Муниципальное автономное образовательное учреждение
«Гимназия №1» г. Белгорода
Согласовано Заместитель директора по УВР МАОУ «Гимназия №1» г. Белгорода ____________________ «____»__________2012 г.
| Утверждено Директор МАОУ «Гимназия №1» г. Белгорода ________________ Приказ № ___________ «___»__________2012 г |
Рабочая программа
по алгебре 7 класса
Учитель математики
второй квалификационной категории
Михайлова О.В.
2012 -2013 учебный год
Пояснительная записка
Рабочая программа составлена на основе авторской Программе по алгебре (автор Ю.Н. Макарычев, Н.Г. Миндюк, К.И. Нешков, С.Б. Суворова), соответствует учебнику Алгебра 7 класс: для общеобразовательных учреждений/ Авторов Ю.Н.Макарычев, Н.Г. Миндюк, К.И. Нешков, С.Б. Суворова, под редакцией С.А. Теляковского, Москва, « Просвещение», 2010.
Программа реализуется на основе следующих документов:
— Программы по алгебре 7 класс, автор Ю.Н. Макарычев, Н.Г. Миндюк, К.И. Нешков, С.Б. Суворова ( Программы общеобразовательных учреждений. Алгебра 7 -9 классы, — составитель Т.А. Бурмистрова — М.: Просвещение, 2008.)
— Федеральный компонент государственного образовательного стандарта основного общего образования.
— Примерные программы по математике. (Сборник нормативных документов. Математика. /сост. Э.Д. Днепров, А.Г. Аркадьев. – М. Дрофа, 2007.)
На изучение алгебры в 7 классе отведено: 5 ч. в неделю в 1 четверти, 3 ч. в неделю во 2-4 четвертях, всего 120 ч., 34 учебных недель , 35 –я неделя – промежуточная аттестация.
Цели.
Изучение алгебры в 7 классах направлено на достижение следующих целей:
-
Продолжить овладевать системой математических знаний и умений, необходимых для применения в практической деятельности, изучения смежных дисциплин, продолжения образования;
-
Продолжить интеллектуальное развитие, формирование качеств личности, необходимых человеку для полноценной жизни в современном обществе, свойственных математической деятельности: ясности и точности мысли, критичности мышления, интуиции, логического мышления, элементов алгоритмической культуры, пространственных представлений, способности к преодолению трудностей;
-
Продолжить формировать представление об идеях и методах математики как универсального языка науки и техники, средства моделирования явлений и процессов;
-
Продолжить воспитание культуры личности, отношения к математике как к части общечеловеческой культуры, играющей особую роль в общественном развитии.
Преподавание курса ориентировано на использование учебно-методического комплекта, в который входят:
-
Учебник Алгебра 7 класс : для общеобразовательных учреждений/ Автор Макарычев Ю. Н. и др ; ред. ТеляковскогоС.А. — М.: Просвещение 2010
-
Дидактические материалы по алгебра 7 класс. /Л.И.Звавич, Л.К.Кузнецова , С.Б.Суворова /М. « Просвещение» 2010
Программой предусмотрено – 10 контрольных работ.
Формы текущего контроля знаний умений и навыков:
Текущий контроль осуществляется в форме самостоятельных работ, устного опроса, тестирования.
Тематический контроль осуществляется по завершению крупного блока (темы) в форме контрольной работы.
Итоговый контроль — в соответствии с Положением о промежуточной аттестации.
Требования к уровню подготовки учащихся.
