Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 44 г.о. Тольятти

Проект программы «Удивительный мир математики»

(на основе интеграции учебно-воспитательного процесса на базе Культуротворческой школы)

Автор — составитель программы: учитель начальных классов МБУ СОШ № 44 Хорева О.Г.

Научный руководитель проекта Культуротворческой школы

МБУ СОШ № 44 Кунцман Е.В.

Пояснительная записка

Целью современного образования становится общекультурное, личностное и познавательное развитие учащихся, обеспечивающее такую ключевую компетенцию, как умение учиться. Умение учиться – существенный фактор повышения эффективности освоения учащимися предметных знаний, формирования умений и компетенций, образа мира и ценностно – смысловых оснований личностного морального выбора. Для достижения новых целей образования школа определила стратегическую цель: образование через развитие личности. Ее реализации служит Культуротворческая школа./ Научный руководитель доктор философских наук, профессор А.П.Валицкая. Научная база Культуротворческой школы – Санкт – Петербургский университет имени А.И.Герцена./

Самое главное в культуротворческой школе — поэтапное становление личности обучающихся. Ребенок – становящаяся личность, носитель особого культурного мира, существенно иного, чем мир Взрослого. Здесь действуют свои законы, ценности и субординации, свой язык, смыслы и символы.

Ребенок приходит в школу не работать, а жить: общаться, играть, задавать вопросы, не расчленяя первоначально эти цели и свои ролевые функции в общении с учителем и сверстником. Этот маленький человек изменяется от возраста к возрасту не только физически, но и духовно, причем эти метаморфозы, в результате которых перед нами может оказаться совсем другой человек, связаны с качественными характеристиками образа мира, с одной стороны, и с представлениями о себе самом, своих собственных возможностях и целях – с другой.

Профессионализм учителя Культуротворческой школы определяется способностью адекватного понимания духовно-эмоционального мира ребенка, признания его права на равенство в диалоге, свободу воли и мысли, на самовыражение и творчество.

Программа Культуротворческой школы предусматривает поэтапное развитие зрелости ребенка:

  • эмоциональная зрелость (умение управлять собой);

  • интеллектуальная зрелость (умение решать проблемы);

  • социальная зрелость (умение осуществлять коммуникацию);

  • духовная зрелость (умение быть верным идеалам).

Процесс деятельности основывается на теории личности, соответствующей возрастному этапу младшего школьника и его сущностной характеристике: что должен делать ребенок, что может делать и что делает.

На первой ступени обучения (1-4 класс) программой предусмотрено обучение детей культуре понимания для этого осваиваются с ними языки культур:

  • язык природы, дома;

  • невербальный язык общения (движение и жест, поза и мимика);

  • язык чисел и форм;

  • особый язык техники дизайна, компьютера;

  • язык природных стихий (огня, воды,воздуха,земли);

  • язык искусства (танец, изображение, музыка, театр, кино);

  • родной язык в речевых и письменных формах.

Освоение языков культур идет в игровой методике, соответствующей возрастному мировосприятию. Язык – это средство освоения культуры.

Программа направлена на обеспечение духовно – нравственного развития обучающихся в единстве урочной, внеурочной и внешкольной деятельности, в совместной педагогической работе образовательного учреждения, семьи и других институтов общества.

В основу этой программы положены ключевые воспитательные задачи, базовые национальные ценности российского общества.

Программа предусматривает приобщение обучающихся к культурным ценностям, базовым национальным ценностям российского общества, общечеловеческим ценностям в контексте формирования у них гражданской идентичности. Она обеспечивает:

  • создание системы воспитательных мероприятий, позволяющих обучающемуся осваивать и на практике использовать полученные знания;

  • формирование целостной образовательной среды, включающей урочную, внеурочную и внешкольную деятельность и учитывающей историко-культурную, этническую и региональную специфику;

  • формирование у обучающегося активной жизненной позиции.

Программа содержит:

  • перечень планируемых результатов воспитания – формируемых ценностных ориентации, социальных компетенций, моделей поведения младших школьников;

  • рекомендации по организации и текущему педагогическому контролю результатов урочной и внеурочной деятельности, направленной на расширение кругозора, развитие общей культуры, по ознакомлению с общечеловеческим ценностям мировой культуры, духовными ценностями отечественной культуры, нравственно – этическими ценностями многонационального народа России и народов других стран;

  • рекомендации по формированию у обучающихся самоорганизации;

  • рекомендации по формированию и расширению опыта позитивного взаимодействия с окружающим миром, воспитание основ правовой. Эстетической, физической и экологической культуры.

Важные задачи программы состоят в том, чтобы:

  • научить ребенка пониманию языка вещей и явлений, значимости цвета и звучания, стоящих за вещью и интуитивно угадываемых смыслов и ассоциативных связей;

  • помочь ему освоить невербальный язык человеческого общения – выразительность движения и жеста, позы и мимики;

  • дать представления об условном языке науки и техники, о значениях чисел, формул, схем, приобщить к языку компьютера; и, наконец,

  • предложить пути понимания «речи» пятой стихии – искусства: выразительности танца, рисунка и живописи, музыки и театра;

  • при этом родной и иностранный языки в их речевых и письменных формах – языки общения и творчества – изъясняют, описывают, делают понятными все «голоса» мира, пронизывают его собой, наполняют смыслом, служат уяснению общечеловеческих и национальных духовно-нравственных ценностей.

Освоение знаний наиболее эффективно проходит в игровой форме, которая соответствует особенностям возрастного мировосприятия, способности «извлекать» знание в действии, потребности в его немедленном применении.

Содержательная доминанта состоит в понимании ребенком «языка» природы и культуры. Природа «говорит» с ребенком языком стихий, растений, животных; культура – голосами мифа и сказки, архитектуры и математики.

Основная учебно-методическая задача на данном этапе – самостоятельное творчество детей в различных языковых стихиях культуры. Система занятий рождается с каждой группой самостоятельно и, как правило, организована по циклам.

Проведение таких занятий не потребует дополнительного времени, их подготовка наполнит образовательным смыслом и творчеством внеурочный досуг, а участие в них доставит подлинное удовольствие.

Основной материал для сценариев игровых занятий – древнейшие и новые культурные тексты: миф, легенда, сказка, музыкальный и поэтический фольклор, народное прикладное искусство, осваиваемый в активном действии мир первых образов культуры. При непременном условии: все происходит здесь и сейчас, прошлое интересно только как ключ к настоящему.

Организация и структура занятий культуротворческой школы строится через каждодневную программу учителя, что является базой личностного саморазвития ребенка, формируются универсальные учебные действия (личностные, регулятивные, познавательные, коммуникативные действия) на разных этапах обучения. Учащиеся учатся ценить и принимать базовые ценности: добро, терпение, родина, природа, уважение к своей семье, оценивают жизненные ситуации и поступки героев с точки зрения общечеловеческих норм; учатся определять цель выполнения заданий, оценивают план выполнения заданий, сравнивают, анализируют, группируют и т.д; развиваются коммуникативные качества личности ребенка.

Механизм движения Культуротворческой школы – творческие объединения, в них по 10 -15 человек. У каждого объединения свой руководитель. Количество часов в год – 90, в неделю – 2,5 часа, в месяц – 10 часов.

Работа в творческих объединениях идет через занятия по подготовке и защите культуротворческого проекта, которая проходит в три этапа:

1 этап – введение в культурный текст проекта « Удивительный мир математики»

Цель: ребенок получает представление об изучаемом мире и открывает его по- новому, т.е. формирование культуры представления.

Конечный продукт:

  • презентация каждодневной программы;

  • словари новых слов;

  • выставка работ;

  • карта «Наш новый открытый мир» / новый мир глазами ребенка/

Срок презентации – ноябрь

Содержание диагностики: индивидуальные особенности ребенка

Ф.И.

Интеллектуальное

развитие (что

узнал новое

Эмоциональное развитие(как воспринял)

Духовное

развитие (через

проявление

в практической жизни)

Основной принцип диагностики – отслеживание продвижения ребенка по отношению к самому себе, а не в сравнении с другими.

Формы организации деятельности:

  • работа в школьной библиотеке;

  • диалог «Что такое язык математики»;

  • составление словаря новых слов;

  • знакомство с новыми именами;

  • интеллектуальные ринги;

  • тренировочные упражнения « Этика общения»;

  • Работа с культурными-историческими текстами.

2 этап – углубление в культурное пространство проекта «Удивительный мир математики».

Цель: развитие у обучающихся способности рассуждать, находить факты, работать с энциклопедиями, использовать различные источники, вести исследовательскую работу и оформлять портфолио, т.е. происходит воспитание культуры понимания.

Конечный продукт:

  • презентация индивидуальных и групповых проектов;

  • выставка работ;

  • презентация каждодневной программы;

  • выставка детских портфолио.

Срок презентации: январь – февраль

Содержание диагностики: отслеживается уровень сформированности личностных информационных компетенций (выделять главное в тексте, находить нужную информацию, использовать информацию в своей работе, ставить проблему)

Ф.И.

Интеллектуальное

развитие (что

узнал новое

Эмоциональное развитие(как воспринял)

Духовное

развитие (через

проявление

в практической жизни)

Формы организации деятельности:

  • работа с различными источниками;

  • практикумы « как выделять главное в тексте»;

  • как аргументировать свой ответ;

  • как создавать и оформлять портфолио;

  • конкурсы на лучший исследовательский проект.

3 этап — творческая деятельность детей.

Цель: формирование качеств конкурентно- способной и духовно нравственной личности.

Конечный продукт:

  • презентация проекта;

  • защита мини проектов;

  • презентация творческих работ «Проба пера»;

Срок презентации: май

Содержание диагностики: отслеживается уровень сформированности личностных качеств.

Ф.И.

Интеллектуальное

развитие (что

узнал новое)

Эмоциональное развитие(как воспринял)

Духовное

развитие (через

проявление

в практической жизни)

Формы организации деятельности:

  • беседы;

  • практикумы;

  • презентации;

работа в группах и парах.

Планируемые результаты в сфере познавательных действий (интеграция с учебной деятельностью)

Ребенок научится:

  1. Представить мини – проекты

  2. Выполнить самостоятельно и совместно с родителями творческие работы

  3. Организовать выставки макетов и рисунков

  4. Применять полученные знания на практике

Планируемые результаты в сфере регулятивных действий

Ребенок научится:

  • Определять план сценария проекта

  • Выбирать подходящий материал, создавая макеты

  • Оформлять выставки работ.

  • Подводить итоги, анализ ожидаемого результата

  • Адекватно воспринимать оценку своей деятельности

  • Представлять свою работу перед аудиторией

Планируемые результаты в сфере личностных действий

Ребенок научится:

  • Оценивать свою работу и работу товарищей

  • Чувствовать прекрасное в математическом мире

  • Понимать связь между математикой и окружающим его миром

Планируемые результаты в сфере коммуникативных действий

Ребенок научится:

  • Участвовать в диалоге на занятиях и в повседневной жизни

  • Формулировать собственное мнение

  • Создавать атмосферу эмоционального комфорта, взаимопонимания и поддержки

  • Представить презентацию проекта «Удивительный мир математики»

Каждодневная программа занятий культуротворческой школы.

1. Приветствие «Здравствуйте, это Я!»

Цель: предоставить ребенку возможности проявить себя, выражать себя.

Содержание: создание учителем различных ситуаций, использование своеобразных приемов для ролевой деятельности ребенка.

Время: 5 минут.

2. Интеллектуальный ринг « Мой мир открытий».

Цель: дать возможность ребенку получить представление ( новые факты) об окружающем его мире.

Содержание: на основе полученной информации предыдущего занятия ребенок демонстрирует новые факты, имена, понятия и т.д.

Время: 10 минут

3. Организация деятельности на основе календарно – тематического плана.

Цель: создание образовательного пространства для понимания ребенком культуры окружающего мира; выявление продвижения ребенка в процессе его личностного становления; обеспечение процесса интеграции с учебной и внеклассной деятельности; создание условий для духовно- нравственного становления личности.

Содержание: на основе календарно – тематического плана.

Время: 30 минут

4. Тренинг «Этика общения»

Цель: обучение современной речи ученика, культуре жестов, мимики.

Содержание: тренинговые упражнения.

Время: 10 минут.

5. Музыкально – поэтическая пауза «Мой мир ощущений»

Цель: создание условий для рождения чувств ребенка: восхищение, удивление, сочувствие и т.д.

Содержание: чтение стихов, слушание музыки и т. д.

Время: 5 минут.

6. Ведение дневника.

Цель: самовоспитание и самостановление ребенка; взаимосвязь ребенка и родителя.

Содержание: заполнение ребенком дневника.

Что узнал?

Что сумел?

Время: 15 минут.

Дома родители: (по желанию) пишут свои впечатления о занятии ребенка, о его достижениях, настроении и т.д.

Календарно-тематическое планирование

1 этап: (процесс интеллектуального развития через познания «Языков культур) 25 часов

Дата

Тема КТШ

Тема интегрируемого урока

Колличество

часов

Цель

Содержание

Форма выхода

1

Введение в тему

Раздел 1.

Урок № 1.

