Сценарный план урока по математике в 3 классе
Тема «Порядок выполнения действий в выражениях со скобками»
Тип урока: открытие новых знаний.
Педагогическая цель: создать условия для формирования умения определять порядок действий в числовых выражениях, содержащих скобки
Планируемые результаты (предметные)
Обучающийся научится: анализировать структуру числового выражения, формулировать правило порядка действий по алгоритму, использовать правила порядка выполнения действий в выражениях со скобками для нахождения значения выражения; устно и письменно выполнять математические вычисления; осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;
Получит возможность научиться: составлять алгоритм действий; находить ошибки и проводить их коррекцию; контролировать собственные действия в связи с поставленной задачей;
Оборудование: ИКТ — презентация, ИКТ – тренажёр «Посчитаем», общеклассный и индивидуальные алгоритмы «Порядок действий», материал для работы в группе, карточки с разноуровневыми заданиями; «оценочные листы».
Этапы работы | Содержание этапа | Деятельность учащихся | ууд | |
1
3 мин
2
а)
6 мин
б)
3 мин
в)
16 мин
3
13 мин
4
3 мин
5
1 мин | Организационный момент Цель, которая должна быть достигнута учащимися: включиться в учебную деятельность на личностно значимом уровне. Цель, которую учитель хочет достичь на данном этапе: способствовать подготовке учащихся к продуктивной работе. Задачи: -создать положительный эмоциональный настрой; -помочь принять правильную рабочую позу; -напомнить о важности аккуратной работы в тетради. Методы: словесные, объяснительно-иллюстративные, похвала самоконтроль
Изучение учебного материала. Актуализация опорных знаний. Цель, которая должна быть достигнута учащимися: расставить порядок действий в выражениях, выявить место затруднения Цель, которую хочет достичь учитель: организовать работу в группах, создать условия для возникновения затруднения Методы: словесные, постановка исследовательской задачи, опора на жизненный опыт, создание проблемной, ситуации, похвала
Постановка учебной задачи Цель: сформулировать тему и цель урока, обсудить план деятельности для достижения учебной задачи
Задачи, которые должны быть достигнуты учащимися: Определение темы, учебной задачи урока , планирование своих действий, осознание потребности к построению нового способа действий
Задачи, которые хочет достичь учитель: создать условия для определения учащимися темы, цели урока, создания плана по решению учебной задачи
Методы: словесные, объяснительно-иллюстративные, побуждающий от проблемной ситуации диалог
Открытие новых знаний.
Цель, которая должна быть достигнута учащимися: познакомиться с правилом порядка действий в выражениях со скобками, построить новый способ действий, формировать способности к его выполнению
Цель, которую хочет достичь учитель: организовать деятельность учащихся по формированию нового знания, составлению алгоритма, решению примеров по алгоритму
Методы: учебный диалог, ИКТ, моделирование алгоритма, элемент занимательности, опора на жизненный опыт, практическая работа, похвала
Закрепление учебного материала
Цель, которая должна быть достигнута учащимися: усвоение нового способа действий, включение «открытия» в систему знаний
Цель, которую ставит перед собой учитель: создать условия для усвоения учащимися нового способа действий, включения «открытия» в систему знаний
Методы: учебный диалог, объяснительно-иллюстративные, ИКТ, самостоятельная работа, самопроверка, элемент занимательности, похвала
Рефлексия Цель, которая должна быть достигнута учащимися: осознание учащимися своей УД, самооценка результатов деятельности своей и класса
Цель, которую ставит перед собой учитель: способствовать индивидуальной рефлексии достижения цели, создание ситуации успеха
Домашнее задание Цель: закрепить умение находить корень слова
| 1.Организация учебного места. — Начинаем урок математики. Проверьте порядок на рабочем столе. 2.Настрой на успешную работу. — Посмотрите, друг другу в глаза, улыбнитесь, пожелайте товарищу хорошего рабочего настроения на весь урок. Теперь посмотрите на меня. Я тоже желаю вам успеха на этом уроке. — Как же будем работать, чтобы наш урок прошёл успешно. (ответы учащихся) 3.Анализ оценки за предыдущий урок. — Откройте тетради, сравните, как вы оценили себя на прошлом уроке, как оценила вас я. — Поднимите руки, если наше мнение совпало. — Кто завысил свою самооценку? Кто занизил? — В следующий раз будьте внимательнее, прежде чем дать оценку своей работе в тетради. 4.Организационные записи в тетради. — Запишите дату, отступив от предыдущей работы 4 клетки. Пишите аккуратно, проговаривайте то, что пишите, проверяйте по образцу на доске.
