Министерство образования Саратовской области
ГКС (К) ОУ «Специальная (коррекционная) общеобразовательная
школа – интернат №4 VI вида г. Саратова»
Рабочая программа
по учебному курсу «МАТЕМАТИКА»
для учащихся 9 класса
на 2012 – 2013 учебный год
Составитель:
учитель математики
Власовец Анна Николаевна
Саратов, 2012г.
Содержание
Пояснительная записка………………………………………………………………………. . 3
Учебный и календарно – тематический план по алгебре ………………………………….. 5
Требования к уровню подготовки учащихся по алгебре …………………………………… 7
Учебный и календарно – тематический план по геометрии ………………………………. . 8
Требования к уровню подготовки учащихся по геометрии ……………………………… 10
Учебно – методический комплект …………………………………………………………. ..11
Пояснительная записка
Рабочая программа по математике составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010г. №1897 и примерной программы основного общего образования (Примерные программы по учебным предметам. Математика. 5 – 9 классы. М.: Просвещение,2011. [Стандарты второго поколения]).
Данная рабочая программа составлена с учетом психофизических особенностей учащихся нашего образовательного учреждения. Процесс обучения математике в специальной (коррекционной) школе носит развивающий характер и одновременно имеет коррекционную направленность. При обучении математике коррекционно – развивающие задачи определяются особенностями развития психических процессов учащихся. Реализация этих задач должна быть направлена на развитие познавательной деятельности, речи, эмоционально – волевой сферы, личностных качеств с учетом как типичных общих закономерностей развития детей с ДЦП, так и структуры дефекта каждого ученика.
В ходе освоения содержания курса учащиеся получают возможность:
-
Развивать представления о числе и роли вычислений в человеческой практике; сформировать практические навыки выполнения устных, письменных, инструментальных вычислений, развить вычислительную культуру;
-
Овладеть символическим языком алгебры, выработать формально – оперативные алгебраические умения и научиться применять их к решению математических и нематематических задач;
-
Изучить свойства и графики элементарных функций, научиться использовать функционально графические представления для описания и анализа реальных зависимостей;
-
Развить пространственные представления и изобразительные умения, освоить основные факты и методы планиметрии, познакомиться с простейшими пространственными телами и их свойствами;
-
Получить представления о статистических закономерностях в реальном мире и о различных способах их изучения, об особенностях выводов и прогнозов, носящих вероятностный характер;
-
Развивать логическое мышление и речь – умения логически обосновывать суждения, проводить несложные систематизации, приводить примеры и контрпримеры, использовать различные языки математики (словесный, символический, графический) для иллюстрации, интерпретации, аргументации и доказательства;
-
Сформировать представления об изучаемых понятиях и методах как важнейших средствах математического моделирования реальных процессов и явлений.
Изучение математики на ступени основного общего образования направлено на достижение следующих целей:
-
Овладение системой математических знаний и умении, необходимых для применения в практической деятельности, изучения смежных дисциплин, продолжения образования;
-
Интеллектуальное развитие, формирование качеств личности, необходимых человеку для полноценной жизни в современном обществе: ясность и точность мысли, критичность мышления, интуиция, логическое мышление, элементы алгоритмической культуры, пространственных представлений, способность к преодолению трудностей;
-
Формирование представлений об идеях и методах математики как универсального языка науки и техники, средства моделирования явлений и процессов;
-
Воспитание культуры личности, отношения к математике как к части общечеловеческой культуры, понимание значимости математики для научно – технического прогресса.;
-
Овладение умением анализировать, сравнивать изучаемые объекты и понятия, понимать причинно – следственные связи;
-
Содействие развитию абстрактного мышления и воображения;
-
Расширение лексического запаса, развитие связной речи.
Основные развивающие и воспитательные цели:
Развитие
-
ясности и точности мысли, интуиции, критичности мышления, логического мышления, элементов алгоритмической культуры, пространственных представлений, способности к преодолению трудностей;
-
математической речи;
-
сенсорной сферы; двигательной моторики;
-
внимания; памяти;
-
навыков само и взаимопроверки;
-
формирование представлений об идеях и методах математики как универсального языка науки и техники, средства моделирования явлений и процессов.
