Методическая разработка урока по математики в 5 классе
«Основное свойство дроби»
Автор составитель: учитель математики
МБОУ «СОШ №47» г. Новокузнецка
Перфильева Ирина Анатольевна
Цель урока: сформировать у учащихся понимание основного свойства дроби, применять данное свойство при решении задач.
Задачи:
Предметные: научиться использовать основное свойство дроби.
Метапредметные:
-
Регулятивные: формирование навыков взаимооценки научиться осуществлять проверку выводов.
-
Познавательные:оценивать правильность выполнения действия.
-
Коммуникативные: задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности.
Личностные: осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь.
Тип урока: изучение нового материала.
Формы работы учащихся: фронтальная, индивидуальная, самостоятельная.
Ход урока.
1. Организационный момент: Приветствие и посадка учащихся, включение учащихся в деловой ритм урока.
Ребята прежде чем мы начнем урок предлагаю вам обратить внимание на лесенку успеха. В конце урока каждый из вас себя оценит и скажет на какой ступеньки он находится, и что ему необходимо для того чтобы подняться выше.
Лесенка успеха.
2. Устный счет. Проверка знаний учащихся.
Начнем урок с небольшого устного счета. Посмотрите пожалуйста на слайд.
1) Перед вами дроби прочитайте их, назовите числитель и знаменатель данных дробей? Что показывает числитель и знаменатель? Что означает знак дроби? Какая дробь равна единице?
2) Сравните дроби. Скажите по какому правилу вы сравнивали эти дроби?
3. Изучение нового материала.
Ребята посмотрите на тему сегодняшнего урока и скажите, как вы думаете, чем мы с вами будем заниматься на уроке? (познакомимся с основным свойством дроби и будем применять данное свойство при решении задач)
Запишите в виде дроби, какая часть фигуры закрашена красным цветом?
( и)
Из ходя из рисунка, что вы можете сказать про данные дроби? (они равны)
=
Подумайте и скажите почему дроби равны?
Что нужно сделать с дробью , чтобы получить дробь ? (Надо умножить числитель и знаменатель на 2)
Что нужно сделать с дробью , чтобы получить дробь ? (Надо разделить числитель и знаменатель на 2)
Тем самым ребята вы сами сформулировали основное свойство дроби.
Если числитель и знаменатель дроби умножить или разделить на одно и тоже не равное нули число, то величина дроби не изменится.
№346
Замениете дроби равными им дробями с меньшими знаменателями. Что мы должны сделать с данными дробями? Какое свойство при этом мы использовали? (Мы должны числитель и знаменатель разделить на одно и тоже не равное нулю число, это основное свойство дроби)
, , ,
Сейчас мы с вам выполнили преобразование которое называется сокращением дроби. Это когда числитель и знаменатель нужно разделить на одно и тоже число не равное нулю.
Это число на которое нужно разделить числитель и знаменатель называют наибольшим общим делителем (НОД). В таком случае мы получаем несократимую дробь т.е. дробь которую нельзя сократить.
4. Формирование новых знаний и умений.
Выполним у доски.
№347. Сократите дроби: а) ; б) ; в) ; г) .
Буквы а,б сделаем вместе, а в,г самостоятельно.
а) ; б) .
№349. Среди данных дробей выбери те, которые равны дроби .
№351. Представьте данную дробь в виде дроби со знаменателем 3:
а) ; б) ; в) ; г) ; д) ; е) .
Буквы а,б,в,г сделаем вместе, а д,е самостоятельно.
№355. Запишите дроби в виде дроби со знаменателем 12
Подумайте и скажите как нам дробь записать в виде дроби со знаменателем 12? (мы должны знаменатель и умножить на 4, следовательно и числитель тоже)
остальные дроби сделайте самостоятельно.
5. Закрепление новых знаний и умений.
Выполните небольшую самостоятельную работу с последующей самопроверкой.
1. Представьте данную дробь в виде дроби со знаменателем 5:
1 вариант 2 вариант
а) ; б) а) б) .
2. Сократите дроби:
а) б) в) а) б) в)
3.представьте данную дробь в виде дроби со знаменателем 36:
а) б) в) а) б) в)
Обменяйтесь тетрадями с соседями по парте и проверьте друг друга.
Проверьте себя:
1. Представьте данную дробь в виде дроби со знаменателем 5:
1 вариант 2 вариант
а) ; б) а) б) .
2. Сократите дроби:
а) б) в) а) б) в)
3.представьте данную дробь в виде дроби со знаменателем 36:
а) б) в) а) б) в)
Домашнее задание: №348, 350, 354. Выучить правило на стр. 100
7. Итог урока
Что нового, ребята, вы узнали сегодня на уроке? В чем заключается основное свойство дроби?
Вернемся к нашей лесенке успеха. Поднимите руки те, кто находятся на первой ступеньке, на второй, на третей, на четвертой? Что вам нужно сделать, чтобы подняться выше? А есть те ребята кто уже на пятой ступеньке? Молодцы!
Список использованной литературы:
1) В.Г. Гамбарин, И.И. Зубарева «Сборник заданий и упрожнений по математике 5 класс». М.:2012.
2) И.И. Зубарева, А.Г. Мордкович «Математика 5 класс». М.:2013.