МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«КАЧУЛЬСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА»
«Рассмотрено» «Согласовано» «Утверждено»
на заседании методического заместитель директора директор школы
объединения школы по УВР______ /Полева В.П./ ____/Маслова Ю.В. /
27. 08 . 2013 г. 30. 08. 2013 г. 30. 08. 2013 г.
Протокол № 1
Программа курса
«Логический калейдоскоп»
5 класс
Составитель:
учитель математики
высшей квалификационной категории
МБОУ «Качульская СОШ»
Каратузского района
Красноярского края
Кармышева Т.И
2013 – 2014 учебный год
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Спецкурс «Логический калейдоскоп» предназначен для обучающихся 5 класса общеобразовательных учреждений. Курс основан на знаниях и умениях, полученных учащимися при изучении математики в начальной школе.
Программа посвящена рассмотрению ряда вопросов и решению логических задач, с которыми школьники почти не встречаются на уроках. Для жизни в современном обществе важным является формирование математического мышления, проявляющегося в определенных умственных навыках. В процессе математической деятельности в арсенал приемов и методов человеческого мышления естественным образом включается индукция и дедукция, обобщение и конкретизация, анализ и синтез, классификация и систематизация, абстрагирование и аналогия.
В рамках данного курса учащимся предлагаются различные задания на составление выражений, отыскивание чисел, разрезание фигур на части, разгадывание головоломок, числовых ребусов, решение нестандартных задач на движение и логических задач. Предлагаемый курс рассчитан на 34 часа (1 час в неделю в течение 1 учебного года). При разработке спецкурса «Логический калейдоскоп» учитывалась программа по данному предмету, но основными всё же являются вопросы, не входящие в школьный курс обучения. Именно этот фактор является значимым при дальнейшей работе с детьми, подготовке их к олимпиадам различного уровня.
Актуальность данного спецкурса заключается в том, что он может сформировать у учащихся умение логически рассуждать, применять законы логики, выходить из создавшейся ситуации, заложенной в той или иной задаче, самым удобным и рациональным способом. Задания для курса подобраны в соответствии с определенными критериями и содержанием, практическим значением, интересные для ученика. На каждом занятии предполагается изучение теории и отработка её в ходе практических заданий. Текущий контроль уровня усвоения материала осуществляется по результатам выполнения обучающимися заданий на каждом уроке и при выполнении индивидуальных домашних заданий. Формой итогового контроля является мини – олимпиада.
Данный спецкурс создаёт условия для развития интереса учащихся к математике, демонстрирует увлекательность изучения предмета, способствует формированию представлений о методах и способах решения логических задач.
ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ (34 ч, 1 ч в неделю)
Занимательное в математике
Магические» фигуры. Ребусы, головоломки, кроссворды. Математические фокусы и софизмы. Занимательный счет. Математические игры.
Задачи на разрезание
Простейшие геометрические фигуры. Задачи на разрезание.
Лабораторная работа «Игра-головоломка «Танграм».
Логические задачи
Понятие « истинно и ложно», « отрицание». Высказывания, противоречащие друг другу. Высказывания, содержащие в себе и истину, и ложь одновременно. Решение логических задач с помощью отрицания высказываний. Задачи, решаемые с конца. Задачи на переливание. Задачи на взвешивание. Логические задачи, решаемые с помощью таблиц. Задачи на делимость чисел. Задачи, решаемые с помощью графов. Игровые задачи. Комбинаторные задачи.
Занимательные задачи на дроби
Старинные задачи на дроби. Задачи на совместную работу.
Олимпиадные задачи
Решение олимпиадных заданий. Решение заданий математической игры «Кенгуру».
