Муниципальное образовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №7»
города Твери
Конспект урока по геометрии
в 7 классе
«Признаки и свойства параллельных прямых»
подготовила
учитель математики
Ботнева Мария Юрьевна
г. Тверь
2013
Тема: Признаки и свойства параллельных прямых
(По учебнику Л.С.Атанасян и др., Геометрия 7 класс).
Оборудование: Компьютер, проектор, интерактивная доска(по возможности), сигнальные карточки.
Цель урока: 1) установить взаимосвязь между признаками и свойствами предметов;
2) рассмотреть свойства параллельных прямых, опираясь на их признаки;
3) показать учащимся применение свойств параллельных прямых.
Ход урока.
-
Актуализация знаний.
Игра «Я знаю все!»
На доске выведена таблица, вызвавшиеся учащиеся по очереди открывают ячейки и отвечают. Остальной класс работает с помощью сигналов «согласны» — зеленый, «нет» — красный.
— Параллельными называются прямые………
— Два отрезка называются параллельными, если…
— Если прямая пересекает одну из параллельных прямых, то она …
— Если две прямые параллельны третьей, то…
— Через любую точку, не лежащую на данной прямой можно провести…
— Если две прямые перпендикулярны третьей, то …
— Прямая х называется секущей по отношению к a и b, если …
— При пересечении a и b секущей m,
углы 1и 5, 2 и 6 называются …
углы 3 и 6, 4 и 5 называются …
углы 6 и 4, 5 и 3 называются …
углы 2 и 8, 1 и 7 называются …
углы 1 и 8, 2 и 7 называются …
Если при пересечении двух прямых секущей накрест…
Если при пересечении двух прямых секущей соответственные…
Если при пересечении двух прямых секущей сумма…
Работа ребят оценивается одноклассниками.
-
Изучение нового материала.
Попробуйте отгадать, что спрятано у меня на картинке? А вот подсказка:
В садочке есть плод,
Он сладок как мед,
Румян как калач,
Но не круглый, как мяч.
Он под самой ножкой
Вытянут немножко!
(груша)
Что помогло вам отгадать картинку? (это — признаки предмета).
Замечательно! А теперь внимание на экран.
Что это? Ну, конечно, дыня. Давайте ее опишем. Дыня – она…
Что мы с вами перечислили? (свойства предмета).
— …признаки. | |
А если мы видим предмет и хотим его описать, то говорим о … | — … свойствах. |
Чудесно, а теперь вернемся к геометрии. Мы знаем признаки параллельных прямых.
Вот они – на экране, а как же будут выглядеть СВОЙСТВА? Попробуйте их сформулировать. (Идет работа с доской по формулированию свойств п.п. Щелчок по стрелкам меняет условие и заключение местами).
Хорошо, а теперь внимание на экран, послушаем доказательство одного из свойств.
Будьте предельно внимательны, после этого фрагмента я задам вам вопросы.
Видео фрагмент.
С чего началось доказательство? (с предположения, что накрест лежащие углы не равны.)
Что следовало из этого предположения? (значит можно провести прямую, для которой накрест лежащие углы будут равны.)
Что можно сказать о новой прямой? (она параллельна прямой а, признак параллельности прямых.)
Что получили? (две прямые, параллельные данной прямой, проходят через одну точку)
То есть получили противоречие с аксиомой параллельных прямых.
Значит предположение неверно и накрест лежащие углы равны.
-
Упражнения на понимание:
№1.(Фронтальная работа с классом)
Дано: а//в, какие из утверждений верные?
а//в=> <1=<5,
а//в=> <3=<6,
а//в=> <3=<8,
а//в=> <2=<7,
а//в=> <1=<7,
а//в=> <5=<8,
а//в=> <6+<4=1800, а//в=> <5+<7=1800 .
№2. Дано АС//КМ, какие из утверждений верны? (Учащиеся пишут номера верных равенств в тетрадях, затем меняются ими. Взаимопроверка.)
Упражнения на закрепление:
№209 (Парная работа, проверка учителем)
Дано а//в, c//d. <4=450. Найти <1, <2, <3.
Решение:
<3+<4=180(смежные углы)=> <3=1350,
<1=<3(накрест лежащие углы, с//d) => <1=1350,
<4=<2(соответственные углы, а//в)=> <2=450.
№210 Доказать, что <АСВ=<Р1АС+<СВР2.
Подсказка: продолжите отрезок СР3 до прямой.
-
Домашнее задание: п.99, №205 и придумать с оформлением похожую задачу.
-
Итог урока: серия контрольных вопросов по пройденной теме формулируется самими учащимися.
Литература:
-
Л.С. Атанасян и др. Геометрия, 7 класс – М.: Просвещение.
-
Фото фруктов, загадка — http://www.prozagadki.ru
-
Открытый урок на тему: «Признаки и свойства параллельных прямых». Никитич Т.Н. МОУ гимназия № 41 г. Люберцы 2007 г.