Разработка урока по математике
на тему:
«Приём вычисления для случаев вида 36+2, 36+20»
Учитель: Аллагуватова А.Ф.
Класс: 2Е
Программа: Школа России
Учебник: | Математика. 2 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений с приложением на электронном носителе. В 2 ч. Ч. 1/ [М. И. Моро, М. А. Бантова, Г. В. Бельтюкова и др.]. — 4-е изд. — М.: Просвещение, 2013. – 96 с.: ил. — (Школа России). |
Тип урока: | Изучение нового материала и первичное закрепление. |
Цель урока: | Создать условия для осмысления и осознания приёмов вычисления для случаев вида 36+2, 36+20, постановки и конструктивного решения учебных проблем, повышения внутренней мотивации учения школьников. |
Задачи урока: | обучающая: формировать умение складывать единицы с единицами, десятки с десятками, умение работать в группе, совершенствовать умение решать текстовые задачи, делать выводы, оценивать свою работу, находить и исправлять собственные ошибки. развивающая: развивать умение анализировать и обобщать, развивать логическое мышление и познавательный интерес к математике, совершенствовать вычислительные навыки. воспитательная: воспитывать познавательную инициативу, точность, посредством системы заданий, развивать коммуникативные качества: слушать, вести диалог, доказывать свою точку зрения, воспитывать любовь к математике, уважительное отношение друг к другу при работе в группах. здоровьесберегающая: организовать деятельную, творческую обстановку в процессе урока, благотворно влияющую на эмоциональное состояние учащихся, обеспечить необходимые условия для продуктивной познавательной деятельности учащихся с учетом возрастных особенностей, состояния здоровья, особенностей развития. |
УУД: | Предметные: научиться сложению на основе поразрядного принципа. Универсальные учебные действия: Личностные: развитие способностей положительной мотивации к учебной деятельности. Познавательные: умение отличать новое от уже известного с помощью учителя, умение добывать новые знания, используя информации, полученные на уроках, построение самостоятельного процесса поиска, исследования и совокупность операций по обработке, систематизации, обобщению и использованию полученной информации. Регулятивные: умение формулировать учебные цели, использовать доказательство, умение составлять план, контролировать свой результат решения эталоном, оценивать качество решения, способность мобилизовать силу воли и энергию к преодолению препятствий. Коммуникативные: умение оценивать действие партнёра, выражать с достаточной полнотой и точностью свои мысли.
|
Планируемый результат: | должны знать:
должны уметь:
|
Используемые формы организации познавательной деятельности: |
|
Оборудование урока: |
|
Ход и содержание урока:
Деятельность учащихся | |
I этап. Организационный момент | |
1. Психологический настрой Долгожданный дан звонок, Начинается урок. Мы пришли сюда учиться, Не лениться, а трудиться.
— Представьте себе, что у вас в ладошках солнечный зайчик. Улыбнитесь ему, подарите своего солнечного друга соседу по парте и пожелайте друг другу удачи. Садитесь. — Итак, у нас урок математики. -Откройте тетради, положите их правильно, запишите число и классная работа. | Выполняют действия, предложенные учителем; проверяют правильность посадки, готовность к уроку, записывают в рабочую тетрадь – дату и классную работу.
|
II этап. Актуализация знаний и умений | |
1. Устный счет. — Расположите числа в порядке возрастания 17, 67, 34, 12, 54, 78, 85, 33, 97, 100
— Чему равна сумма чисел 7 и 5? (12); — На сколько 10 больше 9? (1); — Число 8 увеличить на 6. (14); — Уменьшаемое — 11, вычитаемое – 8. Чему равна разность чисел? (3); (На доске записать числа.) — Посмотрите на получившийся ряд. — На какие группы можно разделить все числа? — Чем отличаются однозначные числа от двузначных? Назовите ряд двузначных чисел? По какому принципу составлены эти числа и продолжите ряд на два числа? -Назовите однозначные числа? По какому принципу составлены эти числа и продолжите ряд на два числа? — Найдите удобным способом сумму однозначных чисел: 1, 3, 5, 7? — Какое число получилось? | Внимательно слушают учителя Называют числа в порядке возрастания: 12,17,33,34,54,67,78,85,97,100.
Определяют на слух и вычисляют в уме.
Называют правильные ответы: 12, 1, 14, 3. Однозначные и двузначные. В двузначных числах есть разряды: десятки и единицы. Находят закономерность: 12,14,16,18; 1,3,5,7; 7+ 3 =10 5+ 1 = 6 10 + 6 = 16 16 – двузначное число, в котором 1 десяток и 6 единиц.
|
III этап. Постановка темы урока, формулирование учебной задачи | |
— Ребята, мы повторили различные приёмы сложения. Надеюсь, они помогут вам лучше усвоить материал урока. (На доске запись) 36+2 36+20 — Кто уже догадался, чему мы будем учиться сегодня на уроке? — Откройте учебники на странице 58. Посмотрите внимательно на Знайку Математика и сформулируйте тему нашего урока. — Какую цель мы поставим на сегодняшний урок? | Внимательно слушают учителя.