« Повторение. Нумерация чисел. Устные и письменные приемы сложения и вычитания»

2

Показать практическую значимость математики;

познакомить с ее историей;

учить мыслить, слушать, запоминать

Что дала математика людям?Зачем ее изучать?Когда она родилась и что явилось причиной ее возникновения.Упражнения, задания,задачи.

Составление словарика новых слов

2

Старинные системы записи чисел.

Раздел 2.

Урок № 25.

«Странички для любознательных». Математический диктант.»

2

Расширить познания об истории математики;развивать внимание,память,воображение, логику мышления

Когда появилась единичная система счисления? Задачи

Составление словарика новых слов

3

Иероглифическая система древних египтян

Раздел 3.

Урок № 13.

«Странички для любознательных». Повторение пройденного. «Что узнали. Чему научились». Математический диктант.»

2

Познакомить с иероглифической системой древних египтян; учить ллогически мыслить, управлять своим мышлением

Что вы знаете о иероглифической системой древних египтян. Откуда мы узнали о тайне древнеегипетского счета?

Составление словарика новых слов

4

Римские цифры

2

Учить решать занимательные задачи, рассуждать, развивать мышление

Иероглифы,символы чисел.Задачи логического и занимательного характера.

Составление словарика новых слов

5

Римские цифры

Раздел 3.

Урок № 25.

«Единицы времени – год, месяц, сутки»

2

Познакомить с римскими цифрами,Научить их читать. Учить решать задачи логического характера, делать анализ и синтез задач

Запись римских чисел.

Составление словарика новых слов

6

Другие иероглифические системы. Упражнения, задания, задачи.

2

Познакомить с другими иероглифическими системами. Развивать память, мышление, умение решать логические задачи.

Запись чисел в десятичной системе. Упражнения, задания, задачи.

Составление словарика новых слов

7

Алфавитные системы

Раздел 3.

Урок №27 .

«Странички для любознательных». Повторение пройденного. «Что узнали. Чему научились». Математический диктант.»

2

Познакомить с алфавитными системами. Развивать память, мышление, умение анализировать, логически мыслить

Алфавитная система.Геометрический материал.

Составление словарика новых слов

8

Из истории цифр

Раздел 5.

Урок №1 . «Устная нумерация чисел в пределах 1000.»

2

Познакомить с историей цифр.Развивать пространственное мышление; математическую любознательность.

Начертание цифр. Закономерности.

Составление словарика новых слов

9

Математика Древнего Востока. Древний Египет

Раздел 3.

Урок № 1.

« Площадь. Единицы площади.»

2

Познакомить с математикой Древнего Египта.Учить рассуждать; мыслить последовательно, доказательно.

Ранние математические тексты. Геометрический материал.Задачи-шутки.

Составление словарика новых слов

10

Первые учебники

2

Познакомить с историей появления первых учебников.

«Кожаный свиток математики»

Составление словарика новых слов

11

Методы вычислений. Простейшие уравнения с одним неизвестным.

Раздел 1.

Урок № 5. «Решение уравнений с неизвестным вычитаемым.»

2

Учить мыслить последовательно, доказательно, отстаивать своюточку зрения.

Как умножали,делили, складывали и вычитали древние .

Составление словарика новых слов

12

Арифметика в Китае

2

Познакомить с развитием математики в Китае;Развивать пространственное мышление; математическую любознательность.

Математические тексты древнего Китая; когда в Китае установилась форма обозначения чисел- иероглифическая

Составление словарика новых слов

13

Выход перед ролителями: «Итоги первого этапа работы над проектом»

1

Итого

25

Календарно-тематическое планирование

2 этап: (углубление в культурное пространство проекта «Удивительный мир математики».) 25 часов

Дата

Тема КТШ

Тема интегрируемого урока

Колличество

часов

Цель

Содержание

Форма выхода

1

Античная математика

2

Познакомить с античной математикой; учить детей оассуждать;развивать математическое мышление

Культурная революция греков

Работа над мини проектами

2

Математик- грек Фалес Милетский

Раздел 3.

Урок №9 . «Таблица умножения»

2

Познакомть с одним из первых греков, кто убедительно научился отвечать на трудные вопросы;. Развивать у детей математичческое мышление; учить мыслить последовательно, доказательно

Математик Фалес Милетский. Доказательство признака равенства треугольников

Работа над мини проектами

3

Пифагор и его школа

Раздел 3.

Урок №9 . «Таблица умножения»

2

Познакомть с Пифагором и его школой; развивать математическую любознательность и инициативу, умение рассуждать.

Пифагор и его деятельность

Работа над мини проектами

4

Фалес. Любимый вопрос греков.

