Технологическая карта урока математики 2 класса.
Данные об учителе: Черных Татьяна Геннадьевна, учитель начальных классов, имеющаяся первая категория, запрашиваемая высшая категория,
МБОУ СОШ № 9 города Можги.
Предмет: Математика Класс 2
Учебник (УМК): «Математика» Демидова Т.Н., Козлова С.А., Тонких А.П., образовательная система « Школа 2100».
Тема урока: Уравнения с неизвестным делимым.
Тип урока: урок изучения нового материала.
Оборудование: Аудиторная доска с магнитной поверхностью, проектор, интерактивная доска, ноутбук, стол учительский, шкафы для хранения учебников, дидактических материалов, пособий и пр.; магнитные доски, карточки с числами и заданиями; карта личных достижений у каждого ученика.
Характеристика учебных возможностей и предшествующих достижений, учащихся класса, для которых проектируется урок: во 2-а классе 24 человека, из них 10 девочек и 14 мальчиков. Качество знаний по математике составляет 73,9%. Один ученик на домашнем обучении. Преобладают дети с левополушарным типом мышления – оптимистичные и общительные дети. У них хорошо развито логическое мышление, они самостоятельные. Три ученика с низким уровнем достижений результатов обучения по математике.
Цели урока как планируемые результаты обучения, планируемый уровень их достижений.
Вид планируемых учебных действий | Учебные действия | Планируемый уровень достижений результатов обучения |
|
| |||||||||||||||||||||||
| Предметные Д | 1. Закреплять представления о взаимосвязи компонентов и результатов действия умножения. 2. Ввести алгоритм поиска и проверки решения уравнения, в котором неизвестно делимое. 3. Развивать умения составлять выражения по задачам, решать текстовые задачи. | Высокий уровень – 9 Средний уровень – 11 Низкий уровень – 3 |
|
| ||||||||||||||||||||||
| метапредметные | Познаватель-ные УУД | Общеучебные: 1. Уметь ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя. 2. Применять алгоритм решения уравнения, в котором неизвестно делимое. 3. Уметь осознанно и произвольно строить математическое высказывание в устной форме. | Высокий уровень – 9 Средний уровень – 9 Низкий уровень –5 |
|
| |||||||||||||||||||||
| Регулятивные УУД | 1. Определять цель деятельности на уроке с помощью учителя и самостоятельно; 2. Различать способ и результат действия. | Высокий уровень – 11 Средний уровень –8 Низкий уровень –4 |
|
| ||||||||||||||||||||||
| Коммуникативные УУД | 1. Учитывать разные мнения и стремиться к координации разных позиций в сотрудничестве. 2. Уметь слушать и понимать других. | Высокий уровень – 9 Средний уровень – 9 Низкий уровень –5 |
|
| ||||||||||||||||||||||
| Личностные | 1. Формировать умения оценивать свою работу на основе критериев успешности учебной деятельности. 2. Осмысление личностного смысла учения . | Высокий уровень –12 Средний уровень – 7 Низкий уровень –4 |
|
| ||||||||||||||||||||||
Этап урока | Задачи этапа | Методы и приемы обучения | Формы учебного взаимодействия | Деятельность учителя | Задания для учащихся, выполнение которых приведет к достижению запланированных результатов | Деятельность ученика | Универсальные учебные действия | ||||||||||||||||||||
Мотивационно-целевой этап | Орг. момент 3 мин. | Подготовить учащихся к работе: обеспечить внешнюю благоприят-ную обстановку для работы, психологически настроить ребят на совместную деятельность. | Включение учащихся в учебную деятель-ность
| Фронталь-ная, индивидуальная.
| Проверяет готовность детей к уроку, называет необходимые принадлежности к уроку.
Даёт инструкцию по работе с картой личных достижений.
| -Подумайте, какие умения и качества нужны для успешной работы, чтобы для всех урок стал полезным? — Умение анализировать свои успехи, достижения, неудачи – это очень хорошее и важное качество. Мы это с вами умеем и сейчас выполним эту работу. СЛАЙД 1. (карта) Приложение № 1. — Возьмите, пожалуйста, карту личных достижений и отметьте знаком «+», чего бы вы хотели достичь на уроке. 1.Если вы хотите работать старательно и активно, поставьте себе +. 2. Выполнить все записи аккуратно. 3. Решить всё без ошибок. 4. Узнать что-то новое. 5. Порадоваться за товарища. — Кто может прокомментировать свой выбор. Почему? — Как дальше работать с картой, я подскажу позднее. | Воспринимают на слух перечень необходимых принадлежнос-тей, визуально и кинестетически контролируют готовность к уроку. 1 ученик читает стихотворение. Остальные слушают.
| Личностные УУД: самоорганизация. Регулятивные УУД: способность регулировать свои действия, прогнозировать деятельность на уроке | |||||||||||||||||||
Актуализа-ция знаний 12 мин. | Систематизи-ровать имеющиеся у учащихся знания.
| Проблемно-диалоги-ческий, наглядно-иллюстра-тивный. | в парах
Фронталь-ная, индивидуальная. | — проводит инструктаж о работе в группах, организует работу в группах и устную проверку.
