Открытый урок по математике в 1 А классе МБОУ СОШ №16
Учитель Кожевникова В. Е.
Тема: Решение уравнений вида х — а = б
Тип урока: урок «открытия» нового знания.
Цели урока.
Обучающиеся научатся:
1. Сформировать умение решать уравнения указанного вида на основе правила нахождения части;
2. Актуализировать состав чисел 1-9, умение решать уравнение с неизвестным слагаемым и вычитаемым, умение решать составные задачи.
3. Определять проблему урока, выдвигать версии, планировать деятельность по решению конкретной проблемы, оценивать степень и способы достижения цели в учебной ситуации, записывать ход решения по образцу
.
4. Работая в группе, формулировать и излагать свое мнение, использовать речевые средства в соответствии с ситуацией общения.
5. Адекватной позитивной самооценке, самоуважению и самоприятию.
Мыслительные операции, необходимые на этапе проектирования: анализ, сравнение, аналогия, обобщение
Оборудование: презентация, листы с заданиями, лист А-4, карточки для самооценки.
Цель этапа | Деятельность учителя | Деятельность ученика | УУД | |
1.Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности | Включение учащихся в деятельность на личностно-значимом уровне. «Хочу, потому что могу». | — Какое сегодня прекрасное утро. Я рада вас всех видеть. — Давайте подарим друг другу хорошее настроение. Я улыбаюсь вам, вы улыбнитесь мне и друг другу. Проверяю готовность к уроку. — Назовите тему предыдущих уроков математики — Какая же работа предстоит на этом уроке? | Приветствуют. Организуют рабочее место.
Осознанно осуществляют вхождение в пространство учебной деятельности | Личностные УУД: Самостоятельное определение и высказывание самых простых, общих для всех людей правил поведения.
|
2.Актуализация знаний и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии. | Повторение изученного материала необходимого для открытия нового знания и выявление затруднений в индивидуальной деятельности каждого учащегося. | 1. Потренируемся в счете. Игра «День – ночь». 8-7+0+6-5+3-0+4-6+3 2.Вставьте числа, чтобы получились верные равенства.
-Что интересного вы заметили?
— Какой компонент неизвестен в каждом равенстве? — Каким правилом нужно воспользоваться, чтобы узнать часть? — Как узнать целое?
-Придумайте равенства, в которых нужно узнать целое.
— Какой вид заданий напомнили вам эти равенства? —Обоснуйте свой ответ.
-Решите данные уравнения. —Что вам помогло решить эти уравнения? —Что вы повторили?
-Где эти задания вам помогут? Пробное действие.
—Что необходимо выполнить? —Что нового в этом уравнении? -Тема урока?
Цель урока?
—Решите это уравнение
-У кого нет ответа?
-Что же показало пробное действие тем, кто не получил правильный ответ?
| Называют ответ
Выполняют самостоятельно задание
В равенствах каждого столбика одинаковые части и целое, есть неизвестное число.
Во всех равенствах неизвестна часть Чтобы узнать часть, нужно из целого вычесть известную часть. Нужно части сложить. Учащиеся предлагают несколько равенств. Уравнения
Уравнения – это равенства, в которых один компонент неизвестен. Каждое уравнение решают у доски с комментированием. Открытые ранее эталоны Правила нахождения «части и целого», состав чисел 1-9, что называют уравнением, уравнения с неизвестным слагаемым и вычитаемым. Открыть новые знания Достают карточку с заданием для пробного действия Решить это уравнение Неизвестно уменьшаемое Уравнения с известным уменьшаемым Научиться решать уравнения с неизвестным уменьшаемым.
Поднимают руки Не смогли правильно найти уменьшаемое | Регулятивные УУД: Определение цели деятельности учебного процесса с помощью учителя, принятие и выполнение практических задач. Способность отличать новое знание от уже известного, овладение навыками преобразования объекта из чувственной формы в модель, выделяя существенные характеристики объекта. Познавательные УУД: Выделение и формулирование познавательных целей и задач, выбор наиболее эффективных способов решения с помощью учителя, умение осуществлять действия по образцу и заданному правилу, обозначая информацию моделью. Коммуникативные УУД: представление цели и задачи конкретного содержания в устной речи с помощью учителя и пошагово их выполнять, овладение навыками оформления своих мыслей в устной и письменной речи Познавательные УУД: Добывать новые знания, задавать вопросы, находить на них ответы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке, перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса, сравнивать предметы и их образы, решать задачи, делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в учебнике.
|
3.Постановка учебной задачи. | Обсуждение затруднений («Почему возникли затруднения?», «Чего мы ещё не знаем?»); проговаривание цели урока в виде вопроса, на который предстоит ответить, или в виде темы урока. | -Какое задание вы выполняли?