Воспитание
-
культуры личности, отношения к математике как к части общечеловеческой культуры, понимание значимости математики для научно-технического прогресса;
-
волевых качеств;
-
коммуникабельности;
-
ответственности.
Место предмета в федеральном базисном учебном плане
Согласно федеральному базисному учебному плану для общеобразовательных учреждений РФ на изучение математики на ступени основного общего образования отводится не менее 875 часов из расчета 5 часов в неделю с V по IV класс. Алгебра изучается в 9 классе 3 часа в неделю, всего 102 часа, геометрия – 2 часа в неделю, всего 68 часов.
Учебно – тематический план по алгебре
Количество часов | |
Повторение | 3 |
Квадратичная функция | 21 |
Уравнения и неравенства с одной переменной | 16 |
Уравнения и неравенства с двумя переменными | 16 |
Арифметическая и геометрическая прогрессии | 14 |
Элементы комбинаторики и теории вероятности | 15 |
Повторение | 13 |
Резерв | 4 |
Календарно – тематический план занятий по алгебре
Номер урока | Наименование раздела, тема урока | Количество часов | |
| 1 – 3 | Повторение | 3 |
|
| Глава 1. Квадратичная функция | 21 |
| 4 | Функция. Способы задания функции | 1 |
| 5 | Функция. Область определения и область значений функции | 1 |
| 6 | Свойства функций | 1 |
| 7 | Свойства и график линейной функции и обратной пропорциональности | 1 |
| 8 | Свойства и график квадратичной и кубической функций | 1 |
| 9 | Исследование функций | 1 |
| 10 | Корни квадратного трехчлена | 1 |
| 11 | Выделение из трехчлена квадрата двучлена | 1 |
| 12 | Разложение квадратного трехчлена на множители | 1 |
| 13 | Разложение квадратного трехчлена на множители | 1 |
| 14 | Функция y = ax2, ее свойства и график | 1 |
| 15 | Графики функций y = ax2 +n и y = a(x – m)2 | 1 |
| 16 | Построение графика квадратичной функции | 1 |
| 17 | Построение графика квадратичной функции | 1 |
| 18 | Степенная функция y = xn | 1 |
| 19 | Корень n – й степени | 1 |
| 20 | Корень n – й степени | 1 |
| 21 | Степень с рациональным показателем | 1 |
| 22 | Подготовка к контрольной работе | 1 |
| 23 | Контрольная работа №1 | 1 |
| 24 | Работа над ошибками | 1 |
|
| Глава 2. Уравнения и неравенства с одной переменной | 16 |
| 25 | Целое уравнение и его корни | 1 |
| 26 | Целое уравнение и его корни | 1 |
| 27 | Уравнения высших степеней | 1 |
| 28 | Уравнения высших степеней | 1 |
| 29 | Дробные рациональные уравнения | 1 |
| 30 | Дробные рациональные уравнения | 1 |
| 31 | Решение неравенств второй степени с одной переменной | 1 |
| 32 | Решение неравенств методом интервалов | 1 |
| 33 | Решение неравенств методом интервалов | 1 |
| 34 | Применение метода интервалов для решения неравенств | 1 |
| 35 | Применение метода интервалов для решения неравенств | 1 |
| 36 | Иррациональные уравнения | 1 |
| 37 | Иррациональные неравенства | 1 |
| 38 | Подготовка к контрольной работе | 1 |
| 39 | Контрольная работа №2 | 1 |
| 40 | Работа над ошибками | 1 |
|
| Глава 3. Уравнения и неравенства с двумя переменными | 16 |
| 41 | Уравнение с двумя переменными и его график | 1 |
| 42 | Уравнение с двумя переменными и его график | 1 |
| 43 | Графический способ решения систем уравнений | 1 |
| 44 | Графический способ решения систем уравнений | 1 |
| 45 | Решение систем уравнений второй степени | 1 |
| 46 | Решение задач с помощью систем уравнений второй степени | 1 |
| 47 | Решение задач с помощью систем уравнений второй степени | 1 |
| 48 | Графическое решение неравенства с двумя переменными | 1 |
| 49 | Графическое решение неравенства с двумя переменными | 1 |
| 50 | Системы неравенств с двумя переменными | 1 |
| 51 | Системы неравенств с двумя переменными | 1 |
| 52 | Приемы решения систем уравнений второй степени с двумя переменными | 1 |
| 53 | Приемы решения систем уравнений второй степени с двумя переменными | 1 |
| 54 | Подготовка к контрольной работе | 1 |
