Чумакова Елена Федоровна

МБОУОСОШ №2 п.Орловский

Ростовская область

Учитель начальных классов

Открытый урок математики 1 класса.

Учитель Чумакова Е.Ф.

Тема: «Знакомство с числом ноль и соответствующей ему цифрой» (система Занкова Л. В.)

Цель: познакомить учащихся с новым числом 0 и соответствующей ему цифрой

Задачи:

образовательные:

создать условия для формирования представлений учащихся о числе ноль как отсутствии объектов пересчета, познакомить с соответствующей цифрой и формировать умения писать цифру ноль. Закрепить умения учащихся устанавливать отношения между числами и записывать неравенства, писать изученные цифры;

развивающие:

развивать наблюдательность, внимание, зрительную и слуховую память, математическую речь, мыслительные операции у учащихся;

воспитательные:

способствовать воспитанию дружеских взаимоотношений, взаимопонимания, умения работать друг с другом; воспитанию интереса к предмету, адекватно оценивать результат своей работы; воспитывать желание охранять и беречь природу;

здоровьесберегающие:

сохранять здоровье детей путём чередования различных видов деятельности и активного отдыха, использования ТСО, создания комфортной и доверительной атмосферы в классе.

Оборудование: мультимедиа проектор, экран, компьютер, презентация Power Point

у учащихся : тетради, учебники И.И. Аргинская, Е.П. Бененсон, А.С. Итина «Математика 1 класс» (часть 1), тетради с печатной основой (часть 2).

Ход урока.

I Оргмомент

— У нас сегодня гости на уроке. Повернитесь и поприветствуйте наших гостей.

II Эмоциональный настрой.

Прекрасно всё на небе,

Прекрасно на земле!

Прекрасно в нашем классе,

Прекрасно всё во мне.

Учитель: И вот такие прекрасные дети садятся за парты и начинают прекрасно работать на уроке.

II Актуализация знаний и постановка проблемы.

— Ребята, а как вы думаете, почему Колобок из одноимённой сказки убежал в лес от бабушки с дедушкой? (ответы детей)

Знаете, ребята, есть ещё одна версия. Послушайте её.

«Пока Колобок остужался на окне, он услышал по радио передачу об охране окружающей среды. О том, что люди, отдыхая в лесу, часто нарушают правила бережного отношения к природе. И он решил на время убежать от дедушки с бабушкой в лес, чтобы навести порядок. Он уговорил зайца, встретившего его первым на тропинке, помочь ему приготовить и развесить запрещающие знаки: «Свалка мусора запрещена!», «Жечь мусор запрещено!», «Птичьи гнёзда не трогать!», «Ручей не засорять!», «Берегите лес от пожара!». Колобок поставил 3 знака и зайчонок тоже 3. Сколько всего знаков поставили колобок и зайчонок?(6)

Ребята ,а можно ли эту версию считать математической? (Да) Почему? (Потому что есть числа и вопрос)

Что можете рассказать о числе 6? (Стоит на шестом месте, соседи числа 5 и 7, на один больше чем 5 и на один меньше чем, 7.

Учитель: Сегодня у нас на уроке гость. Отгадай те, кто к нам пришёл?

По веткам скачет,

Да не птица.

Рыжая да не лисица. (Белка)

  • Молодцы, конечно же, это белка!

  • А что вы знаете о белке?

Ученик: Белка большую часть жизни проводит на деревьях. Быстро лазает, легко перепрыгивает с ветки на ветку, прыжками двигается по земле. Белка очень запасливый зверёк. Неподалёку от своего дупла белка устраивает кладовую, где хранит орехи, нанизывает на ветки деревьев грибы.

Ученик: Грибами питаются многие животные, поэтому нельзя топтать и срезать грибы без необходимости.

Учитель: Ребята, если мы будем строго соблюдать правила поведения, то в наших лесах всегда будет много грибов, здоровых деревьев, сытых животных, а самое главное – это мы живые и здоровые.

— Белочка нам принесла задания в корзинке и утверждает, что они очень трудные.(Выставляется белочка, а в корзинке задания)

Учитель: Давайте выполним задания и проверим себя.

Карточка 1. (учитель в произвольном порядке выставляет девять карточек с грибами, на которых записаны цифры от 1 до 9).

Посмотрите на эти грибочки. Как вы думаете какое задание нам предлагает белочка?( расставить грибочки с числами по порядку).

Что значит по порядку? ( в порядке возрастания)

— Расположите числа в порядке возрастания (письменно в тетради)

проверка

Что можете сказать про ряд чисел? ( это отрезок натурального ряда, состоит из натуральных чисел)

Что помните о натуральных числах? (это числа, получаемые при счёте)

— Превратите отрезок натурального ряда в натуральный ряд чисел. Вспомните свойства натурального ряда чисел.(начинается с 1, каждое следующее число больше на 1, в конце стоит многоточие)

Учитель: Молодцы, справились с этим заданием.

Белочка предлагает выполнить ещё одно задание.

