Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Гимназия №18» города Магнитогорска Челябинской области
Согласовано с учебной частью
___________________________ зам. директора по УВР Н.А.Ожиганова «___» _______________ 2014 г.
| Рассмотрено на заседании МО учителей математического цикла ____________________________ руководитель МО Н.М.Глубокова «____» ___________ 2014 г.
|
Рабочая программа по математике
7 класс
Составил учитель математики
МОУ «Гимназия №18»
Глубокова Наталья Михайловна
2014-2015 учебный год
Пояснительная записка
Настоящая рабочая программа ориентирована на учащихся 7 классов и реализуется на основе следующих нормативных документов:
1. Федеральный компонент государственного образовательного стандарта. Базовый уровень (приказ МОиН РФ от 05.03.2004 № 1089 «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования».
2. Примерная программа среднего (полного) общего образования по математике. Базовый уровень (письмо Департамента государственной политики в образовании Министерства образования и науки Российской Федерации от 07.06.2005 г. №03-1263).
3. Приказ МОиН РФ от 31.03.2014 г. № 253 «Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования, имеющих государственную аккредитацию на 2014/2015 учебный год».
4. Приказ Министерства образования и науки Челябинской области от 30.05.2014 № 01/1839 «О внесении изменений в областной базисный учебный план для общеобразовательных организаций Челябинской области, реализующих программы основного общего и среднего общего образования»
5.Письмо от 31.07.2009 г. №103/3404 «О разработке рабочих программ учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей) в общеобразовательных учреждениях Челябинской области»
6. Методическое письмо «О преподавании учебного предмета «Математика» в общеобразовательных учреждениях Челябинской области в 2014-2015 учебном году».
Структура рабочей программы определена Положением гимназии о рабочих программах учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей) (Приказ № 165 от 31.08.2010г.)
Рабочая программа по математике для 7 класса составлена на основе федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования с учетом примерных программ курса алгебры и геометрии для 7 классов средней общеобразовательной школы (Программы общеобразовательных учреждений. Алгебра 7-9 классы. / Сост. Т.А. Бурмистрова. – М.: Просвещение, 2009 ,и «Сборник рабочих программ. 7-9 класс»/сост. Т.А.Бурмистрова.-М.:Просвещение,2011.) рекомендованной Департаментом образовательных программ и стандартов общего образования Министерства образования Российской Федерации от 2004 года.
Изучение базового курса ориентировано на использование учебника «Геометрия 7» автора В.Ф. Бутузов, рекомендованного Министерством образования и науки Российской Федерации. Для организации самостоятельной, практической, контрольных, работ используются «Дидактические материалы по геометрии 7 класс» В.Ф, Бутузов, а также методическое пособие «Поурочные разработки» к учебнику Геометрия 7 тех же авторов. Целью данного пособия является помощь учителю в планировании и подготовке уроков геометрии в 7 классе.
Всего часов: 169(из них 119ч-алгебра, 50-геометрия)
Количество часов в неделю 5 (I четверть:5 ч –алгебра, II четверть: 3 ч – алгебра , 2 ч — геометрия)
Количество учебных недель: 33 и 5 дней
Количество плановых контрольных работ/зачётов 7/10 (из них 0/10 — по алгебре, 5/0 — по геометрии,1/0-входная контрольная работа,1/0-полугодовая контрольная работа 1/0 – итоговая контрольная работа)
Цели изучения математики в 7 классе:
-
Развитие вычислительных и формально-оперативных алгебраических умений до уровня, позволяющего уверенно использовать их при решении задач математики и смежных предметов.
-
Усвоение аппарата уравнений и неравенств как основного средства математического моделирования прикладных задач.
-
Овладение конкретными математическими знаниями, необходимыми для применения в практической деятельности, для изучения смежных дисциплин и для продолжения образования.
-
Формирование качеств мышления, характерных для математической деятельности и необходимых для продуктивной жизни в обществе.
-
Формирование представлений о математике как части общечеловеческой культуры, понимания значимости математики для общественного прогресса.
