Открытое мероприятие в
рамках недели математики
«Турнир интеллектуалов»
(для 5 классов)
Демина Татьяна Вячеславовна
учитель математики
МБОУСОШ №14
г.Тула
Цели: формирование учебно-интеллектуальных, информационных, коммуникативных, исследовательских действий;
Задачи: развитие самостоятельной практической и умственной деятельности;
развитие навыков контроля и познавательной активности.
Ход занятия.
Вы можете с каждым днём
становиться всё умнее и умнее.
Ум может развиваться- его можно
укрепить, настроить, и
подготовить так,
что он будет творить чудеса.
Мэрилин вос Сэйвэнт
Мозг человека уникален , такого мозга , как у вас, нет ни у кого.
Чтобы человека называли гением, он должен совершить что-нибудь потрясающее. Как и почему люди становятся гениями- неизвестно, но все они обладают одним качеством: они очень стремятся достичь какой-нибудь цели с самого детства.
Кого из людей вы можете назвать гениями ( примеры)?
Были проведены исследования и выяснили, что люди достигшие успеха, не всегда обладали природным талантом. Но у всех было сильное стремление и решимость добиться поставленной цели и неизменное трудолюбие и упорство. Известный пианист занимался по несколько часов в день в течение 17 лет, олимпийская чемпионка по плаванию вставала в 5.30 , чтобы до занятий поплавать 2 часа и после уроков ещё 2 часа.
Какие примеры вы можете привести своего упорства , стремления?
Эпиграфом нашего занятия служат слова писательницы, чьё имя занесено в Книгу рекордов Гиннесса, так как у неё самый высокий коэффициент интеллекта-230!
Итак, давайте сегодня проявим настойчивость, смекалку, блеснём сообразительностью, словом проявим интеллект!!!!
1 тур Разминка
Задание1.Во время прилива недалеко от берега стоит корабль со спущенной на воду верёвочной лестницей вдоль борта. У лестницы 10 ступенек, расстояние между ступеньками 30см, самая нижняя ступенька касается воды. Океан сегодня спокоен , но начинается прилив, который поднимает уровень воды на 15см каждый час. Через какое время закроется водой третья ступенька?
Так , не плохо, даже сказала бы хорошо!!!
Интересно заметить:
-
Когда мы бодрствуем, наш мозг вырабатывает энергию мощностью 25 Ватт- этого достаточно, чтобы горела лампочка;
-
Наш мозг тратит 20 всей энергии организма;
-
Мы используем от 1 до 10 возможностей нашего мозга;
-
Мозг человека становится всё больше! Он уже на 200гр больше, чем у ваших прабабушек и прадедушек;
-
До сих пор не придумали робота и компьютер с мозгом, столь совершенным, как мозг человека.
Задание 2.Из шести одинаковых кубиков сложите фигуры, изображенные на рисунке
|
| |
|
|
|
Какое из приведенных ниже утверждений вы считаете правильным?
А. Обе фигуры имеют одинаковые массы и одинаковые объёмы.
Б. Обе фигуры имеют одинаковые массы и разные объёмы.
В. . Обе фигуры имеют разные массы и одинаковые объёмы.
Г. Обе фигуры имеют разные массы и разные объёмы.
Задание3 Рассмотрите внимательно рисунок и подберите недостающую фигуру.
А. В.
Б. Г.
Задание 4. Найдите недостающее число в ряду:5,11,17,…
2 тур.Внимание
Задание 1.Подумайте и попытайтесь ответить как можно быстрее, кто из сказочных персонажей мог дать такие телеграммы:
-
Купил семена, приезжай тянуть.
-
Помни всё исчезнет после 12 ночи.
-
Ушёл от зайца, волка, медведя.
-
Ключ достал, скоро буду.
Задание 2.Постарайтесь как можно быстрее отыскать числа по порядку
1команда 2 команда
12 | 7 | 1 | 20 | |
6 | 15 | 17 | 3 | 18 |
19 | 4 | 8 | 25 | 13 |
24 | 2 | 22 | 10 | 5 |
9 | 14 | 11 | 23 | 16 |
5 | 11 | 23 | 20 | |
14 | 25 | 17 | 19 | 13 |
3 | 21 | 7 | 16 | 1 |
18 | 12 | 6 | 24 | 4 |
8 | 15 | 2 | 10 | 22 |
3 тур Тренируем память
Задание1.