| 55 | Контрольная работа №3 | 1 |
| 56 | Работа над ошибками | 1 |
|
| Глава 4. Арифметическая и геометрическая прогрессии | 14 |
| 57 | Последовательности | 1 |
| 58 | Способы задания последовательностей | 1 |
| 59 | Определение арифметической прогрессии | 1 |
| 60 | Формула n – го члена арифметической прогрессии | 1 |
| 61 | Формула суммы первых n членов арифметической прогрессии | 1 |
| 62 | Формула суммы первых n членов арифметической прогрессии | 1 |
| 63 | Определение геометрической прогрессии | 1 |
| 64 | Формула n – го члена геометрической прогрессии | 1 |
| 65 | Формула суммы первых n членов геометрической прогрессии | 1 |
| 66 | Формула суммы первых n членов геометрической прогрессии | 1 |
| 67 | Смешанные задачи на прогрессии | 1 |
| 68 | Подготовка к контрольной работе | 1 |
| 69 | Контрольная работа №4 | 1 |
| 70 | Работа над ошибками | 1 |
|
| Глава 5. Элементы комбинаторики и теории вероятности | 15 |
| 71 | Примеры комбинаторных задач | 1 |
| 72 | Перестановки | 1 |
| 73 | Решение задач по теме «Перестановки» | 1 |
| 74 | Размещения | 1 |
| 75 | Решение задач по теме «Размещения» | 1 |
| 76 | Сочетания | 1 |
| 77 | Решение задач по теме «Сочетания» | 1 |
| 78 | Относительная частота случайного события | 1 |
| 79 | Вероятность равновозможных событий | 1 |
| 80 | Вероятность равновозможных событий | 1 |
| 81 | Сложение вероятностей | 1 |
| 82 | Умножение вероятностей | 1 |
| 83 | Подготовка к контрольной работе | 1 |
| 84 | Контрольная работа №5 | 1 |
| 85 | Работа над ошибками | 1 |
|
| Итоговое повторение | 13 |
| 86 | Вычисления. Тождественные преобразования | 1 |
| 87 | Вычисления. Тождественные преобразования | 1 |
| 88 | Уравнения | 1 |
| 89 | Способы решения уравнений | 1 |
| 90 | Системы уравнений | 1 |
| 91 | Способы решения систем уравнений | 1 |
| 92 | Неравенства | 1 |
| 93 | Методы решения неравенств | 1 |
| 94 | Функции | 1 |
| 95 | Построение графиков функций | 1 |
| 96 | Подготовка к контрольной работе | 1 |
| 97 | Итоговая контрольная работа | 1 |
| 98 | Работа над ошибками | 1 |
|
| Резерв | 4 |
В результате изучения курса алгебры 9 класса, обучающиеся должны:
-
вычислять значения функций, заданных формулами;
-
строить по точкам графики функций, описывать свойства функции на основе ее графического представления;
-
распознавать виды изучаемых функций;
-
читать графики;
-
строить речевые конструкции с использование функциональной терминологии;
-
применять индексные обозначения, строить речевые высказывания с использование терминологии, связанной с понятием последовательности;
-
вычислять члены последовательностей, заданных формулой n –го члена и рекуррентной формулой;
-
устанавливать закономерность в построении последовательности, если известны первые ее несколько членов;
-
распознавать арифметическую и геометрическую прогрессии при разных способах задания, решать задачи с использованием этих формул;
-
рассматривать примеры из реальной жизни, иллюстрирующие изменения в арифметической и геометрической прогрессии, изображать соответствующие зависимости графически;
-
решать квадратичные неравенства и системы квадратичных неравенств графически и методом интервалов;
-
решать текстовые задачи алгебраическим способом, переходить от словесной формулировки задачи к алгебраической модели путем составления системы уравнений, решать составленную систему уравнений, интерпретировать результат;
-
решать задачи на нахождение вероятностей;
-
приводить примеры случайных, маловероятных и равновозможных событий;
-
выполнять перебор всех возможных вариантов для пересчета объектов или комбинаций;
-
применять правило комбинаторного умножения для решения задач на нахождение числа объектов или комбинаций;
-
распознавать задачи на определение числа перестановок и выполнять соответствующие вычисления;
-
решать задачи на вычисление вероятности с применением комбинаторики.
