Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа с.п. «Посёлок Молодёжный»
Комсомольского муниципального района
Хабаровского края
Программа математического кружка «Юные пифагоры».
Составила : учитель математики
Сырова Мария Юрьевна
с.п. «Посёлок Молодёжный»
2011г.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Основным видом внеклассной работы по математике в школе является математический кружок. Его дополняют разовые мероприятия, проводимые как в школе (математические вечера, викторины, олимпиады, соревнования команд и др.), так и вне школы (математические конкурсы, проводимые отдельными газетами, журналами, занятия в физико-математических школах при высших учебных заведениях и др.). Кружок проводится для способных учащихся с 5-10 классы. Он предназначен как для дополнения знаний учащихся, полученных им на уроках, так и для их углубления.
Цели и задачи кружка:
-
Совершенствование расширение круга общих знаний, умений, навыков и способов деятельности, обеспечивающих возможность решения различных разноуровневых задач;
-
Овладение исследовательскими умениями;
-
Выработка у учащихся критичности мышления, логического мышления, интуиции;
-
Формирование активного познавательного интереса к предмету;
-
Воспитание настойчивости и инициативы;
-
Содействие профессиональной ориентации учащихся в области математики и её приложений;
-
Подготовка учащихся к сдаче ЕГЭ и к поступлению в ВУЗ.
Основные принципы :
-
Регулярность (основная работа проводится ежедневно дома).
-
Опережающая сложность (дома предлагается решить по 5-10 на неделю, причём 3-5 доступны всем, 1-3- небольшой части учащихся и 1-2- ни одному ученику).
-
Смена приоритетов (при решении достаточно трудных задач отдаётся приоритет идее; при решении стандартных, простых задач главное — правильный ответ);
-
Вариативность ( сравнение различных методов и способов решения одной и той же задачи).
Кружок начинает свою работу с середины сентября, а завершает в конце апреля. Занятия проводятся 1 раз в неделю. Продолжительность занятия кружка для учащихся 5-7 классов – 45 минут, для учащихся 8-10 классов – до 1,5 часов. Занятия проводятся для учащихся 5-6 классов, 7-8 классов, 9-10 классов.
В течение года кружковые занятия увязываются с другими формами внеклассной работы по математике, в подготовке и проведении которых активное участие принимают члены кружка.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
ДЛЯ УЧАЩИХСЯ 5-6 КЛАССОВ
Изучаемый материал носит в основном занимательный характер. В основном рассматриваются темы, не входящие в школьный курс, но включаемые в олимпиады для учащихся 5-6 классов.
Тема занятия | Кол-во часов | |
1
|
Преобразование числовых выражений. |
3ч. |
2
|
Числовые ребусы. |
3ч. |
3
|
Задачи, решаемые с конца. |
2 ч. |
4
|
Переливания и взвешивания. |
3ч. |
5
|
Логические и текстовые задачи. |
4ч. |
6
|
Задачи на разрезание и перекраивание фигур.
|
2ч. |
7
|
Занимательные задачи на проценты. |
4ч. |
8
|
Геометрические упражнения со спичками. |
2ч. |
9
|
Площадь. |
3ч. |
10 |
Уравнения.
|
3ч. |
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
ДЛЯ УЧАЩИХСЯ 7-8 КЛАССОВ
Изучаемый материал является расширением и углублением школьного курса. Рассматриваются задачи повышенного уровня сложности, включаемые в олимпиады для учащихся 7-8 классов.
Тема занятия | Кол-во часов | |
1
|
Преобразование числовых выражений, содержащих дроби. |
3ч. |
2
|
Делимость натуральных чисел. Признаки делимости. |
3ч. |
3
|
Построение примеров чисел, обладающих указанными свойствами. |
2 ч. |
4
|
Текстовые задачи. |
3ч. |
5
|
Преобразование выражений. Формулы сокращённого умножения. |
3ч. |
6
|
Признаки равенства треугольников. |
3ч. |
7
|
Переливания и взвешивания. |
2ч. |
8
|
Задачи на разрезание фигур. |
2ч. |
9
|
Чётность. |
2ч. |
10 |
Логические задачи.
|
2ч. |
11 |
Основные элементы треугольника. |
3ч. |
12
|
Неравенства. |
2ч. |
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
ДЛЯ УЧАЩИХСЯ 9-10 КЛАССОВ
Изучаемый материал является расширением и углублением школьного курса. Рассматриваются задачи повышенного уровня сложности, включаемые в олимпиады для учащихся 9-10 классов.
Тема занятия | Кол-во часов | |
1
|
Квадратный трёхчлен. Свойства его графика. Теорема Виета. |
4ч. |
2
|
Системы уравнений. |
3ч. |
3
|
Неравенства. |
3 ч. |
4
|
Преобразование выражений. |
3ч. |
5
|
Окружность. Свойства касательной и секущей. |
3ч. |
6
|
Площадь. Подобие фигур. |
3ч. |
7 |
Логические задачи. |
2ч.
|
8 |
Модуль числа. |
3ч.
|
9 |
Комбинаторные задачи.
|
2ч. |
10 |
Свойства прогрессий. |
3ч.
|
11
|
Текстовые задачи. |
3ч. |
Литература:
-
Березин В.Н., Березина Л.Ю.Сборник задач для факультативных и внеклассных занятий по математике. Москва: просвещение, 1985.
-
Богомолова О.Б. Логические задачи. Москва: Бином,2005.
-
Григорьева Г.И. Математика 11 класс. Задачи для подготовки к олимпиадам. Волгоград: Учитель,2005.
-
Дегтяренко В.А. Задачи с параметрами. Комсомольск-на-Амуре,2006.
-
Заболотнева Н.В.Олимпиадные задания по математике 5-8 классы. Волгоград: Учитель,2006.
-
Канель-Белов А.Я. Ковальджи А.К. Как решают нестандартные задачи. Москва: МЦНМО,2008.
-
Ковалёва С.П.Математика 9 класс. Задачи для подготовки к олимпиадам. Волгоград: Учитель,2004.
-
Кулыгин А.С. 26-й турнир имени М.В. Ломоносова. Задания. Решения. Комментарии. Москва: МЦНМО,2004.
-
Петраков И.С.Математические кружки в 8-10 классах. Москва:просвещение,1987.
-
Перельман Я.И. Занимательная арифметика. Москва: Триада-литера, 1994.
-
Перельман Я.И.Занимательная геометрия. Москва: Астрель, 2007.
-
Смирнова И.М., Смирнов В.А.Геометрия. Нестандартные и исследовательские задачи. Москва: мнемозина,2004.
-
Фарков А.В. Математические олимпиады в школе 5-11 класс. Москва: Айрис-пресс,2005.
-
Фарков А.В.Готовимся к олимпиадам по математике. Москва: Экзамен,2007.
-
Фарков А.В. Учимся решать олимпиадные задачи. Геометрия 5-11 классы. Москва: Айрис-пресс,2006.