Раздел 3.

Урок № 22. «Окружность. Круг. (центр, радиус)»

2

Познакомть с историей зарождения математики, учить рассуждать, доказывать, отстаивать свою точку зрения.

Развитие математики. Геометрия Лобачевского.

Работа над мини проектами

5

Как люди учились считать

Раздел 4

Урок № 8. «Выражение с двумя переменными. «Странички для любознательных».

2

Познакомть систорией счета. Воспитывать гибкость математического мышления, умение рассуждать.

Как люди учились считать

Работа над мини проектами

6

Бесконечный ряд загадок.

Раздел 4.

Урок № 18. «Странички для любознательных». Что узнали. Чему научились. Математический диктант.»

2

Познакомть с историей натурального числа; развивать творчество и инициативу детей; развивать процесс математического мышления

Кто назовет самое большое число. Упражнения, загадки, задачи.

Работа над мини проектами

7

Архимед

2

Познакомть с открытиями гениального ученого; воспитывать познавательный интерес к математике

Архимед- самый гениальный ученый Древней Греции

Работа над мини проектами

8

Арифметика Диофанта

Раздел 4.

Урок №26 . «Проект «Задачи-расчеты»

4

Познакомть с Арифметикой Диофанта; развивать математическое мышление.

Арифметика Диофанта-это сборник задач. Трактат о многоугольных числах.

Работа над мини проектами

9

Средневековая Индия

Раздел 5.

Урок № 5. «Увеличение (уменьшение) числа в 10, в 100 раз»

2

Познакомть с возникновением математики в средневековой Индии; развивать инициативу и наблюдательность, умение решать арифметические задачи разных видов.

«Шульба- сутра», правила веревки.Упражнения, задачи и задания.

Работа над мини проектами

10

Индийский счет

2

Познакомть с индийским счетом; воспитывать гибкость математического мышления; развивать умение рассуждать.

Арифметические правила индийцев.

Работа над мини проектами

11

Математические задачи, ребусы

Раздел 6.

Урок № 1. «Приемы устных вычислений»

2

Воспитывать гибкость математического мышления, умение рассуждать.

Задания, задачи, ребусы.

Работа над мини проектами

Итоговое занятие 2 этапа.

1

Защита мини проектов

всего

25

Календарно — тематическое планирование

3 этап: (формирование качеств конкурентно- способной и духовно нравственной личности; результат) 40 часов

Дата

Тема КТШ

Тема интегрируемого урока

Колличество

часов

Цель

Содержание

Форма выхода

1

Четыре действия: умножение и деление, сложение и вычитание

Раздел 6. Урок № 5. «Приемы письменных вычислений»

4

Познакомить с абаком; учить детей рассуждать, доказывать, отстаивать свою точку знания

Вычислительные приборы. Современные вычислительные приборы

2

Аль-Хоризми об индийском счете

Раздел 6. Урок № 7. «Приемы письменного вычитания в пределах 1000. «Что узнали. Чему научились».

2

Познакомить с индийским счетом; учить детей рассуждать, мыслить последовательно, доказательно.

Ученый Аль- Хорезми

3

Умножение

4

Учить детей рассуждать, мыслить последовательно, доказательно.

Грамотно оформлять свою работу на олимпиадах

Арифметические правила.

Задания, задачи, ребусы.

участие в олимпиадах

4

Деление

4

5

Делится или не делится

4

6

Интеллектуальный марафон

1

7

Математическая олимпиада, подготовка

7

8

Математическая олимпиада

2

9

Работа по подготовке и защите проектов

13

защита проектов

10

Итоговое занятие

1

итого

40

Источники информации

Г.А.Дьячкова «Математика. Внеклассные занятия», Волгоград, «Учитель»,2007

Э.Александров, В.Левшин «В лабиринте чисел». М.1977

Н.Н.Аменецкий «Забавная арифметика».М.1998

Н.Ашукин,М.Ашукин «Крылатые слова».М.1987

В.Бакалдин «Начинаем мы считать». Краснодар.1972

Е.И.Игнатьев «В царстве смекалки»,М.1994

Г.Остер «Для тебя и всей семьи» М.1987

Я.И.Перельман «Занимательная математика» М.1994

А.П.Савин «Я познаю мир». М.2003

Р.Ф.Соболевский «Логические и математические игры».М.1967

Е.П.Трутнев «Смекай, считай, отгадывай».М.1987

Ф.Шустер «Материал для внеклассной работы по математике».Минск.1988

Энциклопедия для детей.М. «Аванта».1998

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here