Управление образования администрации
Арзамасского муниципального района
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
«Чернухинская средняя общеобразовательная школа»
Решение неравенств, содержащих неизвестную величину под знаком модуля
Работу выполнила:
Коткова Дарья,
ученица 11 класса.
Руководитель:
Пахутина Г.М.,
учитель математики.
с.Чернуха 2014год
Содержание
Введение………………………………………………………………..…….3
-
Определение модуля. Свойства модуля………………………..……5
-
Определение модуля.
-
Геометрический смысл модуля.
-
Формула расстояния между двумя точками числовой прямой.
-
Свойства модуля.
-
Решение неравенств, содержащих переменную под знаком модуля ..6
-
Неравенства вида |f(x)|a
-
Неравенства вида
-
Неравенства вида и .
-
Метод интервалов.
-
Заключение ……………………………………………………………9
2 Литература………………………………………………….………..10
Введение
Существенной характеристикой числа, как в действительной, так и в комплексной области является понятие его абсолютной величины (модуля). Это понятие имеет широкое распространение в различных отделах физико-математических наук. Так, в математическом анализе одно из первых и фундаментальных понятий – понятие предела – в своем определении содержит понятие абсолютной величины числа. В теории приближенных вычислений первым, важнейшим понятием, является понятие абсолютной погрешности приближенного числа. В механике основным первоначальным понятием является понятие вектора, важнейшей характеристикой которого служит его абсолютная величина (модуль).
Слово модуль произошло от латинского modulus, что в переводе означает мера. Это многозначное слово (омоним), которое имеет множество значений и применяется не только в математике, но и в архитектуре, физике, технике, программировании и других точных науках. В архитектуре это исходная единица измерения, устанавливаемая для данного архитектурного сооружения и служащая для выражения кратных соотношений его составных элементов. В технике это термин, применяемый в различных областях технике, не имеющий универсального значения и служащий для обозначения различных коэффициентов и величин, например модуль зацепления, модуль упругости и т. п.
С понятием модуля (абсолютной величины) действительного числа я знакомилась еще в 6 классе. Однако в дальнейшем в учебниках общеобразовательных школ это понятие редко используется в теоретическом материале, задачах и упражнениях. Неравенства с модулем вызывают большие трудности. В то же время на ЕГЭ по математике задачи с модулем предлагаются все чаще и чаще.
Объектом исследования в данной работе являются неравенства с модулем и методы их решения.
Целью моей работы является рассмотрение теоретических основ и описание методических аспектов проблемы решению неравенств, содержащих переменную под знаком модуля. Для реализации поставленной цели потребовалось решить следующие задачи:
-
изучить научно-методическую, математическую литературу по проблеме исследования;
-
проанализировать учебные пособия с целью изучить методические особенности введения понятия модуля, его геометрического смысла, свойств, методов решения неравенств, содержащих переменную под знаком модуля;
-
рассмотреть основные методы решения неравенств, содержащих переменную под знаком модуля;
-
подобрать упражнения, способствующие формированию умений решать неравенства, содержащие переменную под знаком модуля;
-
Определение модуля. Свойства модуля
-
Определение модуля.
Модулем (абсолютной величиной) действительного числа а называется само это число, если а – неотрицательно, и число противоположное а, если а отрицательно.
Например, |100| = 100, т.к. 100>0;
|-3,7| = 3,7, т.к. -3,7<0;
|π-4| = 4-π, т.к. π-4<0.
-
Геометрический смысл модуля.
|-3|=3
|-а|
|а|
а
—а
-3
0
0
х
х
|а| – расстояние на числовой прямой от точки а до начала отсчёта.
|0| = 0
Если а ≠0, то на числовой прямой существуют две точки а и –а, равноудалённые от начала отсчёта: |а| = |-а|.
-
Формула расстояния между двумя точками числовой прямой.
Если а и b – две точки числовой прямой, то расстояние между ними ρ(a,b) выражается формулой .
0
b
а
х
Например, ρ(-2,5) = |-2-5| = |-7| = 7
0
5
-2
х
Ясно, что ρ(a,b)= ρ(b,а).