Итоговое занятие – Мини — олимпиада
КАЛЕНДАРНО — ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
Тема | Количество часов | Практическая часть занятия | Требования к уровню подготовки обучающихся | Дата проведения | |||
План | Факт | ||||||
1 | Ребусы, головоломки, кроссворды.
| 2 | 0,5 |
находить наиболее рациональные способы решения логических задач, используя различные методы: метод рассуждений; метод таблиц; метод графов; метод блок-схем; метод кругов Эйлера;
оценивать логическую правильность рассуждений;
распознавать плоские геометрические фигуры, уметь применять их свойства при решении различных задач;
решать простейшие комбинаторные задачи путём систематического перебора возможных вариантов;
уметь составлять занимательные задачи;
применять некоторые приёмы быстрых устных вычислений при решении задач;
применять полученные знания, умения и навыки на уроках математики.
|
|
| |
2 | Математические фокусы и софизмы.
| 2 | 0,5 |
|
| ||
3 | Задачи на разрезание.
| 1 | 0,5 |
|
| ||
4 | Понятие « истинно и ложно», « отрицание».
| 1 | 0,5 |
|
| ||
5 | Высказывания, противоречащие друг другу. Высказывания, содержащие в себе и истину, и ложь одновременно. | 1 | 0,5 |
|
| ||
6 | Решение логических задач с помощью отрицания высказываний. | 1 | 0,5 |
|
| ||
7 | Задачи, решаемые с конца.
| 2 | 0,5 |
|
| ||
8 | Задачи на переливание.
| 1 | 0,5 |
|
| ||
9 | Задачи на взвешивание.
| 1 | 0,5 |
|
| ||
10 | Логические задачи, решаемые с помощью таблиц.
| 1 | 0,5 |
|
| ||
11 | Задачи, решаемые с помощью графов.
| 2 | 0,5 |
|
| ||
12 | Игровые задачи.
| 2 | 0,5 |
|
| ||
13 | Комбинаторные задачи.
| 3 | 0,5 |
|
| ||
14 | Старинные задачи на дроби.
| 3 | 1 |
|
| ||
15 | Задачи на совместную работу.
| 3 | 0,5 |
|
| ||
16 | Решение олимпиадных заданий.
| 4 |
1 |
|
| ||
17 | Решение заданий математической игры «Кенгуру». | 3 |
1 |
|
| ||
18 | Итоговое занятие. Мини-олимпиада. | 1 |
1 |
|
|
ПЕРЕЧЕНЬ УЧЕБНО – МЕТОДИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ
-
И.Я. Депман, Н.Я. Виленкин. «За страницами учебника математики: Пособие для учащихся 5 – 6 классов сред школ. – М.: «Просвещение», 1989 г.
-
«Все задачи «Кенгуру»», С-П.,2003г.
-
Нагибин, Ф.Ф., Канин, Е.С. Математическая шкатулка [Текст]: Пос. для уч-ся.- [Изд. 4-е, перераб. и доп.] .- М.: Просвещение, 1984.
-
Олимпиадные задания по математике. 5-8 классы. 500 нестандартных задач для проведения конкурсов и олимпиад: развитие творческой сущности учащихся [Текст] /Автор – сост. Н.В. Заболотнева.- Волгоград: Учитель, 2006.
-
Онучкова, Л.В. Введение в логику. Логические операции [Текст]: Учеб. пос. для 5 класса.- Киров: ВГГУ, 2004.
-
Б.А.Кордоменский, «Математическая смекалка», учебное пособие для 5-6 классов общеобразовательных учреждений
-
Нагибин, Ф.Ф., Канин, Е.С. Математическая шкатулка [Текст]: Пос. для уч-ся.- [Изд. 4-е, перераб. и доп.] .- М.: Просвещение, 1984.
-
Олимпиадные задания по математике. 5-8 классы. 500 нестандартных задач для проведения конкурсов и олимпиад: развитие творческой сущности учащихся [Текст] /Автор – сост. Н.В. Заболотнева.- Волгоград: Учитель, 2006.
-
И.Л.Соловейчик. «Я иду на урок математики», Пособие для учителя математики «Первое сентября» 2001 г
-
Газета «Математика в школе» Издательского дома «Первое сентября»