Муниципальное общеобразовательное учреждение
« Средняя общеобразовательная школа»
Ртищевского района Саратовской области
Рабочая программа педагога
Быхановой Юлии Викторовны (I квалификационная категория)
по внеурочной деятельности по математике
математический кружок
«В мире чисел и задач»
5 класс
Принято на заседании
педагогического совета
протокол № ____ от
«___»_______2013 г
2013 – 2014 учебный год
г.Ртищево
Пояснительная записка
В настоящее время все более актуальной становится проблема развития одаренных детей. Это, прежде всего, связано с потребностью общества в неординарной творческой личности. Неопределенность современной окружающей обстановки требует от человека не только высокой активности, но и его умения, способности нестандартного поведения. Раннее выявление, обучение и развитие одаренных и талантливых детей составляет одну из главных проблем совершенствования системы образования.
Цель программы – создание условий для раскрытия и развития внутреннего потенциала, способностей высокомотивированных учащихся и детей с признаками одаренности, удовлетворения их познавательных потребностей.
Программа математического кружка “В мире чисел и задач” предназначена для организации внеурочной деятельности учащихся 5-х классов. Данная программа соответствует основной стратегии развития школы:
-
ориентации нового содержания образования на развитие личности;
-
реализации деятельностного подхода к обучению;
-
обучению ключевым компетенциям (готовности учащихся использовать усвоенные знания, умения и способы деятельности в реальной жизни для решения практических задач) и привитие общих умений, навыков, способов деятельности как существенных элементов культуры, являющихся необходимым условием развития и социализации учащихся;
-
обеспечению пропедевтической работы, направленной на раннюю профилизацию учащихся (выбор в 10-м классе физико-математического направления).
Когда ребенок переходит из начальной школы на среднюю ступень обучения, он уже обладает определенными вычислительными навыками по выполнению действий с натуральными числами, умеет решать стандартные задачи двух – трех видов, но чаще всего у него не развиты способности к аналитической деятельности.
Главной задачей данной программы является формирование и развитие аналитических способностей у одаренных учеников, формирование исследовательских умений, а также развитие у них таких психических функций, как систематичность и последовательность мышления, способность к обобщению, сообразительность, память на числа, сосредоточение внимания, выдержку и настойчивость в работе.
Огромное внимание в программе уделяется нестандартным приемам быстрого и устного счета при выполнении арифметических действий с натуральными числами. “Приемы быстрого устного счета известны давно. Великолепные способности к устному счету таких блестящих математиков, как Гаусс, фон Нейман, Эйлер вызывают настоящий восторг. Учителю иногда полезно рассказывать и показывать известные вычислительные секреты. Тогда перед учениками откроется совсем другая математика. Живая, полезная и понятная”, — так писал Сорокин А.С. в своей книге “Техника счета”, вышедшей в 1976 году. В связи с тем, что на уроках чаще всего учителю не хватает времени на демонстрацию особых приемов и их отработку, тем более что не всем ученикам под силу их освоить, знакомить с такими способами можно на занятиях математического кружка. Устный счет развивает механическую память, быстроту реакции, умение сосредоточиться, а поиски и обоснование новых приемов служат формированию логических умений. Кроме того, знание особых приемов быстрого счета способствует развитию у ребенка аналитических способностей.
Обучению решению задач в математике уделяется много внимания, но единственным методом такого обучения на уроках является показ способов решения определенных видов стандартных задач и значительная, порой изнурительная практика по овладению ими. Решением нестандартных задач на уроках учащиеся практически не занимаются или делают это крайне редко. А ведь именно решение таких задач способствует углублению знаний учащихся, развитию их природных способностей и дарований, развитию логического, аналитического мышления, вовлекает их в серьезную самостоятельную работу. Поэтому на занятиях кружка ученикам предлагаются различные виды нестандартных задач: числовые ребусы, старинные,логические задачи, задачи на лабиринты, на разрезания, перекладывания, перекраивания,переливания, взвешивания, комбинаторные задачи,а также даются способы и методы их решения.