Задачи учебного предмета
-
Развитие алгоритмического мышления
-
Овладение навыками дедуктивных рассуждений
-
Получение конкретных знаний о функциях как важнейшей математической модели для описания и исследования разнообразных процессов, для формирования у учащихся представлений о роли математики в развитии цивилизации и культуры
-
Формирование функциональной грамотности – умений воспринимать и анализировать информацию, представленную в различных формах
-
Понимание роли статистики как источника социально значимой информации
-
Приобретение конкретных знаний о пространстве и практически значимых умений
-
Формирование языка описания объектов окружающего мира
-
Развитие пространственного воображения и интуиции, математической культуры
-
Эстетическое воспитание учащихся
-
Развитие логического мышления
-
Формирование понятия доказательства
Общеучебные умения, навыки и способы деятельности
-
планирование и осуществление алгоритмической деятельности, выполнение заданных и конструирование новых алгоритмов
-
решение разнообразных классов задач из различных разделов курса, в том числе задач, требующих поиска пути и способов решения;
-
исследовательская деятельность, развитие идей, проведение экспериментов, обобщение, постановка и формулирование новых задач
-
ясное, точное, грамотное изложение своих мыслей в устной и письменной речи, использование различных языков математики, свободный переход с одного языка на другой для иллюстрации, интерпретации, аргументации и доказательства
-
проведение доказательных рассуждений, аргументации, выдвижение гипотез и их обоснование
-
поиск, систематизация, анализ и классификация информации, использование разнообразных информационных источников, включая учебную и справочную литературу, современные информационные технологии
Требования к математической
подготовке учащихся
В результате изучения алгебры ученик должен
знать/понимать:
Числа и вычисления
Изучение программного материала даёт возможность учащимся:
Систематизировать сведения о рациональных числах; пользоваться эквивалентными представлениями чисел в ходе решения задач;
Усовершенствовать навыки вычислений с рациональными числами; рационализировать вычисления; при нахождении значений выражений эффективно сочетать устные, письменные вычисления и применение калькулятора;
Овладеть приёмами прикидки и оценки результата вычислений;
Сформировать первоначальные умения статистического анализа больших массивов числовых данных;
Овладеть навыками решения двух основных задач на проценты – нахождение процента от величины и величины по ее проценту.
Уровень обязательной подготовки определяется следующими требованиями:
Уметь решать задачи на проценты;
Уметь свободно переходить от десятичных дробей к обыкновенным, находить десятичные эквиваленты или десятичные приближения обыкновенных дробей;
Уметь находить значения выражений, содержащих возведение
в степень.
Выражения и их преобразования
Изучение программного материала даёт возможность учащимся:
Овладеть понятиями «числовое выражение», «буквенное выражение», а также связанными с ними понятиями; осознать буквенное исчисление как формально – оперативный аппарат математики;
Овладеть техникой преобразований рациональных выражений; овладеть приёмами разложения многочлена на множители и применять их в комбинации;
Усвоить формулы квадрата суммы и квадрата разности.
Уровень обязательной подготовки определяется следующими требованиями:
Уметь правильно употреблять буквенную символику, понимать смысл терминов «выражение», «преобразование», формулировки заданий: «упростить выражение», «разложить на множители»;
Уметь выполнять разложение многочленов на множители различными способами; приводить подобные слагаемые;
Уметь выполнять основные действия со степенями с натуральным показателем, многочленами;
Уметь применять формулы сокращённого умножения для преобразования выражений.
Уравнения
Изучение программного материала даёт возможность учащимся:
Получить представления об уравнениях как математическом аппарате решения разнообразных задач из математики, смежных областей знаний, практики;
Освоить основные приёмы решения рациональных уравнений;
Решать текстовые задачи методом уравнений.
Уровень обязательной подготовки определяется следующими требованиями:
Понимать, что уравнения широко применяются для описания на математическом языке разнообразных реальных ситуаций;
Правильно употреблять термины «уравнение», «корень уравнения»; понимать их в тексте, в речи учителя; понимать формулировку задания: «решить уравнение»;
Уметь решать линейные уравнения;
Уметь решать несложные текстовые задачи с помощью уравнений.
