носом, выдох ртом.
|
Автор описывает осень. Дни стали короче и холоднее. Птицы улетают в тёплые края. Листья желтеют, краснеют и опадают. | Личностные УУД, коммуникативные УУД, регулятивные УУД
|
3.АКТУАЛИЗАЦИЯ ЗНАНИЙ. УСТНЫЕ УПРАЖНЕНИЯ. | ||
1)- Чтобы войти в лес, мы должны показать хозяину леса, как хорошо и правильно мы научились устно считать.(Индивидуальная работа у доски (3 человека). Работа в парах.
1 + * = 5 5 – * = 2 * – 8 = 0 2 – * = 0 6 – * = 6 * + 2 = 5 5 – * = 2 9 + * = 10 * – 1 = 9 4 – * = 3 8 – * = 7 * – 4 = 1 3 + * = 5 4 – * = 2 * + 2 = 2 Сосед по парте проверит решение. 2) Расположить рассыпанные цифры в порядке возрастания. (Слайды 4,5) На тропинке к лесу появились числа. Расположите данные цифры в порядке возрастания.(3,5,7,2,9,10,4,6,8,1.) Прочитайте, что у вас получилось. Что вы можете рассказать об этих числах? Назовите свойства натурального ряда чисел.
3) Игра «Не зевай». (Слайд 6) Назови самое большое однозначное число. Назови число, которое больше 6 на 1. Назови число, которое меньше 3 на 1. Какое число следует за числом 8? Какое число при счете идет перед числом 7? Сколько человек тянули репку? — Без смекалки нам в лесу никак не обойтись. Проверим, умеете ли вы думать, смекать. 4)Задача на смекалку. (Слайд 7) В лесу стоит дуб, на каждом суку по 3 ветки, на каждой ветке по 3 яблока. Сколько яблок растет на дубе? – А вот из-за горки заячьи ушки торчат. Скажите, сколько за горкой зайчат сидят? (Горка убирается за ней трое зайчат). 5) Проверка индивидуальной работы 6) Назови « соседей» числа. (Слайд 8) Вдруг появились на небе тучи. Давайте разгоним их, пусть светит солнце нам в пути.
7)Состав чисел Повторение состава чисел 6, 7 (Слайд 9) Вот мы зашли в сосновый бор. Давайте отдохнем и заодно и веточки у елочек посчитаем
Состав числа 5 А под этими соснами спрятался ёжик. (Слайд 10) -Чем питается ёжик? (Ежи питаются насекомыми и яблоки с грибами не едят. Оказывается, ежам очень докучают обычные блохи. Через колючую одёжку спину ведь не почесать! Вот и приходится поливать паразитов кислым соком яблок — падальцев и ядовитым соком поганок.) Ему нужно набрать 5 грибов, но шляпки грибов должны быть разного цвета. У вас на партах есть грибы в конвертах и ёжик, выполненный вами в технике оригами.(Приложение 1) — Сколько и каких грибов вы ему положите на «колючки»? Состав числа 8 Возьмите все грибы двумя руками. Сколько всех грибов? Сколько оказалось в левой руке, а сколько в правой? |
Трое учащихся решают примеры у доски, затем другие учащиеся проверят решённые примеры.
Располагают магнитные цифры на доске 1,2,3,4,5,6,7,8,9,10 Это натуральный ряд чисел. Самое маленькое число1. Натуральный ряд бесконечен. Каждое следующее число больше предыдущего на 1.
9 7 2 9 8 3
Яблоки на дубе не растут.
3 зайчика.
Соседи числа 4 — 3 и 5. Соседи числа 6 – 5 и 7. Соседи числа 8 – 7 и 9. Соседи числа 9 – 8 и 10.
6 это 3 и 3; 2и4 ; 5 и1; 7 это 2 и 5; 4 и 3; 1 и 6
Ежи питаются насекомыми.
Выкладывают грибы ёжику на спинку в кармашек. Возможные ответы: 4красных и 1 коричневый, 2 красных и 3 коричневых 3 красных и 2 коричневых, 1 красный и 4 коричневых.
8 Возможные ответы: 4 и 4; 5 и 3; 6 и 2; 7 и 1.
| Личностные УУД, коммуникативные УУД, регулятивные УУД
Личностные УУД, коммуникативные УУД, регулятивные УУД
|
4.ФИЗКУЛЬТМИНУТКА. | ||
Вы хорошо считаете, и хозяин леса вас пропускает дальше в лес. Идём в лес и выполняем движения по тексту. Только в лес мы все зашли, Появились комары. Руки вверх – хлопок над головой. Руки вниз – хлопок другой. Дальше по лесу шагаем, И медведя мы встречаем. Руки за голову кладем И вразвалочку идем. Вдруг мы видим у куста Птенчик выпал из гнезда. Тихо птенчика берем И назад в гнездо кладем. Зайчик быстро скачет в поле, Очень весело на воле. Подражаем мы зайчишке, Непоседы-ребятишки.
|
Дети выполняют движения по тексту. | Личностные УУД, коммуникативные УУД |
5.ПРИМЕНЕНИЕ ПОЛУЧЕННЫХ ЗНАНИЙ И УМЕНИЙ. | ||
Применим знания состава чисел первого десятка для решения математических выражений и решения задач. — По дороге к лесу я собирала кленовые листья в букет, но подул ветер, и листья разлетелись. — Помогите мне, ребята, собрать букет. Игра «Собери букет» — Нужно прочитать пример и посчитать, сколько получится в ответе. 4 – 3 6 + 2 2 + 2 5 – 2 4 – 2 6 + 1 5 – 3 3 +2 8 – 1 -Молодцы! Посмотрите, какой красивый букет у нас получился. Разделите эти фигуры по разным признакам.(Слайд 11) Вот к нам на тропинку прыгнула белка и просит помочь ей разделить геометрические фигуры по разным признакам. По каким признакам можно разделить эти фигуры?