Предлагаемая программа ставит своей задачей создать у учащихся целостное представление о стандартных и нестандартных задачах, способах и схеме поиска их решения, развить общие умения решать любые математические задачи. Кроме того, программа способствует расширению кругозора школьников, дополняет обязательный учебный материал сведениями о математике и математиках, о математических фокусах, софизмах, головоломках, вовлекает учеников в исследовательскую самостоятельную деятельность.
Программа данного математического кружка рассчитана на 35 часов (1час в неделю). Работа математического кружка осуществляется с учетом индивидуального подхода к обучению учащихся с использованием активных форм и методов познавательной деятельности, современных образовательных технологий: информационно-коммуникативной, исследовательской (проблемно-поисковой), деятельностного подхода и другие. Учитывая физиологические и психологические особенности учащихся 5-х классов, занятия кружка должны быть разнообразными как по содержанию, так и по организации учебной деятельности. Поэтому занятие кружка включает в себя либо приемы устного счета, либо теоретические подходы к решению задач и, конечно, решение самих нестандартных задач, дополненные математическими играми, головоломками, биографическими миниатюрами, занимательным материалом. Каждое теоретическое положение рассматривается на какой – либо конкретной задаче, что позволяет активно вовлекать учащихся в процесс ее обсуждения и решения. Во время проведения занятий, посвященных изучению теории(поиск плана решения, методы решения нестандартных задач), уместна организация групповой работы школьников с целью развития самостоятельности мышления и исследовательских умений.
На протяжении всего периода кружковой работы с учащимися планируется выполнение творческих и исследовательских работ, соответствующих их способностям и интересам, с которыми они могут выступить на занятиях математического кружка, школьных и городских научно-практических конференциях.
Процесс учебной деятельности на занятиях математического кружка необходимо ориентировать на рациональное сочетание устных и письменных видов работы, как при изучении теории, так и при решении задач. Особое внимание должно быть уделено развитию математической культуры учащихся и их способностей.
В ходе проведения занятий кружка следует обратить внимание на то, чтобы обучающиеся овладели умениями общеучебного характера, разнообразными способами деятельности, приобрели опыт:
-
использования особых приемов устного счета;
-
решения стандартных и нестандартных задач;
-
исследовательской деятельности;
-
грамотного использования математического языка в устной и письменной речи;
-
поиска, систематизации, анализа, классификации информации;
-
использования учебной и справочной литературы.
Программа математического кружка предусматривает диагностику развития детей.
Содержание программы
1. Числа и вычисления
Счет у первобытных людей. Необходимость устного счета в жизни. Приемы быстрого счета при сложении и вычитании натуральных чисел. Метод Гаусса. Прием перекрестного умножения. Способ“дополнений” при умножении двузначных чисел, близких к 50, 100 и чисел от 11 до 19. Прием умножения двузначных чисел, оканчивающихся на 5. Приемы устного умножения на 4,5, 8, 9, 11, 15 , 25, 50, 99, 101, 111, 125, 155, 175, 999, 10101. Частные приемы деления чисел: последовательное деление, деление на 5, 25, 50, 125, 500. Приемы быстрого возведения в квадрат двузначных чисел, оканчивающихся на 5, чисел второго, третьего, пятого и шестого десятков. Числа – карлики и числа – великаны. Интересные свойства чисел. Занимательные закономерности в мире чисел.
2. Делимость натуральных чисел
Признаки делимости. Свойства делимости. Деление с остатком. Совершенные числа. Дружественные числа. Числа-близнецы.
3. Задачи и их решение (теоретические основы)
Понятие о задачах, их структуре. Математическая модель и моделирование. Направление анализа задач. Сущность решения математических задач. Структура процесса решения задач. Стандартные задачи и способы их решения. Нестандартные задачи, подход к их решению. Теория графов. Принцип Дирихле. Проблема четырех красок.
4. Виды нестандартных задач
Логические задачи и методы их решения: использование графов, табличный метод, диаграммы Эйлера – Венна. Задачи в стихах. Старинные задачи. Задачи на лабиринты. Задачи на разрезание, перекладывание, перекраивания, переливания, взвешивания. Комбинаторные задачи.