Функции
Изучение программного материала даёт возможность учащимся:
Овладеть приёмами работы на координатной плоскости;
Сформировать первоначальные навыки интерпретации графиков реальных зависимостей;
Познакомиться с графиками зависимостей y = x; y = — x; y = x²; y = x³; y =| x |;
Понимать, что графики различных зависимостей используются в самых различных областях человеческой деятельности;
Переходить от одного языка описания зависимостей к другому; понимать эквивалентность формулировок на разных языках.
Уровень обязательной подготовки определяется следующими требованиями:
Уметь строить графики зависимостей: y = x; y = — x; y = x²; y = x³; y = | x |, кусочно заданных зависимостей;
Уметь перейти от алгебраического описания множества точек к геометрическому и наоборот;
Уметь считывать с графика зависимости нужную информацию.
В результате изучения курса геометрии ученик должен овладеть следующими понятиями:
-
угол, луч, прямая, отрезок;
-
перпендикулярные прямые, перпендикуляр к прямой
-
треугольник и его виды;
-
равнобедренный треугольник и теоремы, связанные с ним
-
медиана, биссектриса, высота;
-
признаки равенства треугольников;
-
признаки равенства прямоугольных треугольников;
-
свойства прямоугольного треугольника;
-
серединный перпендикуляр к отрезку;
-
свойство биссектрисы угла;
-
проекция отрезка;
-
соотношения между сторонами и углами треугольника;
-
неравенство треугольника;
-
сумма углов треугольника;
-
окружность.
-
отрезки и углы, связанные с окружностью;
-
построение треугольника по трем элементам;
-
построение угла, равного данному; биссектрисы угла, серединного перпендикуляра, прямой, перпендикулярной к данной, прямоугольного треугольника по гипотенузе и катету;
-
построение касательной
В результате овладения программы обучающийся должен знать и уметь:
-
доказывать изученные теоремы;
-
проводить обоснования при решении задач, используя изученные сведения;
-
знать виды треугольников и их свойства, уметь применять эти положения при решении задач;
-
знать признаки равенства треугольника и уметь находить равные треугольники;
-
знать соотношения между сторонами и углами треугольника, уметь принимать эти положения при решении задач;
-
уметь решать задачи на построение.
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
— решение несложных геометрических задач, связанных с нахождением изученных геометрических величин (используя при необходимости справочники и технические средства);
— построений геометрическими инструментами (линейка, угольник, циркуль, транспортир)
Содержание курса
Содержание программы соответствует обязательному минимуму содержания образования и имеет большую практическую направленность
Тема | Кол-во часов | Кол-во контр.раб./ зачётов | Основная цель | |
Математика (169 ч) | ||||
Алгебра – 119 ч | ||||
1 | Дроби и проценты | 16 | 2 | Систематизировать и обобщить сведения об обыкновенных и десятичных дробях, обеспечить на этой основе дальнейшее развитие вычислительных навыков, умение решать задачи на проценты; сформировать первоначальные умения статистического анализа числовых данных |
2 | Прямая и обратная пропорциональности | 10 | 1 | Сформировать представления о прямой и обратной пропорциональностях величин; ввести понятие пропорции и научить учащихся использовать пропорции при решении задач |
3 | Введение в алгебру | 11 | 1 | Сформировать у учащихся первоначальные представления о языке алгебры, о буквенном исчислении; научить выполнять элементарные базовые преобразования буквенных выражений |
4 | Уравнения | 15 | 1 | Познакомить учащихся с понятиями уравнения и корня уравнения, с некоторыми свойствами уравнений; сформировать умение решать несложные линейные уравнения с одной переменной; начать обучение решению текстовых задач алгебраическим способом |
5 | Координаты и графики | 12 | 1 | Развить умения, связанные с работой на координатной плоскости; познакомить с графиками зависимостей y = x, y = —x, y = x 2, y = x 3, y = |x|; сформировать первоначальные навыки интерпретации графиков реальных зависимостей |
