Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа №21

городского округа город Шарья Костромской области

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКА

ПО УЧЕБНОМУ ПРЕДМЕТУ «РУССКИЙ ЯЗЫК»

6 КЛАСС

Тема урока:

«Слитное и раздельное написание НЕ с причастиями»

Методическую разработку подготовила:

Деменкова Галина Александровна,

учитель русского языка и литературы

Шарья

2014

СОДЕРЖАНИЕ:

Аннотация………………………………………………………………….3

  1. Введение……………………………………………………………..4

  2. Основная часть………………………………………………………5

    1. Конспект урока……………………………………………5

    2. Технологическая карта……………………………….…15

  3. Заключение……………………………………………………..19

  4. Список используемой литературы……………………………20

Аннотация

Урок русского языка на тему «Слитное и раздельное написание НЕ с причастиями» построен в технологии системно-деятельностного метода, который позволяет сформировать умение определять условия выбора слитного и раздельного написания НЕ с причастиями и тренировать умение фиксировать шаги по построению нового знания, умение работать в группах, умение адекватно оценивать свою деятельность. На уроке знания не предлагаются учащимся в готовом виде, их необходимо добывать самостоятельно. Учащиеся под руководством учителя самостоятельно рассуждают, решают возникающие познавательные задачи, анализируют, обобщают, делают выводы, тем самым формируют осознанные прочные знания. Учитель выступает в роли организатора образовательной деятельности. Тема «Причастие» справедливо считается самой сложной при изучении частей речи в школьном курсе. Особенно сложно учащимся запомнить правописание «НЕ» с причастиями, так как Причастие имеет в себе совмещенные свойства имени прилагательного и глагола. На данном уроке рассматриваются основные правила, при которых не с причастиями пишется слитно и раздельно.

  1. Введение

Урок проводится в курсе русского языка в 6-ом классе по учебнику «Русский язык» (учебник для 6 класса общеобразовательных учреждений, авторы С.И. Львова и В.В. Львов – М. «Мнемозина»).

Это урок открытия нового знания. Тема слитного и раздельного написания приставкичастицы НЕ с другими частями речи уже знакома учащимся 6-го класса. Причем по некоторым пунктам изученные ранее правила перекликаются с темой слитного и раздельного написания НЕ с причастиями. Как, например, наличие противопоставления с союзом а, слитное написание НЕ с причастиями, образованными от глаголов, не употребляющихся без НЕ (тема «НЕ с глаголом»). Наряду с этим в теории по правописанию не с причастием имеются особенности, не имеющие параллелей с другими частями речи: фактор наличия/отсутствия зависимых слов (о зависимых словах при причастии – причастном обороте – шестиклассники узнали в начале изучения блока «Причастие»). В целом, тема слитного и раздельного написания не с причастиями базируется на опыте учащихся, полученном при изучении некоторых предыдущих тем. Поэтому целесообразным явилось приступить к изучению нового материала после повторения необходимых сведений, полученных ранее. Таким образом, задача урока заключается в том, чтобы познакомить учащихся с условиями правописания НЕ с причастиями и закрепить полученные знания при выполнении различных упражнений, а также развивать наблюдательность учеников, умение анализировать, сравнивать и делать выводы. 

  1. Основная часть

2.1. Конспект урока

УМК: Русский язык. Под ред. Львовой С.И. и В.В. Львова.

Тип урока: ОНЗ (открытие нового знания)

Основные цели:

1) сформировать умение определять условия выбора слитного и раздельного написания НЕ с причастиями;

2) тренировать умение фиксировать шаги по построению нового знания, умение работать в группах, умение адекватно оценивать свою деятельность.

Формирование универсальных учебных действий:

Личностные УУД: способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности, мотивация учебной деятельности

Регулятивные УУД: оценивать результаты деятельности, анализировать собственную работу, планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей, определять цель учебной деятельности в сотрудничестве с учителем

Коммуникативные УУД: определять цель учебной деятельности, слушать собеседника, формулировать собственное мнение и позицию, с точностью и достаточной полнотой выражать свои мысли

Познавательные УУД: систематизировать материал, полученный на предыдущих уроках, ориентироваться в учебнике, находить нужную информацию, работать с разными по уровню заданиями.

