Разработка урока по математике

на тему:

«Приём вычисления для случаев вида 36+2, 36+20»

Учитель: Аллагуватова А.Ф.

Класс: 2Е

Программа: Школа России

Учебник:

Математика. 2 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений с приложением на электронном носителе. В 2 ч. Ч. 1/ [М. И. Моро, М. А. Бантова, Г. В. Бельтюкова и др.]. — 4-е изд. — М.: Просвещение, 2013. – 96 с.: ил. — (Школа России).

Тип урока:

Изучение нового материала и первичное закрепление.

Цель урока:

Создать условия для осмысления и осознания приёмов вычисления для случаев вида 36+2, 36+20, постановки и конструктивного решения учебных проблем, повышения внутренней мотивации учения школьников.

Задачи урока:

обучающая: формировать умение складывать единицы с единицами, десятки с десятками, умение работать в группе, совершенствовать умение решать текстовые задачи, делать выводы, оценивать свою работу, находить и исправлять собственные ошибки.

развивающая: развивать умение анализировать и обобщать, развивать логическое мышление и познавательный интерес к математике, совершенствовать вычислительные навыки.

воспитательная: воспитывать познавательную инициативу, точность, посредством системы заданий, развивать коммуникативные качества: слушать, вести диалог, доказывать свою точку зрения, воспитывать любовь к математике, уважительное отношение друг к другу при работе в группах.

здоровьесберегающая: организовать деятельную, творческую обстановку в процессе урока, благотворно влияющую на эмоциональное состояние учащихся, обеспечить необходимые условия для продуктивной познавательной деятельности учащихся с учетом возрастных особенностей, состояния здоровья, особенностей развития.

УУД:

Предметные: научиться сложению на основе поразрядного принципа.

Универсальные учебные действия:

Личностные: развитие способностей положительной мотивации к учебной деятельности.

Познавательные: умение отличать новое от уже известного с помощью учителя, умение добывать новые знания, используя информации, полученные на уроках, построение самостоятельного процесса поиска, исследования и совокупность операций по обработке, систематизации, обобщению и использованию полученной информации.

Регулятивные: умение формулировать учебные цели, использовать доказательство, умение составлять план, контролировать свой результат решения эталоном, оценивать качество решения, способность мобилизовать силу воли и энергию к преодолению препятствий.

Коммуникативные: умение оценивать действие партнёра, выражать с достаточной полнотой и точностью свои мысли.

Планируемый результат:

должны знать:

  • правило сложения разрядных слагаемых

должны уметь:

  • складывать единицы с единицами, десятки с десятками

  • формулировать тему и учебные задачи урока

  • делать выводы, отвечать полным ответом, работать с учебником.

Используемые формы организации познавательной деятельности:

  • Дифференцированная самостоятельная работа

  • Фронтальная работа

  • Работа в группах

  • Индивидуальная

Оборудование урока:

  • Карточки с заданиями для групп (приложение №1)

  • Счётный материал

  • Карточки для рефлексии «Светофор».

Ход и содержание урока:

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

I этап. Организационный момент

1. Психологический настрой

Долгожданный дан звонок,

Начинается урок.

Мы пришли сюда учиться,

Не лениться, а трудиться.

— Представьте себе, что у вас в ладошках солнечный зайчик. Улыбнитесь ему, подарите своего солнечного друга соседу по парте и пожелайте друг другу удачи.

Садитесь.

— Итак, у нас урок математики.

-Откройте тетради, положите их правильно, запишите число и классная работа.

Выполняют действия, предложенные учителем; проверяют правильность посадки, готовность к уроку, записывают в рабочую тетрадь – дату и классную работу.

II этап. Актуализация знаний и умений

1. Устный счет.

— Расположите числа в порядке возрастания

17, 67, 34, 12, 54, 78, 85, 33, 97, 100

— Чему равна сумма чисел 7 и 5? (12);

— На сколько 10 больше 9? (1);

Число 8 увеличить на 6. (14);

Уменьшаемое — 11, вычитаемое – 8. Чему равна разность чисел? (3);

(На доске записать числа.)

