Азарова Лидия Васильевна, учитель математики МБОУ Михейковская СОШ.
Тема: «Деление десятичной дроби на натуральное число».
Класс: 5
Тип урока: урок изучения нового материала и первичное закрепление знаний.
Цели урока:
Личностные: развивать умение слушать; ясно, точно, грамотно излагать свои мысли в устной и письменной речи; развивать креативность мышления, инициативу, находчивость, активность при решении математических задач.
Метапредметные: формировать умение работать в группах.
Предметные: провести актуализацию знаний по теме «Десятичные дроби»; помочь сформулировать правило деления десятичной дроби на натуральное число; научить применять данное правило при выполнении заданий.
Ресурсы урока:
Учебник: Математика. 5 класс: учебник для общеобразовательных учреждений / И.И. Зубарева, А.Г. Мордкович, мультимедиа проектор, компьютер.
Технологическая карта урока.
Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Универсальные действия | ||||||||||||||||
1.Организационный момент.
| Приветствие, проверка подготовленности к учебному занятию, организация внимания детей.
Доброе утро. Я рада всех вас видеть. Все подготовились к уроку. Желаю успеха. (СЛАЙД 1)
| Подготовка класса к работе, настрой на доброжелательное сотрудничество. Создание комфортной обстановки. | Личностные: самоопределение. Регулятивные: целеполагание. Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками. | |||||||||||||||
2. Актуализация знаний
| Актуализирует учебное содержание, необходимое и достаточное для восприятия нового материала. Создает условия для активной деятельности учащихся на уроке при изучении нового материала.
Вспомним действия с десятичными дробями и вычислим устно.
Устный счет (СЛАЙД 2-3) Вычислите устно: 1,4 + 2,8 5,6 – 0,5 0,77 + 0,13 5 – 0,7 8,3 * 2 6,73 * 10 8,9 * 0,1
Выразите: 7,85 м = см 65,7 м = дм 13,8 м = см 15 см = м Найдите одинаковые десятичные дроби: 4,6; 4,60; 4,601; 4,060; 4,600
| Воспроизводят моменты теории сложения, вычитания десятичных дробей, перевода величин.
| Предметные: повторение теории, создание условий для активной работы учеников при изучении нового материала. Регулятивные: осознание учащимися того, что уже освоено, осознание уровня усвоения. Познавательные: осознанное построение речевого высказывания. Коммуникативные: владение монологической и диалогической формами речи; умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли | |||||||||||||||
3. Постановка учебной задачи. Цель: выявление причины затруднения. Постановка цели урока. | Создаёт проблемную ситуацию.
Три соседа мужика (Федор, Яков и Лука), Чтоб всегда красиво жить Стали дом свой мастерить! Но Лука вдруг говорит: Надо полки смастерить! Вот доска у нас такая И длина ее большая! Полочек всего четыре, Сделать равными друзья! Допускать обид нельзя. Можно ль это сделать им? И смекни путем каким?
Ребята. Поможем Федору, Якову и Луке. Длина доски равна 13,2м. Как сделать четыре равные полочки?
(СЛАЙД 4)
Опишем математические действия.
Вопросы классу:
А мы умеем делить десятичную дробь на натуральное число? Как думаете, какова тема нашего урока? Какова цель урока?
(СЛАЙД 5) | Отвечают на вопросы.
Самостоятельно формулируют тему и цель урока.
| Регулятивные: Целеполагание. Коммуникативные: постановка вопроса. Познавательные: формулирование проблемы, самостоятельность. | |||||||||||||||
4. Объяснение нового материала. Побуждение к выдвижению гипотезы. | Организует учащихся по исследованию проблемной ситуации.
(СЛАЙД 6)
—Длина одной полки будет больше или меньше одного метра? -В каких единицах длины мы можем измерить длину доски, кроме метров? -Выразим длину в дециметрах и найдем, чему равна длина одной полки? -Переведем длину доски в метры. -Мы разделили натуральное число на натуральное, а тема нашего урока? — Рассмотрим деление столбиком.
Давайте еще раз обговорим: 1.Сначала делим целую или дробную часть? 2.Разделим целую часть, что в частном поставим? | Составляют план достижения цели, определяют средства выхода из проблемной ситуации.
Выполняют переход к единицам измерения: дециметры, сантиметры.
| Предметные: логическое решение проблемы, выдвижение гипотезы и ее обоснование. Коммуникативные инициативное сотрудничество в поиске и выборе информации. Личностные: наличие мотивации к работе на результат. | |||||||||||||||
Цель: найти подтверждение выдвинутой гипотезы | Предлагает учащимся найти подтверждение выдвинутой гипотезы.