Планируемые результаты:

Предметные:

— Знать морфологические и синтаксические признаки причастий, орфограмму «Не с причастием».

— Уметь находить причастия.

Личностные:

— Уметь проводить самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности, мотивация учебной деятельности

Метапредметные:

— Уметь оценивать результаты деятельности, анализировать собственную работу, планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей, определять цель учебной деятельности в сотрудничестве с учителем (Регулятивные УУД)

— Уметь определять цель учебной деятельности, слушать собеседника, формулировать собственное мнение и позицию. Уметь с точностью и достаточной полнотой выражать свои мысли (Коммуникативные УУД)

— Уметь систематизировать материал, полученный на предыдущих уроках, ориентироваться в учебнике, находить нужную информацию, работать с разными по уровню заданиями (Познавательные УУД)

Материалы к занятию

Демонстрационный материал: 1) эталоны правописания НЕ с различными частями речи; 2) план действий; правила правописания НЕ с причастиями; 3) алгоритм определения слитного и раздельного написания НЕ с причастиями; 4) задание на первичное закрепление во внешней речи; 5) карточка для самостоятельной работы; 6) эталон для самопроверки; 7) карточка с ответами на вопросы на этапе рефлексии.

Раздаточный материал: 1) карточка с заданием на этапе актуализации; 2) карточка с пробным заданием; 3) вопросы на этапе рефлексии.

Ход урока

1. Мотивация к учебной деятельности.

Доброе утро, ребята. Я рада вас видеть! Посмотрите друг на друга, на меня, улыбнитесь всем и новому дню. Вы многое знаете, многое умеете. У вас все получится!

Вспомните, что нового вы узнали на прошлых уроках?

Сегодня вы продолжите работать с причастием и откроете новое знание. Что нужно для этого сделать? (Выяснить, что не знаем, выполнить пробное действие, зафиксировать затруднение, выяснить причину затруднения и самим открыть новое знание.)

Вспомните, какие формы работы используются на наших уроках? (Работа в парах, группах, самостоятельно.)

Сегодня вы будете также использовать разные формы работы. Желаю вам удачи!

2. Актуализация знаний и фиксация затруднения в пробном учебном действии.

С чего обычно вы начинаете свою работу? (С повторения.)

А для чего вы повторяете ту или иную тему? (Темы, которые мы повторяем в начале урока, связаны с новой темой, и это помогает нам открыть знание самостоятельно.)

Вспомните, что такое причастие?

Какие формы причастия вы знаете? (Краткую и полную.)

Задание на слух.

Образуйте краткие формы причастия.

Слова для устного упражнения:

Причёсанный

Огороженный

Расколотый

Прочитанный

Построенный

Политый

Неумытый

Нарезанный

Учащиеся фронтально работают.

Следующее задание выполняется письменно.

Перед вами на столах лежат карточки с заданием:

1) (не) ряшливый

2) фильм (не) интересен

3) (не) нужные для доказательств факты

4) (не) большая, а маленькая книга

5) (не) высокий дом

6) (не) пришел

Посмотрите внимательно на них и скажите, какое задание вы должны будете выполнить? (Определить слитное и раздельное написание НЕ.)

Каким правилом вы будете пользоваться? (Слитное и раздельное написание НЕ с разными частями речи.)

Правило вывешено на доске.

Правильно. На это задание отводится 1 минута, отвечать будете по цепочке.

Образец ответа

1) В первом примере НЕ пишется слитно, так как данное прилагательное без НЕ не употребляется.

2) Во втором примере слово «неинтересен» пишется слитно, так как можно заменить синонимом без НЕ: «скучен». Краткая форма прилагательного на написание НЕ не влияет.

3) В третьем примере прилагательное «ненужные» пишется слитно, так как можно заменить синонимом без НЕ: «лишние», а пояснительные слова («для доказательств») на написание НЕ с прилагательными не влияют.

4) В четвертом примере прилагательное «не большая» пишется раздельно, так как есть противопоставление с союзом «а».

5) В пятом примере прилагательное «невысокий» пишется слитно, так как мы можем заменить синонимом без НЕ: «низкий».

6) В шестом примере глагол «пришел» пишется с НЕ раздельно, так как глаголы всегда пишутся с отрицательными частицами раздельно.