В результате изучения курса алгебры 7 класса обучающиеся должны уметь:
-
Составлять буквенные выражения и формулы по условиям задач, осуществлять в выражениях и формулах числовые постановки и выполнять соответствующие вычисления, осуществлять постанову одного выражения в другое; выражать из формул одну переменную через остальные;
-
Выполнять основные действия со степенями с натуральным показателем, с многочленами; выполнять тождественные преобразования целых выражений; выполнять разложение многочленов на множители;
-
Решать линейные уравнения и уравнения, сводящиеся к ним, системы двух линейных уравнений;
-
Решать текстовые задачи алгебраическим методом, интерпретировать полученный результат, проводить отбор решений, исходя из формулировки задачи;
-
Изображать числа токами на координатной прямой;
-
Определять координаты точки плоскости, строить точки с заданными координатами;
-
Находить значение функции, заданной формулой, таблицей, графиком по её аргументу; находить значение аргумента по значению функции, заданной графиком или таблицей;
-
Описывать свойства изученных функций (y = kx + b, y = x2, y = x3) и строить их графики.
Использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
-
Выполнения расчётов по формулам, составления формул, выражающих зависимость между реальными величинами; нахождения нужной формулы в справочных материалах
-
Моделирования практических ситуаций и исследование построенных моделей с использованием аппарата алгебры: описания зависимости между физическими величинами соответствующими формулами при исследовании несложных практических ситуаций;
-
Интерпретации графиков реальных зависимостей между величинами.
Календарно-тематическое планирование уроков алгебры
Содержание материала | № пункта | Количество часов | Примерные сроки
|
Повторение |
| |
| Выражения, тождества. уравнения |
| 24 |
|
|
|
1 | Числовые выражения. | 1 | 1 | Сентябрь 2 |
|
|
2 | Числовые выражения. | 1 | 1 | 5 |
|
|
3 | Числовые выражения | 1 | 1 | 6 | Раскрытие скобок |
|
4 | Выражения с переменными. |
2 | 1 | 7 | Коэффициент |
|
5 | Выражения с переменными. | 2
| 1 | 7 | Подобные слагаемые |
|
6 | Выражения с переменными. | 2
| 1 | 9 | Подобные слагаемые |
|
7 | Сравнение значений выражений. | 3
| 1 | 12 |
|
|
8 | Сравнение значений выражений. | 3
| 1 | 13 |
|
|
9 | Свойства действий над числами. | 4 | 1 | 14 |
|
|
10 | Свойства действий над числами. | 4 | 1 | 14 |
|
|
11 | Тождества. Тождественные преобразования выражений. | 5 | 1 | 16 | Свойства действий с рац. числами |
|
12 | Тождества. Тождественные преобразования выражений. | 5
| 1 | 19 | Свойства действий с рац. числами |
|
13 | Тождественные преобразования выражений. | 5
| 1 | 20 |
|
|
14 | Контрольная работа № 1 по теме «Преобразование выражений.» |
| 1 | 21 |
|
|
15 | Уравнение и его корни | 6 | 1 | 21 |
|
|
16 | Линейное уравнение с одной переменной | 7 | 1 | 23 | Раскрытие скобок |
|
17 | Линейное уравнение с одной переменной | 7 | 1 | 26 | Раскрытие скобок |
|
18 | Решение задач с помощью уравнений | 8
| 1 | 27 |
|
|
19 | Решение задач с помощью уравнений | 8
| 1 | 28 | Перпендикулярные прямые |
|
20 | Решение задач с помощью уравнений | 8
| 1 | 28 | Параллельные прямые |
|
21 | Среднее арифметическое, размах и мода | 9 | 1 | 30 | Координатная плоскость |
|
22 | Среднее арифметическое, размах и мода | 9 | 1 | Октябрь 3 | Графики |
|
23 | Медиана как статистическая характеристика | 10
| 1 | 4 |
|
|
24 | Контрольная работа № 2 по теме « Уравнения» |
| 1 | 5 |
|
|
| Функции |
| 14 |
|
|
|
25 | Что такое функция. Вычисление значений функций по формуле | 12; 13 | 1 | 5 |
|
|
26 | Что такое функция. Вычисление значений функций по формуле | 12; 13 | 1 | 7 |
|
|
27 | График функции | 14 | 1 | 10 | Свойства чисел |
|
28 | График функции | 14 | 1 | 11 | Свойства чисел |
|
29 | График функции | 14 | 1 | 12 |
|
|
30 | Линейная функция и ее график | 16 | 1 | 12 |
|
|
31 | Линейная функция и ее график | 16 | 1 | 14 | Решение уравнений |
|
32 | Линейная функция и ее график | 16 | 1 | 17 |
|
|
33 | Прямая пропорциональность | 15
| 1 | 18 | Решение уравнений |
|
34 | Прямая пропорциональность | 15
| 1 | 19 |
|
|
35 | Взаимное расположение графиков линейных функций. | 15 | 1 | 19 |
|
|
36 | Взаимное расположение графиков линейных функций. | 15 | 1 | 21 | Тождества |
|
37 | Взаимное расположение графиков линейных функций. | 15 | 1 | Ноябрь 1 | Тождества |
|
38 | Контрольная работа № 3 по теме «Функции» |
| 1 | 2 |
|
|
| Степень с натуральным показателем |
| 15 |
|
|
|
39 | Определение степени с натуральным показателем | 18 | 1 | 4 |
|
|
40 | Определение степени с натуральным показателем | 18 | 1 | 8 | Уравнения |
|
41 | Умножение и деление степеней | 19 | 1 | 9 |
|
|
42 | Умножение и деление степеней, п.19 | 19 | 1 | 11 | Решение задач |
|
43 | Умножение и деление степеней | 19 | 1 | 15 | Решение задач |
|
44 | Возведение в степень произведения и степень | 20
| 1 | 16 |
|
|
45 | Возведение в степень произведения и степени |
20
| 1 | 18 | Среднее арифметич. |
|
46 | Возведение в степень произведения и степени | 20
| 1 | 22 | Размах |
|
47 | Одночлен и его стандартный вид | 21
| 1 | 23 | Мода |
|
48 | Умножение одночленов. Возведение одночлена в степень | 22 | 1 | 25 | Медиана |
|
49 | Умножение одночленов. Возведение одночлена в степень | 22 | 1 | 29 |
|
|
50 | Умножение одночленов. Возведение одночлена в степень | 22 | 1 | 30 | Функция |
|
51 | Функции и их графики |
23
| 1 | Декабрь 2 |
|
|
52 | Функции и их графики |
| 1 | 6 |
|
|
53 | Контрольная работа № 4 по теме «Степень с натуральным показателем» |
| 1 | 7 |
|
|
| Многочлены |
| 20 |
|
|
|
54 | Многочлен и его стандартный вид | 25
| 1 | 9 |
|
|
55 | Многочлен и его стандартный вид |
25 | 1 | 13 |
|
|
56 | Сложение и вычитание многочленов | 25 | 1 | 14 | Раскрытие скобок |
|
57 | Сложение и вычитание многочленов | 26 | 1 | 16 | Раскрытие скобок |
|
58 | Сложение и вычитание многочленов | 26 | 1 | 20 | Распределител. свойство |
|
59 | Умножение одночлена на многочлен | 27 | 1 | 21 | Распределител. свойство |
|
60 | Умножение одночлена на многочлен | 27 | 1 | 23 |
|
|
61 | Умножение одночлена на многочлен |
| 1 | 27 |
|
|
62 | Вынесение общего множителя за скобки | 28
| 1 | 28 |
|
|
63 | Вынесение общего множителя за скобки | 28 | 1 | Январь 11 |
|
|
64 | Вынесение общего множителя за скобки, | 28 | 1 | 13 |
|
|
65 | Контрольная работа № 5 по теме «Многочлены» |
| 1
| 17 |
|
|
66 | Умножение многочлена на многочлен | 29 | 1 | 18 |
|
|
67 | Умножение многочлена на многочлен | 29 | 1 | 20 |
|
|
68 | Умножение многочлена на многочлен | 29 | 1 | 24 | Умножение одночленов |
|
