РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по математике
4 класс «Школа России»
Авторы: М. И. Моро, Ю. М. Калягин, М. А. Бантова, Г. В. Белътюкова, С. И.Волкова, С. В. Степанова
2014г.
Пояснительная записка.
Цели обучения математики в общеобразовательной школе определяются ее ролью в развитии общества в целом и формировании личности каждого отдельного человека.
В задачи обучения математике входит:
-
овладение системой математических знаний и умений, необходимых для применения в практической деятельности; обучение умению решать задачи, уравнения, числовые и буквенные выражения; изучения смежных дисциплин, продолжения образования;
-
овладение навыками дедуктивных рассуждений;
-
интеллектуальное развитие, формирование качеств личности, необходимых человеку для полноценной жизни в современном обществе: ясность и точность мысли, критичность мышления, интуиция, логическое мышление; формирование представлений об идеях и методах математики как универсального языка науки и техники, средства моделирования явлений и процессов;
-
воспитание культуры личности, отношения к математике как части общечеловеческой культуры, понимание значимости математики для научно технического прогресса;
-
развитие представлений о полной картине мира, о взаимосвязи математики с другими предметами.
Ведущие принципы обучения математике в младших классах — органическое сочетание обучения и воспитания, усвоение знаний и развитие познавательных способностей детей, практическая направленность обучения, выработка необходимых для этого умений. Большое значение в связи со спецификой математического материала придается учету возрастных и индивидуальных особенностей детей и реализации дифференцированного подхода в обучении.
Начальный курс математики — курс интегрированный: в нем объединен арифметический, алгебраический и геометрический материал. При этом основу начального курса составляют представления о натуральном числе и нуле, о четырех арифметических действиях с целыми неотрицательными числами и важнейших их свойствах, а также основанное на этих знаниях осознанное и прочное усвоение приемов устных и письменных вычислений.
Наряду с этим важное место в курсе занимает ознакомление с величинами и их измерением.
Курс предполагает также формирование у детей пространственных представлений, ознакомление учащихся с различными геометрическими фигурами и некоторыми их свойствами, с простейшими чертежными и измерительными приборами.
Включение в программу элементов алгебраической пропедевтики позволяет повысить уровень формируемых обобщений, способствует развитию абстрактного мышления учащихся.
Изучение начального курса математики создает прочную основу для дальнейшего обучения этому предмету. Для этого важно не только вооружать учащихся предусмотренным программой кругом знаний, умений и навыков, но и обеспечивать необходимый уровень их общего и математического развития, а также формировать общеучебные умения (постановка учебной задачи; выполнение действий в соответствии с планом; проверка и оценка работы; умение работать с учебной книгой, справочным материалом и др.).
Уделяя значительное внимание формированию у учащихся осознанных и прочных, во многих случаях доведенных до автоматизма навыков вычислений, программа обеспечивает вместе с тем и доступное для детей обобщение учебного материала, понимание общих принципов и законов, лежащих в основе изучаемых математических фактов, осознание тех связей, которые существуют между рассматриваемыми явлениями. Этим целям отвечает не только содержание, но и система расположения материала в курсе.
Важнейшее значение придается постоянному использованию сопоставления, сравнения, противопоставления связанных между собой понятий, действий и задач, выяснению сходства и различий в рассматриваемых фактах. С этой целью материал сгруппирован так, что изучение связанных между собой понятий, действий, задач сближено во времени.
Концентрическое построение курса, связанное с последовательным расширением области чисел, позволяет соблюдать необходимую постепенность в нарастании трудности учебного материала и создает хорошие условия для совершенствования формируемых знаний, умений и навыков.
Курс обеспечивает доступность обучения, способствует пробуждению у учащихся интереса к занятиям математикой, накоплению опыта моделирования (объектов, связей, отношений) — важнейшего метода математики. Курс является началом и органической частью школьного математического образования.
Основные вопросы курса
Формирование понятий о натуральном числе и арифметических действиях начинается с первых уроков и проводится на основе практических действий с различными группами предметов. Такой подход дает возможность использовать ранее накопленный детьми опыт, их первоначальные знания о числе и счете. Это позволяет с самого начала вести обучение в тесной связи с жизнью. Приобретаемые знания дети могут использовать при решении разнообразных задач, возникающих в их игровой и учебной деятельности, а также в быту.
Вместе с тем с самого начала обучения у детей формируются некоторые важные обобщения. Так, на примере чисел первого десятка выясняется, с какого числа начинается натуральный ряд, как образуется каждое следующее число в этом ряду, устанавливаются соотношения между любым числом ряда и всеми предшествующими или последующими числами, выявляется возможность продолжения этого ряда, учащиеся знакомятся с различными способами сравнения чисел (сначала на основе сравнения соответствующих групп предметов, а затем по месту, которое занимают сравниваемые числа в ряду).
При изучении сложения и вычитания в пределах 10 дети знакомятся с названиями действий, их компонентов и результатов, терминами равенство, неравенство. При этом имеется в виду, что математические термины должны усваиваться детьми естественно, как усваиваются ими любые новые для них слова, если они часто употребляются окружающими и находят применение в практике.
В дальнейшем, во 2 классе, вводятся термины выражение, значение выражения.
Помимо терминологии, дети усваивают и некоторые элементы математической символики: знаки действий (плюс, минус); знаки отношений (больше, меньше, равно). Они учатся читать и записывать простейшие математические выражения вида 5 + 4, 7-2, а также более сложные выражения вида 6 + (б-2).
Вместо привычной фразы «Решение примеров» в речи учителя и учащихся звучит: «Найдем значение выражения», «Сравним выражения» и т. п.
В программе предусмотрено ознакомление с некоторыми свойствами арифметических действий и основанными на них приемами вычислений. Так, в теме «Числа от 1 до 10» дети знакомятся с переместительным свойством сложения, учатся пользоваться приемом перестановки слагаемых в тех случаях, когда его применение облегчает вычисления (например, в случаях вида 2 + 7, 1 + 6 и т. п.). На основе практических действий с предметами учащиеся знакомятся с тем, что прибавить или вычесть число можно по частям (например, 6 + 3 = 6+2 + 1, 6-3 = 6-2-1). Таким образом, учащиеся практически знакомятся с сочетательным свойством сложения, которое во 2 классе будет специально рассмотрено и ((формулировано. Ознакомление со связью между сложением и вычитанием дает возможность находить разность, опираясь па знание состава чисел и соответствующих случаев сложения.
Для формирования навыков быстрых вычислений важно обеспечить своевременный переход от развернутого объяснения решения ко все более лаконичным устным пояснениям, В затем к выполнению действий без пояснений.
Центральной задачей при изучении раздела «Числа от I до 20» является изучение табличного сложения и вычитания, внетабличное сложение и вычитание, умножение однозначных чисел и соответствующие случаи деления рассматриваются в теме «Числа от 1 до 100», которая изучается на втором и третьем годах обучения.
Чтобы обеспечить прочное, доведенное до автоматизма усвоение таблиц сложения и умножения, важно не только своевременно создать у детей установку на их запоминание, но и организовать повседневную тренировочную работу, а также систематический контроль за усвоением таблиц каждым учеником.
Перед изучением внетабличного умножения и деления дети знакомятся с разными способами умножения или деления суммы на число (в случае, когда каждое слагаемое делится на это число). Изученные свойства действий используются также для рационализации вычислений, когда речь идет о нахождении значений выражений, содержащих несколько действий.
Наряду с устными приемами в программе уделяется большое внимание обучению детей письменным вычислениям. Эта работа начинается уже в теме «Сотня». Впервые программа предусматривает ознакомление учащихся с записью сложения и вычитания столбиком во 2 классе при рассмотрении более сложных случаев сложения и вычитания в пределах 100. На третьем и четвертом годах обучения в теме «Числа от 1 до 1000» дети знакомятся также с письменными приемами умножения и деления на однозначное число.
В теме «Числа, которые больше 1000» предусматривается изучение нумерации и четырех арифметических действий над многозначными числами.
Учащиеся знакомятся с классами не только тысяч, но миллионов и др. Это дает возможность сформировать и закрепить представления детей о том, как образуются классы чисел, научить их читать, записывать, сравнивать такие числа. Однако выполнение арифметических действий ограничено пределами миллиона.
При ознакомлении с письменными приемами выполнения арифметических действий важное значение придается алгоритмизации. Все объяснения даются в виде четко сформулированной последовательности операций, которые должны быть выполнены. При рассмотрении каждого из алгоритмов сложения, вычитания, умножения или деления четко выделены основные этапы — план рассуждений, подлежащий усвоению каждым учеником. Это поможет правильно организовать процесс формирования вычислительных умений. В этом процессе должен осуществляться своевременный переход от подробного объяснения каждого шага рассуждений к постепенному свертыванию объяснений, когда выделяются только основные операции алгоритма. Например: «Делю тысячи, получаю…», «Делю сотни, получаю…», «Делю десятки, получаю…» и т. д.
После того как алгоритм усвоен, требование проговаривать каждый шаг может искусственно замедлить выполнение вычислений и оправдано только при исправлении допущенных учеником ошибок.
