МКОУ «Ширинская средняя общеобразовательная школа»

ОТКРЫТЫЙ УРОК в 6 классе

по ТЕМЕ

«Сложение и вычитание дробей с разными знаменателями».

Подготовила : Орликова Н.И,учитель математики первой категории ,

стаж 23 года.

П. Ширинский, 201

Цели урока.

Образовательный аспект:

в ходе совместной, индивидуальной работы:

— повторить и углубить знания по теме «Сложение и вычитание дробей с разными знаменателями»;

-закрепить умение использовать статистические характеристики (размах, мода, среднее арифметическое, медиана) при решении различных задач (вычисление и интерпретация)

Развивающий аспект:

  • развивать навыки анализа, сравнения материала;

  • содействовать развитию умений осуществлять самооценку учебной деятельности;

  • развивать умение находить и применять межпредметные связи;

  • развивать познавательный интерес к предмету с помощью экскурсов в историю; используя литературное, музыкальное и художественное наследие русского народа;

— развивать навыки компьютерной грамотности.

Воспитательный аспект:

  • создать у учащихся положительную мотивацию к изучению математики путем вовлечения каждого ученика в активную познавательную деятельность с опорой на исторические факты;

  • воспитывать потребность оценивать свою деятельность и работу товарищей;

  • побуждать к проявлению чувств гражданственности, патриотизма и гордости за историческую судьбу своей Родины;

  • воспитывать культуру речи;

— создать условия для развития коммуникативных качеств учащихся.

Формы организации учебной деятельности:

  • фронтальная, индивидуальная, игровая .

Метод обучения:

творческо-поисковый .

Оборудование:

  • компьютер;

  • интерактивная доска;

  • проектор;

  • репродукции картин;

  • раздаточный материал (карточки с индивидуальными заданиями + дешефратор).

I. Самоопредение к учебной деятельности.

Формируемые УУД:

Личностные: самоопределение, смыслообразование.

Познавательные: целеполагание.

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества.

Цель:  Мотивация учащихся к учебной деятельности.

1 .1.Звучит запись увертюры П.И.Чайковского. Под музыку учащийся читает отрывок из произведения М.Ю.Лермонтова «Бородино».

Звучал булат, картечь визжала,

Рука бойцов колоть устала,

И ядрам пролетать мешала

Гора кровавых тел.

Изведал враг в тот день немало,

Что значит русский бой удалый,

Наш рукопашный бой!

Земля тряслась — как наши груди;

Смешались в кучу кони, люди,

И залпы тысячи орудий,

Слились в протяжный вой.

1.2. Учитель: Ребята, какое историческое событие отразил в своем произведении автор?

1.3 Учащиеся: Бородинское сражение, 7 сентября отмечалось 200-летие Бородинской битвы (26 августа по старому стилю).

    1. Учитель: По данным соцопроса, опубликованным в СМИ, только треть опрашиваемых знали о причинах нападения армии Наполеона, о ходе войны 1812года, о ее героях. Группе учащихся было предложено включиться в проектную деятельность: провести аналогичный соцопрос в школе, проанализировать данные и сделать выводы.

    2. Творческий отчет группы аналитиков. Презентация «Домашнее задание».

    3. Учитель: Чему мы уже научились?

    4. Учащиеся : сокращать дроби, отмечать их на координатном луче, приводить к НОЗ, НОЧ, сравнивать дроби с разными знаменателями, производить с ними арифметические действия .

    5. Учитель: Ребята, хотите ли вы узнать о том, какую роль сыграла математика в ходе войны 1812года, какое отражение нашла тема сегодняшнего занятия на исторической сцене 1812г. Тогда попытайтесь сформулировать тему сегодняшнего занятия (слайд №1).

    6. Учащимся предлагается самостоятельно определить форму организации учебной деятельности.

    7. Примерные ответы учащихся:

— в игровой форме раскрыть роль математики в ходе событий 1812г;

— групповая форма работы учит умению доказывать свою точку зрения, при этом учитывая мнения окружающих;

— индивидуальная форма работы учит ответственности за принятое решение.

1.8 Учитель: Почему вы остановили свой выбор на этих формах деятельности?

1.9. Учащиеся делают выводы: применение на уроках математики исторического и краеведческого материала расширяет кругозор, помогает лучше усвоить тему урока, занятия проходят интересно.

I1. Актуализация знаний.

Формируемые УУД:

Познавательные: анализ, сравнение, аналогия, использование знаковой системы, осознанное построение речевого высказывания.

Регулятивные: выполнение пробного учебного действия.

Коммуникативные: выражение своих мыслей, аргументация своего мнения, учёт разных мнений учащихся

Цель: — подготовить мышление учащихся к последующим шагам учебной деятельности, организовать фиксирование каждым из них индивидуального затруднения;

— актуализировать мыслительные операции: сравнение, анализ, обобщение;

— зафиксировать все повторяемые понятия и алгоритмы в виде схем и символов: в виде свойств и определений.

2.1. Учитель: Летом 1812 года французы начали свое наступление на Россию. Наполеон вещал «Если я возьму Киев, я схвачу Россию за ноги. Если я овладею Петербургом, я возьму ее за голову. Заняв Москву, я поражу ее сердце». Кто же смог дать отпор врагу? Узнаем об этом из устного счета.

2.2 Презентация «Сложение и вычитание дробей с разными знаменателями»

Найдите дроби, большие (слайд 2). Указание: надо найти правильные ответы, навести указатель мыши на «нужную» мишень и выполнить клик. Если задание выполнено верно, то произойдет выстрел из пушки. В результате получится галерея портретов героев войны 1812. Группа экспертов из числа учащихся, выбирая материал из предложенной статьи, дает краткий библиографический материал о каждом из них (приложение №1)

— Выберите дроби, удовлетворяющие неравенству (слайд 3). Указание: надо найти правильные ответы, навести указатель мыши и выполнить клик. Если дроби найдены верно, то появится слово «Москва».

2.3 Учащиеся объясняют смысл фразы из «Евгения Онегина» « …Москва, спаленная пожаром, французу отдан». Примерные ответы учащихся:

Москва, спаленная и частично разрушенная, стала препятствием для дальнейшего продвижения наполеоновского войска; отсутствие провианта, зимняя стужа и страстный отпор врагу расстроили «наполеоновские» планы.

— Не выполняя вычислений, сравнить числовые выражения, поставив вместо * знак <

или > (слайды 4 – 8) . Указание: навести указатель мыши на знак < или > и выполнить клик. Если знак выбран верно, то он займет свое место в неравенстве, если знак определен неверно, то компьютер предложит подумать еще; учащиеся аргументируют свои ответы, доказывают правильность решения.

III. Выявление места и причины затруднения

Формируемые УУД:

Познавательные: анализ, сравнение, обобщение, подведение под понятие, постановка и формулирование проблемы, построение речевого высказывания.

Регулятивные: волевая саморегуляция в ситуации затруднения.

Коммуникативные: выражение своих мыслей, аргументация своего мнения, учёт разных мнений, разрешение конфликтной ситуации.

Цель:  Организовать анализ учащимися возникшей ситуации и на этой основе подвести их к выявлению места и причины затруднения.

    1. Для выявления места и причины затруднения представитель из каждой группы должен быстро и рационально решить группу примеров на доске:

а) 8/15-2/3+2/15; б) 17/27- (8/27+1/5); в) (13/18+6/7)- (2/9+5/14).

3.2 Учитель (для остальных учащихся):

Нам с вами вразброс даны части алгоритма по сложению и вычитанию дробей с разными знаменателями. Работая в парах, обсудите 30 секунд, восстановите алгоритм по шагам

(Приложение №2).

    1. Рассматривается решение предложенных примеров различными способами, выявляется путем совместных рассуждений наиболее рациональный способ, аргументируется свой выбор, запись правильного решения -на доске; одна из групп восстанавливает алгоритм по сложению и вычитанию дробей с разными знаменателями.

IV. Организация проектной деятельности (работа в группах).

Формируемые УУД:

Личностные: самоопределение, смыслообразование.