Посмотрите на получившийся ряд.

— На какие группы можно разделить все числа?

— Чем отличаются однозначные числа от двузначных? Назовите ряд двузначных чисел? По какому принципу составлены эти числа и продолжите ряд на два числа?

-Назовите однозначные числа? По какому принципу составлены эти числа и продолжите ряд на два числа?

— Найдите удобным способом сумму однозначных чисел: 1, 3, 5, 7?

— Какое число получилось?

Внимательно слушают учителя

Называют числа в порядке возрастания: 12,17,33,34,54,67,78,85,97,100.

Определяют на слух и вычисляют в уме.

Называют правильные ответы: 12, 1, 14, 3.

Однозначные и двузначные. В двузначных числах есть разряды: десятки и единицы.

Находят закономерность: 12,14,16,18; 1,3,5,7;

7+ 3 =10

5+ 1 = 6

10 + 6 = 16

16 – двузначное число, в котором 1 десяток и 6 единиц.

III этап. Постановка темы урока, формулирование учебной задачи

— Ребята, мы повторили различные приёмы сложения. Надеюсь, они помогут вам лучше усвоить материал урока.

(На доске запись)

36+2

36+20

— Кто уже догадался, чему мы будем учиться сегодня на уроке?

— Откройте учебники на странице 58. Посмотрите внимательно на Знайку Математика и сформулируйте тему нашего урока.

— Какую цель мы поставим на сегодняшний урок?

Внимательно слушают учителя.

Высказывания детей: будем учиться решать примеры вида: 36 + 2, 36 + 20.

Формулируют тему и учебные задачи урока, определяют цель урока.

IV этап. Этап усвоения новых знаний и способов действия (дифференцированная работа в группах)

Проблема: Основываясь на знания, которые у вас имеются, объясните, как  найти значения  данных выражений: 36 + 2  и  36 + 20?

1.Практическая работа.

— Для этого мы разделимся на четыре группы. Задания группам на маршрутных листах. (Приложение №1)

1 группа «Умники»

Вам необходимо решить выражение вида 36+2 с помощью палочек, собранных в десятки и отдельных палочек (как показано на образце в учебнике с. 58).

2 группа «Знайки»

-Вам необходимо решить выражение вида 36+20 с помощью палочек, собранных в десятки и отдельных палочек (как показано на образце в учебнике с. 58). 3 группа « Мыслители»

— Вы будете решать выражение вида 36+2 с помощью карточек и образца в учебнике, а также с помощью помощника – алгоритма.

Заменяю

Получаю

Удобнее

(карточки)

36,2,30,6,2,38.

4 группа « Творители»

— Вы будете решать выражение вида 36+20 с помощью карточек и образца в учебнике, а также с помощью помощника – алгоритма.

Заменяю

Получаю

Удобнее

(карточки)

36,20,30,6,20,58.

2.Выступление групп

-Почему вы 2 палочки добавили именно к 6 палочкам?

— Какой разряд не изменился?

— Какой вывод вы сделали?

— Почему вы к 3 пучкам прибавили 2 пучка?

— Какой разряд не изменился?

— А какой вывод вы сделали?

(Слайд №8)

— Какой вывод вы сделали?

— Какое правило вы использовали при нахождении значений этих выражений?

(Слайд №9)

— Какой вывод вы сделали?

— Какое правило вы использовали при вычислении значений этих выражений?

— А теперь сравните свой вывод с правилом в учебнике. Хоровое проговаривание.

— Молодцы, ребята. Вы с проблемой справились.

Класс делится на 4 группы. Группа выбирает капитана. Капитан объясняет задание, приступают к обсуждению.

1 группа. Число 36 выложили с помощью 3 пучков палочек и 6 отдельных палочек. Добавили к 6 палочкам 2 палочки, получилось 8 палочек. К 3 десяткам прибавили 8 единиц получилось 38.Делают вывод.

