Программа кружка по математике «Юный математик» 1 – 4 классы
Программа
кружка по математике
«Юный математик»
1 – 4 классы
Составила учитель начальных классов Веденеева Светлана Анатольевна
Пояснительная записка
Обучение математике в начальной школе позволяет прочному и сознательному овладению учащимися системой математических знаний и умений, необходимых в повседневной жизни и трудовой деятельности каждому члену современного общества, достаточных для изучения смежных дисциплин и продолжения образования.
Изучение математики на занятиях математического кружка предусматривает формирование у учащихся устойчивого интереса к предмету, выявление и развитие их математических способностей.
Актуальность программы определена тем, что младшие школьники должны иметь мотивацию к обучению математики, стремиться развивать свои интеллектуальные возможности.
Данная программа позволяет учащимся ознакомиться со многими интересными вопросами математики на данном этапе обучения, выходящими за рамки школьной программы, расширить целостное представление о проблеме данной науки. Решение математических задач, связанных с логическим мышлением закрепит интерес детей к познавательной деятельности, будет способствовать развитию мыслительных операций и общему интеллектуальному развитию.
Не менее важным фактором реализации данной программы является и стремление развить у учащихся умений самостоятельно работать, думать, решать творческие задачи, а также совершенствовать навыки аргументации собственной позиции по определенному вопросу.
Содержание программы соответствует познавательным возможностям младших школьников и предоставляет им возможность работать на уровне повышенных требований, развивая учебную мотивацию.
Содержание занятий кружка представляет собой пять линий развития понятий: элементы арифметики, величины и их измерения, логико-математические понятия и отношения, элементы алгебры и геометрии. Занятия математического кружка должны содействовать развитию у детей математического образа мышления: краткости речи, умелому использованию символики, правильному применению математической терминологии и т. д.
Кружок создается на добровольных началах с учетом склонностей ребят, их возможностей и интересов.
Следует помнить, что помочь ученикам найти себя как можно раньше – одна из важнейших задач учителя начальных классов.
Программа кружка рассчитана на 4 года. Занятия 1 раз в неделю. Т.к в 1 классе занятии не проводильсь, то во 2 классе 2 часа в неделю. Продолжительность каждого занятия не должна превышать 30 – 40 минут.
Цель:
Полноценное интеллектуальное развитие учащихся, формирование мыслительных
процессов, логического мышления, творческой деятельности, теоретического сознания, овладение учащимися важными логико-математическими понятиями.
Задачи:
1. Развивать геометрические и пространственные представления учащихся.
2. Познакомить со способами выполнения арифметических действий, со свойствами сложения и вычитания, умножения и деления.
3. Развивать мышление ребёнка, его творческую деятельность.
4. Формировать у учащихся представлений о натуральных числах и нуле, овладение ими алгоритмом арифметических действий.
5. Ознакомление учащихся с наиболее часто встречающимися на практике величинами, их единицами и измерением, с зависимостями между величинами и их применением в несложных практических расчётах.
6. Формировать у учащихся первоначальные представления об алгебраических понятиях.
Предполагаемые результаты:
· усвоить основные базовые знания по математике; её ключевые понятия;
· помочь учащимся овладеть способами исследовательской деятельности;
· формировать творческое мышление;
· способствовать улучшению качества решения задач различного уровня сложности учащимися; успешному выступлению на олимпиадах, играх, конкурсах.
Основные виды деятельности учащихся:
· решение занимательных задач;
· оформление математических газет;
· участие в математической олимпиаде, международной игре «Кенгуру»;
· знакомство с научно-популярной литературой, связанной с математикой;
· проектная деятельность;
· самостоятельная работа;
· работа в парах, в группах;
· творческие работы.
Литература:
1. «Веселые задачки», Остер Г.,М.,2000.
2. «Веселые задачи», Перельман Я. И.,М.,АСТ*Астрель,2005.
3. «Дружим с математикой», Е. Э. Кочурова, рабочая тетрадь для 1,2,3,4 класса, «Вентана-Граф», 2009г.
4. «Занимательные материалы к урокам математики», Лазуренко Л. В.,В., 2005.
6. «Математические загадки, ребусы, игры для тех, кто умеет считать», ВолинаВ.,М.,2002.
Содержание плана работы кружка «Юный математик» 1-4 класс.
1 класс.
-
№ п/п
Название темы
Количество часов
1.
Сравниваем. Слева направо. Справа налево.
3
2.
Как люди научились считать? Графические диктанты.
3
3.
Взаимное расположение фигур на плоскости. Графические диктанты.
3
4.
Конструируем фигуры. «Геометрический домик».
3
5.
Единицы длины. Конкурс «Лучший математик»
3
6.
Тренируем память. Графические диктанты.
2
7.
Из истории математики.
2
8.
Учимся решать логические задачи. Ребусы
2
9.
Учимся быть наблюдательными. Графические диктанты.
2
10.
Математический диктант
3
11.
Симметрия. Ось симметрии
3
12.
Весёлые задачки. Графические диктанты.
2
13.
Выпуск математической газеты.
2
2 класс.
-
№ п/п
Название темы
Количество часов
1.
Углы. Многоугольники. Многогранники
2
2.
Развиваем мышление, память.
3
3.
Учимся быть внимательными.
3
4.
Плоские и объёмные геометрические фигуры.
3
5.
Единицы длины.
3
6.
Весёлые задачки.
3
7.
Выпуск математической газеты
2
8.
Из истории математики.
3
9.
Путешествие в мир чисел.
2
10.
Решение ребусов и логических задач.
3
11.
Задачи на разрезание.
3
12.
Задачи-смекалки
2
13.
Выпуск математической газеты
2
3 класс.
-
№ п/п
Название темы
Количество часов
1.
Шар. Сфера. Круг. Окружность.
4
2.
Взаимное расположение фигур на плоскости.
3
3.
Выпуск математической газеты.
2
4.
Немного истории. Детям о времени.
3
5.
Развиваем память, внимание, мышление.
4
6.
Логические задачи. Высказывания. Истинные и ложные высказывания.
4
7.
Из истории математики
4
8.
Выпуск математической газеты
2
9.
Задачи – смекалки, логические задачи.
4
10.
«Знакомство» с Архимедом. Решение задач с многовариантными решениями.
4
4 класс.
-
№ п/п
Название темы
Количество часов
1.
Построение геометрических фигур.
2
2.
Координатный угол.
2
3.
«Весёлые углы»
4
4.
Весёлая геометрия
4
5.
Многогранник.
3
6.
Выпуск журнала «Юный математик»
2
6.
Высказывания и их значения (истинные, ложные, отрицание). Логические связки.
4
7.
Составные высказывания.
2
8.
Задачи на движение.
2
9.
Точное и приближённое значение величины.
2
10.
Построение угла, отрезка, равного данному.
4
11.
Математический КВН.
1
12.
Старинные меры длины.
1
13.
Выпуск журнала «Юный математик»
1