Карточка 2. (работа в парах)

( На партах у детей листы с изображением животных (птичка, шмель, стрекоза, белка), карточки с цифрами 2, 2, 4, 4, 5, пустая карточка.

— Посмотрите на партах у вас лежат конверты. Раскройте конверт и достаньте карточки.

— Определите сколько крыльев у каждого животного и положите рядом нужную карточку. Кто затрудняется в выборе числа, положите пустую карточку.

Что вы заметили, выполняя это задание? (к белочке положили пустую карточку)

Что можете сказать о количестве крыльев у белочки? (их нет)

Да у белочки нет крыльев. Можете ли вы это записать с помощью числа? Знаете ли вы это число?

— Кто может назвать цель нашего урока.(познакомиться с числом 0)

Чтобы вы хотели о нём узнать? (где стоит в натуральном ряду, какой цифрой обозначается, как пишется)

III «Открытие» детьми новых знаний

— Ваши мысли, какая цифра нам поможет обозначить число крыльев у белки?

— Кто может назвать тему нашего урока?

Тема урока: Число 0 и цифра 0 (слайд 1)

— Найдите и покажите цифру, которой можно обозначить число крыльев у белочки. (На доске цифры, ученик должен выбрать)

Молодцы ребята! И с этим заданием справились?

Белочка нам предлагает ещё третье задание (Карточка №3) ( поработать с учебником) чтение правила на стр.96

( Число 0 записывают цифрой 0).

— Ребята, на что похожа цифра 0? (высказывания детей) (слайд2)

Ученик читает стихотворение: Цифра вроде буквы 0

Это ноль иль ничего.

Круглый ноль такой хорошенький,

Но не значит ничегошеньки!

— Оказывается у нас 0 не только математический, но ещё и лирический.

— Ребята, а что в нашей жизни связано с числом 0? (01,02,03,04) (переставьте 1,0 – 01)

Чтобы научиться писать цифру, надо её красиво смоделировать. Что для этого у вас есть на парте? (ниточка)

Попробуйте смоделировать ноль у себя на столе.

-На что предлагаете обратить внимание при написании этой цифры?

Объясняю и выполняю показ на доске:

— Могу прокомментировать. С левой стороны клетки, немного выше середины нижней стороны клетки, начинаем писать овал вправо, который поднимается до верхнего угла. Потом опять округло двигаемся вниз к началу овала.

Дети прописывают цифры в тетради.

— Предлагаю подчеркнуть самую красивую цифру.

— Замечательно!

Физминутка.

Руки подняли и покачали

Это деревья в лесу

Руки нагнули, кисти встряхнули

Ветер сбивает росу

В сторону руки, плавно помашем

Это к нам птицы летят

Как они сядут, тоже покажем

Крылья сложили назад.

-продолжаем выполнять задание белочки работу с учебником

Рассмотрим рисунок и ответим на вопросы. Ответы запишем 2, 4, 0

— Сравните 0 с любым числом натурального ряда.

— Что можете сказать? (оно меньше всех натуральных чисел)

0<2

0<4

— Где место 0 на отрезке натурального ряда чисел? (число 0 стоит у начальной точки на числовом отрезке)

-Можно ли его назвать натуральным числом?

IV Закрепление изученного материала.

Карточка 4 (слайд 5) белочка просит помочь ёжику

Помогите Ёжику.

-Чем похожи и чем различаются соединённые линией грибы? ( шляпки и ножки одного цвета, но разного размера и по разному расположены в пространстве)

— Составьте другую пару грибов, между которыми такое же различие.

— Запишите номера этих грибов

-Запишите суммы этих чисел и найдите их значения.

Молодцы и с этим заданием справились.

-Посмотрите в учебник и ответьте на вопросы

— Сколько на рисунке грибов, деревьев, зверей? Обозначьте цифрами 6,0,0 кто может прочитать число из трёх знаков?

Карточка 5 Ориентирование в пространстве (слайд 6)

Белочка просит вас ответить на вопросы.

Сколько птиц слева от дерева? (0)

Сколько справа (3)

Сколько собачек плавает в озере? (0)

Сколько собачек на берегу (1)

Сколько шариков у девочки в правой руке? (2)

Сколько в левой?(0)

Карточка 6 Развитие логического мышления: (слайд 7)

а) Начертите один под другим три разных отрезка так, чтобы средний отрезок

был не длиннее верхнего, а нижний отрезок — не длиннее среднего.

— Может ли при сложении двух чисел получиться ноль? (да, 0+0)

— Интересное число ноль? На следующих уроках мы узнаем о нём ещё очень много, познакомимся с его свойствами.

V. Рефлексия. (слайд 8)

— Кто может рассказать белочке, что нового узнали ?

— Кому на уроке было комфортно, получили удовлетворение от работы, предлагаю нарисовать солнышко в правом нижнем углу.

— Тем ребятам, кто чувствовал себя немного неуверенно, кому надо еще немного поупражняться, предлагаю нарисовать солнышко за облаком.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here