Пояснительная записка

Преподаватель: Передернина Людмила Владимировна

Образовательное учреждение: МБОУ «Моховская основная общеобразовательная школа», Кунгурского района, Пермского края

Внеклассное мероприятие «Тропа знаний»

Цель: развитие любознательности и интереса к изучаемым предметам,

формирование у учащихся нравственности и духовности.

Класс: 7 – 11

Обучение и воспитание учеников в школе не должно ограничиваться рамками урока. Нужна внеклассная работа. Проводимые учителем во внеурочное время мероприятия способствуют формированию у учащихся нравственности и духовности, развивают любознательность, интерес к изучаемым предметам.

Последние два года педколлектив нашей школы решил отказаться от проведения предметных недель. Вместо этого мы проводим интеллектуальную игру «Волшебный мир знаний». Все учащиеся школы «идут» одновременно по одной из трех троп: «Созвучие», (литература + музыка + ИЗО + история + иностранный язык), «Полет мысли» (физика + информатика + математика + экономика + технология), «Тайны природы» (биология + химия + география + физическая культура).

Тропа: «Полет мысли» объединяет следующие предметы: физику, информатику, математику, экономику, технологию. Перед игрой на линейке отряды – участники игры получают маршрутные листы и шифровки, расшифровав которые учащиеся узнают порядок путешествия. Игра проходит в три этапа. На первом этапе отрядам предстоит последовательно посетить все станции, которые указаны в маршрутном листе, выполнить задания, которые там будут предложены. На втором этапе педагоги, отвечающие за тропу, проводят большое мероприятие, которое должно носить познавательный или воспитательный характер. Дети тоже готовятся к игре, выполняя предложенные задания. Обязательно нужно найти точки соприкосновения между предметами, объединенными на одной тропе.

Работа команд – участниц в ходе игры оценивается ключами: красный – «отлично», молодцы! Зеленый – «хорошо», но можно лучше. Синий – «пора подтянуться»! Все результаты поступают в штаб игры, в который входят представители учащихся и учителей. Итоги подводятся после каждого этапа и по окончании игры. Команды награждаются призами.

Начало игры: на общей линейке каждой команде выдается маршрутный лист, в котором предлагаются задания, помогающие узнать, куда необходимо идти команде.

Этап первый (здесь только задания по физике)

Какой предмет — узнаете,

Когда кроссворд в картинках отгадаете!

Сверху в клетке таблицы порядковый номер буквы, а в нижней строке – номер буквы, которую нужно взять из отгаданного слова.

1

4

2

4

3

3

4

6

5

2

6

4

  1. Явление — диффузия

  1. Учёный — Галилей

  1. Агрегатное состояние вещества — газ

  1. Явление —инерция

  1. Физическая величина, которая вычисляется по формуле s/t — скорость

  2. Прибор для измерения силы — динамометр

1

Ф

2

И

3

З

4

И

5

К

6

А

Этап второй

Целью данного этапа является проведение мероприятия, которое должно носить познавательный и воспитательный характер. Обязательно нужно найти точки соприкосновения между предметами, объединенными на одной тропе.

Таким мероприятием

Оборудование:

Выставка различных часов: старинные и современные часы, песочные часы, будильники, настенные, напольные, наручные, карманные; с арабскими и римскими цифрами.

ТСО: мультимедиа проектор, компьютер, презентация о часах.

1. Ведущий

Дорогие ребятишки

И девчонки, и мальчишки.

Класс 6 и класс 7

На второй тур игры вы все пришли – молодцы!

Что-то новое узнать, посчитать, порассуждать.

Цель второго тура игры – познавательная. На сегодняшнем занятии, вы, а мы на это надеемся, узнаете не только что-то новое для себя, но и полезное.

Давайте догадаемся, о чем сегодня пойдёт речь? (Слайд 1)

Если не отгадали, загадываем следующую загадку.

Загадка 1

Вчера было,

Сегодня есть

И завтра будет.

Загадка 2

Без ног и без крыльев оно,

Быстро летит, не догонишь его.