Скажите, в каком∙случае НЕ является морфемой, а в каком − частью речи? (Если слитное написание, то НЕ становится приставкой, а если раздельно, то НЕ становится частицей.)

Правильно. Итак, на основе примеров вы вспомнили правила написания НЕ с разными частями речи. Уточните, с какими частями речи? (С прилагательными и глаголами.)

Что вы сейчас повторили?

Как вы думаете, что вы должны выполнить дальше? (Задание на пробное действие.)

А что вам помогает понять и зафиксировать пробное действие? (Оно помогает понять и зафиксировать то, что мы не знаем.)

Молодцы! На столах у вас лежат карточки с заданием на пробное действие:

1) (не)доумевающий

2) (не)отмечен

3) (не)нашедший дороги

4) (не)обрезанная, а срубленная (вишня)

5) (не)погасший

На экране также выведены слова с проблемным написанием НЕ.

Какая часть речи встречается в пробном задании? (Причастие.)

Уточните свое задание. (Определить, в каких случаях НЕ пишется слитно, а в каких – раздельно в причастиях.)

Кто не выполнил задание?

Что вы не смогли сделать? (Я не смог определить, где надо писать слитно, а где раздельно НЕ с причастиями.)

Из тех, кто выполнил задание, поднимите руку, кто уверен, что выполнил задание правильно.

Укажите эталон, которым вы воспользовались.

Что вы не смогли сделать? (Я не смог предоставить эталон.)

3. Выявление места и причины затруднения.

Какое задание вы должны были выполнить? (Мы должны были определить, в каких примерах НЕ пишется слитно, а в каких – раздельно.)

В чем ваше затруднение? (В выборе слитного и раздельного написания НЕ с причастиями.)

Почему вы испытали затруднение? (Мы не знаем правила слитного и раздельного написания НЕ с причастиями.)

Что вы будете делать дальше? (Построим проект выхода из затруднения.)

4. Построение проекта выхода из затруднения.

Какова же цель вашей деятельности? (Узнать правила слитного и раздельного написания НЕ с причастиями.)

Раз вы правильно поставили цель урока, значит, вы можете сами сформулировать тему урока. («Слитное и раздельное написание НЕ с причастиями».)

Что из этапа повторения поможет вам в достижении цели? (Знание правил слитного и раздельного написания НЕ с прилагательными и глаголами, а также образование кратких причастий.)

Вам необходим план действий. Как вы думаете, что будет первым шагом? (Определить, от чего зависит слитное и раздельное написание НЕ с причастиями.)

Учитель вывешивает на доску шаги плана действий:

1. Определить условия слитного и раздельного написания НЕ с причастиями.

Зная условия выбора, что дальше вы можете сделать? (Создать эталон.)

На доске вывешивается второй шаг действия:

2. Создать эталон.

И каков ваш последний шаг? (Сделать вывод.)

3. Сделать вывод.

Молодцы! Вы прекрасно справились с заданием.

5. Реализация построенного проекта.

На этапе актуализации вы вспомнили, что такое причастие, и сказали, что причастие обозначает признак по действию. Тогда скажите, признаки каких частей речи совмещает в себе причастие? (Прилагательного и глагола.)

Правильно. От прилагательного причастие взяло признак, от глагола – действие.

Дальнейшую работу вы будете делать в группах. Вернитесь к пробному заданию. Против каждого примера напишите свое объяснение слитного и раздельного написания НЕ. Не забудьте то, что вы говорили, объясняя правописание НЕ в упражнении на этапе повторения.

Учащиеся смогут обосновать первый и четвертый примеры, основываясь на тех знаниях, которые у них уже есть. Каким-то группам предлагается озвучить выполнение задания.

Молодцы! По аналоги вы увидели, что некоторые правила правописания НЕ с прилагательными повторяют правила правописания НЕ с причастиями. Предлагаю вам записать на отдельных листочках каждое правило.

У каждой группы есть набор из пяти белых листков. Каждая группа вписывает правило, при этом предварительно представитель от какой-нибудь группы формулирует его. Необходимо дать учащимся высказаться, если формулировки группы чем-то отличаются друг от друга. Конечный вариант учитель вывешивает на доске. В результате этой работы на доске должно появиться:

НЕ пишется слитно, если без НЕ причастие не употребляется

НЕ пишется раздельно, если есть противопоставление

Молодцы, ребята! В этих примерах вы практически не встретили затруднения – вам помогли ваши знания! Разберите следующие примеры. Прочитайте второй пример.