1.Задание «Мозговой штурм» — работа в группах -Начнём урок с «мозгового штурма». Работать будете в группах. Прочитайте на листах задание, которое будете выполнять. Приложение № 1 -Ваша задача расставить порядок действий в данных выражениях. Определитесь, кто в вашей группе капитан, кто оформитель. Помните, что участвовать в обсуждении должны все члены группы, говорить надо только тихо, чтобы не мешать работе других групп. (если группа закончила свою работу – подаёт сигнал) 2.Проверка работы в группах Выступление докладчиков — объяснение выбора порядка действий. Учащиеся выявляют затруднение при расстановке действий в выражении, содержащем скобки 5 * 4 + ( 40 – 35) : 5 — Проблема
1.Определение темы и учебной задачи урока. — Предположите имя нашего урока. — Правильно. Прочитайте имя урока. (запись на доске) Порядок выполнения действий в выражениях со скобками. (громкое проговаривание) — Какую учебную задачу поставим перед собой? (Учиться определять порядок действий в выражениях со скобками) (громкое проговаривание) — Ребята, как вы думаете, зачем нам учиться определять порядок действий в таких выражениях? (высказывания учащихся, уточнения учителя) 2.Планирование действий по решению учебной задачи. — Для того чтобы решить эту учебную задачу, составим план работы. ( составляется учениками, корректируется учителем, записывается на доске под темой урока – заранее заготовленные учителем полоски бумаги с напечатанными словами)
1.Выявление уровня знаний учащихся по теме урока — Хорошо. Давайте выявим уровень знаний по данной теме. («оценочные листы») Приложение 2 — Покажите уровень ваших знаний на начало изучения темы. — Кто раскрасил значок красным цветом и может поделиться своими знаниями? (если таких детей не будет, объяснение ведёт учитель)
2.Открытие нового знания а)порядок действий в выражении со скобками объясняет ученик на примере, который вызвал затруднение при работе в группах. Учитель и другие ученики по необходимости корректируют его работу. б)заучивание правила порядка действий — ИКТ слайд №1 Приложение 5 (сравнение с эталоном, объясняемого выражения) в)наблюдение за ходом вычислений — ИКТ слайд №2, 3 (порядок вычислений в буквенных выражениях) 3.Составление алгоритма действий — Чтобы легче было запомнить порядок действий, давайте составим алгоритм действий – я предлагаю представить его в виде 3х ступенек. Приложение 3 — В каком направлении будем считать? (слева направо) — Какие действия будем выполнять первыми? Какой символ нарисуем на первой ступеньке? — Какие действия будем выполнять вторыми? Какие знаки нарисуем на второй ступеньке? — Какие действия будем выполнять последними? Какие знаки нарисуем на третьей ступеньке? Физминутка: Когда числовое выражение решаю, Сначала в скобках посчитаю, Затем умножу, разделю, Потом я вычту и сложу. ИКТ слайд №4 4.Решение примеров по составленному алгоритму -Давайте вернёмся к плану урока. Какие этапы уже выполнили?(1, 2, 3). Какой следующий шаг? Действуем по алгоритму а)6 * 5 + 12 : 2 + ( 29 – 11) — с громким проговариванием и подробной записью решения
б)500 – (7 + 9) : 8 * 10 — в парах, одна пара работает у доски 1.Нахождение значения выражения, содержащего письменные вычисления. -Ребята, как высчитаете, а необходимо ли знать порядок действий при решении примеров, в которых при вычислении надо посчитать в столбик? ИКТ слайд №5 894 – (159 + 326) + 348 (можно в парах) -Те, кто считают, что могут выполнить задание самостоятельно – приступайте к работе. Вашим помощником будет составленный алгоритм. — Кому нужна помощь, будем работать вместе, объясняя каждый свой шаг. (пошаговый контроль) 2.Дифференцированная работа — Мы выполнили тренировочные задания. А теперь проверим, сможете ли вы самостоятельно определить порядок действий и выполнить вычисления. — Работать будете по алгоритму. Как будете действовать, расскажите по порядку. — Как вы думаете что важнее: выполнить работу быстро или правильно и аккуратно? а)Работа по разноуровневым карточкам Приложение 4
(индивидуальная помощь учителя; проверка по эталону – пошаговый контроль) -Кто допустил ошибки при определении порядка действий? Поставьте за полями букву П. -Кто ошибся в вычислениях? Поставьте букву В. б)Работа за компьютером тренажёр «Посчитаем» (порядок действий 3й уровень) – в парах (те учащиеся, которые были знакомы с этой темой — 2 пары) 1.Обобщение по теме урока — Давайте опять вернёмся к плану нашей работы. Назовите тему урока. Какую учебную задачу ставили перед собой? — Удалось ли решить поставленную задачу? Докажите. — Кто желает высказаться об уроке? ИКТ слайд №6
2.Оценка учебной деятельности — Оцените свою работу в тетради по оценочной шкале. Будьте внимательны: сначала проанализируйте каждый вид работы, а потом оценивайте. Обменяйтесь тетрадями и оцените работу товарища. — Теперь оцените свою работу на уроке в целом – поставьте значок в «оценочных» листах в графе «Мои достижения». Приложение 2 — Как вы считаете, мы можем поставить пометку в графе «На конец изучения темы»? Докажите почему нет. — Ребята, я считаю, что мы очень хорошо поработали… ( выставление отметок)
— Дома вы закрепите умения. Выполните задания в тетради на печатной основе. Я предлагаю вам задание на выбор. Если вы не допускали ошибок стр. 56, если были затруднения – стр. 57. При выполнении заданий работайте по алгоритму. Желаю успеха. ИКТ слайд №7
|
Проверяют организацию своего рабочего места.
Включаются в урок, в сотрудничество с одноклассниками и с учителем.
Сопоставляют свою оценку с отметкой учителя, выявляют причины несоответствия.
Записывают дату урока в тетрадь.
Учащиеся работают в малых группах: распределение ролей, групповое обсуждение, выдвижение докладчика. Показывают свою готовность. Презентуют работу группы.
Определяют место и причины затруднения.
Предполагают тему урока.
Называют учебную задачу.
Определяют роль изучаемой темы в обучении.
Обсуждают и составляют план действий для решения учебной задачи
Работают с оценочными листами.
Выявляют учащихся, которые знакомы с данной темой и могут вести объяснение. Знакомятся с порядком действий под руководством учителя.
Запоминают порядок действий, обращают внимание на «опасные» моменты при вычислении.
Составляют общеклассный и индивидуальные алгоритмы действий. (направление вычислений показывают стрелкой)
Выполняют движения и запоминают порядок действий
Планируют свои дальнейшие действия.
Ведут записи на доске и в тетради под руководством учителя.
Работают в парах по алгоритму. Высказывают своё мнение. Записывают выражение в тетрадь, определяют порядок действий и находят его значение, ведя письменные вычисления самостоятельно или под руководством учителя.
Планируют свою дальнейшую деятельность. Знакомятся с заданием, выбираю задание по своим силам, самостоятельно решают примеры или находят ошибки и решают правильно, проверяют по заранее решённому учителем на скрытой доске, анализируют свои ошибки – ставят особый символом за полями. Работают за компьютером. Вспоминают тему и учебную задачу урока. Обосновывают своё мнение по решению учебной задачи, высказываются об уроке, работе класса в целом.
Оценивают свою работу и работу соседа по парте в тетради.
Дают оценку своей работы по теме урока –ставят особые значки: солнце, тучка, лучи из-за тучки.
Прогнозируют свою деятельность на следующем уроке.
Записывают выбранное задание в дневник, планируют его выполнение. |
самоопределение л саморегуляция р
планирование р учебного сотрудничества к
планирование прогнозирование р
оценка адекватная реакция на оценку р
письмо по образцу общ саморегуляция контроль р
построение высказывания к исследование, следствие, подведение под понятие лог управление деятельностью партнёра, умение договариваться к
построение ответа на заданную тему общ контроль, коррекцияр
осознание проблемы пр
построение высказывания к прогнозирование р
выдвижение гипотез лог целеопределение общ
планирование прогнозирование р
построение высказывания к
работа с таблицейобщ
контроль р
самоопределение л саморегуляция р
построение цепочки рассуждений лог коррекция р
работа с ИКТ информацией общ
анализ, рассуждение лог
моделирование алгоритма общ
анализ, рассуждение лог
забота о своём здоровье л
планирование р саморегуляция р работа со знаковым алгоритмом общ построение цепочки рассуждений лог
управление деятельностью партнёра к контроль,коррекция р рассуждение доказательство подведение под понятие лог построение высказывания к работа по алгоритму, с ИКТ информацией общ адекватная оценка своих возможностей р контроль к коррекция р
планирование р саморегуляция р
поиск решения преобразование информации общ
адекватная оценка своих возможностей р
контроль к коррекция р
построение цепочки рассуждений лог умение договариваться к
целепологание р доказательство лог контроль р
построение высказывания к
контроль коррекция самооценка р адекватная реакция на оценку р
планирование р
самоопределение л саморегуляция р
адекватная оценка своих возможностей р планирование р
|
Условные обозначения УУД: личностные –л ; коммуникативные – к ; регулятивные – р;
Познавательные: общеучебные –общ; логические – лог; проблемные – пр