Учебно – тематический план по геометрии
Количество часов | |
Повторение | 2 |
Векторы | 13 |
Метод координат | 9 |
Соотношения между сторонами и углами треугольника. Скалярное произведение векторов | 13 |
Длина окружности и площадь круга | 11 |
Движения | 10 |
Итоговое повторение | 7 |
Резерв | 3 |
Календарно – тематический план занятий по геометрии
Номер урока | Наименование раздела, тема урока | Количество часов | |
| 1 – 2 | Повторение | 2 |
|
| Глава 9. Векторы | 13 |
| 3 | Понятие вектора | 1 |
| 4 | Откладывание вектора от данной точки | 1 |
| 5 | Сумма двух векторов | 1 |
| 6 | Сумма нескольких векторов | 1 |
| 7 | Вычитание векторов | 1 |
| 8 | Решение задач по теме«Сложение и вычитание векторов» | 1 |
| 9 | Умножение вектора на число | 1 |
| 10 | Умножение вектора на число | 1 |
| 11 | Применение векторов к решению задач | 1 |
| 12 | Средняя линия трапеции | 1 |
| 13 | Решение задач по теме «Векторы» | 1 |
| 14 | Контрольная работа №1 | 1 |
| 15 | Работа над ошибками | 1 |
|
| Глава 10. Метод координат | 9 |
| 16 | Разложение вектора по двум неколлинеарным векторам | 1 |
| 17 | Координаты вектора | 1 |
| 18 | Простейшие задачи в координатах | 1 |
| 19 | Простейшие задачи в координатах | 1 |
| 20 | Решение задач методом координат | 1 |
| 21 | Уравнение окружности | 1 |
| 22 | Уравнение окружности и прямой. Решение задач | 1 |
| 23 | Контрольная работа №2 | 1 |
| 24 | Работа над ошибками | 1 |
|
| Глава 11. Соотношения между сторонами и углами треугольника. Скалярное произведение векторов | 13 |
| 25 | Синус, косинус и тангенс угла | 1 |
| 26 | Синус, косинус и тангенс угла | 1 |
| 27 | Синус, косинус и тангенс угла | 1 |
| 28 | Теорема о площади треугольника | 1 |
| 29 | Теоремы синусов и косинусов | 1 |
| 30 | Решение треугольников | 1 |
| 31 | Решение треугольников | 1 |
| 32 | Обобщенный урок по теме «Соотношения между сторонами и углами треугольника» | 1 |
| 33 | Скалярное произведение векторов | 1 |
| 34 | Скалярное произведение в координатах | 1 |
| 35 | Применение скалярного произведения векторов при решении задач | 1 |
| 36 | Контрольная работа №3 | 1 |
| 37 | Работа над ошибками | 1 |
|
| Глава 12. Длина окружности и площадь круга | 11 |
| 38 | Правильные многоугольники | 1 |
| 39 | Окружность, описанная около правильного многоугольника и вписанная в правильный многоугольник | 1 |
| 40 | Формулы для вычисления площади правильного многоугольника, его стороны и радиуса вписанной окружности | 1 |
| 41 | Решение задач по теме «Правильный многоугольник» | 1 |
| 42 | Длина окружности | 1 |
| 43 | Решение задач по теме «Длина окружности» | 1 |
| 44 | Площадь круга и кругового сектора | 1 |
| 45 | Решение задач по теме «Площадь круга и кругового сектора» | 1 |
| 46 | Решение задач по теме «Длина окружности и площадь круга» | 1 |
| 47 | Решение задач по теме «Длина окружности и площадь круга» | 1 |
| 48 | Контрольная работа №4 | 1 |
|
| Глава 13. Движения | 10 |
| 49 | Понятие движения | 1 |
| 50 | Свойства движений | 1 |
| 51 | Решение задач по теме «Понятие движения. Осевая и центральная симметрии» | 1 |
| 52 | Параллельный перенос | 1 |
| 53 | Поворот | 1 |
| 54 | Решение задач по теме «параллельный перенос. Поворот» | 1 |
| 55 | Решение задач по теме «Движения» | 1 |
| 56 | Решение задач по теме «Движения» | 1 |