6 | Свойства степени с натуральным показателем | 10 | 2 | Выработать умение выполнять действия над степенями с натуральными показателями; научить применять правило умножения при решении комбинаторных задач |
7 | Многочлены | 18 | 2 | Выработать умения выполнять действия с многочленами, применять формулы квадрата суммы и квадрата разности, куба суммы и куба разности для преобразования квадрата и куба двучлена в многочлен |
8 | Разложение многочленов на множители | 20 | 1 | Выработать умение выполнять разложение на множители с помощью вынесения общего множителя за скобки и способом группировки, а также с применением формул сокращённого умножения |
9 | Частота и вероятность | 5 | 1 | Показать возможность оценивания вероятности случайного события по его частоте |
| Повторение | 2 | 1 |
|
Геометрия – 50 ч | ||||
I | Начальные геометрические сведения | 9 | 1 | Систематизировать знания учащихся о простейших геометрических фигурах и их свойствах; ввести понятие равенства фигур |
II | Треугольники | 22 | 1 | Ввести понятие теоремы; выработать умение доказывать равенство треугольников с помощью изученных признаков; ввести новый класс задач – на построение с помощью циркуля и линейки |
III | Окружность | 14 | 1 | Окружность. Взаимное расположение прямой и окружности. Касательная. Хорды и дуги. Угол между касательной и хордой. Вписанный угол. Задачи на построение. Построение треугольника по трем сторонам. Построение угла, равного данному. Построение биссектрисы угла. Построение серединного перпендикуляра. Построение прямой, перпендикулярной данной. Построение прямоугольного треугольника по гипотенузе и катету. Построение касательной |
| Повторение. Решение задач | 5 | 1 |
|
Аттестация обучающихся проводится в соответствии с Положением о системе оценок. Осуществляется текущий, тематический, итоговый контроль. Текущий контроль уровня усвоения материала осуществляется по результатам выполнения учащимися самостоятельных работ, решения задач, выполнения тестов. Промежуточная аттестация проводится в соответствии с Уставом образовательного учреждения в форме контрольной работы/зачёта
Учебно-методический комплект:
-
Программы общеобразовательных учреждений. Алгебра. 7 – 9 классы. / Сост.: Т.А. Бурмистрова – 2 изд. – М.: Просвещение, 2009.
-
Алгебра: учебник для 7 кл. общеобразовательных учреждений / [Г.В. Дорофеев, С.Б. Суворова, Е.А. Бунимович и др.]. – М.: Просвещение, 2010.
-
Алгебра: 7 кл.: книга для учителя / Г.В. Дорофеев, С.С. Минаева, С.Б. Суворова. – М.: Просвещение, 2009.
-
Алгебра: дидактические материалы для 7 кл. общеобразоват. учреждений / Л.П. Евстафьева, А.П. Карп. – М.: Просвещение, 2010.
-
Алгебра: рабочая тетрадь для 7 класса. Пособие для учащихся общеобразовательных учреждений / С.С. Минаева, Л.О. Рослов.-М.:Просвещение,2010.
-
Алгебра. Контрольные работы . 7-9 классы. /Кузнецова Л.В, Минаева С.С., Рослова Л.О.,-М:Просвещение,2011.
-
Геометрия. 7 класс: учеб. для общеобразоват. организаций / В.Ф. Бутузов, С.Б. Кадомцев, В.В. Прасолов; под ред. В.А. Садовничего. – М.: Просвещение, 2014.
-
Геометрия. Дидактические материалы. 7 класс / В.Ф. Бутузов, С.Б. Кадомцев, В.В. Прасолов. – М.: Просвещение, 2011.
-
Геометрия. Поурочные разработки. 7 класс.: пособие для учителей общеобразоват. учреждений / В.Ф. Бутузов, С.Б. Кадомцев, В.В. Прасолов. – М.: Просвещение, 2011
-
Геометрия. Рабочая тетрадь. 7 класс.: пособие для учащихся общеобразовательных организаций / В.Ф. Бутузов, С.Б. Кадомцев, В.В. Прасолов. – М.: Просвещение, 2014.
-
Геометрия. Тематические тесты. 7 класс / В.Ф. Бутузов, С.Б. Кадомцев, В.В. Прасолов. – М.: Просвещение, 2014.
-
Геометрия. Сборник рабочих программ. 7-9 классы. Бурмистрова Т.А.,-М:Просвещение,2011.
Интернет-ресурсы и другие математические издания
Для учителя:
-
Федеральный центр информационно – образовательных ресурсов (ФЦИОР):