Крыжановская Наталья Валентиновна
МБОУ СОШ №3 г.Конаково Тверская область
Учитель начальных классов
Разработка урока по математике « Буквенные выражения» 2 класс
Тема: Буквенные выражения.
Тип урока: урок изучения нового
Вид урока: проблемный
Цель урока: познакомить учащихся с новым термином « буквенные выражения», сформировать умение читать, записывать, составлять буквенные выражения и находить их значения, развивать навык правильной математической речи.
Планируемые результаты обучения, формирования УУД:
Познавательные УУД:
Формирование умений открывать новые знания через формулировку учебной проблемы и поиска ее решения ;
использовать полученные знания при решении, задач; анализировать, синтезировать.
Коммуникативные:
Формирование умений высказывать свои мысли, вести совместный творческий поиск и сотрудничать друг с другом;
Личностные:
Формирование положительной учебной мотивации.
Регулятивные:
Формировать умение планировать учебные действия.
Ресурсы: М.И.Моро « Математика», 2 класс. Ч.1.с.64-65, карточки, презентация
Ход урока
-
Организационный момент. ( слайд 2)
Постараемся получить на уроке максимум знаний.
-
Самоопределение к деятельности.
Проверка домашнего задания. ( слайд 3, 4)
№6 стр.59
— Какие трудности возникли при решении задачи? ( составление краткой записи, в выборе действия)
№ 3 стр.59
— Какое задание надо было выполнить в №3? ( составить выражения)
— Какие знания помогли при выполнении этого задания? ( знание компонентов действий, порядок действий в выражениях со скобками)
Учитель: Сегодня мы продолжим знакомиться ещё с одним видом выражений.
3. Актуализация знаний.
а )Повторение компонентов действия сложения и вычитания.
-Какие действия с числами вы умеете выполнять? ( складывать и вычитать)
— Как называются числа при действии сложении? (Ответы учеников)
-Как называются числа при действии вычитании? ( Ответы учащихся)
б)Запишем математический диктант. ( слайд 5)
в) На доске запись:
58 + 2
58 – 2
58 + а
58 — а
— Что записано на доске? ( выражения) вывешивается карточка с понятием «выражения»
-Запишите выражения и найдите их значения .
— Что значит найти значение выражения? (решить его)
(Учащиеся испытывают затруднения в нахождении последних двух выражений.)
Проверка.
Прочитайте значение 1 выражения.
Прочитайте значение 2 выражения.
_ Как называются такие выражения? (числовые)
4. Постановка учебной проблемы.
— Смогли ли вы найти значение 3 и 4 выражения? Нет.
— Почему? Не умеем решать такие выражения.
— Что такое а? буква
— Как вы думаете, как называются такие выражения? ( буквенные)
— Какова тема нашего урока? Буквенные выражения. (слайд 6)
Сообщение темы и цели урока.
5. « Открытие « детьми нового знания.
Учитель: При записи буквенного выражения используются буквы латинского алфавита.
а )Историческая справка (слайд 7)
Латинский алфавит произошел от одного из вариантов западного греческого алфавита и стал самостоятельным примерно в VII веке до нашей эры. В настоящее время латинский алфавит знаком почти всем людям Земли, поскольку изучается всеми школьниками либо на уроках математики , либо на уроках иностранного языка, физики. Латинский алфавит называют алфавитом международного общения.
б) Чтение букв латинского алфавита. ( слайд 8)
Прочитаем буквы латинского алфавита.
а — «а»
в — « бэ»
с — «цэ»
d — « дэ»
k — « ка»
x — «икс»
y— « игрек»
в)Чтение правила . Учебник стр.65
г)Упражнение в чтении буквенных выражений. (слайд 9)
— Как вы прочитаете эти выражения?
Сумма чисел k ( ка) и 2
Разность чисел 7 и x ( икс)
д) Упражнение в записи буквенных выражений.( слайд 10)
1 уч-ся записывает выражения на доске.
— Как вы думаете, как найти значение буквенного выражения? (Вместо буквы подставить какое-либо число, то есть значение данной буквы.)
Попробуйте это сделать.
Вернёмся к выражениям , записанные на доске. ( Выполняют под руководством учителя).
а = 20
— Какое значение выражения получили? 76, 16
6. Первичное закрепление.
а) Алгоритм решения буквенных выражений. ( слайд 11 )
б) Работа с учебником стр. 65 № 2
Образец записи показывает учитель, затем 1 ученик у доски.
К + 7 и к – 7, если к = 10, к = 7
10 + 7 = 10 — 7 =
7 + 7 = 7 – 7 =
в) Работа в парах.
Возьмите карточку с лентой.
Будем менять значение «в» и вычислять значение выражения.
в
+ 8, при в = 9, 52, 40
Проверка. (12 )
— Какие затруднения испытывали? ( Ответы детей)
7. Самостоятельная работа с самопроверкой в классе.
Тест. (Карточки)
1 вариант.
1.Какая из записей представляет буквенное выражение?
□ 25 +8 □ 46 – а □ 47 > 7
2. При а = 17, разность а — 8 равна
□ 25 □ 9 □ 8
3. При каком значении а, значение выражения а + 15 равно 15
□ 0 □ 15
2 вариант.
1.Какая из записей представляет буквенное выражение?
□ 3 + а □ 12 – 5 □ 4<34
2. При с = 9, сумма 15 + с равна
□ 34 □ 24 □ 6
3. При каком значении b, значение выражения 28 — b равно 0
□ 0 □ 28
Проверка. ( слайд 13)
Вывод.
Обратимся к нашим первым выражениям.
— Из чего состоят 1, 2 выражения? (числа, знаки действия)
— Из чего состоят 3, 4 выражения? ( числа, буквы, знаки действий)
— Попробуйте сформулировать определение буквенным выражениям.
Чтение определения .( слайд 14)
— Можем ли мы найти значение буквенного выражения? (Нет, надо знать значение буквы)
8. Включение в систему знаний и повторение. ( слайд 15)
Задача № 1. ( слайд 16)
Анализ задачи.
Запишите решение.
Задача № 2.
Анализ задачи.
Запишите решение.
— Чем отличались задачи? (Условием)
Задача №3 стр. 65
Чтение задачи и её анализ.
Запись решения.
— Есть ли другой способ решения задачи?
9. Рефлексия деятельности.
— Над какой темой работали?
— Какую цель ставили?
— Удалось ли её решить?
— Кому бы вы хотели рассказать о том, то узнали на уроке?
(Слайд 17)
10. Домашнее задание ( слайд 18)
Спасибо за урок.