Конспект урока математики
1 класс.
Тема: «Число и цифра 3. Треугольник»
Составил учитель нач. классов
МБУ СОШ №16 г. Тольятти
Мартынова Оксана Валентиновна
Тольятти 2012
Цели:1.Педагогическая: создание условий для изучения чисел 1,2,3 и установления взаимосвязи между действиями сложения и вычитания, для знакомства с понятием «числовой отрезок», для формирования интереса и организации освоения учащимися парной работы; развивать мыслительные операции, речь, творческие способности; 2.Ученическая: в результате освоения данной темы ученик овладеет умением давать характеристику количеству предметов, различать геометрические фигуры соотносить цифру с числом предметов; узнают место числе 1,2,3 в натуральном ряду чисел и их состав, научатся складывать и вычитать в пределах 3, используя числовой отрезок.
Оборудование: карточки для наборного полотна, карточка с
цифрой 3, линейка, треугольник, картинка светофора, проектор, интерактивная доска, компьютер, наборы для групповой работы, учебник «Математика 1 класс» Л.Г. Петерсон.
Ход урока.
1.Организационный момент.
Долгожданный дан звонок-
Начинаем наш урок.
Ребята, на доске записана пословица.
«Чтобы научиться трудолюбию – надо три года, чтобы научиться лени – только три дня». Это девиз нашего урока.
2. Устный счёт.
а) Игра «День-ночь» (На доске картинки. Дети внимательно их рассматривают и запоминают. При слове «Ночь» дети закрывают глаза, учитель меняет картинки местами или убирает. При слове «День»- дети открывают глаза и говорят, что изменилось) повторяется 2-3 раза.
б) Числовой ряд, счёт прямой и обратный, пространственные представления.
— Сегодня у нас урок необычный. К нам в гости пришли герои сказки. Кто их узнал? Из какой они сказки? Как их зовут?
— Наф-Наф строил свой домик из кирпичей. Давайте поможем ему их сосчитать.
— Сосчитайте в прямом и обратном порядке ( от 3 до 9, от 8 до 2)
— Назови последующее число: 4, 8, 5.
— Как получить последующее число, насколько оно будет больше?
— Назови число предыдущее: 10,7,3.
— Как получить предыдущее число, насколько оно будет меньше?
— Какое число стоит между 7 и 8? 3 и 5?
— Назови соседей числа 4, 6.
— Найди ошибку, восстанови порядок (работа с карточками на наборном полотне).
в) Геометрический материал. Работа в группах (на доске изображения поросят из геометрических фигур), из каких геометрических фигур состоят эти поросята? А теперь вы из фигур которые есть у вас на партах, составьте изображение своего поросёнка.
3. Классификация. Составление числовых и буквенных равенств.
— Ниф-Ниф любил лежать на полянке и рассматривать цветочки.
— Сколько всего цветочков увидел поросёнок? (3).
— На какие группы их можно разбить?
— Составьте равенство, разбив цветы на группы. Опираясь на первые равенства составьте ещё по три.
— Давайте заменим буквенное выражение числовым.
— Что получилось? (1+2=3, 2+1=3, 3-1=2, 3-2=1)
4. Перестановка трёх элементов. Работа с интерактивной доской.
5. Физкультминутка
Три света есть у светофора.
Они понятны для шофёра:
Красный свет проезда-проезда нет,
Жёлтый — будет готов к пути,
А зелёный свет – кати.
(Показать рисунок светофора, вспомнить правила ПДД. Красный-стоим, жёлтый — хлопаем, зелёные — топаем.).
6. Число и цифра 3.
Работа с учебником, страница 30, демонстрационное табло.
— Место числа 3 в ряду чисел.
— Обозначение на кубе и игральной кости.
— Состав числа.
— На что похожа цифра 3? (Ассоциации)
Это-месяц дугой,
Ниже месяц другой.
А теперь – посмотри:
Получилась цифра …
7. Написание цифры 3 по образцу (учебник).
— Вспомнить правила посадки при письме.
— Работа с заданием в учебнике.
— Пальчиковая гимнастика.
8. Задание №1, с. 30.
Поросята любят рисовать. У Наф-Нафа самый длинный карандаш. Какого он цвета? И т.д.
— Какой карандаш длиннее?
— Какой карандаш короче?
— Что можно сказать о синем и зелёном карандашах?
— О чём можно сказать, оно длиннее? Короче? Одинаковые?
Приведите примеры.
Задание №2, с. 30.
По рисунку в учебнике даётся понятие отрезка как части прямой, ограниченной, с обеих сторон. Это геометрические фигуры.
— Какой отрезок длиннее? Короче?
Задание №3, с. 30. — Как называется нарисованная фигура? (Треугольник). Посмотрите на экран. Какую форму имеет клумба около домика Нуф — Нуфа?
— Выложите у себя на парте из карандашей треугольник. Сколько взяли карандашей?
— А почему у этой фигуры такое название? ( 3 угла, 3 вершины, 3 стороны).
— Закончите построение треугольника в учебнике.
6. Физкультминутка
Поросёнок.
Поросёнок – Пяточок
Отлежал себе бочок.
Встал на ножки, потянулся,
А потом присел, нагнулся.
И на ножках поскакал,
И руками помахал.
7. Сложение и вычитание.
Задание №4, с. 30.
Дети выполняют самостоятельно. Коллективная проверка по иллюстрации на доске.
Задание №5, с. 30.
Рассмотрите рисунки.
— Какое действие нужно выполнить?
— Сколько фигур нарисуете в третьем мешке?
— Какой пример можно составить по этому рисунку?
— Подчеркните части и целое.
( Аналогично идёт работа по рисунку второй строки).
Вот и готов домик поросят. Чей домик оказался самый крепкий? Почему? Как Наф-Наф работал? Посмотрите на девиз нашего урока. Как вы понимаете пословицу с которой мы начали сегодняшний урок?
8. Подведение итогов.
— Какое количество предметов мы обозначим цифрой три?
— Как получить число три?
9. Итоговая рефлексия.
— Что больше всего запомнилось на уроке?
— О чём бы вы рассказали своим родителям?
— Возьмите смайлик на краю стола и раскрасьте его красным – если вам было интересно, синими – если скучно или не всё понятно на уроке( прикрепите их к доске).
Используемая литература:
-
Петерсон Л.Г. «Математика 1 класс»
М.: издательство «Ювента», 2012.
2. Петерсон Л.Г. «Методические рекомендации к учебнику математика 1 класс»
М.: издательство «Ювента», 2011.
3. Максимова Т.Н. «Поурочные разработки по математике: 1 класс»
М.: издательство «ВАКО», 2009.
4. Бут Т.В. «Математика 1 класс, система уроков по учебнику Петерсон Л.Г.»
Волгоград: издательство «Учитель», 2012.