2 группа. Число 36 выложили с помощью 3 пучков палочек и 6 отдельных палочек. К 3 десяткам прибавили 2 десятка, получилось 5 десятков. К 5 десяткам прибавили 6 единиц, получилось 56. Делают вывод.

3 группа. Объясняют решение проблемы по алгоритму:

Заменяю …

Удобнее

Получаю…

Заменим число 36 суммой разрядных слагаемых, получим пример: 36 + 2 = 30 + 6 + 2 = 30 + 8 = 38. Вычислим удобным способом, к единицам прибавляем единицы, затем прибавляем десятки. Делают вывод.

4группа. Объясняют решение проблемы по алгоритму:

Заменяю …

Удобнее

Получаю…

Заменим число 36 суммой разрядных слагаемых, получим пример: 36 + 20 = 30 + 6 + 20 = 50 + 8 = 58. Вычислим удобным способом, к десяткам прибавляем десятки, затем прибавляем единицы. Делают вывод.

У всех групп вывод звучит одинаково. Работают с информацией, представленной в учебнике.

Вывод: единицы складываем с единицами, десятки с десятками.

V этап. Физкультминутка

VI этап. Первичное закрепление изученного материала

1) Работа по учебнику

1, с. 58 – выполняется устно с проговариванием

2) Самостоятельная работа по группам

2, с. 58 учебника

1группа -1 столбик;

2 группа — 2 столбик;

3 группа — 3 столбик;

4 группа -4 столбик;

3) Самостоятельная работа

3, с.58

— Запишите краткую запись, решение и ответ задачи.

Устно проговаривают решения примеров, опираясь на правило, единицы складывают с единицами, а десятки с десятками.

Работают самостоятельно, выполняя каждый свой столбик примеров.

Работают в парах, проверяют примеры друг у друга.

Самостоятельно читают задачу.

Мальчик и девочка работают у доски, записывая решение за доской, а остальные — в тетрадях самостоятельно.

После решения сверяют с доской.

VIII. Итог урока. Самооценка. Рефлексия деятельности

— С какими приёмами сложения познакомились на уроке?

— Добились ли вы своей цели, которую поставили в начале урока?

— Оцените свою работу на уроке.

-Выберите соответствующий цвет.

Мне понятно и я могу объяснить другому!

— Я не всё понял!!!

— Мне было трудно!

— Молодцы, вы все активно работали на уроке, хорошо решали примеры и задачи. Но чтобы закрепить свои умения, вам нужно дома еще потренироваться.

Ответы учеников.

Мы решали примеры, задачи, работали самостоятельно на карточках, в парах, в группах. Свободные высказывания учащихся.

Приём сложения вида 36+2 и 36+20

Показывают свое настроение (красный, желтый зеленый).

IХ этап . Домашнее задание

4, 6, с.58

Записывают домашнее задание в дневнике.

ПРИЛОЖЕНИЕ №1

1 группа «Умники»

— Вам необходимо решить выражение вида 36+2 с помощью палочек, собранных в десятки и отдельных палочек (как показано на образце в учебнике с. 58)

Вывод:

2 группа «Знайки»

-Вам необходимо решить выражение вида 36+20 с помощью палочек, собранных в десятки и отдельных палочек (как показано на образце в учебнике с. 58).

Вывод:

3 группа « Мыслители»

— Вы будете решать выражение вида 36+2 с помощью карточек и образца в учебнике, а также с помощью помощника-алгоритма.

Заменяю

Получаю

Удобнее

(карточки 36,2,30,6,2,38)

Вывод:

4 группа «Творители»

— Вы будете решать выражение вида 36+20 с помощью карточек и образца в учебнике, а также с помощью помощника-алгоритма.

Заменяю

Получаю

Удобнее

(карточки 36,20,30,6,20,58)

Вывод:

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here