69 | Разложение многочлена на множители способом группировки | 30 | 1 | 25 | Умножение одночленов |
|
70 | Разложение многочлена на множители способом группировки | 30 | 1 | 27 |
|
|
71 | Разложение многочлена на множители способом группировки | 30 | 1 | 31 |
|
|
72 | Доказательство тождеств | 31
| 1 | Февраль 1 |
|
|
73 | Контрольная работа №6 по теме «Многочлены» |
| 1
| 3 |
|
|
| Формулы сокращенного умножения |
| 20 |
|
|
|
74 | Возведение в квадрат суммы и разности двух выражений | 32 | 1 | 7 |
|
|
75 | Возведение в квадрат суммы и разности двух выражений | 32 | 1 | 8 | Умножение многочленов |
|
76 | Возведение в квадрат суммы и разности двух выражений | 32 | 1 | 10 | Умножение многочленов |
|
77 | Разложение на множители с помощью квадрата суммы и квадрата разности | 33 | 1 | 14 | Решение уравнений |
|
78 | Разложение на множители с помощью квадрата суммы и квадрата разности | 33 | 1 | 15 | Решение уравнений |
|
79 | Умножение разности двух выражений на их сумму | 34 | 1 | 17 |
|
|
80 | Умножение разности двух выражений на их сумму | 34 | 1 | 21 | Решение задач |
|
81 | Разложение разности квадратов на множители | 35
| 1 | 22 | Решение задач |
|
82 | Разложение разности квадратов на множители | 35
| 1 | 24 |
|
|
83 | Контрольная работа №7 по теме «Формулы сокращенного умножения» |
| 1 | 28 |
|
|
84 | Разложение на множители суммы и разности кубов | 36
| 1 | 29 |
|
|
85 | Разложение на множители суммы и разности кубов | 36
| 1 | Март 2 | Многочлен |
|
86 | Преобразование целого выражения в многочлен | 37 | 1 | 6 | Многочлен |
|
87 | Применение различных способов для разложения на множители | 38 | 1 | 7 |
|
|
88 | Применение различных способов для разложения на множители | 38 | 1 | 9 | Графики |
|
89 | Применение различных способов для разложения на множители | 38 | 1 | 13 | Графики |
|
90 | Применение различных способов для разложения на множители | 38 | 1 | 14 | Линейное уравнение |
|
91 | Применение преобразований целых выражений | 38 | 1 | 16 | Линейное уравнение |
|
92 | Применение преобразований целых выражений. | 38 | 1 | 20 |
|
|
93 | Контрольная работа №8 по теме «Формулы сокращенного умножения» |
| 1 | 21 |
|
|
| Системы линейных уравнений |
| 17 |
|
|
|
94 | Линейное уравнение с двумя переменными | 40 | 1 | Апрель 3 |
|
|
95 | График линейного уравнения с двумя переменными | 41
| 1 | 4 |
|
|
96 | График линейного уравнения с двумя переменными | 41
| 1 | 6 |
|
|
97 | Системы линейных уравнений с двумя переменными | 42
| 1 | 10 | Формулы сокр. умножения |
|
98 | Системы линейных уравнений с двумя переменными | 42
| 1 | 11 | Формулы сокр. умножения |
|
99 | Системы линейных уравнений с двумя переменными | 42
| 1 | 13 | Формулы сокр. умножения |
|
100 | Способ подстановки | 43 | 1 | 17 |
|
|
101 | Способ подстановки | 43 | 1 | 18 | Решение задач |
|
102 | Способ подстановки | 43 | 1 | 20 | Решение задач |
|
103 | Способ сложения | 44 | 1 | 24 | Решение задач |
|
104 | Способ сложения | 44 | 1 | 25 |
|
|
105 | Способ сложения | 44 | 1 | 27 |
|
|
106 | Решение задач с помощью систем уравнений | 45
| 1 | 30 |
|
|
107 | Решение задач с помощью систем уравнений | 45
| 1 | Май 4 |
|
|
108 | Решение задач с помощью систем уравнений | 45
| 1 | 8 |
|
|
109 | Решение задач с помощью систем уравнений | 45
| 1 | 11 |
|
|
110 | Контрольная работа № 9 по теме «Системы линейных уравнений» |
