Конспект урока
Как сложное сделать простым? Решение задач. «Дом для друзей».
-
Место работы, должность:
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 10»
с. Ачикулак, Нефтекумского района, учитель начальных классов
-
Ф.И.О. автора: Мухина Ирина Васильевна
Класс: 2
-
Предметная программа и её автор: «Математика» УМК «Гармония» Н.Б.Истомина
-
Тип урока: урок решения практических, проектных – исследовательских задач
-
Организация пространства: индивидуальная, фронтальная, групповая.
-
Технология: игровая технология, технология проектного обучения, технология развивающего обучения, здоровьесберегающие технологии.
Планируемые результаты урока:
Личностные:
-
Осознание необходимости учения.
-
Работа над самооценкой и адекватным пониманием причин успеха в учебной деятельности.
-
Следование установке на здоровый образ жизни и ее реализации в реальном поведении.
-
Умение проявлять самостоятельность в разных видах деятельности.
-
Осознание ответственности за общее дело.
-
Умение выражать свое мнение.
Метапредметные:
Познавательные:
-
Работа с разными видами информации и ориентироваться в ней.
-
Выполнение действия по образцу.
-
Умение решать проблемные вопросы в ходе исследовательской деятельности.
-
Умение анализировать, сравнивать, сопоставлять и обобщать.
Регулятивные:
-
Фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии.
-
Самостоятельное решение задач.
-
Самостоятельное контролирование деятельности по ходу выполнения задания.
Коммуникативные:
-
Умение сотрудничества со сверстниками при работе в группе.
-
Развитие умения принимать коллективное решение.
Предметные:
-
Анализ задачи, установление зависимости между величинами, взаимосвязи между условием и вопросом задачи.
-
Решение простых и составных задач, задач на логическое мышление.
-
Работа с геометрическими фигурами: прямоугольником, треугольником.
-
Работа с единицами длины (сантиметр, дециметр, метр).
-
Знание и применение правила сложения и вычитания величин.
-
Умение пользоваться изученной терминологией.
Оборудование: пособие для самооценки, шаги учебной деятельности (звездочка обдумывания), мультимедийное оборудование, шапочки «монтера», геометрические фигуры, презентация, дом из «ЛЕГО», линейки, тесты.
Деятельность учителя | Деятельность учащихся | УУД | |
1.Организационный момент Цели этапа: организация направленного внимания на начало урока. Самоопределение к деятельности. Включение детей в деятельность на личностно-значимом уровне. | Проверка готовности рабочих мест. Создание положительного настроя учащихся на урок. Сегодня мы проведем необычный, интересный урок.
Урок начинается с пожелания всем учащимся «Добра» | Приготовление к уроку.
«Я желаю тебе добра, ты желаешь мне добра, мы желаем друг другу добра, если будет трудно, я тебе помогу». | Личностные: — осознавать и оценивать свои мысли, действия и выражать их в речи; — соотносить результат действия с поставленной целью.
Регулятивные: — организовать свое рабочее место под руководством учителя; — принимать и сохранять учебную задачу и активно включаться в деятельность, направленную на её решение в сотрудничестве с учителем и одноклассниками.
Познавательные: — понимать необходимость учения, позитивно относиться к уроку.
Коммуникативные: — активно сотрудничать с учителем и сверстниками.
|
2. Актуализация темы урока Цель этапа: формулирование темы урока. | —Просмотр отрывка из мультфильма Учитель создает ситуацию, учащиеся называют тему и цели урока.
— Ребята, а кто смотрел этот мультфильм? — Что строили герои этого мультфильма? — Как вы думаете, чему будет посвящен наш урок?
— Мы сегодня будем строителями. Теперь, ребята, вы не ученики второго класса, а бригада строителей!
— Ребята, наверное, каждый из вас мечтает о том, кем он будет, когда вырастет, какую профессию он выберет для себя в будущем. Эта профессия теснейшим образом связана с математикой, точными расчётами, миром чисел.
-Урок пройдет под девизом «Мы построим этот дом, пусть тепло и уютно будет в нем!».
|
Вспоминают материал: — Я смотрел этот мультфильм, и его герои строили «Дом для друзей». — Сегодня мы будем строить «Дом для друзей», а помогут нам знания по математике. Мы будем решать задачи.
| Личностные: — освоить личностный смысл учения, осознано, с интересом продолжать свою учебу; — освоить роль ученика.
