Открытый урок математики в 3 классе (№ 142).

Дата проведения 17.04.2012 г.

Место урока в расписании учебного дня 2 урок.

Тема урока «Деление вида 800:200».

УМК учебник «Математика» 3 класс. Автор М.И.Моро и др.

Тип урока изучение нового материала (урок-исследование).

Цели:

  • образовательные: познакомить с устными приемами деления трехзначного числа на трехзначное; формировать умение применять приемы деления двузначного числа на двузначное; учить формулировать учебную задачу урока и сотрудничать с одноклассниками;

  • развивающие: развивать математическую речь, логическое мышление;

  • воспитательные: воспитывать чувство взаимопомощи и взаимовыручки.

Оборудование:

  • карточки с числами и выражениями;

  • карточки с заданиями для выполнения самостоятельной работы;

  • иллюстрация учебника «Математика» Л.Магницкого, портрет М.Ломоносова.

План.

I.Организационный момент. Самоопределение к деятельности.

II.Актуализация опорных знаний и мотивация.

III.Постановка учебной цели.

IV.Физкультминутка.

V.Открытие нового знания.

VI.Самостоятельная работа с самопроверкой.

VII.Включение нового материала в систему знаний и повторение.

VIII.Итог урока. Рефлексия.

Ход урока.

I.Организационный момент. Самоопределение к деятельности.

Начинается урок.

Он пойдет ребятам впрок.

Постарайтесь все понять,

Учитесь тайны открывать,

Ответы полные давайте

И на уроке не зевайте.

Девиз нашего урока «Учитесь…открывать». Что будете открывать, вы узнаете, если расположите данные числа в порядке их возрастания и прочитаете слово.

Ученики располагают числа в порядке возрастания, переворачивают карточки и читают слово «тайны».

Итак, девиз нашего урока «Учитесь тайны открывать».

II. Актуализация опорных знаний и мотивация.

Чтобы узнать тайну, нам необходимо произвести математическую разминку.

Чем похожи числа, которые вы сейчас сравнивали? (Они трехзначные)

На доске математические выражения:

900-500-300

800-400-200

700-300-100

Что интересного заметили? (В записи выражений использованы числа, в которых есть сотни, но нет отдельных десятков).

Что такое сотня? (Счетная единица).

III.Постановка учебной цели.

Ученики выполняют задания на карточках. Задания подобраны по уровню сложности.

4500:100 400:100 96:32

800:1 99:11 140:7

350:350 900:3 80:16

75:5 400:1 1000:2

0:84 48:8 60:2

82:82 810:90 45:5

Ответы для самопроверки написаны на доске. Если вычисления выполнены без ошибок, то ученик получает 5 очков. За каждый неправильный ответ снимается 1 очко.

О каких числах мы с вами говорили вначале урока? Какое действие вы выполняли, работая по карточкам? Значит, сегодня мы будем учиться делить числа, оканчивающиеся нулями, так называемые «круглые» сотни.

IV. Физкультминутка.

Сейчас мы проведем небольшую разминку, чтобы набраться сил для разгадки тайны.

80:20

90:30

100:50

40:20

60:20

На доске выражения:

Учитель читает стихотворение, ученики выполняют вычисления и делают названное учителем движение столько раз, сколько единиц содержится в ответах, которые они находят, выполняя вычисления слева направо.

Сколько раз ногами топнем? (Один, два, три, четыре).

Сколько раз руками хлопнем? (Один, два, три).

Мы присядем сколько раз? (Один, два).

Мы поклонимся сейчас. (Один, два).

Мы подпрыгнем ровно столько! (Один, два, три).

Ай да счет, игра, и только!

Что мы вспомнили, выполняя физкультминутку? (Деление круглых десятков).

V.Открытие нового знания (тайны).

Чтобы открыть тайну. Проведем исследовательскую работу. Представьте себе, что вы ученые-математики. Построим маленький проект нашей деятельности, то есть составим программу наших действий. Откройте учебник на странице 70 и прочитайте материал о делении «круглых» чисел. Что нужно сделать, чтобы научиться делить «круглые» числа?

Ученики проговаривают план действий.

