Урок чтения во 2-м классе по УМК «Перспектива»

на тему: «Зимовье» (русская народная сказка)

Цели:

сформировать представление о народной сказке, её особенностях и видах;

— ввести алгоритмы оценки рассказывания народной сказки; работы с содержанием текста народной сказки; формулирования вопросов по содержанию текста; составления плана текста (для пересказа); краткого пересказа текста;

— научить использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности.

Формируемые УУД:

  1. Познавательные УУД: формировать информационные умение воспринимать и анализировать художественный текст с использованием иллюстраций, умение выделять главную мысль произведения, умение характеризовать героев произведения на основе их поступков.

  2. Регулятивные УУД: формировать умение принимать и сохранять учебную задачу, умения контролировать, корректировать, оценивать.

  3. Коммуникативные УУД: формировать умение передавать свои мысли и чувства, умение формировать собственное мнение, умение договариваться и приходить к общему мнению, умение сотрудничать с учителем и одноклассниками.

  4. Личностные УУД: умение оценивать поступки героев произведения под руководством учителя с точки зрения моральных ценностей; оценивать конкретные поступки как хорошие и плохие.

Планируемые результаты урока:

Личностные:

  • оценивать поступки героев произведения под руководством учителя с точки зрения моральных ценностей;

  • проявлять интерес к народной сказке и её героям, позитивное отношение к чтению народных сказок, желание создать (написать) собственную сказку.

Метапредметные:

Познавательные умения:

  • определять тему и главную мысль сказки и обосновывать своё мнение;

  • определять виды народных сказок и обосновывать своё мнение;

  • определять особенности сказок и проводить их сравнение по плану;

  • определять структуру сказки и обосновывать своё мнение;

  • формулировать вопрос и адекватно на него отвечать;

  • использовать приобретённые знания и умения при сочинении собственной сказки.

  • читать и инсценировать сказку по ролям;

  • уметь распределять роли при подготовке к инсценированию (драматизации);

  • отбирать выразительные средства (интонацию, мимику, жесты, тон, темп);

  • уметь выражать собственное отношение к герою в процессе чтения по ролям или инсценирования (драматизации).

Регулятивные умения:

— выполнять учебное действие по плану;

— выполнять учебное задание, используя алгоритм;

— выполнять учебное задание в соответствии с целью;

— осуществлять взаимопроверку и самооценку при выполнении учебного задания.

Коммуникативные умения:

— излагать понятно для партнёра основное содержание сказки, используя иллюстрации или план;

— учитывать разные мнения и стремиться к сотрудничеству в рамках учебного диалога;

— адекватно взаимодействовать в паре и группе при выполнении учебного задания.

— использовать речевые средства для представления результата деятельности.

Предметные:

  • знать специфические особенности жанра литературной сказки;

  • выделять главную мысль произведения под руководством учителя;

  • характеризовать героев произведения на основе его намерений и поступков;

  • читать текст сказки осознанно, выразительно и без ошибок;

  • работать с содержанием текста сказки;

  • читать сказку по ролям;

  • инсценировать сказку.

Основные понятия: жанр (сказка), виды сказок (сказка о животных, бытовая сказка, волшебная сказка), структура сказки, герой сказочного текста, собиратели русских народных сказок.

Оборудование: костюмы героев сказки «Зимовье», пословицы, компьютер, проектор.

Методы и приёмы: словесный (беседа, рассказ), наглядный (метод иллюстраций), практический (чтение детей); частично-поисковый, проблемный, аналитический.

Ход урока:

1.Орг. момент. Эмоционально – деловой настрой.

Птицам – время улетать,

Листьям – время опадать,

Тучам – плыть, дождям – пролиться,

Ну, а нам пора … ( учиться!)

— О каком времени года эти стихи?

— На какие три этапа мы разделяем осень (ранняя, золотая, поздняя)

— А какая сейчас осень? (золотая). Докажите.

II. Подготовка речевого аппарата к уроку и проверка д/з

1. Речевая разминка.

а) дыхательная гимнастика (на дыхание): (слайд 3)

— Представьте, что мы с вами взяли в ладошки осенние листочки. Какого они цвета?

— Подуем на них.

б) чтение скороговорки (на дикцию): (слайд 4)

У боярина бобра, нет богатства, нет добра.

Два бобрёнка у бобра – лучше всякого добра.

в) на перенос логического ударения: (слайд 5)

Теперь лиса всегда досыта наедается.

2. Проверка д/з.

— Из какого произведения эти строки? («Хитрая лиса»)

— Назовите жанр этого произведения? (Сказка). Докажите.

— На какие две группы можно разделить все сказки? (слайд 6)

— Как ещё можно разделить сказки? (слайд 7)

— Охарактеризуйте сказку «Хитрая лиса»? (народная, анималистическая)

— Где происходят события, описанные в сказке? (на берегу речки).