Регулятивные: — активно включаться в деятельность.
Познавательные: — извлекать информацию, представленную в разных формах.
Коммуникативные: — сотрудничать с учителем и сверстниками
|
3. Постановка цели урока
Цели этапа: подведение учащихся к самостоятельной постановке познавательной цели. | Какие цели и задачи мы поставим с вами на уроке?
— Задания, которые вы будете выполнять при строительстве дома, помогут вам проверить свои знания и умения выполнять сложение и вычитание чисел, решать задачи. А может, кто-то из вас выберет будущую профессию и посвятит ей всю свою жизнь.
| Решение учебно-познавательных задач: — Мы должны построить «Дом для друзей». — Продуманно, вести правильные расчёты, слышать и понимать учителя, давать полные ответы. — Учиться думать, правильно выражать свои мысли, осуществлять контроль своей работы, вступать в диалог, принимать коллективное решение.
| Личностные: — адекватно понимать причины успешности или неуспешности учебной деятельности.
Регулятивные: — в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи; — проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве.
Познавательные: — решать учебно-познавательные задачи.
Коммуникативные: — сотрудничать с учителем и сверстниками. |
4. Реализация построенного проекта
Цели этапа: реализация построения проекта в соответствии с планом.
5. Включение новых знаний в систему знаний и повторений Цель: включение новых
| — Сегодня на уроке свой проект представят ваши одноклассники. Они юные строители — архитекторы . Кто такие архитекторы?
— архитектор 1 (выступление)
— архитектор 2 (выступление)
СЛАЙД 1 Проблема: нам нужно построить дом, но мы не знаем, как это сделать, с чего начать.
Архитекторы устанавливают последовательность работы.
Набор первоначальных ваших идей: сейчас вам надо выбрать верный путь. В какой последовательности начнёте своё строительство? Звездочка обдумывания
СЛАЙД 2 (ТБ) — А зачем соблюдать правила ТБ на стройке?
СЛАЙД 3 (закладка фундамента) Бригада строителей Итак, начинаем закладку фундамента дома. Фундамент должен быть прочным, так как он держит на себе всё здание. (исследовательская работа: нахождение периметра прямоугольника) -Как вы думаете, когда дом будет строиться быстро, качественно?
|
Архите́ктор — начальник, человек творческий, руководитель постройки; первыми «архитекторами» в летописях значатся итальянцы. (из словаря Даля)
-Показ презентации: — (Слайд 1) Проблема: как нам дом построить? — (Слайд 2) Гипотеза: архитектор — человек творческий, который создаёт очень красивые и прочные сооружения. — (Слайд 3) Способности, которыми обладает архитектор. — (Слайд 4) Что нам стоит дом построить? Мой домик Учащиеся демонстрируют выполненные макеты домов из «ЛЕГО» и представляют их своим одноклассникам. .
-А я собрал вот такой дом. И вот, что я хочу рассказать вам: «Сейчас в России действует Программа “Доступное жильё”. Цель ее заключается в оформлении ипотеки. Ипотека – это деньги, выдаваемые банком. Люди, которые берут ипотеку, покупают себе жильё, а потом отдают государству деньги за несколько лет». «Мой дом — моя крепость!»-
Детьми устанавливается последовательность работы.
Архитекторы планируют пошаговое строительство дома.
Я думаю, мы будем строить «Дом для друзей», а при выполнении каждой работы необходимо соблюдать правила ТБ. Дети надевают шапочки.
-Важно, чтобы все строители работали дружно, слаженно, только тогда дом будет строиться быстро и качественно. | Личностные: — целенаправленно использовать математические знания, умения и навыки в учебной деятельности.
Регулятивные: — планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации.
Познавательные: — уметь строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами; — уметь добывать новые знания, находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.
Коммуникативные: — выражать в речи свои мысли и действия.
Личностные: — адекватно понимать причины успешности или неуспешности учебной деятельности; — целенаправленно использовать математические знания, умения и навыки в учебной деятельности.
Регулятивные: — использовать в своей деятельности простейшие математические принадлежности: линейку, треугольник и т.д.
Познавательные: — осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий.