Загадка 3

Что возвратить нельзя?

Да, сегодня мы будем говорить о времени.

С древнейших времен люди не просто существовали во времени, но и пытались осмыслить его суть. Что такое время? Ответ на этот вопрос ищет не одно поколение философов, астрономов, физиков, математиков, богословов, поэтов и писателей и каждой эпоха дает свое представление о природе времени и способах его измерения.

Так что же такое время?

Нам хотелось бы послушать ваше мнение на этот счёт. Свои рассуждения вы нам изложите через 1 минуту. Выслушиваем 6 класс, потом 7 класс.

Мы поговорим о времени с разных точек зрения

ФИЗИКА МАТЕМАТИКА ТРУД ЭКОНОМИКА

Что нам говорит о времени ФИЗИКА?

Презентация «В мире часов».

Рассказ учителя физики

Время – достаточно абстрактная вещь, почти не поддающаяся пониманию, но поддающаяся измерению.

Часы – это удивительный, уникальный механизм, который имеет свою долгую историю неразрывно связанную с историей человечества. Развитие часового дела показывает, какие культурные сдвиги должны были произойти, чтобы вызвать создание отдельных деталей, и как этот механизм после его изобретения человеком полностью подчинил себе последнего.

Именно за этим были сотни лет назад придуманы первые часы. Как нетрудно догадаться, первыми часами, которыми стал пользоваться человек, были простейшие солнечные часы, представлявшие собой обыкновенный воткнутый в землю шест. Вокруг него нарисована шкала времени. Тень от шеста, передвигаясь по ней, показывала, который сейчас час. Позднее такие часы делали из дерева или камня и устанавливали на стенах общественных зданий. Затем появились переносные солнечные часы, которые изготавливали из ценных пород дерева, слоновой кости или бронзы. Были даже часы, которые условно можно назвать карманными; их нашли при раскопках древнего города. Часы были небольшие. Их вполне можно было бы поместить в кармане. Но карманов жители древнего города еще не придумали. Вот и носили такие часы на шнурке, цепочке или прикрепляли к тросточкам из дорогого дерева.

Логичным недостатком такого устройства было то, что оно не работало в помещениях и в темное время суток. Это, конечно, было крайне неудобно.

Видимо, поэтому изобрели водяные часы. По капелькам вода перетекала из одного сосуда в другой, и по тому, сколько воды вытекало, определяли, сколько прошло времени. Много сотен лет такие часы – их называли клепсидрами – служили людям. В Китае, например, ими пользовались 4,5 тысячи лет назад. Причем будильник регулировался в зависимости от времени года. Клепсидры были очень распространены в древнем мире.

Кроме водяных часов были известны еще часы песочные и огневые. На Востоке последние представляли собой палочки или шнуры, сделанные из медленно горящего состава.

Следующим шагом в развитии часовой промышленности было изобретение часов с маятником. Его приписывают великому ученому Галилео Галилею. Он в конце XVI века заметил, что периоды колебания маятника зависят от длины цепи, на которой он подвешен. И, начиная с XVIII–XIX веков, часы прочно вошли в нашу жизнь, став необходимой вещью.

Механические часы — часы, использующие гиревой или пружинный источник энергии. В качестве колебательной системы применяется маятниковый или балансовый регулятор. Мастера, изготавливающие и ремонтирующие часы, назывались часовщиками. В искусстве механические часы являются символом времени.

Интересно, что до появления механических часов время узнавали по звуку церковных колоколов. Поэтому в первых механических часах был только бой, без циферблата. В некоторых языках башенные часы и колокол называются одним и тем же словом, например, по-нидерландски и то, и другое будет clock.

На протяжении двадцатого века интерес к усовершенствованию часового механизма не только не ослабевал, но и позволил в десятки раз увеличить точность хода. Революционным прорывом стало изобретение в 1968 г кварцевого механизма для наручных часов — из престижного товара часы превратились в массовый и недорогой продукт, а точность, которая была ранее атрибутом лишь дорогих фирменных марок, стала доступной всем.