  • Вспомним, как находили частное двух двузначных чисел.

  • Применим эти знания для «раскрытия» тайны.

Ученики объясняют ход рассуждений на примере выражений, значения которых они находили при выполнении физкультминутки.

Теперь приступим к выполнению второго этапа нашего плана.

Ученики решают примеры из учебника (страница 70 №1)

с комментированием.

VI.Самостоятельная работа с самопроверкой.

Карточка 1.

9:3 6:3 8:2

90:30 60:30 80:20

900:300 600:300 800:200

Карточка 2.

1000:200 1200:200 800:200

600:200 400:200

2100:300 2400:300

VII.Включение нового материала в систему знаний и повторение.

На доске записаны выражения. Учитель предлагает выбрать выражения, относящиеся к теме урока, и выполнить вычисления.

140:2 440:2 600:200

140∙2 100:50 1000:500

Учитель делит класс на две команды. Каждая команда получает листок с записанным заданием.

100 ∙ 9 →  : 300 → ∙ 200 →  : 6 →  ∙ 10 → 

Ученики выполняют задание по «цепочке».

Заметили ли вы, что для вычислений бывает удобно определить в числе общее количество десятков? Заполните пропуски.

1 дес. =  ед.

1 сот. =  дес.

1 тыс. =  сот.

Ученики называют пропущенные числа. На доске появляется таблица:

1 дес. = 10 ед.

1 сот. = 10 дес.

1 тыс. = 10 сот.

Способ счета послужил основой для образования десятичной системы счисления. Основанием десятичной системы является число 10.

На ранних ступенях развития общества люди считали с помощью 10 пальцев. Когда приходилось пересчитывать большое количество предметов, то к счету привлекали много участников. Например, чтобы найти сумму чисел 562 и 234, нужно было привлечь шестерых человек.

К доске вызываются 6 учеников. Они делятся на 2 группы.

5 пальцев третьего чел. 2 пальца третьего чел.

6 пальцев второго чел. + 3 пальца второго чел.

2 пальца первого чел. 4 пальца первого чел.

Удобно ли вести счет? (Нет). Сейчас десятичная система счисления применяется повсеместно.

Учитель предлагает школьникам вычислить значения выражений:

100:2∙5-70+220∙2-20+800:2

и

72:8∙100-0

Он прикрепляет к доске карточки с ответами, на обратной стороне которых

записаны фамилии:

1000

900

Магницкий

Ломоносов

Если у вас получится число 1000, то вы узнаете фамилию математика, создавшего первый в России печатный учебник «Aрифметика», по которому обучались в школах России во времена царствования Петра I. Eсли у вас получится число 900, то вы узнаете фамилию ученого, который обучался по этому учебнику.

После проверки ответов, заранее подготовленные ученики, рассказывают о Л.Магницком и М.Ломоносове.

Занимаясь по учебнику «Арифметика», дети решали не только примеры, но и задачи.

Учитель читает задачи Л.Магницкого, учащиеся решают устно.

Задача 1. Некий человек продал 2 вещи. За одну он взял 170р., за другую же 130 р. Сколько стало у него рублей?

Задача 2. Другой человек собрал 3 мешка денег из купечества своего. В первом мешке 100 р., во втором — 120 р., в третьем — 80 р. Сколько денег у него получилось?

VIII.Итог урока. Рефлексия.

Вернемся к девизу урока. Какую тайну в математике вы открыли? (Научились делить «круглые» сотни). Надо ли еще потренироваться в этих вычислениях?

Учитель раздает карточки с выражениями на деление «круглых» сотен и предлагает ученикам решить записанные на них примеры дома, а также оценить свою работу.

Если вы были довольны собой на уроке, сделали все правильно, то нарисуйте в тетради зеленый кружок, если допустили неточности — желтый, если вам еще надо потренироваться — красный.

Учитель читает стихотворение, а ученики отвечают на вопросы «Да» или «Нет».

Завершается урок.

Он пошел ребятам впрок?

Постарались все понять?

Учились тайны открывать?

Ответы полные давали?

И на уроке не зевали?

Спасибо за урок!


ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here