Римские цифры. Кружковое занятие с мотивированными детьми. 5 класс

Автор: Макарова Татьяна Павловна,

учитель ГБОУ средней общеобразовательной школы №618

Г. Москвы

Предмет: математика

Контингент: 5 класс

Тема: Разработка кружкового занятия с мотивированными детьми по математике с презентацией для 5 класса по теме «Римские цифры»

Формы работы: игровая, групповая.

Продолжительность занятия: 45-60 минут

Категория: внеклассное мероприятие по математике

Предполагаемые результаты:

Занятия в кружке должны помочь учащимся:

  • усвоить основные базовые знания по математике; её ключевые понятия;

  • помочь учащимся овладеть способами исследовательской деятельности;

  • формировать творческое мышление;

  • способствовать улучшению качества решения задач различного уровня сложности учащимися;

  • успешному выступлению на олимпиадах, играх, конкурсах.

Основные виды деятельности учащихся:

  • решение занимательных задач;

  • знакомство с научно-популярной литературой, связанной с математикой;

  • работа в парах, в группах;

  • творческие работы.

Тема занятия: «Римские цифры».

Цель (Слайд 2):

  1. развитие логического мышления;

  2. раскрытие творческих способностей ребенка;

  3. воспитание твердости в пути достижения цели (решения той или иной задачи);

  4. привитие интереса к предмету.

Задачи:

  • Образовательные:

    1. познакомить с историей римской нумерации и римскими цифрами;

    2. научить читать, записывать римские цифры и выполнять с ними элементарные арифметические действия;

  • Воспитательные:

    1. воспитание коммуникативной культуры, умения работать в паре, оценивать себя и товарища;

    2. формировать умение быстро и эффективно распределять и ответственно выполнять обязанности;

    3. формировать умения ставить перед собой учебные задачи, объективно оценивать результаты своей деятельности.

  • Развивающие:

    1. развивать познавательные психические процессы: память, внимание, воображение, логическое мышление;

    2. развивать математический кругозор, мышление, исследовательские умения учащихся;

    3. развивать речь.

  • Здоровьесберегающие:

    1. учитывать индивидуальные особенности учащихся, создавать ситуацию успеха, обеспечивать моменты эмоциональной и физической разрядки, чередовать различные виды деятельности, подобрать оптимальный темп ведения урока и способ рефлексии.

Оборудование: мультимедийный комплекс, таблицы, иллюстрирующие обозначение чисел римскими цифрами, медиаресурсы (презентация Ms Office 2007).

Ход занятия.

Презентация

  1. Организация класса.

  2. Разминка

1). В кружках треугольника расставьте все девять значащих цифр так, чтобы сумма их на каждой стороне составляла 17:

Разработка кружкового занятия с мотивированными детьми по математике с презентацией для 5 класса по теме «Римские цифры»

Решение.

Разработка кружкового занятия с мотивированными детьми по математике с презентацией для 5 класса по теме «Римские цифры»

2). Найдите три разных способа выразить число 24 тремя одинаковыми цифрами.

Решение.

24 = 22 + 2 = 33 – 3 = 8 + 8 + 8.

3) В квадрате, состоящем из 9 клеток, расставить числа 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9 так, чтобы суммы чисел, стоящих в каждом вертикальном ряду, в каждом горизонтальном ряду, а также на любой диагонали были равны.

Разработка кружкового занятия с мотивированными детьми по математике с презентацией для 5 класса по теме «Римские цифры»

Решение.

Разработка кружкового занятия с мотивированными детьми по математике с презентацией для 5 класса по теме «Римские цифры»

III . Римские цифры.

Среди множества иероглифических систем счисления, которые существовали в разные времена у разных народов, только одна используется до сих пор. Эти цифры встречаются на циферблатах часов, фронтонах старинных и современных зданий, памятниках, страницах книг. Речь идет о римской системе счисления.

Слайд 3.

Разработка кружкового занятия с мотивированными детьми по математике с презентацией для 5 класса по теме «Римские цифры»

Римским цифрам около 2,5 тыс. лет. Как читать римские цифры?

Слайд 4.

Каждая римская цифра имеет своё числовое значение, а для получения какого-то числа, его просто набирают из этих цифр.
Известный ряд римских цифр: I=1, V=5, X=10, L=50, C=100, D=500, M=1000.

Разработка кружкового занятия с мотивированными детьми по математике с презентацией для 5 класса по теме «Римские цифры»

Для закрепления в памяти буквенных обозначений цифр в порядке убывания существует мнемоническое правило:

Мы Дарим Сочные Лимоны, Хватит Всем И ещё останется.

Соответственно M, D, C, L, X, V, I

Правило записи римских чисел гласит: « Если большая цифра стоит перед меньшей, то они складываются, если же меньшая стоит перед большей, то меньшая вычитается из большей».

Слайд 5.