Что вы можете сказать об этом причастии? (Оно стоит в краткой форме.)

На этапе повторения вам встретился пример с прилагательным в краткой форме. А теперь подумайте, есть ли разница в написании этих двух примеров ((не)интересен и (не)отмечен)?

Дети должны начать свои рассуждения с определения обеих частей речи. Они акцентируют свое внимание на том, что прилагательное обозначает признак, а причастие, помимо признака, несет в себе значение глагольности, то есть действия.

Как вы думаете, ребята, в слове «(не)отмечен» присутствует значение глагольности? Вы ощущаете в слове действие какого-то предмета или лица? (Да.)

Подумайте, по аналогии с какой частью речи стоит определять правописание данного слова? (По аналогии с глаголом.)

Почему вы так думаете?

Так как именно глагол обозначает действие предмета.

Молодцы! Запишите свой вывод в виде третьего правила:

НЕ с краткими причастиями пишется раздельно

Итак, у вас уже в наличии три правила написания НЕ с причастиями. Рассмотрите следующий, третий, пример. Как вы думаете, с каким примером его можно сопоставить? (С третьим примером из задания на этапе повторения.)

Верно. И как вы будете рассуждать?

Учащиеся могут сами предположить, что рассуждать надо так же, как во втором примере, то есть основываясь на глагольности данной части речи. Следовательно, причастие «не нашедший» пишется с НЕ раздельно. Необходимо обратить внимание учащихся на то, что причастие стоит в полной форме.

Чем же отличается правописание прилагательного в первом упражнении от правописания причастия в данном упражнении? (Тем, что наличие зависимых слов на правописание НЕ с прилагательными не влияет, а наличие зависимых слов на правописание НЕ с причастиями влияет: НЕ будет писаться раздельно.)

А что же такое «причастие с зависимыми словами»? (Это причастный оборот.)

Сделайте вывод… (В причастном обороте НЕ с причастиями всегда будет писаться раздельно.)

Уточним: за исключением какого случая? (Если без НЕ причастие не употребляется.)

Зафиксируйте правило на листочке.

Могут быть разные варианты:

НЕ пишется раздельно, если причастие в полной форме имеет при себе зависимые слова.

или

В причастном обороте причастие всегда пишется с НЕ раздельно.

На доску лучше поместить первый вариант.

С четвертым примером вы уже определились, переходите к пятому. Как будете рассуждать? (Причастие в данном случае одиночное, без зависимых слов, в полной форме.)

С каким примером из актуализации сопоставим данное причастие? (С пятым примером: «невысокий дом».)

Как вы думаете, ребята, какой признак важнее в причастии «(не) погасший»: действие или признак?

Данный вопрос довольно сложный и предполагает, что ученики могут дать две версии ответа. Необходимо отметить всех, кто участвовал в дискуссии.

Молодцы, ребята! Когда причастие одиночное, перевешивает признак прилагательного. Поднимете руку, кто высказался правильно…

Сделайте вывод из нашей беседы, записав правило на листочек.

НЕ пишется слитно, если причастие в полной форме одиночное.

Сколько пунктов правил у нас получилось? (Пять.)

На доске вывешены все пять правил – прочитайте их вслух, хором.

Теперь творческое задание для каждой группы. Составьте алгоритм из данных правил. Соберите их так, чтобы был ясен ход ваших мыслей.

Если учащиеся затрудняются с работой, можно подсказать им, что самое первое, однозначное правило – это слитное написание НЕ с причастием, когда без НЕ причастие не употребляется. Важно также, чтобы дети поняли, что правописание НЕ зависит от формы причастия (полная или краткая), и строили алгоритм, основываясь на этих знаниях.

На эту работу отводится несколько минут, затем представители от каждой группы предлагают свои варианты алгоритмов.

Вместе с детьми учитель представляет свой вариант алгоритма.

Слитное и раздельное написание НЕ с причастиями

Да Нет

Определить форму причастия

Краткая Полная

или

или

Раздельно

Слитно

6. Первичное закрепление во внешней речи.