Особого внимания заслуживает рассмотрение правил о порядке выполнения арифметических действий. Эти правила вводятся постепенно, начиная с 1 класса, когда дети имеют дело с выражениями, содержащими только сложение и вычитание. Здесь они усваивают, что действия выполняются в том порядке, как они записаны: слева направо. Во 2 классе вводятся скобки как знаки, указывающие на изменение порядка выполнения действий. Правила о порядке выполнения действий усложняются при ознакомлении с умножением и делением в теме «Числа от 1 до 100». В дальнейшем, на последнем году обучения в начальной школе, рассматриваются новые для учащихся правила о порядке выполнения действий в выражениях, содержащих две пары скобок или два действия внутри скобок. Эти правила иллюстрируются довольно сложными примерами, содержащими сначала 2—3, а затем 3—4 арифметических действия. Следует подчеркнуть, что правила о порядке выполнения действий — один из сложных и ответственных вопросов курса. Работа над ним требует многочисленных, распределенных во времени тренировочных упражнений как репродуктивного, так и творческого характера. Умение применять эти правила в практике вычислений вынесено в основные требования программы на конец обучения в начальной школе.
Уверенное овладение детьми навыками устных и письменных вычислений является одной из основных задач начального обучения математике, так как это необходимо для продолжения обучения и позволяет решать любую вычислительную задачу без использования специальных средств.
Вместе с тем, поскольку в настоящее время получили довольно большое распространение микрокалькуляторы, можно к концу обучения в начальной школе ознакомить учащихся с их использованием для проведения вычислений и проверки их правильности. С учетом реальных условий работы с классом — при наличии микрокалькуляторов у всех учащихся — можно выполнять на уроках специальные упражнения, направленные на формирование навыков работы с микрокалькулятором. Однако такая работа не должна идти в ущерб выполнению основных требований программы.
47
Важнейшей особенностью начального курса математики является то, что рассматриваемые в нем основные понятия, отношения, взаимосвязи, закономерности находят применение при решении соответствующих конкретных задач. Например, решение так называемых простых текстовых задач (задач, решаемых одним действием) способствует более осознанному усвоению детьми смысла самих действий, отношений больше — меньше (на сколько единиц и во сколько раз), столько же (или равно), взаимосвязи между компонентами и результатами действий, использованию действий вычитания (деления) для сравнения чисел. Именно на простых текстовых задачах дети знакомятся и со связью между такими величинами, как цена — количество — стоимость; норма расхода материала на одну вещь — число изготовленных вещей — общий расход материала; скорость — время — пройденный путь при равномерном прямолинейном движении (расстояние); длины сторон прямоугольника — его площадь и др.
Такие задачи предусмотрены программой каждого года обучения. Система в их подборе и расположении во времени построена с таким расчетом, чтобы обеспечить наиболее благоприятные условия для сопоставления, сравнения, противопоставления задач, сходных в том или ином отношении, а также задач взаимно обратных. Это исключает возможность выработки штампов и натаскивания в решении задач: дети с самого начала будут поставлены перед необходимостью каждый раз проводить анализ задачи, устанавливая связь между данными и искомым, для того чтобы осознанно выбрать то или иное действие для ее решения.
К общим умениям работы над задачей относится и умение моделировать описанные в ней взаимосвязи между данными и искомым с использованием разного вида условных изображений (предметный рисунок, графическая схема, чертеж).
Наряду с простыми задачами уже в 1 классе вводятся и задачи составные. Это на первых порах задачи небольшой сложности (например, в 2 действия), направленные главным образом на применение знаний конкретного смысла действий, на сопоставление различных случаев использования одного и того же действия, противопоставление случаев, требующих применения различных действий. В дальнейшем сложность рассматриваемых задач постепенно возрастает. Это могут быть и задачи, решаемые в 3—4 действия. Однако главным в усложнении задач является не столько увеличение числа действий, которыми они решаются, сколько относительная сложность распутывания того клубка связей, которые существуют между данными и искомым.
При обучении математике важно научить детей самостоятельно находить пути решения предлагаемых задач, применять общие подходы к их решению.
Дети учатся анализировать содержание задач, объясняя, что известно и что неизвестно в задаче, что можно узнать по данному условию и что нужно знать для ответа на вопрос задачи, составлять план решения, обосновывать выбор каждого арифметического действия и пояснять полученные результаты, записывать решение задачи на первых порах только по действиям, а в дальнейшем и составлять по условию задачи выражение, вычислять его значение, устно давать полный ответ на вопрос задачи и проверять правильность ее решения. Важно, чтобы учащиеся подмечали возможность различных способов решения некоторых задач и сознательно выбирали наиболее рациональный из них.
В процессе работы над задачами дети упражняются в самостоятельном составлении задач. Числовой и сюжетный материал для этого берется как из учебника, так и из окружающей действительности.
Работе над задачей можно придать творческий характер (изменить вопрос задачи или ее условие при сохранении вопроса, снять его, предложив учащимся самим определить, что можно узнать из условия задачи, или поставить дополнительный вопрос и др.).
Серьезнейшее значение, которое придается обучению решению текстовых задач, объясняется еще и тем, что это мощный инструмент для развития у детей воображения, логического мышления, речи. Решение задач укрепляет связь обучения с жизнью, углубляет понимание их практического значения и пробуждает у учащихся интерес к математическим знаниям. Решение текстовых задач при соответствующем их подборе позволяет расширять кругозор ребенка, знакомя его с самыми разными сторонами окружающей действительности. Важным понятием в курсе математики является понятие величины. При формировании представлений о величинах (длине, массе, площади, времени и др.) учитель опирается на опыт ребенка, уточняет и расширяет его. Так, при ознакомлении с понятием длины сначала используют прием сравнения на глаз, затем — прием наложения, на следующем этапе вводятся различные мерки. В ходе практического выполнения таких заданий учащихся подводят к самостоятельному выводу о необходимости введения единых общепринятых единиц каждой величины. Дети знакомятся с измерительными инструментами. Ознакомление с единицами величин и их соотношениями проводится в течение всех лет обучения в начальной школе. Одной из основных задач четвертого года обучения становится пополнение и обобщение этих знаний. Необходимо рассмотреть соотношения между единицами каждой величины. Эти соотношения усваиваются учащимися при выполнении различных заданий и заучивании соответствующих таблиц. Программой предусмотрено также изучение сложения и вычитания значений величин, выраженных в одних и тех же единицах (длины, массы, времени и др.), умножение и деление значений величины на однозначное число.
Геометрический материал предусмотрен программой для каждого класса. Круг формируемых у детей представлений о. различных геометрических фигурах и некоторых их свойствах расширяется постепенно. Это точка, линии (кривая, прямая), отрезок, ломаная, многоугольники различных видов элементы (центр, радиус).
При формировании представлений о фигурах большое значение придается выполнению практических упражнений, связанных с построением, вычерчиванием фигур, рассмотрением некоторых свойств изучаемых фигур (например, свойства противоположных сторон прямоугольника); упражнений, направленных на развитие геометрической зоркости (умения распознавать геометрические фигуры на сложном чертеже, составлять заданные геометрические фигуры из частей и др.).
Работа над геометрическим материалом по возможности увязывается и с изучением арифметических вопросов. Так, с самого начала геометрические фигуры и их элементы используются в качестве объектов счета предметов. После ознакомления с измерением длины отрезка решаются задачи на нахождение суммы и разности двух отрезков, длины ломаной, периметра многоугольника, в том числе прямоугольника (квадрата), а в дальнейшем и площади прямоугольника (квадрата). Нахождение площади прямоугольника (квадрата) связывается с изучением умножения, задача нахождения стороны прямоугольника (квадрата) по его площади — с изучением деления.
Различные геометрические фигуры (отрезок, многоугольник, круг) используются и в качестве наглядной основы при формировании представлений о долях величины, а также при решении разного рода текстовых задач. Трудно переоценить значение такой работы при развитии как конкретного, так и абстрактного мышления у детей.
К элементам алгебраической пропедевтики относится ознакомление детей с таким важным математическим понятием, как понятие переменной. Уже в теме «Числа от 1 до 10» после введения названий компонентов и результатов сложения и вычитания учащимся предлагаются упражнения, в которых, например, значения слагаемых заданы в табличной форме, требуется найти суммы и заполнить соответствующие клетки таблицы. В дальнейшем вводится буквенное обозначение переменной. Дети учатся находить значения буквенных выражений при заданных числовых значениях входящих в них букв.
Постепенно, начиная с решения подбором примеров вида □ ±3 = 7, учащиеся знакомятся с простейшими уравнениями {х- 8 = 56, л: + 9 = 19, х:А = 7 и т. п.), у них формируется понятие о том, что значит решить уравнение. В теме «Числа от 1 до 100» программой предусмотрено решение уравнений на основе знания взаимосвязей между компонентами и результатами действий. В 4 классе усложняется и структура решаемых уравнений (х- 8 = 246 -86 и т. п.). Это способствует формированию у детей понятий: равенство, левая и правая части равенства, верное (неверное) равенство.
Буквенная символика используется при формировании некоторых обобщений. Так, например, в записях вида l—fe = fe, а-1 = а, 0-с = 0, Ь-0 = 0 и т. п. фиксируются общие положения, важные для понимания смысла действий.
Содержание курса математики позволяет осуществлять его связь с другими предметами, изучаемыми в начальной школе (русский язык, природоведение, трудовое обучение). Это открывает дополнительные возможности для развития учащихся, позволяя, с одной стороны, применять в новых условиях знания, умения и навыки, приобретаемые на уроках математики, а с другой — уточнять и совершенствовать их в ходе практических работ, выполняемых на уроках по другим учебным предметам.