Разработка кружкового занятия с мотивированными детьми по математике с презентацией для 5 класса по теме «Римские цифры»

В наши дни любую из римских цифр запрещается записывать в одном числе более трёх раз подряд. ( V1111)

Эта таблица позволяет обозначить любое число от 1 до 3999. Вот как будет выглядеть число 3999- МММСМХС1Х.

Единицы

Десятки

Сотни

Тысячи

1

I

10

X

100

C

10000

M

2

II

20

XX

200

CC

20000

MM

3

III

30

XXX

300

CCC

30000

MMM

4

IV

40

XL

400

CD

5

V

50

L

500

D

6

VI

60

LX

600

DC

7

VII

70

LXX

700

DCC

8

VIII

80

LXXX

800

DCCC

9

IX

90

XC

900

CM

История римских цифр.

У многих народов для обозначения числа 1 применялся один и тот же символ — вертикальная чёрточка. Это самое древнее число в истории человечества. Оно возникло из простой черты на земле, из зарубки на дереве или кости.

Слайд 6.

Разработка кружкового занятия с мотивированными детьми по математике с презентацией для 5 класса по теме «Римские цифры»

Слайд 7.

Разработка кружкового занятия с мотивированными детьми по математике с презентацией для 5 класса по теме «Римские цифры»

Слайд 8.

Разработка кружкового занятия с мотивированными детьми по математике с презентацией для 5 класса по теме «Римские цифры»

8. При решении задач, составлении краткой записи мы тоже используем римские цифры.

9. При решении задач, составлении краткой записи мы тоже используем римские.

10. В русском языке римскими цифрами принято обозначать порядковые числительные цифры.

11. Например, в западных странах римскими цифрами иногда записывается номер года.

Проблемная задача. Слайд 10.

Ответ: Здание Одесского оперного театра строилось с тысяча ВОСЕМЬСОТ восемьдесят четвертого по тысяча ВОСЕМЬСОТ восемьдесят седьмой год.

IV . Занимательные задачи

1.Разделите на бумаге число двенадцать пополам так, чтобы половина этого числа была семь.

ОРазработка кружкового занятия с мотивированными детьми по математике с презентацией для 5 класса по теме «Римские цифры»
твет:


2. Как получить восемь, отняв от тринадцати половину?

Ответ:

Разработка кружкового занятия с мотивированными детьми по математике с презентацией для 5 класса по теме «Римские цифры»

Число тринадцать записать римскими цифрами и разделить это число горизонтальной линией пополам.

V . Физкультминутка (изобрази римскую цифру).

Учитель говорит задания, дети изображают ответ римской цифрой.

VI . Занимательные задачи

Как записать число 275748? Римляне поступали просто: CCLXXVmDCCXLVIII. Буква m показывает, что число, стоящее впереди нее, выражает количество тысяч в данном числе.

Задание 3. Запишите арабскими цифрами числа:

XXVIII = 28,

XXXIX = 39,

CCCXCVII = 397,

MDCCCXVIII = 1818.

Задание 4. Слайд 11.

Разработка кружкового занятия с мотивированными детьми по математике с презентацией для 5 класса по теме «Римские цифры»

Задание 5. Слайд 12.

Разработка кружкового занятия с мотивированными детьми по математике с презентацией для 5 класса по теме «Римские цифры»

Задание 6. Слайд 15.

Разработка кружкового занятия с мотивированными детьми по математике с презентацией для 5 класса по теме «Римские цифры»

Задание 7. Слайд 16.

Разработка кружкового занятия с мотивированными детьми по математике с презентацией для 5 класса по теме «Римские цифры»

Задание 8.

При помощи счетных палочек (карандашей или спичек ) записать примеры

1. VI – IV= IX

Переложите 1 палочку так, чтобы равенство стало верным. (V + IV =IX)

2. VI + IV =XII

Переложите 1 палочку так, чтобы равенство стало верным. (VII + IV = XI)

3. V= VIII + I

Переложи 2 палочки так, чтобы равенство было верным. (VI = VIII – II)

Задание 9. Слайд 13.

Разработка кружкового занятия с мотивированными детьми по математике с презентацией для 5 класса по теме «Римские цифры»

Задание 10. Слайд 14.

Сосчитайте:

  1. LХХIV — ХLVII = …

  2. CCMII — CCDI = …

  3. MMDCXLVIII — MMDXXLIV = …

Решение.

  1. Чтобы перевести цифры в обычную систему исчисления, необходимы знания о римских цифрах:

LХХIV = 74

ХLVII = 47

CCMII = 802

CCDI = 301

MMDCXLVIII = 2648

MMDXXLIV = 2534

  1. Теперь выполним действие:

74 — 47 = 27

802 — 301 = 501

2648 — 2534 = 114

  1. Переведём результат в римские числа:

27 = XXVII

501 = DI

114 = CXIV

Ответ :

LХХIV — ХLVII = XXVII

CCMII — CCDI = DI

MMDCXLVIII — MMDXXLIV = CXIV

Задание 10 .

Разработка кружкового занятия с мотивированными детьми по математике с презентацией для 5 класса по теме «Римские цифры»

Домашнее задание. (Слайд 18)

  1. Какое число римляне написали на здании храма ?