Замените слова в скобках так, чтобы равенство было верным.
(мера веса, равная 16 кг)+(новогоднее дерево)= порода собак.
(пудель)
(нота)+(костяные наросты на голове некоторых животных)= путь.
(дорога)
(главная песня страны)+(часть света)= учебное учреждение.
(гимназия)
(наказание)+(неглубокое место)= сорт конфет.
(карамель)
(то, против чего нет приёма)+(нервное подёргивание)= кусочек.
(ломтик)
Задание2.
Установите закономерность и прочтите полезный совет, воспользовавшись схемой.
20 | 13 | 2 | 17 | |
5 | 16 | 22 | 10 | 8 |
12 | 1 | 3 | 25 | 18 |
19 | 7 | 15 | 6 | 21 |
4 | 23 | 11 | 24 | 14 |
Д | Д | И | Й | |
Г | А | У | П | Н |
Е | Н | К | Й | Т |
Е | А | В | Д | Р |
О | З | Р | Е | А |
(НИКОГДА НЕ ПРЕДАВАЙТЕ ДРУЗЕЙ)
4ТУР. Прояви сообразительность.
Задание 1.
Витя и Саша встретились в электричке.
Витя: «Я всегда езжу в 5 вагоне от хвоста».
Саша: « А я в 5 вагоне от головы поезда».
Сколько вагонов в электричке?(9 вагонов)
Задание 2.
Нужно поджарить 3 ломтика хлеба – по 1 минуте с каждой стороны. На сковороде помещается только 2 ломтика одновременно. Как поджарить хлеб за три минуты?(с одной стороны 2 ломтика, затем один снять и положить третий. Первый поджарится, а на его место недожаринный)
Задание 3
Из Москвы в Тулу выехал автобус с пассажирами. Часом позже из Тулы в Москву выехал велосипедист и поехал по тому же шоссе, но, конечно, гораздо медленнее, чем автобус. Когда пассажиры автобуса и велосипедист встретятся, кто из них будет дальше от Москвы? ( на одном расстоянии)
Это интересно:
Эдисон отличался изобретательностью, о чём свидетельствует следующий факт.
Калитка, ведущая в сад к Эдисону, очень тяжело открывалась. Один из гостей заметил, что такой гениальный человек мог бы усовершенствовать её, сделать так, чтобы она легче открывалась.
«Мне кажется, что калитка сконструирована неплохо,- заметил Эдисон.- Она соединена с насосом домашнего водопровода, и каждый, кто входит, открывая её, накачивает 20 литров воды в цистерну»
5 тур. Подумай! Сообрази!
Задание1
Хозяйка, отправляясь на базар, соображала: «Если бы к моим яблокам прибавить половину их, да ещё десяток, то у меня была бы сотня!» Сколько яблок было у хозяйки?(60) х+0,5х+10=100
Задание2.
Трёхзначное число 87* делится на 5 и на 3. Какова последняя цифра? (0)
Задание3.
Хор, состоящий из 280 мальчиков и 105 девочек, исполняет задушевную песню. К счастью, только четвёртая часть мальчиков и третья часть девочек орёт во всё горло. Остальные только открывают рот. Найдите разность между мальчиками и девочками, орущими во всё горло. (35)
Задание4.
Что всегда только увеличивается и никогда не уменьшается? (возраст)
Задание5.
Как может кошка зайти в погреб с одной головой, а выйти с двумя?
( поймав мышку)
Заключительный турнир. Найди ошибку.
Дикобраз в подарок сыну
Сделал счётную машину,
К сожалению ,она
Недостаточно точна.
Результаты перед вами,
Быстро всё исправьте сами:
2х+х*8=7,2 8m+m-7=256
3х*8=7,2 2m=256
24х=7,2 m=256/2
Х=7,2/24 m=128
Х=3
Подведение итогов. Молодцы! Поработали на славу! Хочу закончить наш турнир словами французского философа Гельвеция:
Для того чтобы усовершенствовать ум, надо больше размышлять, чем заучивать.
Размышляйте! И тогда возможно кого-то из вас потомки назовут гением!
Используемая литература:
1)Н.А.Криволапова «Внеурочная деятельность» сборник заданий для развития познавательных способностей учащихся 5-8 классов., изд. «Просвещение» Москва 2012
2)Открытые уроки. Математика .2выпуск,Волгоград,2005г