Кроме того, появились часы специального назначения – с повышенной водозащитной для глубокого подводного погружения, антимагнитные часы, часы для альпинистов и т.д.

С момента широкого распространения часов остро встала проблема синхронизации времени и определения его наиболее точного значения. Решить эту проблему позволили атомные часы, где в качестве источника колебаний вместо маятника служило радиоизлучение. Вообще же, со времени изобретения атомных часов их точность повышалась в среднем вдвое каждые 2 года, и хотя предела совершенству в этом вопросе не видно и по сей день.

Вы все еще считаете, что часы – это лишь прибор, необходимый только для определения времени суток? В определенной степени вы правы, но позвольте с вами не согласиться. В разное время часы были и предметом интерьера, и украшением, являющим престиж обладателя замысловатых карманных или массивных каминных либо напольных часов. А уж что касается форм часов, то здесь фантазия часовых дел мастеров просто безгранична. Чего только не придумывали мастера и заказчики, чтобы удивить свет! Описать все великолепие часов, подчас являющихся настоящим произведением искусств, просто невозможно. Сегодня часы — это признак престижа, имеющий символическое значение, знак достоинства, стиля. Часы давно перестали быть простым инструментом ограниченным его основной функцией, они не только указывают время — они отстаивают право на эстетическую привлекательность и личное уважение.

Известные часы

Куранты Часовой башни Вестминстерского дворца, более известные как Биг-Бен (Лондон),

Куранты Спасской Башни Московского Кремля.

С детства нас учат ценить время, беречь его и обращаться с ним бережно и внимательно, но бывает так, что, не замечая этого, ты забываешь об этом и убиваешь его, Время. Каждый живет в свое время и пытается его понять. Но издавна люди пытались создать машину времени, чтобы можно было путешествовать в нем и попытаться понять его. Понять время, постигнуть его глубину удается не каждому, но измерить его можно с высокой точностью. Человек зависит от времени, вся жизнь подчинена времени.

карманными; их нашли при раскопках древнего города. Эти солнечные часики, сделанные из посеребренной меди, имели форму окорока, на котором прочерчены линии. Шпилем — стрелкой часов — служил свиной хвостик. Часы были небольшие. Их вполне можно было бы поместить в кармане. Но карманов жители древнего города еще не придумали. Вот и носили такие часы на шнурке, цепочке или прикрепляли к тросточкам из дорогого дерева.

О чем рассказала нам древняя и интереснейшая наука – физика?

А теперь послушаем МАТЕМАТИКУ – царицу наук.

Время – физическая величина. Значит, ее можно измерять, сравнивать.

Какие единицы измерения времени вам известны? (секунда, минута, час, сутки, неделя, месяц, год, век)

Будем считать, что участникам команды 6 класса по 12 лет, а команды 7 класса по 13 лет.

Давайте переведем ваш возраст в дни, т.е. в сутки, считая, что в году 365 дней. (Все считают)

6 класс – 4745 дней

7 класс – 4380 дней.

А сколько это часов? (Работают в группах)

6 класс – 4745*24=113880 часов

7 класс – 4380*24= 105 120 часов

Сколько минут прожил каждый из вас? (Работают в группах)

6 класс =113880 часов*60= 6 832 800 минут

7 класс = 105120*60=6 307 200 минут.

Вдумайтесь в эти числа. Как много минут уже прожил каждый из вас. Все ли минуты вы прожили с пользой для себя? Ведь эти минуты уже никогда не вернуться обратно.

Бежит стремглав минута.

Минута коротка,

Но за минуту можно

Найти звезду, жука,

Решение задачи и редкий минерал,

Который до сих пор ещё

Никто не открывал.

(С.Я. Маршак)

1 минута – это много или мало. Что можно успеть за 1 минуту – 60 секунд?

Давайте спросим об этом ЭКОНОМИКУ.

Слайд — за 1 минуту в стране производится….

Ведущий: Ребята, а про какой человеческий орган часто говорят «Работает как часы»?

— Сердце.

