Общие приемы вычитания с переходом через десяток
Анастасьина Л. С., учитель начальных классов МОУ СОШ №25
Урок математики в 1 классе
Тема: «Общие приемы вычитания с переходом через десяток»
УМК «Школа России»
1. Учебник математики для 1 класса
Авторы: М. И. Моро, С. И. Волкова, С. В. Степанова.
2. Тетрадь на печатной основе
Цели урока: познакомить с двумя приемами вычитания: 1) прием вычитания по частям; 2) прием, основанный на знании состава чисел и связи между суммой и слагаемыми; решать простые и составные задачи.
Оборудование: у учителя — наборное полотно с двумя десятками карманов, кружки, рисунок Колобка и солнышка с отдельными лучиками.
Ход урока
I. Организационный момент и сообщение целей урока.
Учитель загадывает загадку:
Перед волком не дрожал,
От медведя убежал,
А лисице на зубок
Все же попался…
(Колобок)
Учитель выставляет на доске рисунок Колобка.
-
Сегодня мы составим математическую сказку о Колобке и научимся решать новые примеры на вычитание.
И. Работа в тетради на печатной основе
Учитель начинает сказку: «Жили-были дед да баба. Испекла бабушка Колобка и положила на окно остужаться. А Колобок полежал- полежал на окошке и начал решать примеры и задачу. Решение №2 и № 1 с. 26. Проверка:
-
Какие ответы получил Колобок?
-
Надоело ему лежать, спрыгнул он с окна и покатил по тропинке длинных примеров. Вот такие примеры решал Колобок, решите их и вы.
III. Устное решение примеров
20-10-4 12-2-8 2+7-5
2+8-3 3+ 6- 4 13-3
-
Посмотрите на примеры внимательно. Какой пример отличается от других? (13 — 3, т.к. в нем одно действие.)
-
Придумайте и решите примеры, похожие на этот.
Ученики составляют примеры:
2 3 12-2-3=7 Учитель сообщает, что Колобок решил этот пример по-другому. Он вспомнил, что 12 — это 5 да 7. (5 + 7 = 12) Как этот пример помог Колобку решить новый пример? ( Если из суммы 12 вычесть одно слагаемое — 5, то получится другое слагаемое — 7.) Чтение второго способа вычитания. Запись в тетради: 12-5 = 7
5 7 Вот так и научились мы с Колобком решать новые примеры двумя способами. Давайте повторим их, решая новые примеры. Объясните, как решим пример 14 — 6 в №1. Решение примеров №2 с устным объяснением по образцу учебника двумя способами: 13-5=8 13-5=8 3 2 5 8 Физкультминутка ( выполнение движений под музыку) Доплыл Колобок на пароходе до берега, вышел и начал отдыхать: делать упражнения — вращение туловища, наклоны вправо, влево и другие. Работа по учебнику Утомился Колобок и лег отдохнуть, а солнышко посылает ему на лучиках новые примеры. Стал он и их решать. Решение примеров № 3 устно. Лежал Колобок, увлекся решением примеров и не заметил, как подкралась Лиса и говорит: «Колобок, Колобок, я тебя съем!» Не ешь меня, я выполню все твои задания! И задала ему Лиса задание: решить три задачи: № 4, 5, 6. № 4 и № 6 решить устно, № 5 в тетради. Что узнаем первым действием (в задаче № 5), вторым действием? Прочитайте свои решения. Справился Колобок с заданием Лисы, отпустила она его домой, а чтобы ему не было в дороге скучно, предложила Лиса Колобку решить примеры (№ 1, с. 88). Ребята, давайте поможем Колобку. Дети выполняют примеры по цепочке (устно). Прикатился Колобок домой и стал вспоминать, что же он сегодня делал? Итог урока Что мы сегодня делали вместе с Колобком? Как мы должны рассуждать, чтобы решить примеры на вычитание с переходом через десяток?
Рефлексия А теперь, ребята, на полях своих тетрадей нарисуйте смайликов и раскрасьте в один из трех цветов:
— Зеленый: если на уроке было интересно, все поняли. — Желтый: если иногда были трудности, сомневались. — Красный: если не усвоили тему урока, было не интересно.
Список используемой литературы:
1. Богачев С. В. «Веселая математика». М. 1994 г 2. Винокурова Н. К. «Подумаем вместе» (Сборник текстов, задач, упражнений), М, 2002 г. 3. Волина В. В. Праздник числа. Занимательная математика для детей – М, 1993 г.