5. Математические чудеса и тайны.
Математические игры. Геометрические головоломки. Математические софизмы. Числовые ребусы. Математические фокусы.
6. Биографические миниатюры
Знакомство с яркими эпизодами биографии известных математиков: Пифагора, Архимеда, К.Ф.Гаусса, Л.Ф.Магницкого, Л. Эйлера, П. Чебышева, С.В.Ковалевской, А.Н.Колмогорова и др.
Учебно-тематический план
Содержание учебных занятий и организация учебной деятельности
| Дата | |
1 | 1. Представление – презентация кружковой работы. 2. Математические фокусы (с часами, календарем). | 5.09.13 |
2 |
| 12.09.13 |
3 |
| 19.09.13 |
4-5 |
| 26.0913; 3.10.13. |
6-7 |
| 10.10.13;
17.10.13. |
8 |
| 24.10.13. |
9 | Осенний тур олимпиады для участников кружка.
| 31.10.13. |
10 |
| 14.11.13. |
11 |
| 21.11.13 |
12 |
| 28.11.13 |
13 |
| 5.12.13 |
14 | 1. Алгоритм Евклида.
2. Решение нестандартных задач на делимость (групповая работа). | 12.12.13. |
15 | 1.Числовые ребусы, содержащие операции сложения и вычитания, способы их решения. 2. Решение и составление числовых ребусов (творческая работа в группах). 3. Математические софизмы (презентация, сообщение). | 19.12.13 |
16 |
| 26.12.13 |
17 |
| 9.01.14 |
18 |
| 16.01.14 |
19 |
| 23.01.14 |
20 |
| 30.01.14 |
21 |
| 6.02.14 |
22 | Зимний тур олимпиады для участников кружка (подготовка и проведение).
| 13.02.14 |
23 |
| 20.02.14 |
24 |
| 27.02.14 |
25 |
| 6.03.14 |
26 |
| 13.03.14 |
27 |
| 20.03.14 |
28 |
| 3.04.14 |
29 | Решение нестандартных задач с применением принципа Дирихле.
| 10.04.14 |
30 |
| 17.04.14 |
31 | Весенний тур олимпиады для участников кружка.
| 24.04.14 |
32 |
| 8.05.14 |
33 |
| 15.05.14 |
34 |
| 22.05.14 |
35 |
| 29.05.14 |
Список использованной литературы
-
Я.И.Перельман. Занимательная арифметика. Загадки и диковинки в мире чисел. — М.: издательство Русанова, 1994. — 205 с.
-
З. Н .Альхова, А.В.Макеева. Внеклассная работа по математике. – Саратов: ОАО “Издательство “Лицей”, 2002. – 285 с.
-
О.С.Шейнина, Г.М.Соловьева. Математика. Занятия школьного кружка, 5-6 классы. – М.: издательство НЦ ЭНАС, 2005. – 207 с.
-
Л.М.Фридман. Как научиться решать задачи. Книга для учащихся. – М: Просвещение, 2005.
-
В.А.Гусев, А.П.Комбаров. Математическая разминка. Книга для учащихся 5–7 классов. – М., Просвещение, 2005. – 254 с.
-
В.В.Мадер. Математический детектив. Книга для учащихся. – М., Просвещение, 1992.
-
Электронное пособие. Внеклассная работа в школе. Математические загадки. – Издательство “Учитель”.
-
Журнал “Математика в школе”. Делимость целых чисел. — №4, 2009, стр.36-41, №5, 2009, стр. 21-28.
-
М.И.Зайкин. Математический тренинг. – М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 1996. – 173 с.
-
А.В.Фарков. Математические олимпиады. Учебно-методический комплект ко всем программам по математике за 5–6-е классы. – М.: Издательство “ЭКЗАМЕН”, 2006. – 190 с.
-
Е.Г.Козлова. Сказки и подсказки. Задачи для математического кружка. – М.: МИРОС, 1995. – 124 с.
-
Е.В.Галкин. Нестандартные задачи по математике: задачи логического характера. Книга для учащихся 5–11 кл. – М.: Просвещение, 1996. – 158 с.