Даёт инструкцию по самооцениванию.
— Предлагает составить выражения по задачам.
Читает задачи.
Проверяет и корректирует работу детей.
Даёт инструкцию по самооцениванию.
Предлагает составить новые выражения.
Подводит итог.
Даёт инструкцию по самооцениванию. — проводит физкультминутку.
| — Итак, математическая разминка. — К нам на урок спешит гость, а кто это сейчас узнаем. — Поработать предлагаю в парах. Как считаете, почему? — На работу вам 2 мин. СЛАЙД 2. Приложение № 2. — Кто к нам пришёл в гости? СЛАЙД 3. (Карлсон) — Удобно ли было работать в парах? Почему? — В каких примерах вы допустили ошибки? Почему? — Как считаете те, кто не успел и допустил ошибки, какое умение им надо доработать? СЛАЙД 4. — Откройте карту и оцените свою работу в столбике № 1. — Какое умение оценили + ?
— Ребята, наш Карлсон недавно болел, как и вы многие. Как вы лечились? — Что нужно делать, чтобы не болеть? — А какое лекарство помогает Карлсону при болезнях? — Давайте нашего гостя угостим вареньем, составив выражения по задачам. Работать будем самостоятельно. — Какие умения нужны для данной работы? — Послушайте 1-ую задачу. 1. На одной полке а банок варенья, а на другой – на 5 банок больше. Сколько банок варенья на 2-ой полке? – Проверьте правильный ответ по экрану. СЛАЙД 5. — Вторая задача. 2. За 4 кг клубничного варенья Карлсон заплатил х рублей. Сколько стоит 1 кг варенья? — Проверьте. СЛАЙД 6. — Послушайте 3-ю задачу. 3. Цена одного кг варенья 5 рублей. Найдите стоимость 6 кг варенья. – Проверьте. СЛАЙД 7. — Молодцы. Вы отлично справились с этим заданием. И сейчас в карте, в столбике № 2 оцените свою работу. СЛАЙД 8. — Какое качество или умение вы выделили и почему? — Продолжаем разминку. СЛАЙД 9. — Посмотрите на экран. Это ваши выражения. а + 5 х : 4 5 ∙ 6 = 30 — Какая запись лишняя? Почему? — Составьте из данных чисел два равенства на деление. СЛАЙД 10. — Каким правилом вы воспользовались? СЛАЙД 11. а + 5 х : 4 — Что такое а, х ? Почему? — Как называются такие выражения? — Посмотрите на 1 выражение. Кто вспомнит – это столько банок, на какой полке? — Сколько банок было на 1-ой полке? — Как изменить вопрос задачи, чтобы она решалась в два действия? — Запишите решение этой задачи выражением на магнитной доске. – Проверьте правильный ответ на экране. СЛАЙД 12. — Давайте узнаем, сколько Карлсону надо варенья, подставив вместо а число 3. — Что у вас получилось? СЛАЙД 13. — Возьмите карту и оцените себя в столбике под № 3. СЛАЙД 14.— Рассмотрите все три столбика и прокомментируйте, свой успех по пройденному материалу. | — Отвечают на вопросы. — Работают в группах по карточкам, проверяют.
-Внимательно слушать учителя и выбрать правильное действие к задаче.
— Выражения записывают на магнитной доске.
Дают самооценку своей работы.
-Составляют выражения и записывают на магнитной доске.
Дают самооценку своей работы. | Познаватель-ные УУД: Умение выполнять инструкцию учителя. Последователь-но производить действия. | ||||||||||||||||||||
Мотивация (встреча с проблемой) 5 мин. | Обеспечить эмоциональное переживание и осознание учащимися неполноты имеющихся знаний. Вызвать познавательный интерес к проблеме. Организовать самостоятель-ное формулиро-вание пробле-мы и постановку темы и целей урока.
| Беседа по уточнению и конкре-тизации первичных знаний.
Проведе-ние эксперимента. | Создание проблем-ной ситуации. | Нацеливает детей на восприятие содержания темы урока. Уточняет тему, цель урока. Организует обсуждение предлагаемых вариантов. Предлагает детям дать определение новым видам процессов.
Подводит итог.
Составляют алгоритм поиска и проверки решения уравнения, в котором неизвестно делимое.
Предлагает сравнить выводы учащихся с выводом из учебника. | — Ребята, а какое выражение с переменной у нас осталось? СЛАЙД 15. — Что нам нужно было узнать в этом выражении? — Кто вспомнит, в 3-ей задаче, сколько стоил 1 кг варенья. -Как можно изменить наше выражение? – Проверьте правильный ответ на кране. СЛАЙД 16. -Как называется данное выражение? -Как называются числа при делении? СЛАЙД 17. — Что в уравнении известно? — Что неизвестно? — Как мы решали такие уравнения? Проведём эксперимент. — Я сейчас засеку время, а вы откройте тетради и решите данное уравнение. х : 4 = 5 0 : 4 = 0 х = 20 4 : 4 = 1 20 : 4 = 5 8 : 4 = 2 5 = 5 12 : 4 = 3 — Чему равен корень уравнения? — Прошло 2 минуты. Это много или мало? — На заводе рабочие успевают за одну минуту собрать новую машину, а один мастер выточить 32 детали для машины. — Так много времени вы затрачиваете на одно уравнение? — Хотите научиться решать такие уравнения быстрее? — Так какая тема нашего урока? — Чем является делимым – целым или частью? — С каким арифметическим действием связано деление? — Вспомним, как найти делимое? — Давайте поучимся вместе решать новые уравнения ? х : 4 = 5 — что неизвестно в уравнении? — как найти делимое? — Как найти неизвестное делимое? СЛАЙД 18. — Давайте, сравним наш вывод, с выводом из учебника на стр. 24. — Ребята, наш вывод совпадает с правилом? — Для чего нужен этот новый способ решения уравнений? |
— Слушают и записывают выражение на магнитной доске.
-работают в тетрадях Самостоятельно решают уравнение методом подбора.
Называют тему урока. Формулируют правило поиска неизвестного делимого.
Коллективно решают с объяснением новые виды уравнений. Работа с текстом в учебнике.
Отвечают на вопросы. | Личностные УУД: развитие учебной активности Познавательные УУД: выдвижение гипотез и их обоснование Коммуникативные УУД: уметь обосновывать и доказывать свою точку зрения, проявлять интерес к чужому мнению.
| ||||||||||||||||||||
Поисково-исследовательский этап | Поиск – сбор информации 7 мин. | Уметь использовать новые знания на практике. | Проведе-ние опыта | Фронталь-ная работа | Предлагает детям рассмотреть ряд чисел, под которыми спряталось слово, решив уравнения, мы отгадаем слово.
— организует фронтальную работу в тетради
— обеспечивает контроль за выполнением задания
Даёт инструкцию по самооцениванию.
— проводит физкультминутку. | — Ребята, как вы думаете, кроме варенья, что ещё любит Карлсон? — Хотите узнать, что ещё? — Это слово спряталось под числами (ряд чисел записан на доске), решив уравнения, мы отгадаем слово.
— Запишем уравнение, № 2. — Кто попробует решить на доске? (кол-но записывается решение, один ученик на доске, ребята в тетрадях. Комментированное письмо). х : 5 = 6 — Назовите целое и части. х = 5 ∙ 6 — Что неизвестно? х = 30 — Как найти делимое? 30 : 5 = 6 6 = 6 — Возьмите карту и оцените себя в следующем столбце. СЛАЙД 19. — Кто хочет прокомментировать свой выбор? — Молодцы. Я очень рада за вас. СЛАЙД 20. — Но слово мы так и не отгадали, ещё надо порешать кто пойдёт к доске и решит уравнения? (3 ученика на доске. Остальные в тетради)
| Совместно с учителем решают уравнения новым способом.
| Личностные УУД: развитие учебной активности, осознание личностной значимости нового знания, формирование самосознания. Познаватель-ные УУД: объяснения, установление причинно-следственных связей, построение логической цепи рассуждений Регулятивные УУД: осуществлять пошаговый контроль по результату. | |||||||||||||||||||
Практический этап
| Первичное закрепление. 7 мин. | Уметь применять полученные знания, кон-тролировать и оценивать правильность выполнения задания.
| Проведе-ние эксперимента.