Ведущий: Оно перегоняет кровь по нашим сосудам. Его работа измеряется в ударах, иначе называют пульс человека.

Задание №1

Сейчас каждый из вас измерит свой пульс за 1 минуту. (Минуту участники измеряют свой пульс).

Запишите каждый свой пульс на бумаге.

Задание №2

А сейчас встаньте свободно. Проведем физкультминутку: приседаем или делаем наклоны вперед в течение 1 минуты. (Звучит музыка, делают приседания или наклоны 1 минуту).

Задание №3

А теперь снова измеряем свой пульс за 1 минуту.

Задание №4

Запишите данные и сравните с предыдущими.

Что заметили? (Ответы ребят)

Если человек физически развит, здоров, натренирован, разница между этими числами небольшая. У человека со слабым здоровьем разница больше.

А как вы думаете, что влияет на здоровье человека, на работу его сердца?

— Вредные привычки;

— Несоблюдение режима дня;

— Не занимается спортом.

Какой нужно сделать вывод каждому из нас?

— Надо вести Здоровый Образ Жизни;

— Надо заниматься спортом;

— Надо соблюдать режим дня.

Ведущий: А что такое режим дня? (Ответы участников)

Режим дня — это рациональное распределение времени на все виды деятельность и отдыха в течение суток. Основной его целью служит обеспечить высокую работоспособность на протяжении всего периода бодрствования.

Основными элементами режима дня школьника являются: учебные занятия в школе и дома, активный отдых с максимальным пребыванием на свежем воздухе, регулярное и достаточное питание, физиологически полноценный сон, свободная деятельность по индивидуальному выбору.

ЗАДАНИЕ ГРУППАМ:

Составьте режим дня для школьников 6 и 7 класса. (Даётся несколько минут).

Защита своего проекта каждой группой.

А теперь мы предлагаем вашему вниманию примерный режим дня школьника, составленный с учетом мнения врачей, психологов и педагогов. ( СЛАЙД)

Примерный режим дня школьника:

Подъем 7.30. Утренняя зарядка, водные процедуры, уборка постели, туалет 7.30-8.00. Утренний завтрак 8.00-8.20. Дорога в школу или утренняя прогулка до начала занятий в школе 8.30-8.40. Занятия в школе 9.00-13.30. Горячий завтрак в школе около 11 ч. Дорога из школы или прогулка после занятий в школе13.30-14.00. Обед 14.00-14.30. Послеобеденный отдых или сон14.30-15.30 Прогулка или игры и спортивные занятия на воздухе 15.30-16.30. Полдник 16.30-16.45. Приготовление домашних заданий 16.45-18.15. Прогулки на свежем воздухе 18.20-20.00. Ужин и свободные занятия (чтение, музыкальные занятия, ручной труд, помощь семье, занятия иностранным языком и пр.) 19.00-20.00. Приготовление ко сну (гигиенические мероприятия — чистка одежды; обуви, умывание) 20.00-20.30. Сон 21.30 -7.30.

Ведущий: Ребята, а что-то здесь пропущено?

3. У каждого человека в жизни должна быть цель или мечта. Есть она у вас? А скажите, всегда ли человек достигает цели, исполняет свою мечту? Нет, а почему, как вы думаете? Назовите причины, которые мешают достичь желаемого.

— Терпения

— Времени

— Знаний

— Силы воли

Да, чаще всего люди жалуются на нехватку времени. А так ли это на самом деле?

НОТ

СОВЕТЫ КАК ПРАВИЛЬНО ГОТОВИТЬ ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ И Т.Д.

4 . Народная мудрость гласит: «Если человеку подарить одну рыбу, то он будет сыт один день. Если подарить две рыбы, то он будет сыт два дня. А если научить человека ловить рыбу, то он будет сыт всю жизнь».

Учиться учиться — вот в чем важнейшая задача сегодняшнего школьника.

5.

Бежит стремглав минута.

Минута коротка,

Но за минуту можно

Найти звезду, жука,

Решение задачи и редкий минерал,

Который до сих пор ещё

Никто не открывал.