К какому из этих признаков соответствуют эти выражения? Докажите. Найдите суммы данных выражений, читая каждое равенство новым способом. Что заметили интересного? К каждому примеру на сложение составьте примеры на вычитание . форма 5 + 1 = 6 6-1=5 6-5 = 1 размер 4 + 2 = 6 6-4 = 2 6-2 = 4 цвет 3 + 3 = 6 6-3 = 3
Составьте задачу по рисунку (Слайд 12) — Лесные звери на зиму запасают себе корм. Белочка просит нас о помощи. — Давайте поможем ей набрать шишек. Составь по картине задачу на сложение. А теперь попробуйте составить задачу на вычитание.
Работа по учебнику Составьте задачу по рисунку стр. 58 справа на вычитание. Чей путь короче? (Слайд 13) Встретились в лесу заяц, белка и ёжик. И пошли они к опушке леса разными путями. Чей путь короче? Почему?
|
Дети среднего ряда выходят по одному и решают примеры, записанные на кленовых листьях. Ставят лист в вазу. Получается красивый осенний букет из листьев.
По форме, размеру, цвету.
Форма: 5 многоугольников и один круг. форма 5 + 1 = 6 6-1=5 6-5 = 1 Размер:4 фигуры маленькие, а две большие, это шестиугольник и красный квадрат. размер 4 + 2 = 6 6-4 = 2 6-2 = 4 Цвет:3 фигуры красного цвета и 3 фигуры жёлтого цвета. цвет 3 + 3 = 6 6-3 = 3
Белочка собрала в корзину 6 шишек. Одна шишка ещё на ветке висит. Сколько всего шишек? На ветке было 7 шишек. Белочка сорвала 6 шишек. Сколько шишек осталось на ветке?
На ветке сидело 5 птиц. Одна улетела. Сколько птиц осталось?
Дети доказывают свою точку зрения. | Регулятивные УУД, коммуникативные УУД, личностные УУД.
Познавательные УДД, личностные УУД, коммуникативные УУД, регулятивные УУД. |
6.ФИЗКУЛЬТМИНУТКА №2 | ||
Подготовим руки для работы в тетради. Выполняется физкультминутка «Точильщики» Точим, точим, точим нож! Будет очень он хорош. Будет резать он припасы: Масло, сало, сыр, колбасы, Помидоры, огурцы: Угощайтесь, молодцы! |
Дети выполняют движения эмитирующие движение ножа, чередуя руки. В конце хлопают в ладоши. | Личностные УУД Коммуникативные УУД |
7.ОТРАБОТКА АЛГОРИТМА ДЕЙСТВИЯ. | ||
Мы всё повторили, вооружились знаниями, а теперь выполните письменное задание в тетради на печатной основе. Соотнеси картинку и запись. Самостоятельное выполнение с последующей проверкой.
Решите примеры самостоятельно.
Проверка по цепочке.(1 ряд) (Карточки обратной связи) |
Самостоятельное выполнение с последующей проверкой.
Самостоятельное решение примеров.
| Регулятивные УУД, личностные УУД |
8.РЕФЛЕКСИЯ. | ||
Мы сегодня побывали в лесу, в котором много интересного. – Какие задания вам больше всего понравились? – Какие задания для вас оказались очень трудными? Если вам понравился урок, то в левом верхнем углу нарисуйте солнышко. Если урок не понравился или вы остались собой недовольны, то нарисуйте тучку. |
Дети называют то, что было интересно выполнять на уроке и то, что трудно давалось.
Рисуют солнце или тучку. | Регулятивные УУД, коммуникативные УУД, личностные УУД. |
9.ИТОГ УРОКА. | ||
Очень жаль, что путь недолог , (Слайд 14) Возвращаться нам пора, Но на следующем уроке Вновь продолжиться игра! Спасибо за хорошую работу. Осенний лес дарит листики самым активным ученикам. |
Дети получают в подарок осенние листочки, вырезанные из цветного картона с надписью «Молодец». |
|
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:
1.Афонькин С.Ю., Лежнева Л.В., Пудова В.П. Оригами и аппликация. – СПб.:ООО «Издательство «Кристалл»»; 1998
2.Бантова М. А., Бельтюкова Г. В. Методическое пособие к учебнику «Математика. 1 класс». – М.: Просвещение, 2008.
3.Дьячкова Г.Т. Устный счёт для начальной школы.-М.:Педагогическое общество России, 2001
4.Моро М. И., Бантова М. А. Математика: Учебник для 1 класса: в 2 ч. – М.: Просвещение, 2007.
5.Моро М. И., Бантова М. А. Тетрадь по математике для 1 класса: в 2 ч. – М.: Просвещение, 2009