Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Гимназия №18» города Магнитогорска Челябинской области

Утверждаю:

________________________

директор МОУ «Гимназия №18»

Е.В. Дегтярева

«____» ___________ 2014 г.

Согласовано с учебной частью

___________________________

зам. директора по УВР

Н.А.Ожиганова

«___» _______________ 2014 г.

Рассмотрено на заседании МО учителей математического цикла

____________________________

руководитель МО

Н.М.Глубокова

«____» ___________ 2014 г.

Рабочая программа по математике

7 класс

Составил учитель математики

МОУ «Гимназия №18»

Глубокова Наталья Михайловна

2014-2015 учебный год

Пояснительная записка

Настоящая рабочая программа ориентирована на учащихся 7 классов и реализуется на основе следующих нормативных документов:

1. Федеральный компонент государственного образовательного стандарта. Базовый уровень (приказ МОиН РФ от 05.03.2004 № 1089 «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования».

2. Примерная программа среднего (полного) общего образования по математике. Базовый уровень (письмо Департамента государственной политики в образовании Министерства образования и науки Российской Федерации от 07.06.2005 г. №03-1263).

3. Приказ МОиН РФ от 31.03.2014 г. № 253 «Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования, имеющих государственную аккредитацию на 2014/2015 учебный год».

4. Приказ Министерства образования и науки Челябинской области от 30.05.2014 № 01/1839 «О внесении изменений в областной базисный учебный план для общеобразовательных организаций Челябинской области, реализующих программы основного общего и среднего общего образования»

5.Письмо от 31.07.2009 г. №103/3404 «О разработке рабочих программ учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей) в общеобразовательных учреждениях Челябинской области»

6. Методическое письмо «О преподавании учебного предмета «Математика» в общеобразовательных учреждениях Челябинской области в 2014-2015 учебном году».

Структура рабочей программы определена Положением гимназии о рабочих программах учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей) (Приказ № 165 от 31.08.2010г.)

Рабочая программа по математике для 7 класса составлена на основе федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования с учетом примерных программ курса алгебры и геометрии для 7 классов средней общеобразовательной школы (Программы общеобразовательных учреждений. Алгебра 7-9 классы. / Сост. Т.А. Бурмистрова. – М.: Просвещение, 2009 ,и «Сборник рабочих программ. 7-9 класс»/сост. Т.А.Бурмистрова.-М.:Просвещение,2011.) рекомендованной Департаментом образовательных программ и стандартов общего образования Министерства образования Российской Федерации от 2004 года.

Изучение базового курса ориентировано на использование учебника «Геометрия 7» автора В.Ф. Бутузов, рекомендованного Министерством образования и науки Российской Федерации. Для организации самостоятельной, практической, контрольных, работ используются «Дидактические материалы по геометрии 7 класс» В.Ф, Бутузов, а также методическое пособие «Поурочные разработки» к учебнику Геометрия 7 тех же авторов. Целью данного пособия является помощь учителю в планировании и подготовке уроков геометрии в 7 классе.

Всего часов: 169(из них 119ч-алгебра, 50-геометрия)

Количество часов в неделю 5 (I четверть:5 ч –алгебра, II четверть: 3 ч – алгебра , 2 ч — геометрия)

Количество учебных недель: 33 и 5 дней

Количество плановых контрольных работ/зачётов 7/10 (из них 0/10 — по алгебре, 5/0 — по геометрии,1/0-входная контрольная работа,1/0-полугодовая контрольная работа 1/0 – итоговая контрольная работа)

Цели изучения математики в 7 классе:

  • Развитие вычислительных и формально-оперативных алгебраических умений до уровня, позволяющего уверенно использовать их при решении задач математики и смежных предметов.

  • Усвоение аппарата уравнений и неравенств как основного средства математического моделирования прикладных задач.

  • Овладение конкретными математическими знаниями, необходимыми для применения в практической деятельности, для изучения смежных дисциплин и для продолжения образования.

  • Формирование качеств мышления, характерных для математической деятельности и необходимых для продуктивной жизни в обществе.

  • Формирование представлений о математике как части общечеловеческой культуры, понимания значимости математики для общественного прогресса.