|
1 | 15 |
|
|
| Повторение |
| 10 |
|
|
|
111 | Повторение. Линейное уравнение с одной переменной. |
| 1 | 16 |
|
|
112 | Повторение. Системы линейных уравнений. |
| 1 | 18 |
|
|
113 | Повторение. Линейная функция и её график. |
| 1 | 22 |
|
|
114 | Повторение. Степень и ее свойства. Одночлены. |
| 1 | 23 |
|
|
115 | Повторение. Многочлены и действия над ними. |
| 1 | 25 |
|
|
116 | Повторение. Формулы сокращенного умножения |
| 1 |
|
|
|
117 | Итоговый зачет |
| 1 |
|
|
|
118 | Итоговая контрольная работа |
| 1 |
|
|
|
119 | Повторение. Формулы сокращенного умножения |
| 1 |
|
|
|
120 | Повторение. Формулы сокращенного умножения. Разложение многочлена на множители. |
| 1 |
|
|
|
|
Итого часов |
| 120 |
|
|
|
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Выражения, тождества, уравнения (24 часа)
Числовые выражения и выражения с переменными. Простейшие преобразования выражений. Уравнение с одним неизвестным и его корень, линейное уравнение. Решение задач методом уравнений. Статистические характеристики. Среднее арифметическое, размах, мода.
Функции (14часов)
Функция, область определения функции. Вычисление значений функции по формуле. Способы задания функции. График функции. Функция y=kx+b и её график. Функция y=kx и её график.
Степень с натуральным показателем (15 часов)
Степень с натуральным показателем и её свойства. Одночлен. Функции y=x2, y=x3, и их графики.
Многочлены (20 часов)
Многочлен. Сложение, вычитание и умножение многочленов. Разложение многочлена на множители.
Формулы сокращённого умножения (20 часов)
Формулы . Применение формул сокращённого умножения в преобразованиях выражений.
Системы линейных уравнений (17 часов)
Система уравнений с двумя переменными. Решение систем двух линейных уравнений с двумя переменными и его геометрическая интерпретация. Решение текстовых задач методом составления систем уравнений.
Повторение (10 часов)
Формы и средства контроля.
Формы контроля:
-
математический диктант
-
самостоятельная работа
-
контрольная работа
-
тестирование
Количество контрольных работ- 10, взяты из программы по алгебре 7 класс, автор .Н.Макарычев, Н.Г.Миндюк, К.И.Нешков, С.Б.Суворова (Программы общеобразовательных учреждений Алгебра 7-9 классы, составитель Т.А.Бурмистрова -М. : Просвещение, 2008.)
Самостоятельные работы из сборника «Дидактический материал Алгебра 7 класс.» /Л.И.Звавич, Л.К.Кузнецова, С.Б.Суворова /М. «Просвещение» 2010.
Перечень учебно-методических средств обучения.
-
Бурмистрова Т.А. Алгебра 7 — 9 классы. Программы общеобразовательных учреждений. М., «Просвещение», 2009.
-
Алгебра. Учебник для 7 класса общеобразовательных учреждений. Макарычев Ю.Н., Миндюк Н.Г., Нешков К.И., Суворова С.Б. // М., «Мнемозина», 2010
-
Алгебра. Дидактические материалы. 7 класс. Жохов В. И., Макарычев Ю. Н., Миндюк Н. Г.// М., Просвещение, 2010.
-
Алтынов П.И. Алгебра. Тесты. 7-9 классы: учебно-метод. пособие / М.:Дрофа, 2007
-
Ершова А. П., Голобородько В.В., Ершова А.С. Самостоятельные и контрольные работы по алгебре и геометрии для 7 класса. – М. : Илекса, Харьков, 2008
-
Звавич Л.И. Дидактические материалы по алгебре для 7 класса / М.: Просвещение, 2010
-
Мищенко Т.М. Тематические тесты по геометрии: 7 кл. / М.: Издательство «Экзамен», 2008
Оборудование: компьютер, проектор, интерактивная доска.