Попробуйте сформулировать правило деления десятичной дроби на натуральное число.
(СЛАЙД 7)
Решение и запись примера из учебника 47,9:5
Вторая часть правила (если целая часть меньше делителя).
(СЛАЙД 8)
Решение и запись примера 2,88 : 4
| Работают с источником информации (правило).
Проверяют текст правила, записывают образец решения нового примера
Ребята обговаривают и делают выводы.
|
| |||||||||||||||
6. Физминутка.
Цель: здоровьесбережение, умение заботиться о своём здоровье. | Вышел мишка из берлоги. Раз и два поднял он ноги. Сел, встал. Сел, встал. Лапки за спину убрал. Покачнулся, повернулся И немножко потянулся. Отдохнули, прямо сели и к решенью приступили. (СЛАЙД 9)
| Выполнение упражнений. | Коммуникативные: сотрудничество в выполнении упражнений. Личностные: какое значение имеет для меня физминутка. | |||||||||||||||
Цель: проверить применение правила | Выполните деление устно: а) 2,4:2 б) 6,3:3 в) 12,4:4 г) 7,2:9 д) 1,4:7 е) 0,8:4 (СЛАЙД 10)
| Выполняют деление устно.
| Предметные: формируется навык деления десятичной дроби на натуральное число | |||||||||||||||
8. Самостоятельная работа в парах.
Цель: применить новые знания на практике, создать ситуацию успеха, учить работать в парах и индивидуально. | Проверим, как вы научились делить десятичную дробь на натуральное число.
Каждому правильному ответу соответствует буква. Решите пример, найдите в таблице ответ, замените буквой, получите зашифрованное слово. (СЛАЙД 11)
Получилось слово – ландыш. (СЛАЙД 12)
Вы все знаете это растение. Но наверно и не подозреваете, что большое количество сказок, мифов и легенд связано с ландышем.
Стилизованные изображения ландыша размещены на полях гербов городов Вейлара (Германия), Луннера (Норвегия) и Меллеруда (Швеция). Сейчас весна и вся земля пробуждается ото сна, в том числе растения и цветы. И конечно хочется, чтобы эта красота была и дома, но не стоит срывать цветы в лесу, так как многие из них занесены в красную книгу, в том числе и ландыши. Пусть они радуют не только нас, но и многих других там, где выросли сами.
| Ребята парами решают примеры. Отгадывают слово ЛАНДЫШ.
Сообщения учащихся.
Многим с детства известна сказка братьев Гримм о Белоснежке. Когда Белоснежка спасалась от злой мачехи, она случайно рассыпала своё ожерелье, превратившееся в душистые цветы. Они служат фонариками для гномов, в них живут маленькие лесные человечки — эльфы. В ландышах прячутся на ночь солнечные зайчики.
В римской мифологии есть упоминание о том, как однажды богиня охоты Диана попала в незнакомый лес, где жили фавны. Увидев гордую красавицу, они стали преследовать её. Ловкая стройная девушка убежала от них. Но слишком долго и быстро пришлось ей бежать, её загорелое красивое тело покрылось капельками ароматного пота, которые падали на землю и превращались в волшебные цветы.
(СЛАЙДЫ 12-14)
| Предметные: выявляется степень усвоения правила. Личностные: Самостоятельность, толерантность, организованность, аккуратность, внимание, самоопределение. | |||||||||||||||
9.Индивидуальная работа(дополнительно)
Цель: проверить уровень усвоения правила деления десятичной дроби на натуральное число | (СЛАЙД 15) Вычислить: 0,87:15 0,0837:27
|
| Предметные: выявляется степень усвоения правила.
| |||||||||||||||
10.Домашнее задание.
| Задает домашнее задание №797, 798
| Записывают домашнее задание | Личностные: рефлексивность, ответственность, любознательность. | |||||||||||||||
11. Рефлексия. Цель: самооценка результатов деятельности, осознание полученных знаний, границ их применения | Организует рефлексию.
— Какую цель ставили на уроке? — Достигли? — Что узнали?
(СЛАЙД 16) Предлагаю вам закончить предложения: — Мне на уроке понравилось… — Мне показалось трудным… — Главным результатом считаю…
| Участвуют в рефлексии, устно оценивают содержание урока. | Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли; Регулятивные: оценка, самооценка. |