При обучении математике важное значение имеет индивидуальный подход к учащимся.
Для реализации данной программы авторским коллективом под руководством М. И. Моро разработан учебно-методический комплект пособий, включающий учебники для всех классов начальной школы, тетради на печатной основе для 1—4 классов, специальные тетради для работы с детьми, интересующимися математикой, методические пособия для учителя (тематические и поурочные методические рекомендации для каждого класса, сборники традиционных и тестовых заданий для контроля, демонстрационные таблицы и др.).
Разработанный комплект средств обучения позволяет проводить обучение с использованием различных организационных форм работы на уроке (работа индивидуальная, в группах и др.) и вне урока (кружки, факультативы, конкурсы и др.).
В программе сформулированы основные требования к знаниям, умениям и навыкам учащихся к концу каждого года обучения, а для выпускного класса начальной школы определяется уровень требований, необходимых для преемственной связи с курсом математики в среднем звене школы.
Содержание программы
Разделы, темы | Количество часов | ||
Примерная или авторская программа | Рабочая программа | ||
| II КЛАСС | 136 ч | 136 ч |
1 | Числа от 1 до 1000 (продолжение) | 12 | 12 |
| Числа, которые больше 1000 |
|
|
2 | Нумерация | 9 | 9 |
3 | Величины | 15 | 15 |
4 | Сложение и вычитание | 9 | 9 |
5 | Умножение и деление | 75 | 75 |
6 | Систематизация и обобщение всего изученного | 16 | 16 |
2. Содержание обучения.
Контрольная работа – 12 . Самостоятельная работа – 12 . Математический диктант — 8
Основные требования к знаниям, умениям и навыкам обучающихся к концу 4 класса
Обучающиеся должны знать:
Нумерация
Обучающиеся должны знать:
-
названия и последовательность чисел в натуральном ряду (с какого числа начинается этот ряд и как образуется каждое следующее число в этом ряду);
-
как образуется каждая следующая счетная единица (сколько единиц в одном десятке, сколько десятков в одной сотне и т. д., сколько разрядов содержится в каждом классе), названия и последовательность классов.
Обучающиеся должны уметь:
-
читать, записывать и сравнивать числа в пределах миллиона; записывать результат сравнения, используя знаки > (больше), < (меньше), = (равно);
-
представлять любое трехзначное число в виде суммы разрядных слагаемых.
Арифметические действия
Понимать конкретный смысл каждого арифметического действия.
Обучающиеся должны знать:
-
названия и обозначения арифметических действий, названия компонентов и результата каждого действия;
-
связь между компонентами и результатом каждого действия;
-
основные свойства арифметических действий (переместительное и сочетательное свойства сложения и умножения, распределительное свойство умножения относительно сложения);
-
правила о порядке выполнения действий в числовых выражениях, содержащих скобки и не содержащих их;
-
таблицы сложения и умножения однозначных чисел и соответствующие случаи вычитания и деления.
Обучающиеся должны уметь:
записывать и вычислять значения числовых выражесодсржшцих 3 – 4 действия (со
скобками и без них);
находить числовые значения буквенных выражений при заданных числовых значениях входящих в них букв
-
выполнять устные вычисления в пределах 100 и с большими числами в случаях, сводимых к действиям в пределах 100;
-
выполнять письменные вычисления (сложение и вычитание многозначных чисел, умножение и деление многозначных чисел на однозначное и двузначное числа), проверку вычислений;
-
решать уравнения вида х±60 = 320, 125 + х=750, 2000-*= 1450,. *• 12 = 2400, х:5 = 420, 600:х = 25 на основе взаимосвязи между компонентами и результатами действий;
-
решать задачи в 1 — 3 действия.
Величины
Иметь представление о таких величинах, как длина, площадь, масса, время, и способах их измерений. Обучающиеся должны знать:
-
единицы названных величин, общепринятые их обозначения, соотношения между единицами каждой из этих величин;
-
связи между такими величинами, как цена, количество, стоимость; скорость, время, расстояние и др.
Обучающиеся должны уметь:
— находить длину отрезка, ломаной, периметр многоугольника, в том числе прямоугольника (квадрата);
— находить площадь прямоугольника (квадрата), зная длины его сторон;
— узнавать время по часам;
-
выполнять арифметические действия с величинами (сложение и вычитание значений величин, умножение и деление значений величин на однозначное число);
-
применять к решению текстовых задач знание изученных связей между величинами.
Геометрические фигуры
Иметь представление о таких геометрических фигурах, как точка, линия (прямая, кривая), отрезок, ломаная, многоугольник и его элементы (вершины, стороны, углы), в том числе треугольник, прямоугольник (квадрат), угол, круг, окружность (центр, радиус).
Обучающиеся должны знать:
-
виды углов: прямой, острый, тупой;
-
виды треугольников: прямоугольный, остроугольный, тупоугольный; равносторонний, равнобедренный, разносторонний;
-
определение прямоугольника (квадрата);
-
свойство противоположных сторон прямоугольника. Обучающиеся должны уметь:
-
строить заданный отрезок;
— строить на клетчатой бумаге прямоугольник (квадрат)по заданным длинам сторон.
3. Список рекомендуемой учебно-методической литературы.
1. М. И. Моро, М. А. Бантова, Г. В. Белътюкова, С. И.Волкова, С. В. Степанова «Математика». Учебник для 4 класса начальной школы в двух частях.
2. О.И.Дмитриева, О.А. Мокрушина «Поурочные разработки по математике 4 класс» к учебному комплекту М. И. Моро.
3. О.В. Узорова, Е.А. Нефедова «2500 задач по математике».
4. О.В. Узорова, Е.А. Нефедова «Математика. Итоговое тестирование» 2 класс
5. В.Т. Голубь «Тематический контроль знаний. Математика. 2 класс»
6. Шоган В.В., “Технология личностно – ориентированного урока”, издательство “Учитель”, 2003 г.
7. Александров М.Ф., Волошина О.И. Математика. Тесты: начальная школа: Учебно-методическое пособие.
8. Винокурова Н.К. Подумаем вместе
9. Волина В.В. Праздник числа: Занимательная математика для детей.
10. Жикалкина Т.К. Игровые и занимательные задания по математике: Пособие для учителя.
11. Кульневич С.В., Лаконценина Т.П. Нетрадиционные уроки в начальной школе.
12. Лазутина В.Ф. Устный счет с улыбкой. –М.,1994.
13. Интернет ресурсы.
4. Критерии и нормы оценки знаний обучающихся
Особенности организации контроля по математике
Текущий контроль по математике можно осуществлять как в письменной, так и в уст ной форме. Письменные работы для текущего контроля рекомендуется проводить не реже одного раза в неделю в форме самостоятельной работы или математического диктанта. Желательно, чтобы работы для текущего контроля состояли из нескольких однотипных заданий, с помощью которых осуществляется всесторонняя проверка только одного определенного умения (например, умения сравнивать натуральные числа, умения находить площадь прямоугольника и др.).
Тематический контроль по математике в начальной школе проводится в основном в письменной форме. Для тематических проверок выбираются узловые вопросы программы: приемы устных вычислений, действия с многозначными числами, измерение величин и др.
Среди тематических проверочных работ особое место занимают работы, с помощью которых проверяются знания табличных случаев сложения, вычитания, умножения и деления. Для обеспечения самостоятельности учащихся подбирается несколько вариантов работы, каждый из которых содержит 30 примеров (соответственно по 15 на сложение и вычитание или умножение и деление). На выполнение та кой работы отводится 5-6 минут урока.
Итоговый контроль по математике проводится в форме контрольных работ комбинированного характера (они содержат арифметические задачи, примеры, задания геометрического характера и др.). В этих работах сначала от дельно оценивается выполнение задач, приме ров, заданий геометрического характера, а за тем выводится итоговая отметка за всю работу.
При этом итоговая отметка не выставляется как средний балл, а определяется с учетом тех видов заданий, которые для данной работы являются основными.
Классификация ошибок и недочетов, влияющих на снижение оценки
Оценивание письменных работ
В основе данного оценивания лежат следующие показатели: правильность выполнения и объем выполненного задания.
Ошибки:
вычислительные ошибки в примерах и задачах;
ошибки на незнание порядка выполнения арифметических действий;
неправильное решение задачи (пропуск действия, не правильный выбор действий, лишние действия);
не решенная до конца задача или пример;
невыполненное задание;
незнание или неправильное применение свойств, правил, алгоритмов, существующих зависимостей, лежащих в основе выполнения задания или используемых в ходе его выполнения;
неправильный выбор действий, операций;
неверные вычисления в случае, когда цель задания — проверка вычислительных умений и навыков;
пропуск части математических выкладок, действий, операций, существенно влияющих на получение правильного ответа;
несоответствие пояснительного текста, ответа задания, наименования величин выполненным действиям и полученным результатам;
несоответствие выполненных измерений и геометрических построений заданным пара метрам.
Недочеты:
неправильное списывание данных (чисел, знаков, обозначений, величин);
ошибки в записях математических терминов, символов при оформлении математических выкладок;
неверные вычисления в случае, когда цель задания не связана с проверкой вычисли тельных умений и навыков;
нерациональный прием вычислений.
недоведение до конца преобразований.
наличие записи действий;
неправильная постановка вопроса к действию при решении задачи;
отсутствие ответа к заданию или ошибки в записи ответа.
Оценивание устных ответов
В основу оценивания устного ответа учащихся положены следующие показатели: правильность, обоснованность, самостоятельность, полнота.
Ошибки:
неправильный ответ на поставленный вопрос;
неумение ответить на поставленный вопрос или выполнить задание без помощи учителя;
при правильном выполнении задания не умение дать соответствующие объяснения.
Недочеты:
неточный или неполный ответ на постав ленный вопрос;
при правильном ответе неумение самостоятельно или полно обосновать и проиллюстрировать его;
неумение точно сформулировать ответ решенной задачи;
медленный темп выполнения задания, не являющийся индивидуальной особенностью школьника;
неправильное произношение математических терминов.
За грамматические ошибки, допущенные в работе, оценка по математике не снижается.
За неряшливо оформленную работу, несоблюдение правил каллиграфии оценка по математике снижается на один балл, но не ниже «3».
Характеристика цифровой оценки (отметки)
«5» («отлично») – уровень выполнения требований значительно выше удовлетворительного: отсутствие ошибок как по текущему, так и по предыдущему учебному материалу; не более одного недочета; логичность и полнота изложения.
«4» («хорошо») – уровень выполнения требований выше удовлетворительного: использование дополнительного материала, полнота и логичность раскрытия вопроса; самостоятельность суждений, отражение своего отношения к предмету обсуждения. Наличие 2 – 3 ошибок или 4 – 6 недочетов по текущему учебному материалу; не более 2 ошибок или 4 недочетов по пройденному материалу; незначительные нарушения логики изложения материала; использование нерациональных приемов решения учебной задачи; отдельные неточности в изложении материала.
«3» («удовлетворительно») – достаточный минимальный уровень выполнения требований, предъявляемых к конкретной работе; не более 4 – 6 ошибок или 10 недочетов по текущему учебному материалу; не более 3 – 5 ошибок ли не более 8 недочетов по пройденному учебному материалу; отдельные нарушения логики изложения материала; неполнота раскрытия вопроса.
«2» («плохо») – уровень выполнения требований ниже удовлетворительного: наличие более 6 ошибок или 10 недочетов по текущему материалу; более 5 ошибок или более 8 недочетов по пройденному материалу; нарушение логики; неполнота, нераскрытость обсуждаемого вопроса, отсутствие аргументации либо ошибочность ее основных положений.
Оценка письменных работ по математике.
Работа, состоящая из примеров
«5» – без ошибок.
«4» – 1 грубая и 1 – 2 негрубые ошибки.
«3» – 2 – 3 грубых и 1 – 2 негрубые ошибки или 3 и более негрубых ошибки.
«2» – 4 и более грубых ошибки.
Работа, состоящая из задач
«5» – без ошибок.
«4» – 1 – 2 негрубые ошибки.
«3» – 1 грубая и 3 – 4 негрубые ошибки.
«2» – 2 и более грубых ошибки.
Комбинированная работа
«5» – без ошибок.
«4» – 1 грубая и 1 – 2 негрубые ошибки, при этом грубых ошибок не должно быть в задаче.
«3» – 2 – 3 грубых и 3 – 4 негрубые ошибки, при этом ход решения задачи должен быть верным.
«2» – 4 грубых ошибки.
Контрольный устный счет
«5» – без ошибок.
«4» – 1 – 2 ошибки.
«3» – 3 – 4 ошибки.
«2» – более 3 – 4 ошибок.
Характеристика словесной оценки (оценочное суждение)
Словесная оценка есть краткая характеристика результатов учебного труда школьников. Эта форма оценочного суждения позволяет раскрыть перед учеником динамику результатов его учебной деятельности, проанализировать его возможности и прилежание. Особенностью словесной оценки являются ее содержательность, анализ работы школьника, четкая фиксация успешных результатов и раскрытие причин неудач. Причем эти причины не должны касаться личностных характеристик учащегося.
Оценочное суждение сопровождает любую отметку в качестве заключения по существу работы, раскрывающего как положительные, так и отрицательные ее стороны, а также пути устранения недочетов и ошибок.
5. Контрольно-измерительные материалы
Контрольная работа №1 по теме: «Числа от 1 до 1000».
Вариант 1.
Решите задачу:
Из 32 метров ткани сшили 8 одинаковых платьев. Сколько потребуется метров ткани, чтобы сшить 12 таких платьев?
Найдите значение выражений:
109 ∙ 7 486 ∙ 2 686 : 7 608 – 359
3 ∙ 251 436 : 4 792 : 3 328 + 296
Вычислите:
72 + 48 : (3 ∙ 2) (1230 + 600) – (570 – 70)
Вычислите периметр и площадь прямоугольника со сторонами 8 см и 3 см.
Продолжи ряд чисел, записав еще 3 числа:
608, 618, 628, …..
Вариант 2.
Решите задачу:
Из 32 метров ткани сшили 8 одинаковых платьев. Сколько можно сшить таких платьев из 60 метров ткани?
Найдите значение выражений:
407 ∙ 2 2 ∙ 462 278 ∙ 3 706 – 428
812 ∙ 2 536 : 8 774 : 2 246 + 479
Вычислите:
41 — 3 ∙ (63 : 9) (980 — 800) + (320 – 20 )
Вычислите периметр и площадь квадрата со стороной 7 см.
Продолжи ряд чисел, записав еще 3 числа:
995, 985, 975, …..
Контрольная работа № 2 по теме «Нумерация».
Вариант 1.
Запиши числа : 75 сотен, 758 сотен, 785 десятков, 75 тысяч. Расположи их в порядке возрастания.
Замени суммой разрядных слагаемых числа: 317107, 8500235.
Сравни числа:
574215 и 573215 56000 и 65000
7615 и 7165 3714 и 3174
Из чисел 7548,9287,5348,2976,8400 выпиши самое маленькое и самое большое число.
Продолжи ряды чисел:
12496,12497, 12498, …., …, …. .
810004,810003,810002, ….., ….., ….
Выпиши числа, у которых в разряде единиц класса тысяч стоит цифра 5:
11545 652050 765432 950545 25000
Найди закономерность и продолжи числовой ряд:
5670,5672,5674, …., …. 3970,3860,3750, …., ….
Вариант 2.
Запиши числа: 84 сотни, 845 сотен, 854 десятка, 85 тысяч. Расположи их в порядке возрастания.
Замени суммой разрядных слагаемых числа: 263301, 7300162.
Сравни числа:
685400 и 694500 37514 и 73514
5827 и 5872 8111 и 9198
Из чисел 35130,68247,90000,24352,68371 выпиши самое маленькое и самое большое число.
Продолжи ряды чисел:
74396,74397,74398, …., …, …. .
270003,270002,270001, ….., ….., ….
Выпиши числа, у которых в разряде единиц класса тысяч стоит цифра 5:
73852 935855 15005 80555 42755
Найди закономерность и продолжи числовой ряд:
2590,2600,2610, …., …. 39720,37520,35320, …., …..
Контрольная работа № 3 по теме: «Величины».
Вариант 1.
Реши задачу:
Что легче и на сколько килограммов: 8 коробок конфет по 32 кг в каждом или 7 коробок вафель по 36 кг в каждом?
Сравни и поставь знаки >, < , =
2500 мм …..25 см 3 км 205 м ……3250 м
6 т 800 кг …..68 ц 10250 кг ……10 т 2 ц
Выполни вычисления:
25819 + 1 395000: 100
309 ∙ 100 75800 — 10000
500000 – 1 130007 + 8000
Вычислите периметр и площадь прямоугольника со сторонами 2 см и 4 см.
Запиши величины в порядке возрастания:
Вариант 2.
Реши задачу:
Что тяжелее и на сколько килограммов: 6 мешков муки по 46 кг в каждом или 5 мешков риса по 48 кг в каждом?
Сравни и поставь знаки >, < , =
12 дм 80 мм ….. 1280 мм 52 мм … 2 см 5 мм
2400 кг …. 240 ц 6 т 008 кг ……6080 кг
Выполни вычисления:
73549 + 1 84600 : 10
326000 — 1000 30000 – 1
268 ∙ 1000 206317 — 300
Вычислите периметр и площадь прямоугольника со сторонами 7 см и 3 см.
Запиши величины в порядке возрастания:
Контрольная работа №4 по теме «Величины. Сложение и вычитание многозначных чисел».
Вариант 1.
Реши задачу:
На комбинате в декабре изготовили 7163 л сока, а в январе – на 678 литров меньше. Из всего сока 9789 литров разлили в пакеты, а остальной сок – в бутылки. Сколько литров сока разлили в бутылки?
Выполни действия с проверкой:
700000 – 24618 804608 + 96395 312879 – 179542
Вычисли, записывая решение в столбик:
28 км 640 м – 9 км 890 м
360 кг + 16 т 740 кг
4ч 40 мин – 55 мин
Решите уравнение:
290 + х = 640 — 260
Вариант 2.
Реши задачу:
Зимой в магазине продали 3486 кукол, весной — на 697 кукол меньше. Из всех проданных кукол были в платьях, а остальные — в спортивных костюмах. Сколько было кукол в спортивных костюмах?
Выполни действия с проверкой:
600600 – 24863 143807 + 57296 529631 – 181479
Вычисли, записывая решение в столбик:
230 кг – 9 т 750 кг
32м 560 м + 19 км 540 м
2ч 20 мин – 45 мин
Решите уравнение:
400 – х = 275 + 25
Контрольная работа №5 по теме: «Умножение и деление».