Коммуникативные — задавать вопросы; — адекватно использовать речь для планирования и регуляции своего действия.
|
| СЛАЙД 4 (возводим стены) Продолжаем строительство — возводим стены. Наш дом будет из кирпича. Бригада каменщиков начинает свою работу.
Нужен правильный расчет? -Уменьши 36 на 9. -На сколько 14 больше 8? -У дома 6 окон. Сколько окон в 3 домах, если они одинаковы по планировке? -Уменьшаемое -19, вычитаемое- 4. Чему равна разность? -В первом доме 8 дверей, это на 3 двери меньше, чем во втором доме. Сколько дверей во втором доме? -Какое число предшествует числу 99. -На стройке участвовало 12 мужчин, а женщин на 6 меньше. Сколько было строителей всего на стройке? -На крыше дома сидело 8 синиц. Кот Мурзик поймал 1 синицу. Сколько птиц осталось на крыше? -А нужна ли нам древесина на стройке? -А для чего? -Ствол у дуба толще, чем ствол у сосны, а ствол у сосны толще, чем ствол у березы. Что толще: ствол дуба или ствол березы? |
-Дети выходят к доске, за правильные ответы они получают возможность «возводить» стены дома. |
|
6. Динамическая пауза Цель: профилактика утомления, нарушения осанки и зрения обучающихся.
| Физкультминутка Мы немного устали, поэтому предлагаю сделать перерыв (под музыку учащиеся выполняют упражнения).
-Чему учат слова этой песни? |
Дети высказывают своё мнение и вспоминают пословицы о дружбе. |
Коммуникативные: — уметь слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения на события. |
7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону, работа в группах, работа с тестами. Цель. проверка вычислительных навыков и умений, самоконтроль усвоения знаний. | СЛАЙД 5 Знакомство с профессией бухгалтера — Самое главное в математике — это умение решать практические задачи. Без умения решать их не получится ничего хорошего.
СЛАЙД 6 Решение задачи Индивидуальная работа на маршрутных листах — Ребята, я хочу вас познакомить с важными составляющими компонентами строительства любого дома, это вяжущие средства: песок, цемент, гипс, которые применяют для приготовления раствора, используемого при кладке стен из кирпича и блоков. — На стройку привезли 34 машины песка, а цемента на 19 машин меньше. Сколько всего машин песка и цемента завезли на стройку?
СЛАЙД 7 (проверка по эталону)
СЛАЙД 8 — Чего еще не хватает у нашего дома? (Оконных рам.) – Люди какой профессии изготавливают деревянные рамы? (Плотники.) – Из какого материала изготавливают современные окна? (Пластик.)
СЛАЙД 9 Работа в группах (Задачи решаются в бригаде, затем выбирается ученик и отчитывается за свою работу)
|
Учащиеся анализируют и решают задачу и дают полные ответы.
Ответы учеников Оконных рам
Плотники
Пластик.
Ученики выполняют решение, афишируют результат. | Личностные: — уметь организовать самостоятельную учебную деятельность.
Регулятивные: — уметь ставить новые учебные задачи в сотрудничестве с учителем; — проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве; — самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действий и вносить необходимые коррективы, как по ходу реализации, так и в конце действия.
Познавательные: осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий.
Коммуникативные: — сотрудничать в совместном решении проблемы, выполняя различные роли в группе; — отстаивать свою точку зрения, соблюдая правила речевого этикета; — участвовать в работе группы, распределять роли, договариваться друг с другом. |
| СЛАЙД 10 Мы кровельщики. (знакомство с профессией) Крыши домов бывают различных видов, форм: плоские, скатные, покрытые древесиной, шифером, черепицей разных цветов. И вот по этому наш следующий этап – возведение крыши. Чтобы наша крыша получилась добротной, крепкой и не протекала, нам нужно хорошо потрудиться. Мы кровельщики. Работа эта трудоемкая. Нужно выполнить верные расчеты. СЛАЙД 11
Предлагаю проверить свои умения в самостоятельной работе. Для этого нам надо знать меры длины. Найди разность величин 66см и 3см: 1)69см 2)63см 3)36см Чему равна сумма величин 56см и 3дм 1)59см 2)86дм 3)86см ? Выбери пару равных величин: 1)4см и 40см 2)40см и 4дм 3)40см и 40дм
МАТЕМАТИЧЕСКИЙ ДИКТАНТ (ДА — хлопки руками, НЕТ — топот ног)
1. В 5м содержится 500см 2. Если 5 увеличить на 55 ,то получится 50 3. Если 5 десятков увеличить на 5 единиц, то получится 55 4. 5дм больше 55мм 5. 5см меньше 5мм Архитекторы выполняют эскиз и ведут отбор геометрических фигур для того, чтобы поставить крышу дома.
