МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«КАЧУЛЬСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА»

«Рассмотрено» «Согласовано» «Утверждено»

на заседании методического заместитель директора директор школы

объединения школы по УВР______ /Полева В.П./ ____/Маслова Ю.В. /

27. 08 . 2013 г. 30. 08. 2013 г. 30. 08. 2013 г.

Протокол № 1

Программа курса

«Логический калейдоскоп»

5 класс

Составитель:

учитель математики

высшей квалификационной категории

МБОУ «Качульская СОШ»

Каратузского района

Красноярского края

Кармышева Т.И

2013 – 2014 учебный год

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

         Спецкурс «Логический калейдоскоп» предназначен для обучающихся 5 класса общеобразовательных учреждений. Курс основан на знаниях и умениях, полученных учащимися  при изучении математики в начальной школе.

        Программа посвящена рассмотрению ряда вопросов и решению логических задач,  с которыми школьники почти не встречаются на уроках. Для жизни в современном обществе важным является формирование математического мышления, проявляющегося в определенных умственных навыках. В процессе математической деятельности в арсенал приемов и методов человеческого мышления естественным образом включается индукция и дедукция, обобщение и конкретизация, анализ и синтез, классификация и систематизация, абстрагирование и аналогия.

В рамках данного курса учащимся предлагаются различные задания на составление выражений, отыскивание чисел, разрезание фигур на части, разгадывание головоломок, числовых ребусов, решение нестандартных задач на движение и логических задач. Предлагаемый курс рассчитан на 34 часа (1 час в неделю в течение 1 учебного года). При разработке спецкурса «Логический калейдоскоп» учитывалась программа по данному предмету, но основными всё же являются вопросы, не входящие в школьный курс обучения. Именно этот фактор является значимым при дальнейшей работе с детьми, подготовке их к олимпиадам различного уровня.

Актуальность данного спецкурса заключается в том, что он может сформировать у учащихся умение логически рассуждать, применять законы логики, выходить из создавшейся ситуации, заложенной в той или иной задаче, самым удобным и рациональным способом. Задания для курса подобраны в соответствии с определенными критериями и содержанием, практическим значением, интересные для ученика. На каждом занятии предполагается изучение теории и отработка её в ходе практических заданий. Текущий контроль уровня усвоения материала осуществляется по результатам выполнения обучающимися заданий на каждом уроке и при выполнении индивидуальных домашних заданий. Формой итогового контроля является мини – олимпиада.

Данный спецкурс создаёт условия для развития интереса учащихся к математике, демонстрирует увлекательность изучения предмета, способствует формированию представлений о методах и способах решения логических задач.

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ (34 ч, 1 ч в неделю)

 Занимательное в математике

Магические» фигуры. Ребусы, головоломки, кроссворды. Математические фокусы и софизмы. Занимательный счет. Математические игры.

        

Задачи на разрезание

Простейшие геометрические фигуры. Задачи на разрезание.

Лабораторная работа «Игра-головоломка «Танграм».

        

Логические задачи

Понятие « истинно и ложно», « отрицание». Высказывания, противоречащие друг другу. Высказывания, содержащие в себе и истину, и ложь одновременно. Решение логических задач с помощью отрицания высказываний. Задачи, решаемые с конца. Задачи на переливание. Задачи на взвешивание. Логические задачи, решаемые с помощью таблиц. Задачи на делимость чисел. Задачи, решаемые с помощью графов. Игровые задачи. Комбинаторные задачи.

        

Занимательные задачи на дроби

Старинные задачи на дроби. Задачи на совместную работу.

        

Олимпиадные задачи

Решение олимпиадных заданий. Решение заданий  математической игры «Кенгуру».

      

 

 Итоговое занятие – Мини — олимпиада 

КАЛЕНДАРНО — ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

п/п

Тема

Количество часов

Практическая часть занятия

Требования к уровню подготовки обучающихся

Дата проведения

План

Факт

1

Ребусы, головоломки, кроссворды.

2

0,5

находить наиболее рациональные способы решения логических задач, используя различные методы: метод рассуждений; метод таблиц; метод графов; метод блок-схем;  метод кругов Эйлера;

оценивать логическую правильность рассуждений;

распознавать плоские геометрические фигуры, уметь применять их свойства при решении различных задач;

решать простейшие комбинаторные задачи путём систематического перебора возможных вариантов;

уметь составлять занимательные задачи;

применять некоторые приёмы быстрых устных вычислений при решении задач;

применять полученные знания, умения и навыки на уроках математики.

2

Математические фокусы и софизмы.

2

0,5

3

Задачи на разрезание.  

1

0,5

4

Понятие « истинно и ложно», « отрицание».

1

0,5

5

Высказывания, противоречащие друг другу. Высказывания, содержащие в себе и истину, и ложь одновременно.

1

0,5

6

Решение логических задач с помощью отрицания высказываний.

1

0,5

7

Задачи, решаемые с конца.

2

0,5

8

Задачи на переливание.

1

0,5

9

Задачи на взвешивание.

1

0,5

10

Логические задачи, решаемые с помощью таблиц.

1

0,5

11

Задачи, решаемые с помощью графов.

2

0,5

12

Игровые задачи.

2

0,5

13

Комбинаторные задачи.

3

0,5

14

Старинные задачи на дроби.

3

1

15

Задачи на совместную работу.

3

0,5

16

Решение олимпиадных заданий.

4

1

17

Решение заданий  математической игры «Кенгуру».

3

1

18

Итоговое занятие. Мини-олимпиада.

1

1

ПЕРЕЧЕНЬ УЧЕБНО – МЕТОДИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ

  1. И.Я. Депман, Н.Я. Виленкин. «За страницами учебника математики: Пособие для учащихся 5 – 6 классов сред школ. – М.: «Просвещение», 1989 г.

  2. «Все задачи «Кенгуру»», С-П.,2003г.

  3. Нагибин, Ф.Ф., Канин, Е.С. Математическая шкатулка [Текст]: Пос. для уч-ся.- [Изд. 4-е, перераб. и доп.] .- М.: Просвещение, 1984.

  4. Олимпиадные задания по математике. 5-8 классы. 500 нестандартных задач для проведения конкурсов и олимпиад: развитие творческой сущности учащихся [Текст] /Автор – сост. Н.В. Заболотнева.- Волгоград: Учитель, 2006.

  5. Онучкова, Л.В. Введение в логику. Логические операции [Текст]: Учеб. пос. для 5 класса.- Киров: ВГГУ, 2004.

  6. Б.А.Кордоменский, «Математическая смекалка», учебное пособие для 5-6 классов общеобразовательных учреждений

  7. Нагибин, Ф.Ф., Канин, Е.С. Математическая шкатулка [Текст]: Пос. для уч-ся.- [Изд. 4-е, перераб. и доп.] .- М.: Просвещение, 1984.

  8. Олимпиадные задания по математике. 5-8 классы. 500 нестандартных задач для проведения конкурсов и олимпиад: развитие творческой сущности учащихся [Текст] /Автор – сост. Н.В. Заболотнева.- Волгоград: Учитель, 2006.

  9. И.Л.Соловейчик. «Я иду на урок математики», Пособие для учителя математики «Первое сентября» 2001 г

  10. Газета «Математика в школе» Издательского дома «Первое сентября»

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here