Вариант 1.
Реши задачу:
Один станок работал 3 часа, изготавливая каждый час 1200 деталей. Менее мощный станок работал 4 часа, изготавливая по 890 деталей в час. Сколько всего деталей изготовили эти станки?
Выполни действия:
237592 ∙ 4 7 ∙ 16004 65376 : 9
27518 8571 : 3 1722 : 6
Решите уравнение:
х ∙ 8 = 800 ∙ 10
Запиши все однозначные числа, при которых верна каждая из приведенных записей:
165 ∙ < 1650 222 ∙ > 888
Вариант 2.
Реши задачу:
К пристани причалили 2 теплохода, на каждом из которых было по 750 человек, и 3 теплохода, на каждом из которых было по 630 человек. Сколько всего человек привезли теплоходы?
Выполни действия
123812 ∙ 6 48068 ∙ 4 6512 : 4
4 ∙ 8426 32568 : 6 2435 : 5
Решите уравнение:
2∙ х = 840 – 720
Запиши все однозначные числа, при которых верна каждая из приведенных записей:
623 ∙ < 6230 111 > 666
Итоговая контрольная работа №6 за 1 полугодие.
Вариант 1.
Реши задачу:
В концертном зале 2000 мест. В партере 1200 мест. В амфитеатре мест в 3 раза меньше, чем в партере, а остальные места на балконе. Сколько мест на балконе?
Найди значения выражений:
(10283 + 16789) : 9 5 ∙ (125 + 75): 20 + 80
(200496 — 134597)∙ 2
Сравни, поставь знаки:
6 т 20 кг ……6 т 2 ц 20 км 300 м …… 23000 м
245 ч….. 4 сут. 5 ч
Реши уравнение:
3 ∙ х = 87 – 6
*Внук, родившийся в 1992 году, на 65 лет моложе деда. В каком году родился дед?
Вариант 2.
Реши задачу:
На рынок привезли груши, яблоки и сливы, всего 4 тонны. Яблок было 2240 кг, груш в 2 раза меньше, чем яблок, а остальные сливы. Сколько килограммов слив привезли на рынок?
Найди значения выражений:
(18370 + 23679) : 7 156 – 96 : (12 : 4) : 2
(800035 – 784942,)∙ 6
Сравни, поставь знаки:
5 км 004 м ……5 км 40 дм 6 т 200 кг …… 62000 кг
245 ч….. 4 сут. 5 ч
Реши уравнение:
84 : х = 6 ∙ 7
*Бабушка родилась в 1934 году. В каком году родилась внучка, если она на 56 лет моложе бабушки?
Контрольная работа № 7 по теме: «Умножение и деление».
Вариант 1.
Решите задачу:
Автобус до Минска шел 10 часов со скоростью 63 км/ ч. С какой скоростью должен идти автобус, чтобы пройти то же расстояние за 9 часов?
Вычислите:
(8700 + 32415) ∙ 3 – 35073 : 9
Решите уравнение:
х ∙ 4 = 756 – 240
Сравните и поставьте знаки:
5350 м …..5 км 530 м 527 см ……..52 дм 2 см + 5 см
3016 кг …..3 т 160 кг 5 ч 30 мин ….140 мин + 190 мин
Геометрическая задача:
Прямоугольник и квадрат имеют одинаковый периметр, равный 16 см. Начертите такие фигуры.
Вариант 2.
Решите задачу:
Скоростной поезд до Санкт – Петербурга идет 6 ч со скоростью
140 км/ч. С какой скоростью идет товарный поезд, если ему на это требуется 14 часов?
Вычислите:
13640 : 4 + (90206 — 42910)
Решите уравнение:
763 : х = 854 – 745
Сравните и поставьте знаки:
3 км 650 м ….3560 м 992 см …..97 дм 2 см + 20 см
7 ц 93 кг ….7093 кг 409 мин ….5 ч 55 мин + 55 мин
Геометрическая задача:
Прямоугольник и квадрат имеют одинаковый периметр, равный 12 см. Начертите такие фигуры.
Контрольная работа № 8 по теме: «Умножение и деление».
Вариант 1.
Решите задачу:
Ученик читал книгу по 55 страниц в день в течении 5 дней, а за субботу и воскресенье прочитал 150 страниц. Сколько страниц осталось ему прочитать, если в книге 580 страниц?
Вычислите:
62240 : 40 238800 : 600
4050 ∙ 600 7320 ∙ 40
Найдите значение выражения:
563430 : 70 + 9204 ∙ 40
Решите уравнение:
204 ∙ 500 – х = 390
Геометрическое задание:
Начерти квадрат со стороной 6 см. Закрась 1/6 площади квадрата. Сколько квадратных сантиметров ты закрасил?
Вариант 2.
Решите задачу:
Ира читала книгу по 47 страниц в день в течении 5 дней, а за субботу и воскресенье прочитала 135 страниц. Сколько страниц осталось ей прочитать, если в книге 495 страниц?
Вычислите:
75270 : 30 205100 : 700
2700 ∙ 900 4080 ∙ 50
Найдите значение выражения:
432360 : 60 + 7021 ∙ 30
Решите уравнение:
701 ∙ 200 – х = 920
Геометрическое задание:
Начерти квадрат со стороной 7 см. Закрась 1/7 площади квадрата. Сколько квадратных сантиметров ты закрасил?
Контрольная работа №9 по теме «Письменное умножение на двузначное число».
Вариант 1.
Решите задачу:
За 8 часов поезд прошел 480 км, а самолет за 2 часа пролетел 1320 км. Во сколько раз скорость поезда меньше скорости самолета?
Выполните действия:
6892 ∙ 17 2 кг 450 г ∙ 36
4144 52 17 руб. 84 коп. 48
Вычислите значение выражения:
8000 – 352 ∙ 65 : 20 + 280
Сравните и поставьте знаки:
км ……4000 м 14 ч ….. сут.
Геометрическое задание:
Длина прямоугольника 9 см, ширина в 3 раза короче. Вычислите площадь этого прямоугольника
Вариант 2.
Решите задачу:
Товарный поезд прошел 2160 км за 8 часов, а электричка за 3 часа прошла 270 км. Во сколько раз скорость электрички больше скорости товарного поезда?
Выполните действия:
9534 66 2 т 7 ц 50 кг 50
7006 ∙ 89 40 руб. 32 коп. ∙ 18
Вычислите значение выражения:
(57225 : 20 — 306) + 8320
Сравните и поставьте знаки:
т …… 250 кг ч …..15 мин
Геометрическое задание:
Ширина прямоугольника 15 см, а длина в 5 раз меньше. Вычислите площадь этого прямоугольника.
Контрольная работа №10 по теме «Письменное умножение на трёхзначное число».
Вариант 1.
Решите задачу:
На рынок привезли груши, яблоки и сливы- всего 4 тонны. Яблок было 2240 кг, груш в 2 раза меньше, чем яблок, а остальное – сливы. Сколько килограммов слив привезли на рынок?
Решить примеры в столбик:
173209
245380
812427
15260:70
259608:8
8130:30
Найти значения выражений:
( 10283 + 16789): 9
( 200496 – 134597) 2
Сравни величины:
-
т 38 кг ….638 кг
702 ц …. 7 т 2 ц
Вариант 2.
Решите задачу:
Турист проехал расстояние 5 км. На машине он проехал 3240 метров, на велосипеде в 3 раза меньше, чем на машине, остальное расстояние он прошёл пешком. Сколько метров турист прошёл пешком?
Решить примеры в столбик:
256208
714560
613432
16400:60
558720:9
6140:20
Найти значения выражений:
( 18370+ 23679) : 7
( 800035- 784942) 6
Сравни величины:
7т 29 кг ….729 кг
401 ц …..4т 1 ц
Контрольная работа №11 по теме «Письменные приёмы умножения и деления».
Вариант 1.
Решите задачу:
Ученик 4 дня читал по 35 страниц в день, а потом еще 65 страниц. Сколько страниц ему осталось прочитать, если в книге 420 страниц?
Выполните действия:
5206 : 38 43 м – 6 м 38 см
12096 : 56 34 ц – 4 ц 47 кг
16533 : 33
Найдите значение выражения:
2503 ∙ 85 + (100000 — 1975) : 75
Решите уравнение:
5∙ х – 30 = 105
Вариант 2.
Решите задачу:
Магазин 5 дней продавал по 165 кг капусты, а потом продал еще 400 кг. Сколько килограммов осталось продать, если всего было 2000 кг капусты?
Выполните действия:
5070 : 78 14 ч – 2 ч 25 мин
12502 : 14 5 ц 82 кг – 3 ц 93 кг
15652 : 26
Найдите значение выражения:
17168 : 16+ (830 ∙ 65 — 8548)
Решите уравнение:
68 + х ∙ 6 = 16
Контрольная работа №12 по теме «Письменные приёмы умножения и деления».
Вариант 1.
Решите задачу:
На фабрику привезли 240 м шелковой ткани. Из этой материи сшили 32 рубашки, расходуя на каждую по 5 м. Из остальной материи сшили женские блузки, расходуя на каждую по 4 м. Сколько блузок сшили на фабрике?
Выполни действия:
6007810
679258
540030200
18848:38
992341:269
166520:724
Сравни величины:
5км 64 м ….665 м
4т 8 ц ….408 кг
2ч 50 мин ….. 250 мин
Решить уравнение:
112 : х = 128 : 16
Решите задачу:
Площадь колхозного участка 39072 кв. м. Ширина участка 12 м. Найдите периметр этого участка.
Вариант 2.
Решите задачу:
Колхоз собрал 420 т капусты и заложил в хранилище.
За зиму вывезли 36 машин, погрузив по 6 т капусты на каждую. Остальную капусту вывезли весной, погрузив на каждую по 4 т. На скольких машинах увезли капусту весной?
Выполни действия:
5008910
796528
49002040
35082:18
434280:517
283410:603
Сравни величины:
5км 63 м … 564 м
2т 7 ц ….207 ц
4 ч 20 мин …. 420 мин
Решить уравнение:
126 : х =162 : 18
Решите задачу:
Площадь, занимаемая на колхозном поле посадкой клубники 50880 кв. м. Длина участка 24 м. Найдите периметр этого участка.
Контрольная работа №13 за 4 четверть
Вариант 1.
Решите задачу:
Фермер собрал 4 т кофейных зерен. Из них 940 кг он продал на шоколадную фабрику, а остальные зерна поместил в 68 мешков поровну. Сколько килограммов кофейных зерен в каждом мешке?
Выполните действия:
7247 ∙ 5
1305 : 9
6098 ∙ 83
38744 : 58
930760 – 845999
68754 + 224689
16727 : 389
189088 : 622
Решите уравнение:
112 : х = 48 :6
Сравните и поставьте знаки:
3030 м ……3 км 300 м 1 ч 46 мин …..146 мин
20 ц …..2 т 650 м ….. 6 км 005 м
Вариант 2.
Решите задачу:
Фермер вырастил 6 т 288 кг яблок. Из них 2590 кг сдали не переработку для производства сока. Оставшееся количество разложили в 86 ящиков поровну. Сколько килограммов яблок в каждом ящике?
Выполните действия:
5289 ∙ 9
13518 : 9
15698 : 47
240542 : 86
48909 + 298698
92800 – 217995
19151 : 684
41097 : 399
Решите уравнение:
126 : х = 54 : 9
Сравните и поставьте знаки:
3030 кг ……3 кг 300 г 5 ч 48 мин …..548 мин
20 ц …..2 т 894 м ….. 8 км 094 м
Итоговая контрольная работа №14.
Вариант 1.
Решите задачу:
Из двух городов, расстояние между которыми 918км, вышли одновременно навстречу друг другу два скорых поезда. Скорость одного поезда 65км в час. Определи скорость другого поезда, если поезда встретились через 6 часов.
Решите задачу:
На четырёх полках было 500 книг. На первой полке 139 книг, на второй на 12 книг меньше, чем на первой, на третьей – в 2 раза меньше, чем на первой и второй – вместе. Сколько книг было на четвёртой полке?
Найдите значение выражения:
600200-123321:303+245826
Выполни действия:
8 км 8 м – 88 м
5 м 5 см – 55 см
7 ч 29 мин 9
Решить уравнение:
х : 138 = 1035 : 45
Решите задачу:
Площадь поля 103090 кв. м. Длина поля 845 м. Найдите периметр этого поля.
Вариант 2.
Решите задачу:
Из двух городов, расстояние между которыми 828 км, вышли одновременно навстречу друг другу скорый и товарный поезда. Скорость скорого поезда 75 км/ч. Какова скорость товарного поезда, если поезда встретились через 6 часов?
Решите задачу:
В зернохранилище 700т пшеницы. На зиму с базы отправили 124т зерна, а во второй – на 203т больше. Сколько тонн зерна осталось на базе?
Найдите значение выражения:
800010-11520:288+187979
Выполни действия:
9т 9 кг- 99 кг
4м 4 см – 44 см
6ч 43 мин 8
Решить уравнение:
х : 127 = 1960 : 56
Решите задачу:
Площадь детского лагеря 20864 кв. м. Ширина лагеря 128 м. Найдите периметр детского лагеря.
Рабочая программа
по математике
4 класс
УМК «Школа России» ФГОС
Пояснительная записка
Рабочая программа по математике разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов начального общего образования и авторской программы М.И.Моро, М.А.Бантова, Г.В.Бельтюкова, С.И.Волкова, С.В Степанова. Математика: Рабочие программы 1-4 классы – М. Просвещение, 2011.
Обучение математике является важнейшей составляющей начального общего образования. Этот предмет играет важную роль в формировании у младших школьников умения учиться.
Программа определяет ряд задач, решение которых направлено на достижение основных целей начального математического образования:
-
формирование элементов самостоятельной интеллектуальной деятельности на основе овладения несложными математическими методами познания окружающего мира (умения устанавливать, описывать, моделировать и объяснять количественные и пространственные отношения);
-
развитие основ логического, знаково-символического и алгоритмического мышления;
-
развитие пространственного воображения;
-
развитие математической речи;
-
формирование системы начальных математических знаний и умений их применять для решения учебно-познавательных и практических задач;
-
формирование умения вести поиск информации и работать с ней;
-
развитие познавательных способностей;
-
воспитание стремления к расширению математических знаний;
-
формирование критичности мышления;
-
развитие умений аргументированно обосновывать и отстаивать высказанное суждение, оценивать и принимать суждения других.
Примерное тематическое планирование составлено из расчета 4 часа в неделю – 136 часов.
Из них:
-
контрольных работ – 10;
-
проектов – 2.
Планируемые результаты изучения курса
Реализация программы обеспечивает достижение следующих личностных, метапредметных и предметных результатов.
Личностные результаты :
— Чувство гордости за свою Родину, российский народ и историю России;
— Осознание роли своей страны в мировом развитии, уважительное отношение к семейным ценностям, бережное отношение к окружающему миру.
— Целостное восприятие окружающего мира.
— Развитую мотивацию учебной деятельности и личностного смысла учения, заинтересованность в приобретении и расширении знаний и способов действий, творческий подход к выполнению заданий.
— Рефлексивную самооценку, умение анализировать свои действия и управлять ими.
— Навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками.
— Установку на здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, к работе на результат.
Метапредметные результаты:
— Способность принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, находить средства и способы её осуществления.
— Овладение способами выполнения заданий творческого и поискового характера.
— Умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её выполнения, определять наиболее эффективные способы достижения результата.
— Способность использовать знаково-символические средства представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебно-познавательных и практических задач.
— Использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий для решения коммуникативных и познавательных задач.
— Использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве Интернета), сбора, обработки, анализа, организации и передачи информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета, в том числе умение вводить текст с помощью клавиатуры компьютера, фиксировать (записывать) результаты измерения величин и анализировать изображения, звуки, готовить своё выступление и выступать с аудио-, видео- и графическим сопровождением.
— Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления
аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям.
— Готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения.
— Определение общей цели и путей её достижения: умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности, осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.
— Овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов и процессов в соответствии с содержанием учебного предмета «математика».
— Овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами.
— Умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием учебного предмета «Математика».
Предметные результаты:
— Использование приобретённых математических знаний для описания и объяснения окружающих предметов, процессов, явлений, а также для оценки их количественных и пространственных отношений.
— Овладение основами логического и алгоритмического мышления,
пространственного воображения и математической речи, основами счёта, измерения, прикидки результата и его оценки, наглядного представления данных в разной форме (таблицы, схемы, диаграммы), записи и выполнения алгоритмов.
— Приобретение начального опыта применения математических знаний для решения учебно-познавательных и учебно-практических задач.
— Умения выполнять устно и письменно арифметические действия с числами и числовыми выражениями, решать текстовые задачи, выполнять и строить алгоритмы и стратегии в игре, исследовать, распознавать и изображать геометрические фигуры, работать с таблицами, схемами, графиками и диаграммами, цепочками, представлять, анализировать и интерпретировать данные.
— Приобретение первоначальных навыков работы на компьютере (набирать текст на клавиатуре, работать с меню, находить информацию по заданной теме, распечатывать её на принтере).
Тематическое планирование по математике
Тема раздела |
Тема урока |
Кол-во часов |
Характеристика учебной деятельности |
Дата |
Домашнее задание | ||
по плану | по факту | ||||||
1. | Числа от 1 до 1000. Повторение. /13ч/ | Нумерация. Счёт предметов. Разряды. | 1 | Читать и строить столбчатые диаграммы. Работать в паре. Находить и исправлять неверные высказывания. Излагать и отстаивать своё мнение, аргументировать свою точку зрения, оценивать точку зрения одноклассника, обсуждать высказанные мнения.
| 1 нед. |
| с. 5 № 4, 8 |
2. | Числовые выражения. Порядок выполнения действий. | 1 |
|
| с. 7 № 17, 19 | ||
3. | Сложение и вычитание. Нахождение суммы нескольких слагаемых. | 1 |
|
| с. 8 № 23, 26 | ||
4. | Алгоритм письменного вычитания трехзначных чисел. | 1 |
|
| с. 9 № 31, 36 | ||
5. | Приемы письменного умножения трехзначного числа на однозначное. | 1 | 2 нед. |
| с. 10 № 43 | ||
6. | Свойства умножения. | 1 |
|
| с. 11 № 50, 53 | ||
7. | Алгоритм письменного деления трехзначных чисел. | 1 |
|
| с. 12 № 56, 58 | ||
8. | Приемы | 1 |
|
| с. 13 № 62, 66 | ||
9. | Письменное деление трехзначных чисел на однозначные числа. | 1 | 3 нед. |
| с. 14 № 70, 73 | ||
10. | Деление трехзначного числа на однозначное, когда в записи частного есть нуль. | 1 |
|
| с. 15 № 78, 80 | ||
11. | Знакомство со столбчатыми диаграммами. Чтение и составление столбчатых диаграмм. | 1 |
|
| с. 17 № 83 | ||
12. | Повторение пройденного «Что узнали. Чему научились». | 1 |
|
| с. 18 -19 № 11, 14 | ||
13. | Контрольная работа по теме «Числа от 1 до 1000. Четыре арифметических действия: сложение и вычитание». | 1 | 4 нед. |
|
| ||
14. | Числа, которые не больше 1000. Нумерация. /11ч/ | Нумерация. Разряды Работа над ошибками. | 1 | Считать предметы десятками, сотнями, тысячами. Читать и записывать любые числа в пределах миллиона. Заменять многозначное число суммой разрядных слагаемых. Выделять в числе единицы каждого разряда. Определять и называть общее количество единиц любого разряда. Сравнивать числа по классам и разрядам. Упорядочивать заданные числа. Устанавливать правило, по которому составлена числовая последовательность, продолжать ее, восстанавливать пропущенные в ней элементы. Оценивать правильность составления числовой последовательности. Группировать числа по заданному или самостоятельно установленному признаку, находить несколько вариантов группировки. Увеличивать (уменьшать) числа в 10, 100 и 1000 раз. Собрать информацию о своем городе и на этой основе создать математический справочник «Наш город в числах». Использовать материал справочника для составления и решения различных текстовых задач. Сотрудничать с взрослыми и сверстниками. Составлять план работы. Анализировать и оценивать результаты работы. |
|
| с. 23 № 87, 93 |
15. | Чтение многозначных чисел. | 1 |
|
| с. 24 № 96, 99 | ||
16. | Запись многозначных чисел. | 1 |
|
| с. 25 № 103, 106 | ||
17. | Разрядные слагаемые. Представление числа в виде суммы разрядных слагаемых. | 1 | 5 нед. |
| с. 26 № 112, 115 | ||
18. | Сравнение многозначных чисел. | 1 |
|
| с. 27 № 122, 124 | ||
19. | Увеличение и уменьшение числа в 10, 100, 1000 раз. | 1 |
|
| с. 28 № 127, 132 | ||
20. | Нахождение общего количества единиц определенного разряда в данном числе. | 1 |
|
| с. 29 № 137, 142 | ||
21. | Класс миллионов, класс миллиардов. | 1 | 6 нед. |
| с. 30 № 144, 147 | ||
22. | Проект «Математика вокруг нас». Создание математического справочника «Наш город (село)». | 1 |
|
| с. 32 – 33, проект | ||
23. | Повторение пройденного «Что узнали. Чему научились». | 1 |
|
| с. 34 -35 № 10, 15, 17 | ||
24. | Контрольная работа по теме «Числа, которые больше 1000. Нумерация». | 1 |
|
|
| ||
25. | Величины. /18ч/ | Величины. Единица длины километр. Работа над ошибками. | 1 | Переводить одни единицы длины в другие: мелкие в более крупные и крупные в более мелкие, используя соотношение между ними. Измерять и сравнивать длины, упорядочивать их значения. Сравнивать значения площадей разных фигур. Переводить одни единицы площади в другие, используя соотношение между ними. Определять площади фигур произвольной формы, используя палетку. Переводить одни единицы массы в другие, используя соотношение между ними. Приводить примеры и описывать ситуации, требующие перехода от одних единиц измерения к другим (от мелких к более крупным и от крупных к более мелким). Исследовать ситуации, требующие сравнения объектов по массе, упорядочивать их. Переводить одни единицы времени в другие. Исследовать ситуации, требующие сравнения событий по продолжительности, упорядочивать их. Решать задачи на определение начала, продолжительности и конца события.
| 7 нед. |
| с. 36 № 150 |
26. | Таблица единиц длины. | 1 |
|
| с. 37 № 153, 155 | ||
27. | Таблица единиц длины.. Закрепление. |
|
|
| с. 38 № 160, 165 | ||
28. | Единицы площади: квадратный километр, квадратный миллиметр. | 1 |
|
| с. 39- 40 № 169, 174 | ||
29. | Таблица единиц площади. | 1 |
|
| с. 41 № 182, 184 | ||
30. | Таблица единиц площади. Закрепление. | 1 | 8 нед. |
| с. 42 № 187, 190 | ||
31. | Определение площади с помощью палетки. | 1 |
|
| с. 43 -44 № 195, 199 | ||
32. | Масса. Единицы массы: центнер, тонна. | 1 |
|
| с. 45 № 205, 208 | ||
33. | Таблица единиц массы. | 1 |
|
| с. 46 № 212, 216 | ||
34. | Время. Единицы времени. | 1 | 9 нед. |
| с. 47 № 220, 222 | ||
35- 36. | Решение задач на определение начала, продолжительности и конца события. | 2 |
|
| с. 48 № 224, 229 | ||
|
| с. 49 № 234, 238 | |||||
37. | Секунда. | 1 |
|
| с. 50 № 243, 245 | ||
38. | Век. | 1 | 10 нед. |
| с. 51 № 251, 253 | ||
39. | Таблица единиц времени. | 1 |
|
| с. 52 № 257, 259 | ||
40- 41. | Повторение пройденного «Что узнали. Чему научились». | 2
|
|
| с. 53 № 10, 54 | ||
11нед. |
| с. 55 № 22, 26 | |||||
42. | Контрольная работа по теме «Величины». | 1 |
|
|
| ||
43. | Числа, которые больше 1000. Сложение и вычитание. /11ч/
| Письменные приемы сложения и вычитания многозначных чисел. Работа над ошибками. | 1 | Выполнять письменно сложение и вычитание многозначных чисел, опираясь на знание алгоритмов их выполнения; сложение и вычитание величин. Осуществлять пошаговый контроль правильности выполнения арифметических действий (сложение, вычитание). Выполнять сложение и вычитание значений величин. Моделировать зависимости между величинами в текстовых задачах и решать их. Выполнять задания творческого и поискового характера, применять знания и способы действий в изменённых условиях. Оценивать результаты усвоения учебного материала, делать выводы, планировать действия по устранению выявленных недочетов, проявлять заинтересованность в расширении знаний и способов действий.
|
|
| с. 60 – 61 № 266, 271 |
44. | Нахождение неизвестного слагаемого. | 1 |
|
| с. 62 № 279, 282 | ||
45. | Нахождение неизвестного уменьшаемого, неизвестного вычитаемого. | 1 | 12 нед. |
| с. 63 № 287, 290 | ||
46- 47. | Нахождение нескольких долей целого. | 2 |
|
| с. 64 № 292, 295 | ||
|
| с. 65 № 302, 305 | |||||
48. | Решение задач. | 1 |
|
| с. 66 № 310, 312 | ||
49. | Сложение и вычитание значений величин. | 1 | 13 нед. |
| с. 67 № 316, 317 | ||
50. | Решение задач. | 1 |
|
| с. 68 № 322, 324 | ||
51- 52. | Повторение пройденного «Что узнали. Чему научились». | 2 |
|
| с. 69 № 12, 16 | ||
|
| с. 72 № 21, 26 | |||||
53. | Контрольная работа по теме «Сложение и вычитание». | 1 | 14 нед. |
|
| ||
54. | Умножение и деление. /71ч/ | Умножение и его свойства. Умножение на 0 и 1. Работа над ошибками. | 1 | Выполнять письменное умножение и деление многозначного числа на однозначное. Осуществлять пошаговый контроль правильности выполнения арифметических действий (умножение и деление многозначного числа на однозначное). Составлять план решения текстовых задач и решать их арифметическим способом. Оценивать результаты усвоения учебного материала, делать выводы, планировать действия по устранению выявленных недочетов, проявлять заинтересованность в расширении знаний и способов действий. Моделировать взаимозависимости между величинами: скорость, время, расстояние. Переводить одни единицы скорости в другие. Решать задачи с величинами: скорость, время, расстояние. Применять свойство умножения числа на произведение в устных и письменных вычислениях. Выполнять устно и письменно умножение на числа, оканчивающиеся нулями, объяснять используемые приемы. Выполнять задания творческого и поискового характера, применять знания и способы действий в измененных условиях. Работать в паре. Находить и исправлять неверные высказывания. Излагать и отстаивать свое мнение, аргументировать свою точку зрения, оценивать точку зрения товарища. Применять свойство деления числа на произведение в устных и письменных вычислениях. Выполнять деление с остатком на числа 10, 100, 1000. Выполнять схематические чертежи по текстовым задачам на одновременное встречное движение и решать такие задачи. Составлять план решения. Обнаруживать допущенные ошибки. Собирать и систематизировать информацию по разделам. Отбирать, составлять и решать математические задачи и задания повышенного уровня сложности. Сотрудничать со взрослыми и сверстниками. Составлять план работы. Анализировать и оценивать результаты работы. Применять в вычислениях свойство умножения числа на сумму нескольких слагаемых. Выполнять письменно умножение многозначных чисел на двузначное и трехзначное число, опираясь на знание алгоритмов письменного выполнения действия умножение. Осуществлять пошаговый контроль правильности и полноты выполнения алгоритма арифметического действия умножение. Решать задачи на нахождение неизвестного по двум разностям. Выполнять прикидку результата, проверять полученный результат. Объяснять каждый шаг в алгоритмах письменного деления многозначного числа на двузначное и трехзначное число. Выполнять письменно деление многозначных чисел на двузначное и трехзначное число, опираясь на знание алгоритмов письменного выполнения действия умножение. Распознавать и называть геометрические тела: куб, шар, пирамида. Изготавливать модели куба и пирамиды из бумаги с использованием разверток. Моделировать разнообразные ситуации расположения объектов в пространстве и на плоскости. Соотносить реальные объекты с моделями многогранников и шара.