| Фронтальная, индивидуальная работа. | Предлагает решить несколько уравнений. | — Постарайтесь решить все уравнения. № 2 – второе уравнение. № 3 – первое и второе уравнения. — Я снова засеку время. у : 4 = 7 х : 9 = 4 х : 2 = 9 Прошла 1 минута. Быстрее мы решили уравнение? — Откройте в ряду нужное число. Что ещё любит Карлсон? — Как вы думаете, эта пища полезна для организма? — Кто успел верно решить 3 уравнения, 2 уравнения.
| Делают вывод. Что новый способ решения уравнений быстрее и легче.
| Познаватель-ные УУД: проявление инициативно-сти и самостоя-тельности при работе. Регулятивные УУД: коррекция и оценка знаний.
| |||||||||||||||||||
Рефлексивно-оценочный этап | Рефлексия. Информация о домашнем задании. Итог урока. 11мин. | Уметь по своим наблюдениям делать выводы, оформлять речевое высказывание. | Приём устной рефлексии. Словесный, наглядный, приём свободы выбора. | Фронтальная, индивидуальная работа
Работа в группах. | Предлагает рассмотреть и выбрать домашнее задание.
— проводит инструктаж о работе в группах, организует работу в группах и устную проверку
| — Кому понравилось это задание? — Дома «спрячьте» в уравнения другие лакомства Карлсона – это будет 1-ое домашнее задание. А второе задание на ваш выбор. Рассмотрите в учебнике на стр. 24 и 25 № 5 и 7. Какое задание вы себе выбрали и почему? — А сейчас оцените свои достижения в карте. СЛАЙД 21.— Кто хочет прокомментировать, какие умения вы выбрали в последнем столбике? — Ребята, а теперь рассмотрите всю карту и сравните её с первым вашим столбиком. СЛАЙД 22. -Где вы были успешнее? — Кому урок стал полезным? Чем? -Чтобы правильно решать уравнения, какие умения у вас должны быть сформированы? — Карлсон хочет снова улететь на крышу, но что-то хочет вам сказать. Это мы узнаем, если решим примеры в группах, потренируемся в счёте. 2 вариант переверните карту и выполните задание. СЛАЙД 23. 4 ∙ 5 – 8 ∙ 1 = 12 5 ∙ 0 + 0 ∙ 6 = 0 5 ∙ 6 – 3 ∙ 9 = 3 7 ∙ 2 + 2 ∙ 3 = 20 6 ∙ 8 – 5 ∙ 7 = 13 — Я записала ответы в строчку. Рассмотрите ряд чисел, что вы заметили? — Давайте прочитаем, что нам написал Карлсон?(учащиеся переворачи-вают на интерактивной доске числа и появляются слова: СПАСИБО ВАМ ЗА УРОК! ВАМ ЗА УРОК!
| Делают выбор домашнего задания и объясняют свой выбор.
Оценивают себя, заполняя карту личных достижений.
— работают в группах по карточкам, проверяют 12.03.2013 Отвечают на вопросы. | Личностные УУД: способность адекватно судить о причинах своего успеха (неуспеха), связывая успехи с усилиями, трудолюбием.
Внутренняя позиция школьника. Познавательные УУД: осознанное построение речевого высказывания в устной форме, умение преобразовывать один вид информации в другой. Регулятивные УУД: Самостоятель-ное выделение и формулиро-вание познава-тельной цели. |
ПРИЛОЖЕНИЕ № 1. КАРТА ЛИЧНЫХ ДОСТИЖЕНИЙ.
Ф.И. учащегося —
Я хотел бы | У меня получилось | |||||
Повторение пройденного. | Новая тема. | Закреп-ление. | ||||
|
| 1 | 2 | 3 |
|
|
1. Работать старательно и активно. |
|
|
|
|
|
|
2. Выполнять все записи аккуратно. |
|
|
|
|
|
|
3. Решать без ошибок. |
|
|
|
|
|
|
4. Узнать что-то новое. |
|
|
|
|
|
|
5. Порадоваться за товарища. |
|
|
|
|
|
|
ПРИЛОЖЕНИЕ № 2.
9 ∙ 4 | 36 | |
А | 80 – 68 | 12 |
Л | 15 + 18 | 33 |
Н | 64 + 27 | 91 |
К | 27 : 9 | 3 |
О | 92 – 45 | 47 |
Р | 5 ∙ 5 | 25 |
12 | 25 | 33 | 36 | 47 | 91 | |
К | А | Р | Л | С | О | Н |