| 57 | Контрольная работа №5 | 1 |
| 58 | Работа над ошибками | 1 |
|
| Итоговое повторение | 7 |
| 59 | Повторение темы «Начальные геометрические сведения. Параллельные прямые» | 1 |
| 60 | Повторение темы «Треугольники» | 1 |
| 61 | Повторение темы «Окружность» | 1 |
| 62 | Повторение темы «Четырехугольники. Многоугольники» | 1 |
| 63 | Повторение темы «Векторы. Метод координат. Движения» | 1 |
| 64 | Повторение темы «Векторы. Метод координат. Движения» | 1 |
| 65 | Итоговая контрольная работа | 1 |
|
| Резерв | 3 |
В результате изучения курса геометрии 9 класса, обучающиеся должны:
-
формулировать определения и иллюстрировать понятие вектора, длины вектора, коллинеарных и равных векторов, скалярного произведения векторов;
-
вычислять длину и координаты вектора;
-
находить угол между векторами;
-
выполнять операции над векторами;
-
объяснять, иллюстрировать понятия равенства и подобия фигур, строить равные и симметричные фигуры, выполнять параллельный перенос и поворот;
-
объяснять и иллюстрировать понятие декартовой системы координат;
-
выводить и использовать формулы середины отрезка, расстояния между двумя точками плоскости, уравнение прямой и окружности;
-
вычислять площади различных фигур;
-
формулировать определения синуса, косинуса и тангенса углов от 0 до 1800.
-
формулировать и доказывать теоремы синусов и косинусов;
-
изображать и формулировать определения вписанных и описанных многоугольников и треугольников, окружности, вписанной в треугольник и описанной около него;
-
формулировать и доказывать теоремы о вписанной и описанной окружностях треугольника и многоугольника;
-
находить длину окружности и площадь круга;
-
решать задачи на построение, доказательства и рассуждения.
Учебно – методический комплект
-
Примерная программа основного общего образования по математике. А.А. Кузнецов, М.В. Рыжаков, А.М. Кондаков, Москва, Просвещение, 2011
-
Учебники: «Алгебра» — учебник для 9 кл. под ред. С.А. Теляковского – 10е изд., Москва, Просвещение, 2010; «Геометрия» — 7 – 9 кл. Л.С. Атанасян, В.Ф. Бутузов – Москва, Просвещение, 2007
-
«Контрольно измерительные материалы. Алгебра. 9 класс», сост. Л.И. Мартышова, М.: Вако, 2011
-
Дидактические материалы по алгебре 9 класс / Ю.Н. Макарычев, Н.Г. Миндюк, Л.М. Короткова/ Москва, Просвещение, 2009
-
Уроки алгебры в 9 классе / В.И. Жохов, Л.Б. Крайнева. Пособие для учителей./ Москва, Просвещение, 2007
-
Плакаты по алгебре и геометрии
-
Таблицы по алгебре для 7 – 9 классов, по геометрии для 7 – 9 классов
-
Комплект чертежных инструментов (линейка, транспортир, угольник, циркуль)
-
Комплект планиметрических средств
-
Выгодский Л.С. Проблемы дефектологии – М..: Просвещение 1995г.
-
Левченко И.Ю. Технология обучения и воспитания детей с нарушениями опорно – двигательного аппарата. – М.: Академия, 2001
-
Т.Б. Епифанцева Настольная книга педагога – дефектолога. – Ростов – на – Дону: Феникс,2006
-
Н.Н. Малафеев Единая концепция специального федерального государственного стандарта для детей с ограниченными возможностями здоровья: основные положения // Дефектология. – 2010. — №1
-
Дефектология. Словарь – справочник / под ред. Б.П.Пузанова – М., 1996
-
Сайты для учителя:
-
http://openclass.ru
-
http://uztest.ru
-
http://festival.1september.ru
-
http://mathvaz.ru
-
http://school–collection.edu.ru