(С.Я. Маршак)

6. 1 минута – это много или мало. Что можно успеть за 1 минуту – 60 секунд?

Итак, сейчас

1 задание – сосчитайте свой пульс за 1 мин.

2 задание – сколько приседаний вы сделаете за 1 мин.

3 задание – снова сосчитайте пульс СЛАЙД ЗА 1 МИН.

4 задание – сколько слов за 1 мин вы прочитаете.

А о чем вы прочитали?

О режиме дня. А что такое режим дня? Составьте свой режим дня.

7. Ученые утверждают, что продолжительность жизни человека 100 лет, но человек живет намного меньше. А почему?

— вредные привычки;

— неправильный режим дня;

— отсюда проблемы со здоровьем.

Вывод: ЗОЖ

8. Возможности человека велики. В результате систематического, целенаправленного, организованного труда можно достичь многого. Однако даже талантливые люди зачастую мало чего добиваются, если не умеют ценить время. И наоборот, многим людям, даже не имеющим выдающихся способностей, удается добиться больших успехов в жизни, если они бережно относятся ко времени, правильно организуют свой труд, свою жизнь.

ЦЕНИТЕ ВРЕМЯ!

9. А сейчас давайте представим себе, что мы изобрели машину времени, о которой всегда мечтало человечество.

Ну, поехали? Слайды Мамы в молодости.

Ну а что же остается самым вечным на земле? Любовь матери к вам, детям и очень нужно, чтобы вы, дети, ценили и берегли эту любовь. Скажите своим мамам слова любви и благодарности. Скажите не когда — нибудь, а вовремя, сейчас. Найдите для этого время. Хотя бы 1 минутку.

10.

Ведут часы секундам счет,

Ведут минутам счет.

Часы того не подведут,

Кто время бережет.

Кто жить умеет по часам

И ценит каждый час,

Того не надо по утрам

Будить по десять раз,

И он не станет говорить.

Что лень ему вставать.

Зарядку делать, руки мыть

И застилать кровать.

Успеет он одеться в срок,

Умыться и поесть

И раньше, чем звенит звонок,

За парту в школе сесть.

С часами дружба хороша!

Работай, отдыхай,

Уроки делай не спеша

И книг не забывай!

Чтоб вечером, ложась в кровать,

Когда наступит срок,

Ты мог уверенно сказать:

«Хороший был денек!»

Ведущий: Подошло к концу наше занятие на тропе «Полет мысли».

Сегодня мы с вами говорили о времени. Мы надеемся, что некоторые из вас изменили своё мнение о времени, будут более рационально, с пользой для себя, его использовать.

Рефлексия:

Мы просим продолжить фразу:

Разговор о времени для меня ……….

Песня «Голубой вагон».

В конце занятия подводятся итоги и по результатам каждой команде в маршрутном листе рисуется ключ определенного цвета.

Этап третий

Третий этап предусматривает состязание между командами – участницами.

Оборудование: в углу помещения отгородить сеткой угол, на сетку прикрепить пауков, насекомых и т.д.

два сундука,

две связки ключей,

два кувшина,

два подноса,

по 6 — 7 шпажек, на которых нанизаны кусочки: огурца соленого, яблока, лимона, редьки, сырого картофеля, сырой свеклы,

«кочки» из бумаги,

две куклы, материал для шитья,

два лобзика, два небольших листа фанеры, фломастеры.

Ведущий:

Дорогие ребятишки,

И девчонки, и мальчишки.

На игру что к нам пришли – молодцы!

Показать своё уменье

И на всё найти решенье

7 «б» и класс 8-ой

Собрались сегодня здесь,

Свои знанья проявить

И победу получить!

Итак, начинаем представление команд.

Команда 7 «а» —

Команда 8 класса —

А также болельщики.

Сегодня с нами строгое жюри,

Внимательно на них ты посмотри,

Их всех вы видели не раз

О них сейчас вам мой рассказ.