—Чем же это уравнение отличается от предыдущих?
—Каким способом вы пытались воспользоваться?
-В чем же затруднение?
-Почему же возникло затруднение? | Решали уравнение с неизвестным уменьшаемым Это уравнение с неизвестным уменьшаемым
Кто-то подбирал ответ, а кто-то использовал эталон для решения уравнений с неизвестным слагаемым или вычитаемым В подборе способа решения. У нас нет способа нахождения неизвестного уменьшаемого | Личностные УУД: В простых и ясных ситуациях ориентироваться в нравственном содержании и смысле собственных поступков и поступков окружающих людей, регулировать свое поведение на основе усвоенных норм и правил, проявлять интерес к способам решения новой частной задачи. |
4.Построение проекта выхода из затруднения.
Пальчиковая гимнастика | Нахождение путей выхода из затруднения, планирование собственной деятельности. | -Какова же цель вашей дальнейшей деятельности?
—Уточните тему урока.
—Что вы можете использовать, чтобы построить способ решения уравнений с неизвестным уменьшаемым
—Аналогично тому, как вы делали на прошлых уроках, составьте план действий
Пальцы делают зарядку, чтобы меньше уставать. А потом они в тетради будут элемент писать | Открыть способ решения уравнений с неизвестным уменьшаемым Решение уравнений с неизвестным уменьшаемым Правило нахождения «целого и части».)
1.Определим компоненты действия, подберем правило. 2.Решим уравнение. 3.Проанализируем наши действия, сформулируем способ.
| Регулятивные УУД: Выделять, фиксировать и проговаривать последовательность операций предметного способа действия в диалоге с учителем и одноклассниками, высказывать свое предположение, предлагать свой способ проверки той или иной задачи, работать по инструкции, по предложенному учителем плану, определять совпадение, сходство и различие своих действий с образцом, учиться отличать верно выполненное задание от неверного. |
5.Освоение нового материала. | Цель создать условия для самостоятельного (по возможности) добывания знаний. | Работа в группах
-Каким правилом вы воспользовались?
-Чему равно неизвестное целое?
-Какой способ у вас получился?
—Учитель фиксирует на доске «открытый» способ
-Смогли вы справиться с затруднением?
-Что вам позволяет «открытый» способ
|
На доске выставляются результаты работы групп. Чтобы узнать целое, нужно части сложить.
Проводят анализ предлагаемых группами эталонов
Да
Решать уравнения данного вида. | Коммуникативные УУД: Оформлять свою мысль в устной и письменной речи, слушать и понимать речь других, договариваться с одноклассниками и отвечать на их обращение в ходе общеклассной дискуссии или групповой работы. |
6.Первичное закрепление. | Цель: проговаривание нового знания, запись в виде опорного сигнала. | Что теперь нам надо сделать?
Откройте в учебнике № 2 на стр. 28 № 3, стр. 28.
Работа в парах
Проверка решения уравнений по образцу
-Как убедиться в том, что умеете решать уравнения? | Потренироваться в решении уравнений на новый способ.
Работа в учебнике Ученик работает у доски с комментироанием
Первое и второе уравнение решают в парах
Проверяют решение уравнений по образцу
Получают карточку с уравнением для сам. работы | Личностные УУД: Осознание ответственности за общее дело. Познавательные УУД: Овладение способностью выделения предметной информации с помощью учителя, выделять существенные признаки, использовать информацию межпредметных знаний Регулятивные УУД: Овладение пооперационным выполнением действий, готовность взаимодействия со взрослым Коммуникативные УУД: Овладение навыками речевого отображения содержания учебного предмета |
7.Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. | Каждый для себя должен сделать вывод, что он уже умеет. | Выполните самостоятельную работу | Решают уравнение и проверяют решение по эталону |
|
8. Включение нового знания в систему знаний и повторение. | Использовать новое знание на репродуктивном, частично-изменённом и творческом уровнях. | —Прочитайте задание. -Можете ли вы выполнить это задание? -Поставьте вопрос так, чтобы задача решалась в два действия. -Составьте схему и решите с объяснением.
|
Нет, так как нет вопроса. |
|
9.Рефлексия. | Осознание учащимися своей учебной деятельности, самооценка результатов деятельности своей и всего класса. | -Какова была цель урока? -Достигли ли цели? -Докажите. -У кого получилось открыть новый способ? -Оцените свою деятельность на лестнице успеха. Учитель проводит рефлексию оценивания учащихся. -Какие же трудности у вас еще встречаются? -Где можно над ними поработать?
| Построить способ решения уравнений с неизвестным уменьшаемым («целым»).
| Личностные УУД: понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать им, иметь представление о себе и своих возможностях, объяснять самому себе, что получается хорошо, а что нет. |