Научиться применять правило слитного и раздельного написания НЕ с причастиями вам поможет следующее упражнение: вы должны объяснить слитное и раздельное написание с причастиями, используя построенный алгоритм. Отвечать вы будете по цепочке. С двумя первыми парами мы работаем все вместе, а вторые две пары вы будете также объяснять, работая в парах, проговаривая друг другу те правила, которые применяете в этом задании.

Задание проецируются на доску:

Невыполненное задание – задание не выполнено.

Незаконченная книга – не законченная мною книга.

Нерешённая задача – задача не решена, а списана.

Невымытый пол – пол не вымыт.

7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

Разобрались? Как проверить, научились вы применять новое правило? (Надо выполнить самостоятельную работу и сопоставить ее с эталоном для самопроверки.)

У вас на партах лежат карточки с заданиями:

1) (Не)навидевший.

2) Ещё (не)решённый.

3) (Не)написанная, а напечатанная работа.

4) (Не)скошенный луг.

5) (Не)прочитана.

Какое задание вы должны выполнить?

После работы учащиеся проверяют сделанные задания по эталону для самопроверки:

1) Ненавидевший.

2) Ещё не решённый.

3) Не написанная, а напечатанная работа.

4) Нескошенный луг.

5) Не прочитана.

Без НЕ не употребляется

Полная форма причастия с зависимыми словами.

Полная форма причастия, есть противопоставление

Одиночное причастие в полной форме.

Краткая форма причастия

При выполнении этого задания у кого-нибудь возникло затруднение? Если да, то как вы думаете, почему?

У кого задание не вызвало затруднений?

Вы все молодцы!

8. Включение в систему знаний и повторение.

Скажите, ребята, где вы будете применять новые знания? Почему у вас возникла необходимость изучить данную тему? (…)

Что вы должны сделать дальше? (Необходимо выполнить задание, которое включает и новую тему, и пройденный материал.)

Предлагаю вам поработать у доски. Я продиктую вам предложение. Вашей задачей будет объяснить орфографию и пунктуацию, а также сделать полный синтаксический разбор предложения.

Предложение записывает ученик на доске.

Горы, ещё не освещённые солнцем, выделялись на фоне неба.

Отвечать могут по цепочке либо по поднятой руке.

Образец ответа:

Горы, ещё не освещённые солнцем, выделялись на фоне неба. (Повест., невоскл., простое, двусост., полное, распростр., осложнено обособленным определением, выраженным причастным оборотом.)

Объяснение орфографии:

Причастие «освещённые» имеет неизменяемую приставку «о-».

В корне причастия «освещённые» «свещ» пишется гласная Е, так как можно подобрать проверочное слово с ударной Е: «свЕт».

В причастии «освещённые» пишется суффикс -ЕНН-, так как оно образовано от глагола соверш. в., а также данное причастие имеет при себе зависимое слово «ещё».

Причастие «освещённые» имеет окончание ЫЕ, так как можно задать вопрос от главного слова «горы». Горы (какие?) освещённЫЕ.

Частица НЕ пишется с причастием раздельно, так как причастие имеет при себе зависимое слово «ещё» и, следовательно, входит в состав причастного оборота.

Наречие «ещё» является исключением из правила «О / Ё после шипящих и Ц». В данном слове под ударением пишется Ё.

В корне существительного «солнцем» пишется непроизносимая согласная Л, так как можно подобрать проверочное слово, где данная согласная звучит четко: соЛнечный, соЛнышко.

Существительное «солнцем» имеет окончание ЕМ, так как данное существительное относится ко II склонению и стоит в творительном падеже, единственном числе.

В корне глагола «выделялись» «-дел-» пишется гласная Е, так как можно подобрать проверочное слово с ударной Е: «дЕлит».

Существительное «(на) фоне» имеет окончание Е, так как данное существительное относится ко II склонению и стоит в предложном падеже, единственном числе.

Объяснение пунктуации:

Данное предложение осложнено обособленным определением, выраженным причастным оборотом. Поскольку причастный оборот «еще не освещенные солнцем» стоит после главного слова «горы», он обособляется.

Следующее задание также выполняется у доски.

Произведите морфемный разбор слова «освещённые»

Образец разбора

Освещённые

Суффикс -ЕНН- указывает на то, что это страдательное причастие прошедшего времени.

Окончание -ЫЕ указывает на то, что данное причастие стоит во множественном числе.

9. Рефлексия учебной деятельности.

Что нового вы узнали на уроке? (Узнали правило слитного и раздельного написания НЕ с причастиями.)

Что необходимо сделать, прежде чем мы закончим урок? (Подвести итог нашей работы.)

Какую цель вы поставили в начале урока?

Вы достигли поставленной цели?

В чем у вас было затруднение?

Как вы открывали новое знание?

Что вам помогло открыть новое знание?

У вас на партах лежат карточки с заданием:

1) Если причастие в полной форме одиночное, то с НЕ оно написано…

2) Если у причастия в полной форме есть зависимые слова, то с НЕ оно написано…

3) Если причастие в краткой форме, то с НЕ оно написано…

4) Если причастие без НЕ не употребляется, то с НЕ оно написано…

5) Если причастие в полной форме употреблено при противопоставлении, то с НЕ оно написано…

Закончите следующие предложения.

Задание следует сделать письменно.

После того как сделаете задание, посмотрите на экран и сверьтесь с ответами:

1. Слитно

2. Раздельно

3. Раздельно

4. Слитно

5. Раздельно

Молодцы!

Домашнее задание:

Придумайте к каждому правилу алгоритма свои примеры.

    1. Технологическая карта урока

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД

1.Мотивация к учебной деятельности. (2 мин.)

Цель:

-мотивировать учащихся к учебной деятельности посредством создания эмоциональной обстановки;

-осознанное вхождение учащегося в пространство учебной деятельности, создание предпосылок для эмоционально комфортной обстановки на уроке.

Приветствие учащихся.

Проверка готовности к уроку. Психологический настрой.

Приветствуют учителя, друг друга, проверяют готовность к уроку, психологически настраиваются на урок.

Коммуникативные УУД

Уметь слушать собеседника

2.Актуализация знаний и пробное учебное действие. (8 мин.)

Цель:

-актуализировать мыслительные операции: сравнение, анализ, обобщение;

— повторить правило написания НЕ с причастиями на основе таблицы.

Ребята, на прошлом уроке мы с вами познакомились с правилом написания НЕ с причастиями, а сегодня мы потренируемся в написании НЕ с причастиями и попробуем составить предложения и тексты с этими словами.

— Давайте попробуем восстановить в памяти правило написания Не с причастиями.

Не скошены

Ненавидящий

Не просохшая за ночь трава

Непобедимый

Не выдуманные, а настоящие герои

Непросохшая трава

Словарный диктант
1) неудавшаяся экскурсия
2) не написанное вовремя сочинение
3) никем не отправленное письмо
4) не замеченные мною ошибки
5) не законченное, а начатое собрание
6) не выданный вовремя документ
7) невыданные документы
8) ненавидящий взгляд

Один ученик излагает правило у доски, на котором начерчена таблица; учащиеся слушают ответ, рецензируют его и дополняют; сильным ученикам можно предложить подобрать для таблицы свои примеры.

Написание диктанта, проверяют диктант соседа, выставляют оценку.

Познавательные УУД

Уметь систематизировать материал, полученный на предыдущих уроках.

Коммуникативные УУД

Уметь определять цель учебной деятельности, уметь слушать собеседника, формулировать собственное мнение и позицию.

Регулятивные УУД

Уметь планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей.

Уметь оценивать, сравнивать с эталоном, результаты деятельности (своей -чужой), анализировать собственную работу.

3. Этап закрепления (15 мин.)

Цель: формирование навыка правильного написания Не с причастиями.

Организация учебной деятельности, консультация по мере необходимости, контроль выполнения задания; организация индивидуальной работы.

Работа с текстом на основе разноуровневых заданий.

-Прочитаем текст (читает один ученик)

— Ответим на вопросы по тексту:

Докажите, что перед вами текст.

Определите тему текста, придумайте заголовок.

Найдите средства связи предложений и охарактеризуйте их.

Выполните предложенные задания.

1 учащийся читает текст, все учащиеся работает над текстом.