Познавательные: анализ, синтез, обобщение, аналогия, самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели, поиск и выделение необходимой информации, проблема выбора эффективного способа решения, планирование, выдвижение гипотез и их обоснование, создание способа решения проблемы.

Регулятивные: волевая саморегуляция в ситуации затруднения.

Коммуникативные: выражение своих мыслей, аргументирование своего мнения, учёт разных мнений зафиксировать, планирование учебного сотрудничества со сверстниками, достижение общего решения.

Цель:  организовать коммуникативное взаимодействие для создания мини проекта;

4.1 Учитель: Творчество в математике только приветствуется. Ребята, вам предлагаются несколько репродукций «Конец Бородинского боя», «Ополчение», «Совет в Филях» (слайды 9-11). Используя иллюстрации и подобранный к ним текст (приложение №3) необходимо отобрать интересующие нас факты и на их основе выполнить творческое задание — составить пример, уравнение, задачу по выбору.

4.2 Время выполнения -7 минут, форма работы — групповая.

4.3 Учащиеся в ходе работы заполняют «Листок личных достижений» (слайд №13).

V. Защита мини проектов.

Формируемые УУД:

Личностные: осознание ответственности за общее дело.

Познавательные:  построение логической цепи рассуждений, анализ, обобщение.

Коммуникативные: выражение своих мыслей, использование речевых средств для решения коммуникационных задач, достижение договорённости и согласование общего решения.

Цель:  содействовать формированию системы знаний, обеспечивающих патриотическое отношение к историческому прошлому своей страны.

5.1 Учитель: время выполнения задания подходит к концу; каждая группа презентует свой проект. Представителям выделяется до 2 минут времени на анализ задания и подведение итогов (приложение №4)

VI. Самостоятельная работа с проверкой по эталону.

Формируемые УУД:

Познавательные: анализ, синтез, аналогия, классификация, подведение под понятие, выполнение действий по алгоритму

Регулятивные: контроль, коррекция, самооценка.

Цель: проверить своё умение применять алгоритм сложения и вычитания в типовых условиях на основе сопоставления своего решения с эталоном для самопроверки.

6.1. Учитель: А сейчас каждый проверит сам себя – насколько он сам понял алгоритм сложения и вычитания и может его применить. Для самостоятельного решения учащимся выдаются пакеты с индивидуальными заданиями и дешефраторы к ним( 4 варианта)

6.2 После выполнения работы учащиеся проверяют свои ответы с помощью дешефратора, который представляет собой высказывания исторических личностей о войне1812г. (слайд №17).

6.3. Индивидуальные задания и решения к ним представлены в приложении №5.

VII. Рефлексия деятельности на уроке

Формируемые УУД:

Познавательные: рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности, адекватное понимание причин успеха или неуспеха.

Коммуникативные: аргументация своего мнения, планирование учебного сотрудничества.

Цель: -зафиксировать новое содержание, изученное на уроке: алгоритм сложения и вычитания дробей;

-оценить собственную деятельность на уроке;

-поблагодарить одноклассников, которые помогли справиться с заданиями урока;

-зафиксировать неразрешённые затруднения как направления будущей учебной деятельности: действия со смешанными числами;

— обсудить и записать домашнее задание.

7.1 Организация учебного процесса на этапе.

Учитель:

– Какую цель мы ставили в начале урока?

– Что нового узнали на уроке?

– Наша цель достигнута?

– Какие знания нам пригодились при выполнении заданий на уроке?

– Как вы можете оценить свою работу? (слайд №.18.)

7.2Учитель. «Французы показали себя достойными одержать победу, а русские стяжали право быть непобедимыми» — подводил итоги военной кампании Наполеон. А мы показали себя победителями? Тогда давайте поговорим о наградах (слайды № 14-16).

7.3 Учитель предлагает учащимся выбрать на память об уроке фотографию

понравившегося ордена (звучат фанфары).

7.4 Домашнее задание по выбору (слайд № 19):

— «Интервью с героем».

— Тетрадь на печатной основе по математике. стр 55 №5-7.

7.5 Участники урока благодарят одноклассников, гостей за сотрудничество.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here