Задачи учебного предмета

  • Развитие алгоритмического мышления

  • Овладение навыками дедуктивных рассуждений

  • Получение конкретных знаний о функциях как важнейшей математической модели для описания и исследования разнообразных процессов, для формирования у учащихся представлений о роли математики в развитии цивилизации и культуры

  • Формирование функциональной грамотности – умений воспринимать и анализировать информацию, представленную в различных формах

  • Понимание роли статистики как источника социально значимой информации

  • Приобретение конкретных знаний о пространстве и практически значимых умений

  • Формирование языка описания объектов окружающего мира

  • Развитие пространственного воображения и интуиции, математической культуры

  • Эстетическое воспитание учащихся

  • Развитие логического мышления

  • Формирование понятия доказательства

Общеучебные умения, навыки и способы деятельности

  • планирование и осуществление алгоритмической деятельности, выполнение заданных и конструирование новых алгоритмов

  • решение разнообразных классов задач из различных разделов курса, в том числе задач, требующих поиска пути и способов решения;

  • исследовательская деятельность, развитие идей, проведение экспериментов, обобщение, постановка и формулирование новых задач

  • ясное, точное, грамотное изложение своих мыслей в устной и письменной речи, использование различных языков математики, свободный переход с одного языка на другой для иллюстрации, интерпретации, аргументации и доказательства

  • проведение доказательных рассуждений, аргументации, выдвижение гипотез и их обоснование

  • поиск, систематизация, анализ и классификация информации, использование разнообразных информационных источников, включая учебную и справочную литературу, современные информационные технологии

Требования к математической

подготовке учащихся

В результате изучения алгебры ученик должен

знать/понимать:

Числа и вычисления

Изучение программного материала даёт возможность учащимся:

Систематизировать сведения о рациональных числах; пользоваться эквивалентными представлениями чисел в ходе решения задач;

Усовершенствовать навыки вычислений с рациональными числами; рационализировать вычисления; при нахождении значений выражений эффективно сочетать устные, письменные вычисления и применение калькулятора;

Овладеть приёмами прикидки и оценки результата вычислений;

Сформировать первоначальные умения статистического анализа больших массивов числовых данных;

Овладеть навыками решения двух основных задач на проценты – нахождение процента от величины и величины по ее проценту.

Уровень обязательной подготовки определяется следующими требованиями:

Уметь решать задачи на проценты;

Уметь свободно переходить от десятичных дробей к обыкновенным, находить десятичные эквиваленты или десятичные приближения обыкновенных дробей;

Уметь находить значения выражений, содержащих возведение

в степень.

Выражения и их преобразования

Изучение программного материала даёт возможность учащимся:

Овладеть понятиями «числовое выражение», «буквенное выражение», а также связанными с ними понятиями; осознать буквенное исчисление как формально – оперативный аппарат математики;

Овладеть техникой преобразований рациональных выражений; овладеть приёмами разложения многочлена на множители и применять их в комбинации;

Усвоить формулы квадрата суммы и квадрата разности.

Уровень обязательной подготовки определяется следующими требованиями:

Уметь правильно употреблять буквенную символику, понимать смысл терминов «выражение», «преобразование», формулировки заданий: «упростить выражение», «разложить на множители»;

Уметь выполнять разложение многочленов на множители различными способами; приводить подобные слагаемые;

Уметь выполнять основные действия со степенями с натуральным показателем, многочленами;

Уметь применять формулы сокращённого умножения для преобразования выражений.

Уравнения

Изучение программного материала даёт возможность учащимся:

Получить представления об уравнениях как математическом аппарате решения разнообразных задач из математики, смежных областей знаний, практики;

Освоить основные приёмы решения рациональных уравнений;

Решать текстовые задачи методом уравнений.

Уровень обязательной подготовки определяется следующими требованиями:

Понимать, что уравнения широко применяются для описания на математическом языке разнообразных реальных ситуаций;

Правильно употреблять термины «уравнение», «корень уравнения»; понимать их в тексте, в речи учителя; понимать формулировку задания: «решить уравнение»;

Уметь решать линейные уравнения;

Уметь решать несложные текстовые задачи с помощью уравнений.