Индивидуальная работа с текстом на основе разноуровневых заданий.

Коммуникативные УУД

Уметь оформлять свои мысли в устной форме, отвечать на вопросы учителя, слушать и понимать речь других.

Уметь с точностью и достаточной полнотой выражать свои мысли.

Регулятивные УУД.

Уметь выполнять учебные действия в умственной форме.

Познавательные УУД

Уметь работать с разными по уровню заданиями

4.Динамическая пауза (2 мин.)

Цель: сменить вид деятельности.

Слитное – раздельное написание НЕ

При слитном написании — хлопаем в ладоши, при раздельном написании — топаем ногами.

Книга не прочитана

Недоумевающий взгляд

Не скошенная, а срезанная трава

Не отправленное мною письмо

Неотправленное письмо

Не озаренная лучами солнца долина

Незащищенный дом

Нераспечатанное письмо

При слитном написании — хлопают в ладоши, при раздельном написании — топают ногами.

Личностные УУД Установка на здоровый образ жизни и ее реализация на уроке.

5. Включение изученного в систему знаний.(10 мин.)

Цель:

-мотивировать учащихся к деятельности;

-координировать деятельность учащихся;

-контролировать

выполнения заданий

Мотивация и координация деятельности учащихся, контроль выполнения задания. Спишите, раскрывая скобки.

-Используя данные примеры, расскажите о слитном и раздельном написании НЕ с причастиями.

-Устно составьте 5-6 предложений с причастиями, данными в упражнении.

Учащиеся выполняют упражнение по заданию. При проверке

оценивают себя.

Познавательные УУД

Уметь систематизировать материал, полученный на предыдущих уроках.

Коммуникативные УУД

Уметь оформлять свои мысли в устной форме, отвечать на вопросы.

Регулятивные УУД

Уметь планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей.

6.Рефлексия. (5 мин.)

Цель:

оценить результаты собственной деятельности

Рефлексия

-Давайте вспомним все о причастии.

— Что было трудным?

— Что вызвало интерес?

— Стоило ли вам сегодня приходить на урок русского языка?

Отвечают на предложенные учителем вопросы

Личностные УУД

Мотивация учебной деятельности, способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.

Коммуникативные УУД

Уметь оформлять свои мысли в устной форме, отвечать на вопросы учителя, слушать и понимать речь других.

Регулятивные УУД

Уметь осуществлять итоговый контроль деятельности («Что было трудным? Что вызвало интерес?»)

7. Домашнее задание(3 мин.)

Вспомните материал сегодняшнего урока и придумайте к каждому правилу алгоритма свои примеры.

Познавательные УУД

Уметь подбирать свои примеры согласно алгоритму и обосновывать выбор.

  1. Заключение

Проведя анализ результатов работы учащихся на уроке, я убедилась, что они с интересом отнеслись к открытию нового знания, активно работали на уроке, самостоятельно вывели тему урока и составили правило слитного и раздельного написания НЕ с причастиями. Учащиеся давали полные аргументированные ответы на поставленные вопросы.

Лингвистический аспект изучения языка осуществлялся через наблюдение единичных языковых фактов, позволяющих сделать выводы в целом для языка как системы, включающей, в том числе, и правила правописания НЕ с причастиями.

В течение всего занятия учащиеся отвечали на вопросы и задавали их сами, совершенствуя тем самым навыки связной речи. Также работа и общение в группах были направлены на формирование коммуникативной компетенции учащихся.

В течение урока использовались задания и ситуации, способствующие развитию словесно-логического и образного мышления.

Соблюдался здоровьесберегающий режим: смена видов деятельности, смена анализаторов, возможность подвигаться во время работы.

Поддерживался постоянный положительный эмоциональный настрой: зрелищная подача нового материала, переживание успеха, индивидуальная помощь.

  1. Список используемой литературы

  1. И.П. Васильевых. Уроки русского языка. 6 класс. Пособие для учителя. Москва, Мнемозина, 2011

  2. http://schoolcollection.edu.ru/«Раздельное написание НЕ с полными причастиями»

  3. http://schoolcollection.edu.ru/«Слитное и раздельное написание НЕ с причастиями».

  4. http://schoolcollection.edu.ru/«Правописание НЕ с краткими причастиями».

19

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here