|
|
| с. 76 № 332 |
55- 56. | Письменные приемы | 2 |
|
| с. 77 № 337, 339 | ||
|
| с. 78 № 347, 349 | |||||
57. | Умножение чисел, запись которых | 1 | 15 нед. |
| с. 79 № 354, 356 | ||
58. | Нахождение неизвестного множителя, делимого, делителя. | 1 |
|
| с. 80 № 359, 362 | ||
59. | Деление с числами 0 и 1. | 1 |
|
| с. 81 № 367, 371 | ||
60- 61. | Алгоритм письменного деления многозначного числа на однозначное. | 2 |
|
| с. 82 № 375 | ||
16 нед. |
| с. 83 № 378 | |||||
62. | Решение задач на увеличение (уменьшение) числа в несколько раз, выраженных в косвенной форме. | 1 |
|
| с. 84 № 384, 387 | ||
63. | Закрепление изученного. Решение задач. | 1 |
|
| с. 85 – 86 № 394, 400 | ||
64. | Письменные приемы деления. Решение задач. | 1 |
|
| с. 87 – 88 № 408, 414 | ||
65. | Закрепление изученного. | 1 | 17 нед. |
| с. 89 — 90 № 425, 432 | ||
66- 67. | Повторение пройденного «Что узнали. Чему научились». | 2 |
|
| с. 91 № 10, 16, 22 | ||
|
| с. 93 № 26, 33, 41 | |||||
68. | Контрольная работа по теме «Умножение и деление на однозначное число». | 1 |
|
|
| ||
69. | Решение текстовых задач. Работа над ошибками. | 1 | 18 нед. |
| с. 4 № 4, 7 | ||
70. | Скорость. Единицы скорости. Взаимосвязь между скоростью, временем и расстоянием.
| 1 |
|
| с. 5 № 10, 13 | ||
71. 72. 73. | Решение задач с величинами: скорость, время, расстояние. | 3 |
|
| с. 6 № 17, 20 | ||
|
| с. 7 № 23, 26 | |||||
19 нед. |
| с. 8 № 32, 34 | |||||
74. | Умножение числа на произведение. | 1 |
|
| с. 12 № 37, 39 | ||
75- 76. | Письменное умножение на числа, оканчивающиеся нулями. | 2 |
|
| с. 13 № 43, 46 | ||
|
| с. 14 № 51, 53 | |||||
77. | Письменные приемы умножения двух чисел, оканчивающихся нулями. | 1 | 20 нед. |
| с. 15 № 59, 60 | ||
78. | Решение задач на одновременное встречное движение. | 1 |
|
| с. 16 № 62, 64 | ||
79. | Перестановка и группировка множителей. | 1 |
|
| с. 17 № 69, 72 | ||
80. | Повторение пройденного «Что узнали. Чему научились». | 1 |
|
| с. 20 – 23 № 9, 16, 27 | ||
81- 82. | Деление числа на произведение. | 1 1 | 21 нед. |
| с. 25 № 75, 77 | ||
|
| с. 26 № 83, 87 | |||||
83. | Деление с остатком на 10, 100, 1000. | 1 |
|
| с. 27 № 91, 93 | ||
84. | Решение задач. | 1 |
|
| с. 28 № 98, 101 | ||
85- 86- 87- 88. | Письменное деление на числа, оканчивающиеся нулями. | 4 | 22 нед. |
| с. 29 № 106, 108 | ||
|
| с. 30 № 111, 113 | |||||
|
| с. 31 № 117, 119 | |||||
|
| с. 32 № 122, 124 | |||||
89. | Решение задач на одновременное движение в противоположных направлениях. | 1 | 23 нед. |
| с. 33 № 126 | ||
90. | Закрепление изученного. | 1 |
|
| с. 34 № 134, 138 | ||
91. | Повторение пройденного «Что узнали. Чему научились». | 1 |
|
| с. 35 – 37 № 11, 17, 25 | ||
92. | Контрольная работа по теме «Умножение и деление на числа, оканчивающиеся нулями». | 1 |
|
|
| ||
93. | Проект «Математика вокруг нас». Составление сборника математических задач и заданий. Работа над ошибками. | 1 | 24 нед. |
| с. 40 — 41 | ||
94. | Умножение числа на сумму. | 1 |
|
| с. 42 – 43 № 143, 150 | ||
95. | Алгоритм письменного умножения многозначного числа на двузначное. | 1 |
|
| с. 44 № 159, 160 | ||
96. | Письменное умножение многозначного числа на двузначное. | 1 |
|
| с. 45 № 165, 168 | ||
97- 98. | Решение задач на нахождение неизвестного по двум разностям | 2 | 25 нед. |
| с. 46 № 171, 173 | ||
|
| с. 47 № 178, 181 | |||||
99- 100. | Письменное умножение многозначного числа на трехзначное. | 2 |
|
| с. 48 № 184 | ||
|
| с. 49 № 188, 190 | |||||
101. | Письменное умножение многозначного числа на трехзначное. Закрепление. | 1 | 26 нед. |
| с. 50 № 195, 197 | ||
102. | Решение задач на нахождение неизвестного по двум разностям. | 1 |
|
| с. 51 № 202, 204 | ||
103. | Повторение пройденного «Что узнали. Чему научились». | 1 |
|
| с. 54 – 56 № 10, 18, 24 | ||
104. | Контрольная работа по теме «Умножение и деление двузначное и трехзначное число». | 1 |
|
|
| ||
105. | Письменное деление многозначного числа на двузначное. Работа над ошибками. | 1 | 27 нед. |
| с. 57 № 208, 210 | ||
106. | Письменное деление многозначного числа на двузначное. Деление с остатком. | 1 |
|
| с. 58 № 216, 218 | ||
107. | Алгоритм письменного деления многозначного числа на двузначное. | 1 |
|
| с. 59 № 223, 225 | ||
108- 109. | Письменное деление на двузначное число. | 1 1 |
|
| с. 60 № 229, 231 | ||
28 нед. |
| с. 61 № 235, 237 | |||||
110. | Закрепление изученного. | 1 |
|
| с. 62 № 243, 245 | ||
111. | Закрепление изученного. Решение задач. | 1 |
|
| с. 63 № 252, 255 | ||
112. | Закрепление изученного. | 1 |
|
| с. 64 № 261, 264 | ||
113. | Письменное деление на двузначное число. Закрепление. | 1 | 29 нед. |
| с. 65 № 267, 269 | ||
114. | Закрепление изученного. Решение задач. | 1 |
|
| с. 66 № 272, 276 | ||
115. | Повторение пройденного «Что узнали. Чему научились». | 1 |
|
| с. 67 – 71 № 9, 16, 23 | ||
116. | Контрольная работа по теме «Деление на двузначное число». | 1 |
|
|
| ||
117- 118- 119- 120. | Письменное деление на трехзначное число. Работа над ошибками. | 4 | 30 нед. |
| с. 72 № 282, 283 | ||
|
| с. 73 № 288 | |||||
|
| с. 74 № 294, 297 | |||||
|
| с. 75 № 304, 307 | |||||
121. | Деление с остатком. | 1 | 31 нед. |
| с. 76 -77 № 313, 318 | ||
122. 123. | Повторение пройденного «Что узнали. Чему научились». | 2 |
|
| с. 82 № 8, 17 | ||
|
| с.- 85 № 22, 34 | |||||
124. | Контрольная работа по теме «Деление на трехзначное число». |
|
|
|
| ||
125. | Итоговое повторение. /12ч/ | Нумерация. Работа над ошибками. | 1 |
| 32 нед. |
| с. 86 – 88 № 9, 17 |
126. | Выражения и уравнения. | 1 |
|
| с. 89 № 4, 7 | ||
127. | Арифметические действия: сложение и вычитание. | 1 |
|
| с. 90 № 5, 7 | ||
128- 129. | Арифметические действия: умножение и деление. | 2 |
|
| с. 92 № 7, 9 | ||
33 нед. |
| с. 93 № 12, 18 | |||||
130. | Порядок выполнения действий. | 1 |
|
| с. 94 № 5,7 | ||
131. | Величины. | 1 |
|
| с. 95 № 4,6 | ||
132. | Геометрические фигуры. | 1 |
|
| с. 96 № 3, 8 | ||
133. | Задачи. | 2 | 34 нед. |
| с. 98 № 6,9 | ||
134. |
|
| с. 99 № 14, 17 | ||||
135. | Итоговая контрольная работа за 4 класс | 1 |
|
|
| ||
136. | Обобщающий урок-игра «В поисках клада» | 1 |
|
|
|