Ребята, вы очень дружно трудились и построили такой замечательный домик.
Современный дом должен быть не только комфортным, но и безопасным — Датчики, создающие комфорт в доме делают жизнь обитателей дома намного комфортнее. — Датчик влажности, установленный в доме, посылает сведения об уровне влажности, принимает решения о необходимости регулирования климата в доме. — Очень удобен в доме датчик температуры, который способен взять под контроль климат в жилых помещениях. — Стоит отметить и датчики освещения в доме и территории вокруг него. Жизнь в здании будет безопасна и комфортна. |
Оцените работу: если все верно выполнено, то нарисуйте кружок, если есть одна ошибка – нарисуйте квадратик, если две ошибки – треугольник.
1ученик делает эскиз-рисунок, планирует крышу дома на интерактивной доске.
2 ученик выбирает из геометрического материала по образцу крышу дома |
|
| Просмотр мультфильма. Вот мы строили, строили и, наконец, построили «Дом Дружбы»! |
|
|
| Чтобы сохранить название «Дом Дружбы», у жильцов должны быть свои правила. Какие правила вы придумали? |
Дети совещаются и выдвигают правила дружбы:
|
|
Рефлексия деятельности Цель: осознание учащимися своей учебной деятельности, самооценка результатов деятельности и работы всего класса.
| -Смогли бы мы построить этот домик, если бы всё время спорили и мешали друг другу? -Легко ли быть строителем?
—Притча: Шел мудрец и встретил 3 строителей. «Что ты сегодня делал?» — спросил он каждого. Первый ответил: «Я целый день таскал ненавистные камни». Второй ответил: «Я добросовестно выполнял работу».
А третий ответил: « Я строил храм».
— Оцените свою работу. Оценка своей работы Бригада оценивает труд каждого ученика. – Если вы работали в полную силу, вручите ему красный цветок; если вы могли бы лучше – вручите желтый цветок; если вам не понравилось, как вы работали, — возьмите синий цветок. Цветы «высаживаются» в клумбы у дома. Каждая бригада оформляет свою клумбу.
— Люди каких профессий нужны, чтобы построить дом? — Ребята, что вы можете сказать о достижении цели урока? — Вы хорошо поработали, добились успеха. Если удаётся добиться успеха в школе, вы добьётесь успеха в жизни, ведь посмотрите, какой красивый «Дом для друзей» вы построили. -Ребята, а где мы можем использовать те знания, которые мы обобщили и приобрели на уроке?
СИНКВЕЙН «ДОМ Друзей»
|
Я думаю, трудно, но очень ответственно.
-Это — горе строители, которые не любят свою работу -Это хороший, добросовестный строитель, который любит свою работу -Это творческий человек, способный построить необыкновенный дом.
Оценивание собственной деятельности на уроке.
— Я узнал много нового о профессиях и могу рассказать своим друзьям. — Мне понравилось, как мы на уроке планировали свою работу. Я буду учиться планировать каждый новый день, составляя звездочку обдумывания.
Ученики составляют синквейн. | Личностные: — выявлять внутреннюю позицию школьника на уровне понимания необходимости учения, выраженного в преобладании учебно-познавательных мотивов. Регулятивные: — адекватно оценивать свои достижения.
Познавательные: -формировать умение высказывать своё мнение
Коммуникативные -участвовать в диалоге; слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения на события, поступки.
|
Используемая литература:
-
«Весёлые уроки», 2005, №2, с.14.
-
Зубков Б.В.От колеса до робота. – «Малыш», 1988.
-
Ефимовский Е. Мудрые науки – без назидания и скуки: Карусель изобретений. – СПб.: ТИТ «Комета», 1994.
-
Семёнова М. Мы – славяне! – СПб. «Азбука», 1998.
-
Ярославцева А. Что нам стоит дом построить. – «Весёлые уроки», 2005, № 4, с.26.
-
http://www.proshkolu.ru/