— Кто главный герой? (лиса)

— Послушаем, как вы дома потренировались выразительно читать сказку. Не забывайте использовать выразительные интонации, которые соответствуют характеру героя.

(оценочные суждения)

Ученики во время чтения внимательно следят и отмечают положительные стороны чтения и недочёты.

Вопросы после чтения:

— Чем похожи и чем различаются корякская сказка «Хитрая лиса» и русская сказка «Лисичка сестричка и волк»?

— Какие элементы сравнения вы встретили в данной сказке? (лапы, как вёсла, хвост, как руль, плывёт, как лодка)

— Какой изображена лиса в этой сказке? (Хитрая, умная, сообразительная, обманщица, находчивая, подлая.)

— Сегодня мы снова отправимся в «Мир народной сказки» (слайд 8)

И познакомимся с другими сказочными персонажами.

III. Знакомство с новым материалом.

1.Подготовка к восприятию.

Лексическая работа: (слайд 9)

— Что значит слово зимовье?

— Найди его в толковом словаре учебника (с. 154 учебника: место, где зимуют животные)

— Как вы понимаете выражение «пустились наутёк»? (быстро убежали)

( сначала предположения детей, затем обращение к словарю фразеологизмов)

2.Первичное восприятие

Ребята, настал наш любимый момент на уроке. Сейчас вы впервые услышите русскую народную сказку «Зимовье». Сядьте, как вам удобно слушать, можно прикрыть глаза, представляя услышанное, можно смотреть на иллюстрацию в книге, можно читать беззвучно вместе со мной…

Целевая установка: прослушайте и обратите внимание на то, как описывается строительство зимовья.

(Чтение текста учителем).

3. Проверка первичного восприятия:

— Что значит «зимовье строить»? Прочитайте эпизод из книги.

— Определите место, где разворачиваются события (в лесу, на берегу моря, реки, в пустыне)

— А в сказке корякского народа? (на берегу реки)

— Сделайте вывод: можно ли по месту действия определить принадлежность сказки к тому или иному народу?

— Перечислите героев сказки «Зимовье»? (бык, баран, свинья, кот, петух, волки)

Физминутка

-А сейчас мы вместе с лесными зверями и нашим дежурным отправимся в лес, чтобы отдохнуть (презентация)

4. Групповая работа

— Повернитесь и улыбнитесь друг другу, образуйте группы по два человека.

Распределение и чтение сказки по ролям в группах

  • Сделайте разметку текста и определите реплики героев.

  • Подумайте, с какой интонацией надо читать слова каждого из них? (Быстро, заискивающе, глядя в глаза, весело, грустно, удивленно.)

  • Прочитайте реплики героев, сохраняя выбранную интонацию.

  • Обсудите в паре, что нужно изменить при чтении? Какую мимику и жесты использовать?

  • Кто ещё будет участвовать в спектакле?

  • Как должен читать свои слова автор?

  • Обсудите в паре, с какой интонацией надо читать слова автора: спокойно, размеренно, негромко?

5. Вторичное восприятие:

-Вы меня очень внимательно слушали, молодцы. Теперь я также внимательно послушаю ваше чтение.

Инсценирование сказки (в группе, с использованием масок героев) у доски.

Целевая установка: Чье исполнение (чтение) показалось вам более удачным? Почему?

Обсуждение: Чье исполнение (чтение) показалось вам более удачным? Почему?

Похвалите: “Особенно мне понравилось, как….изобразил (прочитал)…..”.

6.Вопросы после чтения:

-Определите главную мысль сказки (чему она учит).

-Какой мудрый совет дает нам сказка?

-Можно ли сказать, что он устарел и не нужен уже в современной жизни человека?

-Покажите на цифровом веере номер выбранного варианта, какие пословицы могли бы стать моралью сказки: ( пословицы записаны на доске и читаются хором)

  1. Дружба заботой да подмогой крепка.

  2. Не рой яму другому, сам в нее попадешь.

  3. Чего себе не пожелаешь, того и другому не твори.

  4. Нет друга – ищи, а нашел – береги.

-Какие традиции и особенности быта русского народа показаны в сказке?

-Чья работа на уроке заслуживает хорошей оценки и почему?

(Комментирование оценок за урок отдельным учащимся совместно с учителем)

IV. Подведение итога

— С каким произведением мы сегодня познакомились?

— Какое по жанру это произведение?

— Кто автор сказки? А кто ее нам пересказал?

V. Рефлексия: (слайд 10)

Я познакомился…

Мне понравилось…

Я хотел бы…

VI. Домашнее задание по выбору (возможна групповая работа): (слайд 11)

1. Сделать иллюстрацию (коллаж); нарисовать, слепить героев сказки.

2. Сочините свою «народную» сказку с одним из этих персонажей.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here