Высказывания детей: будем учиться решать примеры вида: 36 + 2, 36 + 20. Формулируют тему и учебные задачи урока, определяют цель урока. |
IV этап. Этап усвоения новых знаний и способов действия (дифференцированная работа в группах) | |
Проблема: Основываясь на знания, которые у вас имеются, объясните, как найти значения данных выражений: 36 + 2 и 36 + 20? 1.Практическая работа. — Для этого мы разделимся на четыре группы. Задания группам на маршрутных листах. (Приложение №1) 1 группа «Умники» Вам необходимо решить выражение вида 36+2 с помощью палочек, собранных в десятки и отдельных палочек (как показано на образце в учебнике с. 58). 2 группа «Знайки» -Вам необходимо решить выражение вида 36+20 с помощью палочек, собранных в десятки и отдельных палочек (как показано на образце в учебнике с. 58). 3 группа « Мыслители» — Вы будете решать выражение вида 36+2 с помощью карточек и образца в учебнике, а также с помощью помощника – алгоритма.
(карточки) 36,2,30,6,2,38.
4 группа « Творители» — Вы будете решать выражение вида 36+20 с помощью карточек и образца в учебнике, а также с помощью помощника – алгоритма.
(карточки) 36,20,30,6,20,58.
2.Выступление групп -Почему вы 2 палочки добавили именно к 6 палочкам? — Какой разряд не изменился? — Какой вывод вы сделали?
— Почему вы к 3 пучкам прибавили 2 пучка? — Какой разряд не изменился? — А какой вывод вы сделали?
(Слайд №8) — Какой вывод вы сделали? — Какое правило вы использовали при нахождении значений этих выражений?
(Слайд №9) — Какой вывод вы сделали? — Какое правило вы использовали при вычислении значений этих выражений?
— А теперь сравните свой вывод с правилом в учебнике. Хоровое проговаривание. — Молодцы, ребята. Вы с проблемой справились. |
Класс делится на 4 группы. Группа выбирает капитана. Капитан объясняет задание, приступают к обсуждению.
1 группа. Число 36 выложили с помощью 3 пучков палочек и 6 отдельных палочек. Добавили к 6 палочкам 2 палочки, получилось 8 палочек. К 3 десяткам прибавили 8 единиц получилось 38.Делают вывод. 2 группа. Число 36 выложили с помощью 3 пучков палочек и 6 отдельных палочек. К 3 десяткам прибавили 2 десятка, получилось 5 десятков. К 5 десяткам прибавили 6 единиц, получилось 56. Делают вывод. 3 группа. Объясняют решение проблемы по алгоритму: Заменяю … Удобнее Получаю… Заменим число 36 суммой разрядных слагаемых, получим пример: 36 + 2 = 30 + 6 + 2 = 30 + 8 = 38. Вычислим удобным способом, к единицам прибавляем единицы, затем прибавляем десятки. Делают вывод. 4группа. Объясняют решение проблемы по алгоритму: Заменяю … Удобнее Получаю… Заменим число 36 суммой разрядных слагаемых, получим пример: 36 + 20 = 30 + 6 + 20 = 50 + 8 = 58. Вычислим удобным способом, к десяткам прибавляем десятки, затем прибавляем единицы. Делают вывод. У всех групп вывод звучит одинаково. Работают с информацией, представленной в учебнике. Вывод: единицы складываем с единицами, десятки с десятками. |
V этап. Физкультминутка | |
VI этап. Первичное закрепление изученного материала | |
1) Работа по учебнику №1, с. 58 – выполняется устно с проговариванием 2) Самостоятельная работа по группам № 2, с. 58 учебника 1группа -1 столбик; 2 группа — 2 столбик; 3 группа — 3 столбик; 4 группа -4 столбик; 3) Самостоятельная работа № 3, с.58 — Запишите краткую запись, решение и ответ задачи.
| Устно проговаривают решения примеров, опираясь на правило, единицы складывают с единицами, а десятки с десятками. Работают самостоятельно, выполняя каждый свой столбик примеров. Работают в парах, проверяют примеры друг у друга.
Самостоятельно читают задачу. Мальчик и девочка работают у доски, записывая решение за доской, а остальные — в тетрадях самостоятельно. После решения сверяют с доской. |
VIII. Итог урока. Самооценка. Рефлексия деятельности | |
— С какими приёмами сложения познакомились на уроке?
— Добились ли вы своей цели, которую поставили в начале урока? — Оцените свою работу на уроке. -Выберите соответствующий цвет.
— Мне понятно и я могу объяснить другому! — Я не всё понял!!! — Мне было трудно! — Молодцы, вы все активно работали на уроке, хорошо решали примеры и задачи. Но чтобы закрепить свои умения, вам нужно дома еще потренироваться. | Ответы учеников. Мы решали примеры, задачи, работали самостоятельно на карточках, в парах, в группах. Свободные высказывания учащихся. Приём сложения вида 36+2 и 36+20
Показывают свое настроение (красный, желтый зеленый).
|
IХ этап . Домашнее задание №4, 6, с.58 | Записывают домашнее задание в дневнике. |
ПРИЛОЖЕНИЕ №1
1 группа «Умники»
— Вам необходимо решить выражение вида 36+2 с помощью палочек, собранных в десятки и отдельных палочек (как показано на образце в учебнике с. 58)
Вывод:
2 группа «Знайки»
-Вам необходимо решить выражение вида 36+20 с помощью палочек, собранных в десятки и отдельных палочек (как показано на образце в учебнике с. 58).
Вывод:
3 группа « Мыслители»
— Вы будете решать выражение вида 36+2 с помощью карточек и образца в учебнике, а также с помощью помощника-алгоритма.
(карточки 36,2,30,6,2,38)
Вывод:
4 группа «Творители»
— Вы будете решать выражение вида 36+20 с помощью карточек и образца в учебнике, а также с помощью помощника-алгоритма.
-
Заменяю
Получаю
Удобнее
(карточки 36,20,30,6,20,58)
Вывод: