МОУ Карабатовская основная общеобразовательная школа
План-конспект урока
по математике в 6 классе
Тема:
«Сложение и вычитание положительных и отрицательных чисел».
Учитель математики: Обидина Н.Ю.
Карабатово.2009-2010г.
Тема урока:
«Сложение и вычитание положительных и отрицательных чисел»
Класс: 6
Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний.
Цели:
образовательные: обобщить и систематизировать знания учащихся о правилах сложения и вычитания положительных и отрицательных чисел; закрепить умение применять правила в процессе выполнения упражнений;
развивающие: формировать навыки самостоятельной работы; развивать вычислительные навыки; расширять кругозор, создать условия для развития речевых навыков у школьников; навыки самоконтроля и самооценки;
воспитательные: воспитание познавательного интереса к предмету; воспитание культуры труда, математической речи, активности, самостоятельности.
Технические и дидактические средства: мультимедийная презентация; компьютер; проектор; «цветик — семицветик»; цветные карточки.
Структура урока:
1. Организационный момент (постановка цели урока и мотивация учебной деятельности учащихся).(3 мин)
2. Проверка домашнего задания. (3 мин)
3. Актуализация опорных знаний и умений учащихся.(5 мин)
4. Закрепление умений и навыков учащихся.(15 мин)
5.Физкультминутка. (2 мин)
6. Тест . (10 мин)
7. Исторические сведения. (3 мин)
8. Домашнее задание.(1 мин)
9. Подведение итогов урока. (2 мин)
10. Рефлексия.(1 мин)
I.Организационный момент .
Я сегодня рано встал,
В школу рано побежал.
Очень я хочу учиться
Не лениться, а трудиться.
Ребята прочитайте стихотворение на доске. Кто из вас прибежал с таким же настроением? Кто не хочет лениться, а хочет трудиться? Покажите своё настроение с помощью карточки. (1 слайд)
( Диагностика психологического настроя учащихся. Учащиеся поднимают карточки определенного цвета, соответствующего их настроению: красный – радостное, оранжевый – спокойное, синий – грустное, черный – плохое).
Постановка цели и задач урока (совместно c учащимися). Что мы изучали на последних уроках? Какую тему? Что будем делать на этом уроке?
Сегодня на уроке мы повторим правила сложения и вычитания положительных и отрицательных чисел, продолжим складывать и вычитать числа. (-1; г) 2-3
2.Решите уравнение: а) 2,4+х=-2,8; б) 18,24-у=20; в) х-(-4)=6
3.Решите уравнение: ׀х-3׀=5
VII.Сообщение об истории чисел.
Вдруг наш желтый лепесток,
Улетает на восток.
К нам с востока возвращается –
Работа продолжается.
Учащиеся делают сообщение об истории возникновения отрицательных чисел. (стр.213)– Когда и где появились отрицательные числа? Ни египтяне, ни вавилоны, ни даже древние греки чисел этих не знали. Впервые с отрицательными числами столкнулись китайские ученые (2 век до нашей эры) в связи с решением уравнений, однако знаки “ + “ или “ – “ тогда не употребляли, а изображали положительные числа красным цветом, называя их «чжен», а отрицательные – черным, называя их “фу”.. Такой способ изображения использовался в Китае до середины ХII столетия, пока Ли Е не предложил более удобное обозначение отрицательных чисел — цифры, которые изображали отрицательные числа перечеркивали черточкой справа налево. Введение отрицательных чисел и правил их сложения и вычитания можно считать одним из самых крупных открытий китайских ученых”
В древнегреческой математике к выполнению действий с отрицательными числами близко подошли в III в. ДИОФАНТ.
Индийские математики Брамагупта (VII век) и Бхаскара (XII век) с помощью положительных чисел выражали имущество, а с помощью отрицательных “долг”. Правила сложения отрицательных и положительных чисел они выражали так: сумма двух имуществ – имущество, сумма двух долгов есть долг. Однако долгое время отрицательные числа считали не настоящими, фиктивными, абсурдными.
В Европе к отрицательным числам обращается итальянский математик Леонардо Фибоначчи, но в учении об отрицательных числах далее продвинулся М.Штифель (XVI век). Отрицательные числа он называл как “меньше чем ничто” и говорил, что нуль находится между истинными и абсурдными числами. И только после работ выдающегося ученого Р.Декарта (XVII век) и других ученых (XVII – XVIII века) отрицательные числа приобрели “права гражданства”.
VIII.Домашнее задание.
Голубой цветок,
Нежный лепесток,
Сейчас тебя мы оторвем,
И, что написано, прочтем.
№1109(л-п), №1112, №1113(2 столбик), №1116.
IX.Подведение итогов урока.
Вот и закончилась урок. Я хочу закончить урок четверостишием.
Если хочешь строить мост,
Наблюдать движенье звёзд,
Управлять машиной в поле
Иль вести машину ввысь,
Хорошо работай в школе,
Добросовестно трудись.
X.Рефлексия. Учащиеся показывают, на какую оценку они усвоили тему. Обсуждается степень достижения поставленной цели урока.
Демонстрация психологического состояния, в котором учащиеся пребывают по окончании урока.