  1. Её любимым занятием в детстве и юности было решение задач. Если не удавалось решить задачу сразу, быстро, она никогда не оставляла её нерешенной и всегда находила верный ответ. Выбрав профессию учителя, старается научить этому и своих учеников. К её великому сожалению, не все они хотят этого. Это Зубова Валентина Николаевна, её педагогический стаж – 40 лет.

  2. Её предмет – сплошная лира,

И проза есть, и есть сатира.

Добра, скромна, всем хороша.

В жюри у нас Лыгалова Валентина Александровна.

  1. За всё несет она ответ,

Что в школе есть, чего в ней нет.

И где достать, и что купить,

Где сэкономить, где схитрить,

Бюджет распределить научит

И аттестаты вам всем вручит.

Директор школы Уржумова Людмила Владимировна.

Ведущий:

А сейчас внимательно прослушайте правила игры. Посреди моря — океана стоит форт. Задача каждой команды как можно быстрее добраться до берега, выполняя различные задания по предметам: физике, математике, информатике и технологии, экономике. А самое главное, вы должны добраться до берега в полном составе. Тот, кто не справляется с заданием, будет отправлен в каземат. В каземате ползают жуки, пауки, там темно и сыро.

Задание №1 «Подбери ключ»

К сундуку вы подойдите,

Ключи к нему вы подберите,

Там задание найдите.

Перед командами два сундука, закрыты на замок. Команде даётся связка ключей, нужно подобрать ключ, открыть сундук и достать задание по математике.

Задание №2 «Математический сундучок»

Быстренько задание решайте,

Ответ жюри скорей отдайте,

И баллы, баллы получайте!

Задание №3 «Проверь свой вкус»

Каждый человек получает информацию с помощью пяти органов чувств. Сегодня мы проверим лишь одно – вкус. На блюде на шпажках: соленый огурец, банан, свекла, лимон, яблоко, редька, сырой картофель, сырая свекла. Член команды выходит к столу ведущего и, получив в руку шпажку и исследуемым объектом, должен его угадать. Если он ошибается, отправляется в каземат, а к ведущему выходит другой член команды.

Задание №4 «Кладовая гадостей»

Командам даются непрозрачные кувшины, в них нарезанная бумага, кусочки из различных тканей, металлические предметы и другие предметы. Среди всего этого нужно найти записку – задание.

Ведущий: В этих двух кувшинах – пауки, жуки,

Найдите там записку – задание реши.

Задание по информатике. Тема «Кодирование информации», закодирована пословица про труд.

Задание №5 «Перейди болото»

Страшное болото ждет тебя сейчас,

Доберись до острова – выжить будет шанс.

Можно лишь по кочкам прыгать — не спеши!

Сам живой останься и команде помоги.

Разбрасываются на некотором расстоянии «кочки» (сделаны из бумаги), можно перепрыгивать только по ним. Добирается вся команда, если кто – то оступился – в каземат.

Ведущий: Кто упал,

А кто добрался – значит очень постарался.

Садятся на скамейки друг против друга.

Задание №6 «Умные мысли о науках»

А сейчас наказ такой:

Соревнуйтесь меж собой.

Поговорки, пословицы, песни, стихи о науках, труде

На пригорке сидя, по очереди друг другу вспоминайте,

И баллы, баллы набирайте.

Команды вспоминают поговорки, пословицы, стихи и песни о труде, об учебе, о науках.

Задание № 7 Из болота выбирайтесь,

Вновь по кочкам возвращайтесь.

Команды снова по кочкам возвращаются на свои места.

Ведущий: «Приложи ручки»

Мальчишки – направо,

Девчонки – налево.

Работа в руках ваших спорится смело.

Девочки шьют и одевают младенца, мальчики выпиливают лобзиком сердечко.

Ведущий: «Подведение итогов»

Ну, а сейчас слово нашему многоуважаемому жюри.

Жюри подводит итоги и каждой команде на маршрутном листе рисует ключ определенного цвета.

Подводится общий итог игры, который оглашается на линейке.

Команды – победители награждаются призами.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here