-
Свойства модуля
-
№
Запись
Формулировка
1
|а| ≥ 0 при всех а Є R
Модуль любого числа есть число неотрицательное.
2
|а| = |-а|
Модули противоположных чисел равны.
3
|а·b| = |а|·|b|
Модуль произведения равен произведению модулей.
4
, b≠0
Модуль частного равен частному модулей.
5
Модуль суммы не больше суммы модулей.
6
Модуль разности не меньше разности модулей
7
|а|2 = а2
Квадрат модуля равен квадрату числа.
-
Решение неравенств, содержащих переменную под знаком модуля
Неравенства вида |f(x)| a
Простейшим неравенством, содержащим неизвестную величину под знаком модуля, является неравенство вида
или
Пример 1. Решить неравенство
Решение.
Или
Ответ: .
Пример 2. Решить неравенство
Решение
х
1
Ответ: .
-
Неравенства вида
(i=1,2,…,n) – функции, в частности многочлены, дробно-рациональные функции и т.д. Для каждой функции находят область определения, нули функции и точки разрыва. Нули и точки разрыва разбивают общую область определения на промежутки, в каждом из которых каждая из функций сохраняет постоянный знак, т.е. решая неравенство на каждом промежутке без знака модуля, находим решение и объединяем их.
—
—
—
—
—
+
—
+
х
Пример. Решить неравенство
Знаки (2x+6)
-3
Решение:
+
—
х
—
-3
+
0
4
-4
х
Ответ: .
-
Неравенства вида и .
Неравенство равносильно двум системам неравенств:
Аналогичные рассуждения верны и для
Пример. Решить неравенство
Решение:
Ответ:
-
В некоторых случаях при решении неравенств с модулем удобно применять метод интервалов изучаемый в курсе «Алгебра и начала анализа» .
Пример. Решить неравенство .
Решение:
рассмотрим функцию .
Нули:
—
+
+
+
—
—
—
Найдём точки разрыва ; x=1
1
2
-2
х
Схем. рис.
Ответ: .
Заключение
Несмотря на кажущуюся простоту определения модуля числа, решение неравенств, содержащих неизвестные под знаком модуля, вызывает определенные трудности. По-видимому, они связаны с тем, что решение задач подобного рода предполагает элементарные навыки исследования, логического мышления, заключающиеся в переборе различных возможных случаев, так как в подавляющем большинстве задач одно неравенство с модулем равносильно совокупности или системе нескольких неравенств, освобожденных от знака модуля.
При решении неравенств, содержащих переменную под знаком модуля, чаще всего применяются следующие методы: 1) раскрытие модуля по определению, 2) метод разбиения на промежутки.
Неравенства, приведенные в данной работе, будут способствовать формированию умений решать неравенства, содержащие неизвестные под знаком модуля, и могут быть использованы при подготовке к ЕГЭ по математике.
Литература
-
Гайдуков И.И. Абсолютная величина. М., Просвещение, 1966.
-
Гусев В.А. и др. 300 задач. М., Просвещение, 1993.
-
Литвененко В.Н, Мордкович А.Г. Практикум по решению задач. Алгебра. Тригонометрия. М., Просвещение, 1991.
-
Сидоров Н.Н. Модуль числа. Уравнения и неравенства: Учебное пособие. Чебоксары:1998.
5. Алгебра: Учеб.для 7 кл. общеобразоват. учрежд. /Ш.А.Алимов, Ю.М.Колягин, Ю.В.Сидоров и др. – М.:Просвещение, 2006. -207с.
6.Алгебра: Учеб.для 8 кл. общеобразоват. учрежд. /Ш.А.Алимов, Ю.М.Колягин, Ю.В.Сидоров и др. – М.:Просвещение, 2003. — 255с.
7. Алгебра: Учеб.для 9 кл. общеобразоват. учрежд. /Ш.А.Алимов, Ю.М.Колягин, Ю.В.Сидоров и др. – М.:Просвещение, 2003. — 255с.