Функции

Изучение программного материала даёт возможность учащимся:

Овладеть приёмами работы на координатной плоскости;

Сформировать первоначальные навыки интерпретации графиков реальных зависимостей;

Познакомиться с графиками зависимостей y = x; y = — x; y = x²; y = x³; y =| x |;

Понимать, что графики различных зависимостей используются в самых различных областях человеческой деятельности;

Переходить от одного языка описания зависимостей к другому; понимать эквивалентность формулировок на разных языках.

Уровень обязательной подготовки определяется следующими требованиями:

Уметь строить графики зависимостей: y = x; y = — x; y = x²; y = x³; y = | x |, кусочно заданных зависимостей;

Уметь перейти от алгебраического описания множества точек к геометрическому и наоборот;

Уметь считывать с графика зависимости нужную информацию.

В результате изучения курса геометрии ученик должен овладеть следующими понятиями:

  • угол, луч, прямая, отрезок;

  • перпендикулярные прямые, перпендикуляр к прямой

  • треугольник и его виды;

  • равнобедренный треугольник и теоремы, связанные с ним

  • медиана, биссектриса, высота;

  • признаки равенства треугольников;

  • признаки равенства прямоугольных треугольников;

  • свойства прямоугольного треугольника;

  • серединный перпендикуляр к отрезку;

  • свойство биссектрисы угла;

  • проекция отрезка;

  • соотношения между сторонами и углами треугольника;

  • неравенство треугольника;

  • сумма углов треугольника;

  • окружность.

  • отрезки и углы, связанные с окружностью;

  • построение треугольника по трем элементам;

  • построение угла, равного данному; биссектрисы угла, серединного перпендикуляра, прямой, перпендикулярной к данной, прямоугольного треугольника по гипотенузе и катету;

  • построение касательной

В результате овладения программы обучающийся должен знать и уметь:

  • доказывать изученные теоремы;

  • проводить обоснования при решении задач, используя изученные сведения;

  • знать виды треугольников и их свойства, уметь применять эти положения при решении задач;

  • знать признаки равенства треугольника и уметь находить равные треугольники;

  • знать соотношения между сторонами и углами треугольника, уметь принимать эти положения при решении задач;

  • уметь решать задачи на построение.

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

— решение несложных геометрических задач, связанных с нахождением изученных геометрических величин (используя при необходимости справочники и технические средства);

— построений геометрическими инструментами (линейка, угольник, циркуль, транспортир)

Содержание курса

Содержание программы соответствует обязательному минимуму содержания образования и имеет большую практическую направленность

главы

Тема

Кол-во часов

Кол-во

контр.раб./

зачётов

Основная цель

Математика (169 ч)

Алгебра – 119 ч

1

Дроби и проценты

16

2

Систематизировать и обобщить сведения об обыкновенных и десятичных дробях, обеспечить на этой основе дальнейшее развитие вычислительных навыков, умение решать задачи на проценты; сформировать первоначальные умения статистического анализа числовых данных

2

Прямая и обратная пропорциональности

10

1

Сформировать представления о прямой и обратной пропорциональностях величин; ввести понятие пропорции и научить учащихся использовать пропорции при решении задач

3

Введение в алгебру

11

1

Сформировать у учащихся первоначальные представления о языке алгебры, о буквенном исчислении; научить выполнять элементарные базовые преобразования буквенных выражений

4

Уравнения

15

1

Познакомить учащихся с понятиями уравнения и корня уравнения, с некоторыми свойствами уравнений; сформировать умение решать несложные линейные уравнения с одной переменной; начать обучение решению текстовых задач алгебраическим способом

5

Координаты и графики

12

1

Развить умения, связанные с работой на координатной плоскости; познакомить с графиками зависимостей y = x, y = —x, y = x 2, y = x 3, y = |x|; сформировать первоначальные навыки интерпретации графиков реальных зависимостей

6

Свойства степени с натуральным показателем

10

2

Выработать умение выполнять действия над степенями с натуральными показателями; научить применять правило умножения при решении комбинаторных задач

7

Многочлены

18

2

Выработать умения выполнять действия с многочленами, применять формулы квадрата суммы и квадрата разности, куба суммы и куба разности для преобразования квадрата и куба двучлена в многочлен