Разработка кружкового занятия с мотивированными детьми по математике с презентацией для 5 класса по теме «Римские цифры»

2. Сколько чисел по правилам римской нумерации можно записать с помощью цифр I; V; X?

3. Используя римскую систему записи чисел, запишите год своего рождения.

4.Переложи одну палочку так, чтобы выражение имело верное значение

  • VI + I = V

  • IX — I = X

  • X + III =XI

  • VI — IV = IX

Итог занятия.

Итак, мы сегодня говорили о римских цифрах. Мы узнали историю возникновения римских цифр, где в наше время ещё можно встретить римские числа. Также научились записывать большие числа с помощью римских цифр, рассмотрели занимательные задачи.

Дорогие ребята, жду вас на следующее занятие с новыми открытиями. Желаю успеха!

Слайд 19.

Источники:

  1. Глейзер Г.И. История математики в школе. – Москва: «Просвещение»,1981.

  2. Энциклопедия для детей. — М.: Аванта, 1998.

  3. Игнатьев Е.И. В царстве смекалки. — М., 1994.

  4. http ://ru .wikipedia .org /wiki /%D 0%E 8%EC %F 1%EA %E 8%E 5_%F 6%E 8%F 4%F 0%FB

  5. Фото «Часы – куранты Спасской башни» http ://t 0.gstatic .com /images ?q =tbn :ANd 9GcShEhodjJtzrsEGbA -7WOvAKMCReu 0RN 3SUuEPa 7C -26UQwsCAi 9A

  6. Рисунок «Жесты» http ://t 3.gstatic .com /images ?q =tbn :ANd 9GcQ 8zQO 3SfqDIrhgXHt 5OndP 2AigkvVy 0toMFO 3_61SKFdX 9rBGPqSjJ 2yAe

  7. Рисунок «Часы» http ://t 3.gstatic .com /images ?q =tbn :ANd 9GcQOnCoWNVoF 40dGcdhPd -s 8NxT 3MfqNh 4cwUlXr 6mmwV 1T 3FNPok 3DSjas

  8. Рисунок «Глобус» http ://t 2.gstatic .com /images ?q =tbn :ANd 9GcTRK 2sB 4hy 263n -gANw 3lF 4WKevnqgsgyo 4yGru 3H 5RDWJELKGh 10PfHQ

  9. Фото «Монета» http ://t 3.gstatic .com /images ?q =tbn :ANd 9GcQi 1wGb 4djSQBUYX _NOvT _OV 0QzGJpSwjdAPZUuKWLusSehwrteSho 1Cw

  10. Рисунок «Первые школы» http ://laginlib .org .ua /blog /wp -content /uploads /2011/09/%D 0%B 4%D 1%80%D 0%B 5%D 0%B 2%D 0%BD %D 1%8F %D 1%8F -%D 0%B 3%D 1%80%D 0%B 5%D 1%86%D 0%B 8%D 1%8F .jpg

  11. Фото «Здание Волжской академии водного транспорта» http ://fotki .yandex .ru /users /apashenko /view /152409/

  12. Рисунок «Римские цифры» http ://t 0.gstatic .com /images ?q =tbn :ANd 9GcQ 97vyr 86M 5mf 9mySXrq 7p 4FnWG -JS 0UOJozKgDwz 1_tz 7kiNR —

  13. Рисунок «Цифра 4» http ://abrosait .ru /wp -content /uploads /2010/03/4.jpg

  14. Рисунок «Римские цифры! Эх, посчитаем!» http://proza.ru/pics/2010/01/28/1195.jpg

  15. http ://www .vneuroka .ru /matmir /zadacha .php ?cat =1&num =12&sub =4

  16. Рисунок «They used to count with I, V, X, D, C, L & Ms. Roman numerals» http://activerain.com/image_store/uploads/7/8/4/6/3/ar13319501136487.png

  17. Фото «Здание Одесского оперного театра» http://images-6.moifoto.ru/big/1/690/2888907gmg.jpg?1354381401

  18. Рисунок «Дети» http://www.ahtme.edu.ee/files/4b/image/3.gif

  19. Рисунок «Умножение 123 на 165» http://hotcooltop.com/image268.jpg

  20. Рисунок «Смайл» http://img-fotki.yandex.ru/get/5818/137686494.0/0_72e39_333c6662_L

  21. Фото «А.С. Пушкин» http://im8-tub-ru.yandex.net/i?id=489666275-33-72

  22. Фото «А. Герцен» http://fra.1september.ru/2009/20/russes_herzen.jpg

  23. Фото «А. Блок» http://im6-tub-ru.yandex.net/i?id=16653850-19-72

  24. Олимпиадные задания по математике 5-8 классы.( 500 нестандартных задач для проведения конкурсов и олимпиад. Развитие творческой сущности учащихся). / автор-составитель Н.В.Заболотнева.- Волгоград: Учитель, 2006.

Макарова Т.П., ГБОУ СОШ №618 г. Москвы Страница 14

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here