Автор урока Горячева О.В. – учитель высшей
категории МБОУ « Средняя общеобразовательная
школа №132 с углубленным изучением иностран-
ных языков» Ново-Савиновского района г.Казани.
Ноябрь 2013
Тема: «Число 7.Цифра 7.»
«Духовые музыкальные инструменты: дудка, труба, флейта.»
(Интегрированный урок математики и музыки в 1 классе)
Цели: — познакомить с числом и цифрой 7;
— отрабатывать вычислительные навыки;
— закреплять знания взаимосвязи между частью и целым,
сравнение чисел с помощью составления пар;
— развивать речь, внимание память, логическое мышление;
— уточнение знаний о группах музыкальных инструментов (более
подробное знакомство с группой – духовые инструменты);
— познакомить с понятием «динамика» в музыке и его значением.
Планируемый результат: учащиеся научатся распознавать и писать цифру 7; обозначать цифрой 7 соответствующее количество предметов; понимать учебную задачу урока и стремиться к её выполнению; осознавать практическую и личностную значимость результата урока; оценивать результаты своей работы, через умение провести рефлексию своих знаний на уроке; вести диалог, выслушивать собеседника, высказывать свою точку зрения; проявлять интерес к изучению материала.
Оборудование: — зрительный ряд – карточки – картинки (музыкальные
инструменты); комплекты карточек для работы в группах и
парах; музыкальные инструменты ( дудочка, саксофон,
флейта);
— музыкальный ряд – «Сидит ворон на дубу» — р.н.прибаутка;
« Дудка» — р.н. прибаутка; музыкальные произведения ,
которые подготовят учащихся для исполнения (по выбору).
— компьютер, сигнальные карточки.
Ход урока.
I Мотивация к учебной деятельности.
Все расселись по местам, никому не тесно?
По секрету скажу вам: «Будет интересно!»
Будем мы считать, писать и решать задачи,
Чтоб сегодня, как всегда, в руки шла удача.
Повторим материал, закрепим умения,
Чтобы каждый мог сказать: «Это все умею я!»
II Актуализация знаний.(- Сегодня мы отправимся в магазин музыкальных инструментов, но прежде нам до него нужно добраться.)
Устный счет:
а)сосчитайте до 20 и обратно ( «цепочка», индивидуально);
б)сосчитайте от 6 до 14, от 15 до 5 (можно пользоваться линейкой);
в)назовите предыдущее число 8, 13. Как получить предыдущее число?На сколько предыдущее число меньше последующего?
г)назовите последующее 6,19.Как получить последующее число?На сколько последующее число больше предыдущего?
д)какое число стоит между числами 6 и 8, 16 и 18?
е)какое число стоит справа от 6, слева от 18?
ё) (Логическая задача.) У Кати был кусочек ткани шестиугольной формы. От этого кусочка отрезали один уголок. Сколько уголков стало?
III Самоопределение к деятельности. (Выявление места и причины затруднения. Построение проекта выхода из затруднения.) (Около магазина нас встречают нотки. Дети называют их. Приветствуют, но видят что одной нотки не хватает – это нотка — си. Нотки си готовилась к встрече гостей, открыла все двери, и в её комнату забрался шаловливый котенок и натворил столько бед, что без помощи ребят не обойтись.)
-Чтобы добраться до нотки – си, мы должны выполнить задания других ноток.
-до Инструментов знаем много музыкальных,
Голос каждого — особый, уникальный.
Музыканты долго думали: «Как быть?»
И решили всех по группам разделить
-Назовите группы музыкальных инструментов
-ре и -ми — группа струнных инструментов((ТИМ ЧИР( Team Cheer)«Я на скрипочке играю…»))
В процессе физ-минутки называются музыкальные инструменты – скрипка, балалайка, барабан.Вопрос – какой музыкальный инструмент лишний? Почему?
-фа -группа ударные инструменты
-Назовите несколько ударных инструментов.
-соль -клавишные
-Как одним словом называют рояль и пианино?
-ля -духовые инструменты ( деревянные, медные)
-Какие духовые инструменты вы знаете? В чем их особенность?
-си -Расставьте буквы в нужном порядке. Для этого вам понадобится знания порядка цифр на числовом луче.(Например: у ребенка карточка-с одной стороны — буква, а с другой –число. Расставив числа в порядке возрастания, дети переворачивают карточки и у них получается слово – название музыкального инструмента. В названии каждого получившегося слова 7 букв.) Работать будем в парах. Вспомним правила работы в парах. (у детей получатся слова: жалейка, литавры, тарелки, тромбон, барабан, балабан, скрипка, кларнет, пианино, гармонь, думбыра, колимба.)(ТАЙМД ПЭА ШЭА (Timed—Pair—Share)
— Что общего в этих словах? (ответы детей) (В каждом слове 7 букв)
— Определите тему урока.
— Где вы встречались еще с числом и цифрой 7?
IV Реализация построенного проекта.
— Давайте вспомним, по какому плану мы знакомимся с числами?
План.
-
Место на числовом луче.
-
Цифра.
-
Состав.
-
– Где в числовом ряду находится 7? (Между числами 6 и 8.)
— Что можно сказать о числе 7 по отношению 8? (Меньше на 1.), по отношению к числу 6? (больше на 1.)
— Как можно получить 7? ( Эту работу проводим в группах – условие выполнения работы: аккуратность, скорость, количество вариантов.)Учащиеся молча передвигаются по классу для того, чтобы добавить больше вариантов состава числа 7. ( Обучающая структура СТЁ ЗЕ КЛАСС (Stir the Class)
2) – На что похожа цифра 7? (Ответы детей)
Цифра 7 состоит из 3 элементов: волнистой линии, большой и маленькой палочек. Начинаем писать волнистую линию чуть ниже середины верхней стороны клетки, доводим до верхнего правого угла клетки и проводим «основную наклонную палочку» к середине нижней стороны клетки. Маленькая палочка должна перечеркивать основную примерно по середине. Она должна быть горизонтальной. ( — Обведи обратной стороной ручки эталон цифры 7. – Кому трудно, просигнальте. – Пропишите самостоятельно цифру. Подчеркните ту, которая лучше всего получилась.)
( Перед письмом повторяем правила посадки, проводим пальчиковую гимнастику «Кулачок. Ребро. Ладошка»)
V Первичное закрепление с проговариванием.( Работа по учебнику.)
№3 (Коллективное выполнение работы.)
№4 (Обучающая структура СИМАЛТИНИУС РЕЛЛИ ТЭЙБЛ ( Simultaneous Rally Table) – 2 ученика одновременно выполняют письменную работу на отдельных листочках и по окончанию одновременно передают друг другу.
VI Рефлексия.
— Что вы можете рассказать о числе 7?
— Оцените свои достижения на уроке.
— Кто доволен своей работой?
— Все ли было понятно?
VII Подведение итогов урока. ( включение нового знания в систему знаний ).
— Что понравилось на уроке?
— Что было трудно?
— Где можно применять полученные знания?
В конце урока звучит музыка (исполняет ученик музыкальной школы, выбранное им произведение на саксофоне).
Спасибо за урок!