8

Разложение многочленов на множители

20

1

Выработать умение выполнять разложение на множители с помощью вынесения общего множителя за скобки и способом группировки, а также с применением формул сокращённого умножения

9

Частота и вероятность

5

1

Показать возможность оценивания вероятности случайного события по его частоте

Повторение

2

1

Геометрия – 50 ч

I

Начальные геометрические сведения

9

1

Систематизировать знания учащихся о простейших геометрических фигурах и их свойствах; ввести понятие равенства фигур

II

Треугольники

22

1

Ввести понятие теоремы; выработать умение доказывать равенство треугольников с помощью изученных признаков; ввести новый класс задач – на построение с помощью циркуля и линейки

III

Окружность

14

1

Окружность. Взаимное расположение прямой и окружности. Касательная. Хорды и дуги. Угол между касательной и хордой. Вписанный угол. Задачи на построение. Построение треугольника по трем сторонам. Построение угла, равного данному. Построение биссектрисы угла.

Построение серединного перпендикуляра. Построение прямой, перпендикулярной данной.

Построение прямоугольного треугольника по гипотенузе и катету. Построение касательной

Повторение. Решение задач

5

1

Аттестация обучающихся проводится в соответствии с Положением о системе оценок. Осуществляется текущий, тематический, итоговый контроль. Текущий контроль уровня усвое­ния материала осуществляется по результатам выполнения учащимися самостоятельных работ, решения задач, выполнения тестов. Промежуточная аттестация проводится в соответствии с Уставом образовательного учреждения в форме контрольной работы/зачёта

Учебно-методический комплект:

  1. Программы общеобразовательных учреждений. Алгебра. 7 – 9 классы. / Сост.: Т.А. Бурмистрова – 2 изд. – М.: Просвещение, 2009.

  2. Алгебра: учебник для 7 кл. общеобразовательных учреждений / [Г.В. Дорофеев, С.Б. Суворова, Е.А. Бунимович и др.]. – М.: Просвещение, 2010.

  3. Алгебра: 7 кл.: книга для учителя / Г.В. Дорофеев, С.С. Минаева, С.Б. Суворова. – М.: Просвещение, 2009.

  4. Алгебра: дидактические материалы для 7 кл. общеобразоват. учреждений / Л.П. Евстафьева, А.П. Карп. – М.: Просвещение, 2010.

  5. Алгебра: рабочая тетрадь для 7 класса. Пособие для учащихся общеобразовательных учреждений / С.С. Минаева, Л.О. Рослов.-М.:Просвещение,2010.

  6. Алгебра. Контрольные работы . 7-9 классы. /Кузнецова Л.В, Минаева С.С., Рослова Л.О.,-М:Просвещение,2011.

  7. Геометрия. 7 класс: учеб. для общеобразоват. организаций / В.Ф. Бутузов, С.Б. Кадомцев, В.В. Прасолов; под ред. В.А. Садовничего. – М.: Просвещение, 2014.

  8. Геометрия. Дидактические материалы. 7 класс / В.Ф. Бутузов, С.Б. Кадомцев, В.В. Прасолов. – М.: Просвещение, 2011.

  9. Геометрия. Поурочные разработки. 7 класс.: пособие для учителей общеобразоват. учреждений / В.Ф. Бутузов, С.Б. Кадомцев, В.В. Прасолов. – М.: Просвещение, 2011

  10. Геометрия. Рабочая тетрадь. 7 класс.: пособие для учащихся общеобразовательных организаций / В.Ф. Бутузов, С.Б. Кадомцев, В.В. Прасолов. – М.: Просвещение, 2014.

  11. Геометрия. Тематические тесты. 7 класс / В.Ф. Бутузов, С.Б. Кадомцев, В.В. Прасолов. – М.: Просвещение, 2014.

  12. Геометрия. Сборник рабочих программ. 7-9 классы. Бурмистрова Т.А.,-М:Просвещение,2011.

Интернет-ресурсы и другие математические издания

Для учителя:

  • Федеральный центр информационно – образовательных ресурсов (ФЦИОР):

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here